Меню Рубрики

План сестринских вмешательств при рините

СП при заболеваниях органов дыхания

Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:

1. Относительно малые размеры и узкие просветы.

2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.

3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.

4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.

Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.

Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.

При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.

Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).

Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:

2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).

3. Частота дыхания – зависит от возраста:

· новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту

· 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту

· 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту

· 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту

Острый ринит

Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.

У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:

1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.

2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.

3. Акт дыхания и состояния нарушены.

4. В зеве гиперемия небных душек.

У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).

Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).

Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.

Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.

· тонкая барабанная перепонка;

· короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);

3. Вскрикивание при сосании.

5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.

При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.

При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).

Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.

Основные принципы лечения острого ринита:

1. Симптоматическая терапия.

Профилактика острого ринита и отита:

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

3. Избегать переохлаждений.

4. Систематически проводить закаливающие процедуры.

СП при остром рините и отите.

Возможные проблемы пациента:

¾ нарушение сна, сосания, глотания

¾ дискомфорт, связанный с заболеванием

¾ страх перед манипуляциями

¾ дефицит знаний о заболевании и уходе

¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков

¾ неадекватная оценка состояния ребенка

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.

2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.

4. Рекомендовать перед каждым кормлением санировать нос (отсосать слизь, промыть носовые ходы физраствором (0,9% водный раствор хлорида натрия), закапать капли).

5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.

6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).

7. Выполнять назначения врача.

8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).

Возбудители заболевания: бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.

Источники заболевания: больные ангиной, бактерионосители.

Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.

Факторы риска развития ангины: переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.

Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

1. Катаральная – воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.

3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.

4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

· общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);

· боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;

· местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;

· регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.

Длительность заболевания 5-10 дней.

Осложнения: отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины:

1. Постельный режим на 5-7 дней.

3. Антибиотики, курс 7-10 дней.

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.

6. Антигистаминные препараты.

· своевременная санация хронических очагов инфекции

· рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков

· избегать тесного контакта с больным ангиной

СП при ангинах

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

· нарушение глотания из-за болей в горле

· дефицит жидкости в связи с лихорадкой

· страх перед манипуляциями

Возможные проблемы родителей:

· дефицит знаний о заболевании и уходе

· недостаточное внимание ребенку

· дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков

· неадекватная оценка состояния ребенка

1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.

4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:

¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;

¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;

¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.

5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.

6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).

7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).

9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.

10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)

источник

Учебно методическое пособие Для студентов отделения «Сестринское дело», очная форма обучения г. Архангельск 2009 Рецензент: Евграфова Л. Э., преподаватель педиатрии амк первой квалификационной категории


  1. ^ Апноэ – временная остановка дыхания при обеднении крови углекислым газом.
  2. Бронхит – это патологическая реакция бронхов на различные раздражители – физические, химические, инфекционные и другие.
  3. Острый простой бронхит – форма поражения бронхов, при которой обструкция дыхательных путей клинически не выражена
  4. Острый обструктивный бронхит – острый бронхит, протекающий с признаками бронхиальной обструкции
  5. Бронхиолит – острое поражение мельчайших бронхов и бронхиол, приводящее к развитию выраженной обструкции дыхательных путей и сопровождающееся дыхательной недостаточностью.
  6. Острая пневмония – полиэтиологическое инфекционно – воспалительное заболевание лёгких.
  7. Бронхиальная астма – заболевание, характеризующееся рецидивами бронхиальной обструкции, которые проявляются в виде приступов удушья.
  8. Острая дыхательная недостаточность – такое состояние организма, при котором внешнее дыхание не способно обеспечивать на должном уровне насыщение крови кислородом и удаление из неё углекислоты.

9. Небулайзер – устройство для преобразования жидкости в аэрозоль с особо мелкодисперсными частицами способными проникать преимущественно в периферические бронхи.

10. Пикфлоуметрия – это метод определения максимальной объёмной скорости выдоха.

11. Пикфлоуметр – прибор для определения максимальной объёмной скорости выдоха.

12. Спейсер – это вспомогательное устройство для проведения ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства.

13. Спинхайлер – индивидуальный ингалятор.

14. Мокрота – это патологическое отделяемое дыхательных путей.

Семинарско – практическое занятие №2.

Тема: «Сестринский процесс при болезнях верхних дыхательных путей, ОРВИ. Активное посещение больного ребёнка».

^ Форма организации учебного процесса – семинарско – практическое занятие.

Продолжительность – 6 часов.

Место проведения – детская поликлиника.

I.1. При подготовке к занятию Вы должны

1.АФ0 дыхательной системы у детей.

2.Методика исследования органов дыхания (данные опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации)

2.Причины возникновения заболеваний органов дыхания у детей. Предрасполагающие факторы.

3.Ринит, фарингит, ринофарингит, причины, клиника, лечение, профилактика.

4.Ларингит, ларинготрахеит причины, клиника, лечение, профилактика.

5.Ангина, причины, клиника, лечение, профилактика.

6.Грипп, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, осложнения, профилактика.

7.Парагрипп, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, осложнения, профилактика.

8.Аденовирусная инфекция этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, осложнения, профилактика.

9.Дополнительные методы исследования при заболеваниях органов дыхания.

10.Отличительные признаки гриппа, парагриппа, аденовирусной инфекции

1.Оценить данные анамнеза, состояние ребёнка, данные пальпации, перкуссии, аускультации.

2.Осуществить наблюдение за больными с разными заболеваниями дыхательной системы (о. ринитом, о.ринофарингитом, гриппом, аденовирусной инфекцией, парагриппом, ангиной) во время проведения активного посещения к больному ребёнку — наблюдение за характером катаральных явлений, выявление симптомов осложнений.

3.Провести беседу с матерью об особенностях ухода, кормления, лечения данных больных, дать рекомендации.

4.Выпоить лекарственные препараты через рот, применить физические методы охлаждения, выполнить внутримышечную инъекцию, поставить масляные горчичники, провести паровые ингаляции в домашних условиях, горячие ножные ванны, закапать капли в нос, глаза, уши, осуществить взятие мазка из зева и носа на флору.

6.Составить сестринский процесс (по патронажу)– на премиальные баллы

^ I.2. Исходный уровень знаний:

При изучении данной темы Вам пригодятся знания, полученные на дисциплинах:

  • Строение и функции дыхательной системы (анатомия),
  • Возбудители респираторных инфекций, их характеристика (микробиология)
  • Эпидемиология ОРВИ (инфекционные болезни)
  • Правила оформления и выписки рецептов (фармакология и латинский язык)
  • Техника выполнения манипуляций (манипуляционная техника)
  • Методика сестринского обследования пациента, этапы сестринского процесса (сестринский процесс)
  • Оценка лабораторных показателей (анатомия, основы лабораторной диагностики)
  • Общение с врачом, родителями и пациентом (психология)
  • Заболевания органов дыхания у взрослых (терапия)

^ I. 3. Порядок подготовки к занятию:

  1. Изучите теоретический материал по лекции и по учебнику.
  2. Проанализируйте информацию методического пособия по теме.
  3. Разберите схемы базисного ухода при острых бронхитах, острой пневмонии, бронхиальной астме.
  4. Повторите и проверьте знания техники манипуляций.
  5. Проверьте знания терминов, лекарственных форм, изучив рецептотеку.
  6. Проверьте и закрепите изученный материал при ответах на задания тестового контроля.

7. Составьте схему дифференциального диагноза острых респираторных

вирусных инфекций (грипп, парагрипп, АВИ) по предложенной схеме:

Признак

Характер инфекции Грипп Парагрипп Аденовирусная инфекция Определение

Длительность лихорадки (в днях)

Характер поражения дыхательных путей

^ II. Дополнительная информация.

II.1. Схема активного посещения больного ребёнка.

— С чего началось заболевание?

— С чем связывают заболевание родители (контакт с инфекционным больным дома, в школе, в детском комбинате и т. д. , переохлаждение)

— Когда был вызван врач, какое лечение назначено?

— Изменилось ли состояние ребёнка после начатого лечения (ухудшилось или улучшилось, какие новые симптомы появились)?

— Что беспокоит ребёнка сейчас? (обратить внимание на кашель, голос, одышку, температуру и т. д.)

— поведение, реакция на осмотр

— слизистые полости рта, зева

— подкожно – жировой слой, тургор мягких тканей

— костная система (состояние большого родничка)

4.Особенности ухода за ребёнком:

– кто ухаживает за ребёнком?

– чисто ли в комнате, проветрено ли проводится ли влажная уборка?

Читайте также:  Гнойный ринит у ребенка 3 лет

— выполняются ли рекомендации врача?

— как ребёнок переносит лекарства?

— по режиму (постельный, домашний)

— по уходу (правила закапывания капель, туалет глаз, носа и т. д.)

^ II. 2. Пример записи активного посещения в «Истории развития ребёнка» (форма 112/у).

T – 37, 6 0

20/ III – 2009г. Активное посещение ребёнка, возраст 6 лет Рекомендации
Заболел три дня назад, когда повысилась температура до 37,8 0 , появились обильные серозные выделения из носа, редкий сухой кашель. Заболеванию предшествовало переохлаждение. Врач был вызван 17/III, поставлен диагноз: «ОРЗ» и назначено лечение – при температуре свыше 38,5 0 – панадол по 1ч. Л.; капли в нос – галазолин, грудной эликсир по 6 капель 3 раза в день.

При посещении жалобы на кашель, повышение температуры до 37,4 0 .

Состояние удовлетворительное, ребёнок активный, охотно вступает в контакт, сон и аппетит не нарушены. Кашель стал влажным. Кожа обычной окраски и влажности. В зеве гиперемия задней стенки глотки и дужек. Подкожно жировой слой распределён равномерно. Тургор тканей и тонус мышц сохранены. Пальпируются единичные подчелюстные лимфатические узлы до 0,5 см в диаметре, мягкие, безболезненные. Пульс хорошего напряжения и наполнения, частота 100 ударов в 1 минуту, частота дыхания – 25 в 1 минуту. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Физиологические отправления не нарушены.

За ребёнком ухаживает мама, рекомендации врача выполняются, реакций на приём лекарств нет, уход хороший. В комнате чисто, проветрено.

м/с Иванова.

1.Режим постельный до нормализации температуры

2. Обильное питьё (морсы, компоты, чай с лимоном)

3. Лечение, назначенное врачом продолжить

4. Ежедневная влажная уборка

^ II.3.Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента.

Заболевания верхних дыхательных путей.

выделения из носа

повышение температуры тела

риск присоединения вторичной инфекции

риск инфицирования окружающих

нежелание вступать в контакт

Нарушенные потребности Проблемы пациента
Заболевания верхних дыхательных путей
ринит фарингит тонзиллит ларингит трахеит
1. Дышать заложенность носа

выделения из носа

боль, першение, зуд,

чувство инородного тела в горле

боль в горле
2.Адекватно питаться снижение аппетита,

боль, першение, зуд, чувство инородного тела в горле

снижение массы тела

снижение массы тела снижение аппетита снижение аппетита потливость выделение мокроты
5.Спать нарушение сна нарушение сна

головная боль

нарушение сна
6. Личная гигиена неудовлетворительная гигиена носа и кожи преддверия носа

раздражение кожи преддверия носа

невозможность осуществления личной гигиены

невозможность осуществления гигиены полости рта и глотки
7.Поддержание нормальной t 0
8.Адаптация дефицит знаний у родителей и ребёнка о заболевании, осложнениях, способах лечения и профилактики
9.Поддержание безопасности собственной и окружающих
11.Труд учёба снижение работоспособности, успеваемости в школе
12.Приоритетная проблема выделения из носа боли в горле осиплость голоса болезнен -ный кашель
13.Потенциальные проблемы риск присоединения вторичной инфекции

риск инфицирования окружающих

Острые респираторно – вирусные инфекции.

Нарушенные потребности Проблемы пациента
Острые респираторно – вирусные инфекции
грипп парагрипп аденовирусная инфекция
1. Дышать заложенность носа

носовое кровотечение

кашель,
2. Адекватно питаться снижение аппетита

боли в животе

рвота
3. Выделять рвота

выделения из носа

выделения из носа

выделение мокроты

выделения из носа

разжиженный стул

4. Двигаться головокружение

слабость

5. Спать головная боль

боли в глазных яблоках, мышцах, конечностях

сонливость

нарушение сна
6. Личная гигиена затруднения при самоуходе
7. Поддержание нормальной температуры тела повышение температуры тела

повышение температуры тела

8. Адаптация дефицит знаний родителей и ребёнка о заболевании, осложнениях и способах лечения дефицит знаний родителей и ребёнка о заболевании, осложнениях и способах лечения
9. Поддержание безопасности собственной и окружающих риск развития осложнений

риск инфицирования окружающих

10. Общаться гиперестезии

плаксивость

раздражительность

плаксивость

11. Труд, учёба утомляемость

слабость

12. Приоритетная проблема повышение температуры тела повышение температуры тела

затруднение дыхания

повышение температуры тела

кашель, насморк, отделяемое из глаз, боли в горле, животе (в зависимости от формы АВИ)

13. Потенциальные проблемы риск развития осложнений

риск инфицирования окружающих

^ II. 4. Схема базисного ухода.

План сестринского ухода при заболеваниях верхних дыхательных путей, ОРВИ.

Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений в течение недели;

Долгосрочная – устранить симптомы болезни через 10 – 14 дней.

^ План сестринских вмешательств Обоснование
Независимые вмешательства
— Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях — Обеспечение права пациента на информацию

— Осознанное участие ребёнка и его родственников в мероприятиях ухода

— При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату (за ширму) до исчезновения катаральных явлений — Опасность заражения от больного ребёнка
— При госпитализации ребёнка обеспечить «цикличное» заполнение палат — Опасность развития «перекрёстной» инфекции
— Организовать масочный режим — Предотвращается воздушно — капельный путь передачи
— Организовать в острый период постельный режим — Предупреждение развития осложнений
— Обеспечить доступ свежего воздуха — Устранение гипоксии
— Создать ребёнку возвышенное положение в постели — Для облегчения дыхания (за счёт уменьшения притока крови к лёгким, опущения диафрагмы)
— Обеспечить в помещении, где находится ребёнок температуру 18 — 20 0 — Для облегчения отхождения мокроты, облегчения дыхания
— Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день) и проветривание помещения (не менее 4 раз в день) — Для улучшения чистоты воздуха, уменьшения концентрации возбудителей
— Организовать ребёнку двигательный режим, дренажное положение — Для улучшения отхождения мокроты, предупреждения застойных явлений
— Проводить туалет кожи, слизистых оболочек носоглотки, глаз — Для обеспечения выполнения кожей дыхательной функции и облегчения состояния больного
— Обеспечить регулярность физиологических отправлений — Ослабление и устранение симптомов интоксикации

— Облегчения дыхания (при запорах отмечается подъём диафрагмы, что затрудняет экскурсию лёгких)

— При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки — Снижение дополнительных затрат кислорода и снижение риска развития дыхательной недостаточности
— Организовать питание малыми порциями (включать сок квашеной капусты, цитрусовые – лимоны, киви, мандарины, апельсины, грейпфруты, салат из свежей капусты) — Для облегчения экскурсии лёгких

— Устранение симптомов интоксикации

— Организовать обильное питьё (горячий чай, клюквенный, брусничный морсы, щелочные минеральные воды с молоком и др. — Для устранения интоксикации
^ Зависимые вмешательства
— Выполнить назначения врача:

а) парацетамол (панадол. колдрекс, калпол);

физические методы охлаждения

б) солпафлекс. бруфен, нурофен в воз­растной дозировке;

2-х месяцев до 1 года -10 капель х 4 раза в день;

1 -3 года — 15 капель х 4 раза в день;

старше 3 лет — 25 капель х 4 раза в день.

5-15 мл в сутки в зависимости от возраста.

1 таблетка в сутки детям старше 12 лет, проглатывать.

дети старше 4-х лет по 1 драже 3 раза в сутки после еды.

Тусупрекс: с 2-х лет 5-10 мг 3-4 раза в сутки.

Фервекс: детям старше 12 лет по 2 таблетки через 6 часов.

Либексин: 25-50 мг 3-4 раза в сутки, с 3-х лет, проглатывать.

Гелицидин 10% сироп: 2,5-20 мл в сутки в зависимости от возраста.

Туссин-плюс: до 2-х лет 50-100 мг каждые 4 часа,старшим от 100 до 400 мг.

Стоптпуссин: старше 1 года 2,5-15 мл 3 раза в сутки после еды.

Бронхолитин: 3-10 лет 5 мл х 3 раза в сутки, старше 10 лет 10 мл х 3 раза в сутки.

Корень алтея (входит в состав мукалтина);

Анисовое масло 1-5 капель на прием (входит в состав нашатырно-анисовых капель);

Травы багульника болотного, душицы, термопсиса, фиалки, чабреца(входит в состав микстуры пертуссин);

Листья мать-и-мачехи, подорожника большого;

до 6 лет 100-200 мг 2 раза в сутки,

старше 6 лет 200 мг 2-3 раза в сутки;

до 2-х лет 2мг З раза в сутки,

2-6 лет 4 мг Зраза в сутки,

старше 6 лет 6-8 мг в 3-4 раза в сутки;

до 2-х лет 7.5 мг 2 раза в сутки,

2-5 лет 7.5 мг 3 раза в сутки,

5-12 лет — 15 мг 2-3 раза в сутки.

г) антигистаминные препараты

д) средства, применяемые при рините:

Физиологический раствор (0,9% раствор хлорида натрия) вводится по 1-3 мл в каждую ноздрю.

Ксилометазолин. нафазолин, оксиметазолин

дети 6-12 лет — 0,05% (Длянос, отривин, галазолин, санорин, називин)

дети старше 12 лет — 0.1% растворы тех же средств

Фервекс спрей – детям старше 6 лет

по 1 впрыскиванию 3 раза в день в каждый носовой ход

1 впрыскивание в каждую ноздрю через 10-12 часов, не более 3-х дней;

от 2 до 6 лет — с осторожностью

0.05% 1-2 капли в каждый носовой ход 1-2 раза в сутки;

старше 6 лет — 1 впрыскивание в каждый носовой ход 3 раза в сутки, не более 3 дней.

Виброцил – дети любого возраста.

д) витаминотерапия – аскорбиновая кислота, поливитамины

7—11- лет 50 мг 2 раза в день

11-14 лет 50 мг 3 раза в день 5 дней

Алъгирем — (ремантадин + алъгинат -сироп 0,2% раствор

2-6 лет — 50 мг 3 раза в день

6-12 лет — 100 мг 3 раза в день

старше 12 лет — 200 мг 3 раза в день 3 дня

по 1 таблетке 3 раза в сутки, в первые 3 дня заболевания доза может быть увеличена до 4-6 раз в сутки.

Тамифлю — (Озельтамивир) — (грипп А и В) Внутрь независимо от приема пищи детям старше 12 лет по 75 мг 2 раза в сутки

Человеческий лейкоцитарный интерферон сухой

По 3-4 капли каждые 15-20 минут в течение 3-4 часов, далее 4-5 раз в сутки в течение 3 суток.

Виферон-1 150 000 ЕД (сочетание рекомбинантного интерферона с витамином Е и ви­тамином С) – для детей младше 7 лет и новорождённых —

по 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней.

предназначен для детей старше 7 лет, ректально по 1 свече 2 раза в день 5 дней.

Гриппферон (рекомбинантный интерферон) —

1-3 лет — по 2 капли 3 раза в сутки в нос

3-14 лет — по 2 капли 4 раза в сутки в нос

Донорский нормальный иммуноглобулин

ж) ингаляции (ромашка, эвкалипт, сода)

з) отвлекающие средства (масляные горчичники, горячие ножные ванны)

Гентамицин 0,3% — глазные капли

Тобрамицин – глазные капли

Тетрациклиновая глазная мазь 1%

Эритромициновая глазная мазь

— Жаропонижающие средства (исключить амидопирин, фенацетин, ацетилса­лициловую кислоту)

— Ненаркотические противокашлевые препараты центрального действия — только при непродуктивном болезненном кашле;

противопоказаны при влажном кашле с обильной мокротой;

— Противокашлевые препараты периферического действия

— Противокашлевые комбинированные препараты

— Отхаркивающие средства — способствуют отхождению скудной мокроты

(для эффекта – употреблять 6 – 8 стаканов жидкости в день)

— Муколитические препараты — для отхождения вязкой мокроты.

— При появлении или усилении аллергических реакций.

источник

План лекции:

1. Острый ринит: определение, причины, пути передачи инфекции. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

2. Острый отит. Определение, клинические проявления, лечение, сестринский процесс.

3. Острый ларинготрахеит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Варианты клинического течения. Клинические симптомы ларингита без стеноза и со стенозом (по степеням), осложнения, принципы лечения, оказания неотложной доврачебной помощи и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Острый бронхит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Виды бронхита. Бронхиальная обструкция. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Острая пневмония. Определение, клинические проявления, принципы лечения, сестринский процесс.

1. Острый ринит – острое воспаление слизистой оболочки полости носа.

· Вирусы (риновирусы, аденовирусы и т.д.)

· Бактериальная флора присоединяется позднее.

· Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосредственном загрязнении окружающих предметов носовым секретом).

Клиническая картина.

Инкубационный период короткий _от 1 до 2-х дней.

У детей раннего возраста заболевание протекает довольно тяжело:

· Ребенок вялый, сон беспокойный, непродолжительный

· Т о тела обычно субфебрильная.

· Носовое дыхание затруднено, из носа водянисто-слизистые выделения, затем – густые слизисто-гнойные

· Нарушено дыхание через нос и сосание

· Небольшая гиперемия небных дужек.

· Возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ.

У детей старшего возраста:

· Обильные выделения из носа.

· Выраженная субфебрильная Т о тела (иногда на протяжении 7-10 дней).

· Воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит, синусит)

· Катаральный или гнойный отит

Основные принципы лечения:

1. Жаропонижающие средства: парацетамол, нурофен и т.д.

2. Капли в нос: сосудосуживающего действия (0,05% раствор нафтизина, називин), противовирусного действия (лейкоцитарный интерферон), антисептического действия (2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, 4% раствор протаргола), иммуностимулирующего действия (0,01% раствор тимогена, «Пиносол»).

3. Отвлекающие процедуры: ножные и ручные ванны.

Острый отит

это острое воспаление среднего уха. Чаще болеют отитом дети первых 2-х лет жизни. Заболевание чаще регистрируется в зимне-весенний период, может возникать как самостоятельное заболевание, но чаще осложняет течение других заболеваний (ОРВИ, корь, скарлатина, ангина и т.д.)

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

Основные клинические проявления:

· Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди.

· Боль в ухе покалывающая, стреляющая, пульсирующая, иногда иррадиирует в шею, зубы.

· Резкая боль при надавливании на козелок уха.

· При осложненном течении с перфорацией барабанной перепонки – выделение серозного или слизисто-гнойного содержимого, иногда с примесью крови.

· При отоскопии: гиперемия или выбухание барабанной перепонки, отсутствие ее подвижности и светового рефлекса, перфорация барабанной перепонки, гноетечение из барабанной полости.

· При тяжелом течении отита могут присоединиться менингеальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и т.д.)

· Перфорация барабанной перепонки.

· Снижение слуха при повторных отитах.

В большинстве случаев благоприятный, но могут отмечаться рецидивы отита и осложнения в виде мастоидита, антрита.

Основные принципы лечения:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные.

2. Антибактериальная терапия (при тяжелом и осложненном течении).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств (при неосложненных отитах):

· С помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств – софрадекс, отипакс, отинум, этакридина лактат, отолган, отофа.

· Сосудосуживающие капли в нос.

· Тепло на ухо (согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс).

· При значительном выпячивании барабанной перепонки и подозрении на скопление гноя, проводится парацентез врачом-отоларингологом.

Профилактика.

· Оберегать ребенка от контакта с больным ОРВИ.

· Своевременно санировать полость носа.

· При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

· Систематически проводить закаливающие мероприятия

Острый ларинготрахеит

это острое воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, ветряной оспы и т.д.)

· Вирусы (парагриппа, гриппа, кори, аденовирусы и т.д.)

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

У детей старшего возраста и взрослых заболевание протекает без стеноза и характеризуется следующими признаками:

· Грубый кашель «лающего» характера.

Обычно заболевание длится до 7 дней и при своевременном лечении заканчивается выздоровлением.

  • внезапное начало на фоне ОРВИ, чаще ночью
  • лающий кашель,
  • инспираторная одышка
  • возраст ребенка чаще с 6 месяцев до 2 лет

Различают четыре степени стеноза:

1-я степень (компенсированный круп):

  • Кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий
  • Осиплость голоса
  • Инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при беспокойстве, плаче, физической нагрузке).

2-я степень (неполная компенсация):

  • Состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость
  • Голос осипший, кашель резко лающий
  • Дыхание шумное, стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
  • Цианоз носогубного треугольника (особенно при беспокойстве ребенка)

3-я степень (декомпенсированный круп):

  • Состояние ребенка тяжелое, беспокойство сменяется заторможенностью, адинамией
  • Периоральный цианоз в покое, при беспокойстве – генерализованный
  • Дыхание ослаблено
  • Изменения ССС: тахикардия, снижение АД
  • Крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность
  • Аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание
  • Изменения ССС: АД резко снижено, брадикардия, пульс нитевидный, едва пальпируется
  • Периодически возникают судороги

Доврачебная помощь при стенозе гортани:

Действия Обоснование
  1. Вызвать бригаду скорой помощи
  2. Взять ребенка на руки, успокоить, доступ свежего увлажненного воздуха.
  3. ВВЕДЕНИЕ НАФТИЗИНА
  • ингаляция 0.025% нафтизина

5 минут через небулайзер (1 мл 0.05% нафтизин растворить в 1 мл 0,9% раствора NaCl)

  • при невозможности ингаляции введение через нос (в одну ноздрю с запрокинутой головой залить)

0,2 мл 0,05% нафтизина (дети до 1 года), 0,3 мл до 2 лет, разведенного 2 мл воды об эффективности свидетельствует появление кашля.

  1. Ручные и ножные ванны
  2. Теплое щелочное питье
Необходима врачебная помощь Уменьшение спазма Уменьшение отека в гортани Отвлекающие мероприятия Разжижение слизи

Острый бронхит

это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхов и сопровождаемый выделением слизи. Поражение бронхов часто сочетается с поражением трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита. Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, тогда он протекает с явлениями бронхиолита и бронхопневмонии. Бронхит часто возникает как осложнение какой-либо инфекции (ОРВИ, корь, грипп и т.д.).

· Вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальной инфекции и т.д.

· Бактерии (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и т.д.)

· Хламидии, микоплазма, цитомегаловирус (особенно часто в последнее время)

Клиническая картина.

· Повышение Т о тела в течение нескольких дней.

· Катаральные явления со стороны носоглотки и зева (отек, гиперемия, насморк, першение в горле).

· Неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки бронхита:

· Фебрильная Т о тела, умеренно выраженная интоксикация.

· Кашель вначале сухой, надрывистый, болезненный, усиливающийся по ночам, с 5-го дня кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты, обычно она вязкая, беловато-желтоватого цвета, иногда гнойная, а при сильном кашле может быть с прожилками крови.

· Дети раннего возраста откашливаемую мокроту проглатывают, поэтому она нередко выводится у них с рвотой.

· В легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем они приобретают влажный характер (среднепузырчатые).

Бронхиальная обструкция

  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить данное состояние

· Вынужденное положение сидя

· Одышка с затруднением и удлинением выдоха

Основные принципы лечения острого бронхита:

1. Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем щадящий с удлиненным сном.

2. Диета по возрасту, кормить по аппетиту, обильное теплое витаминизированное питье (клюквенный и брусничный морс, соки, компоты, чай с лимоном, щелочные минеральные воды и т.д.).

3. Лекарственные препараты:

· Противокашлевые препараты (при сухом мучительном кашле): либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин, фалиминт, колдрекс и т.д.

· Муколитики (при появлении мокроты): Мукалтин, мукодин, мукосол, отвары грудного сбора.

· Антибиотики (при затяжном и рецидивирующем течении и у детей раннего возраста).

· Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).

4. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками, протеолитическими ферментами.

5. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы.

6. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с йодидом калия на грудную клетку.

7. Обязательная госпитализация детей с тяжелыми формами заболевания и с осложнениями.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1737 | Нарушение авторских прав

источник

Тема 15 16 17. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ОСТРЫЙ РИНИТ

Острый ринит(острый насморк) — это острое воспале­ние слизистой оболочки полости носа.

Возбудителями ринита являются различные вирусы, широко рас­пространенные в окружающей среде.

Вирусы находятся в секретах носоглотки непосредственно до заболевания и в первые дни болезни, затем к ним присоединяется бактериальная флора.

Пути передачи инфекции:

2. Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосред­ственном загрязнении окружающих предметов секретом из носа).

Инкубационный период:короткий — от 1 до 2-х дней.

Основные клинические проявления острого ринита:

У детей раннего возраста насморк протекает обычно до­вольно тяжело:

— ребенок вялый, температура большей частью субфебрильная, сон беспокойный, непродолжительный;

— носовое дыхание затруднено, носовая секреция — водяни­сто-слизистая, позже густая и слизисто-гнойная;

— акт дыхания и сосания нарушены;

— в зеве: небольшая гиперемия небных дужек;

— возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения функции Дыхания, вплоть до апноэ.

У Детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией и длительно выраженной субфебрильной температурой, часто на протяжении 7-10 дней.

Воспаление других отделов дыхательных путей:

— катаральный или гнойный отит (наиболее часто встре­чающееся осложнение).

Основные принципы лечения.

Специфического лечения нет.

1. Жаропонижающие средства: параце­тамол, ибупрофен.

— сосудосуживающего действия — 0,05-0,1% раствор нафтизина, галазолина; — противовирусного — лей­коцитарный интерферон; — антисептического -2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, — иммуно­стимулирующего — 0,01% раствор тимогена; — капли слож­ного состава «Пиносол».

Предосторожность!Избегать применения детям до года:

сосудосуживающих капель более 3-х дней (из-за привыкания и возможности усиле­ния отека слизистой оболочки носа),

масляных капель (из-за опасности аспирации и развития липоидной пнев­монии), — капель с ментолом (во избежание воз­никновения коллапса).

3. Отвлекающие процедуры: ножные ванны, согревание лампой Соллюкс.

ВОСПАЛЕНИЕ СРЕДНЕГО УХА (ОТИТ).

Острый отит— это острое воспаление среднего уха.

Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

Возбудители заболевания:

— гемолитический стрептококк группы А;

Предрасполагающие факторы развития отита:

— особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

Выделяют 2 стадии острого отита:

1. Острый неперфоративный отит.

2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

Основные клинические проявления отита:

— общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

— типичный характер боли — покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

— резкая боль при надавливании на козелок уха;

— при осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения отитов:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: — с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

— сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

— тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

Профилактика.

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

2. Своевременно санировать полость носа.

3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

4. Избегать переохлаждений.

5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

Сестринский уход при остром рините и остром отите.

Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: —нарушение дыхания;

— резкая, нестерпимая боль в ухе;

— нарушение сосания, глотания;

— дискомфорт, связанный с заболеванием;

— страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство:

1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

5. При повторяющихся отитах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром и отола­рингологом.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины.

1. Постельный режим на 5-7 дней.

3. Противомикробная терапия:

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

6. Антигистаминные средства.

Профилактика.

1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

Сестринский уход при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

— нарушение глотания из-за болей в горле;

— дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

— высокий риск развития осложнений;

— неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

— страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника .

8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардиологом, отоларингологом, стоматологом.

Сестринский уход.

Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

— дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;

— неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяже­лая реакция на госпитализацию;

— страх перед манипуляциями и др.;

— риск возникновения тяжелых осложнений;

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

3. Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

4. Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр.

5. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

6. Уметь оказать неотложную помощь при развитии при­ступа ложного крупа:

7. Применять методы отвлекающей терапии.

8. Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями).

9. Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физио­логическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком).

10. Несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

11. Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнитель­ным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапев­тической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

12. Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

13. Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

14. После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром.

15. Вне обострения заболевания посоветовать роди­телям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, про­должить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, по­степенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Острый бронхит.

— это воспалительный процесс слизистой оболочки бронхов, сопровождающийся кашлем и выделением слизи.

Поражение бронхов часто сочетается с воспалением слизистой оболочки трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита.

Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, что клинически протекает с явлениями бронхиолита.

— бактериальная инфекция (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и др.);

— микоплазменная и цитомегаловирусная ин­фекции (особенно часто в последнее время).

Факторы риска развития бронхита:

— переохлаждение (влажные, холодные климатические условия);

— неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение окружающей среды токсичными газами и прочими вред­ными веществами);

— пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

— хронические очаги инфекции;

Механизм развития бронхита.

Для бронхита характерно наличие признаков воспаления бронхиального дерева (без поражения легочной ткани), отек слизистой оболочки, скопление патологического секрета в просвете бронхов, приво­дящего к нарушению бронхиальной проходимости.

Основные клинические проявления острого бронхита.

Основные признаки острого бронхита:

— умеренно выраженные симптомы интоксикации;

-субфебрильная температура тела;

— кашель вначале сухой, надрывистый, болезненный, без выделения мокроты, усиливающийся по ночам;

— с 3-го дня — кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты;

— при аускультации в легких прослушиваются сначала сухие и влажные хрипы,

При острых бронхитах, в основном, благоприятный (в детском возрасте переход бронхита в хронические формы встречается редко). При рецидивирующих бронхитах появля­ется высокий риск развития бронхиальной астмы или хрони­ческой пневмонии.

ОСТРЫЙ БРОНХИОЛИТ.

Острый бронхиолитразвивается вследствие воспали­тельной обструкции мелких бронхов.

Заболевают, в основном, дети первых 2 лет жизни, при­чем самый высокий уровень заболеваемости приходится на первое полугодие жизни. Регистрируется заболевание чаще в зимне-весенний период.

Основные клинические признаки острого бронхиолита:

повышение температуры тела до 38-39°С,

вялость, слабость, ребенок становится раз­дражительным, плаксивым, — снижение аппетита.

2. катаральные явления со стороны носоглотки: серозное отделяемое из носа;

3. со стороны органов дыхания: — выдох затруднен, — сви­стящий кашель, — учащенное дыхание, — в легких выслушиваются рассеянные влажные хрипы,

— быстро нарастает дыхательная недостаточность:цианоз, раздувание крыльев носа, включение в акт дыха­ния дополнительной мускулатуры (втяжение межребер­ных промежутков и подреберных областей);

4. печень и селезенкавыступают из-под края реберной дуги (из-за смещения диафрагмы вниз переполненными возду­хом легкими);

Изменения в периферической крови:умеренный лейкоци­тоз, ускоренное СОЭ.

Основные принципы лечения.

1. Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений.

2. Парентеральное введение жидкости: показано введение 10% раствора глюкозы, витамина С, 4% раствора натрия бикарбоната — 4-5 мл/кг массы (при респираторном аци­дозе равновесие электролитов и рН крови должно быть выравнено).

3. Оксигенотерапия с целью устранения гипоксии.

4. Этиотропная терапия — противовирусные препараты.

8. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные оберты­вания, согревающие компрессы, втирание в кожу грудной клетки мази пульмекс-беби.

9. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез сиодидом калия на грудную клетку,

10. Постуральный дренаж, вибрационный массаж.

11. Противомикробные препараты по показаниям.

ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ.

Острая пневмония- это острое воспаление в паренхиме легких, характеризующееся интоксикацией и дыхательной недостаточностью.

Ведущим в возникновении пневмонии является инфек­ционный фактор:

— патогенные микроорганизмы (стафилококки,пнемококки и др.

Предрасполагающие факторы развития острой пневмонии:

АФО органов дыхания.

— фоновые заболевания (гипотрофия, рахит, анемия, др. );

— врожденные пороки развития дыхательной и сердечно­сосудистой систем;

— хронические очаги инфекции;

— наследственные и приобретенные иммунодефициты;

— неблагоприятные факторы окружающей среды (физиче­ские, экологические, химические).

Пути распространения инфекции:

Продолжительность заболевания и его исход зависят от реактивности организма и своевременного и адекватного ле­чения.

Диагностика.

2. Рентгенологическое обследование легких.

Принципы лечения пневмонии.

1. Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяже­лым течением болезни, с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.

2. Создание лечебно-охранительного режима.

3. Питание ребенка должно быть полноценным и соответст­вовать возрастным потребностям.

4. Организация питьевого режима: в острый период рекомендуется проведение регидратации, при этом суточный объем жидкости должен быть не менее 700-1000 мл (для восполнения потерь жидкости, связанных с лихорадкой, гипервентиляцией легких, мокротой и сниженным объемом пищи).

5. Оксигенотерапия — по показаниям.

6. Противомикробная терапия(лучше с определением чувствителности). В настоящее время предпочтение отдается пероральным антибиотикам: амоксициллину (флемоксин), оспену,макролидам(макропен, сумамед), эритромицину и др.

9. Отвары из отхаркивающих трав: корня алтеи, солодки, термопсиса, багульника, мать-и-мачехи, девясила, чабреца, плодов аниса.

10. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, дезинтоксикационные,

11. Иммунномодуляторы: амиксин, ликопид, дибазол, нуклеинат натрия и др.

13. Дренаж положением, вибрационный массаж.

14. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные оберты­вания, согревающие компрессы.

15. Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, хлористым кальцием, алоэ.

16. Лечебная физкультура, массаж.

Профилактика пневмонии.

1. Предупреждение острых респираторных вирусных ин­фекций.

2. Закаливание организма, систематические занятия физи­ческой культурой.

3. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

4. Проведение курсов общеукрепляющей и иммунокоррегирующей терапии.

Сестринский уход.

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

— неэффективное дыхание из-за гипоксии;

— дефицит жидкости из-за лихорадки,гипервентиляции легких;

— затрудненное сосание в связи с обструкцией дыхатель­ных путей;

— нарушение питания из-за интоксикации, кашля;

— тяжелая реакция на госпитализацию;

— страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о причинах развития заболевания, клинических про­явлениях, принципах лечения и возможных осложнениях. При тяжелом течении, при развитии осложнений, убедить родителей в необходимости госпитали­зации ребенка в стационар для получения квалифицирован­ной медицинской помощи и проведения эффективного ком­плексного лечения.

2. Создать оптимальный микроклимат в помещении (аэро­терапия): проветривать в любое время года до 5-6 раз в день, поддерживать температуру воздуха в пределах 18-20°С (для новорожденных — 23-24°С), увлажнять воздух с помощью аэ­роионизатора.

3. Обеспечить постельный режим ребенку на период лихо­радки, создать возвышенное положение в постели (припод­нять головной конец кровати на 30°). Грудного ребенка не­обходимо чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в нижних долях легких. По мере улучше­ния состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгированным сном. По мере улучшения состояния следует проводить дозированные про­гулки на свежем воздухе с 10-15 минут.

4. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и медицинское документирование сестринского процесса: контролировать состояние, ЧДД, ЧСС, АД, цвет кожных покровов, характер дыхания, кашля, мокроты, срыгиваний, рвоты; учитывать объем и состав получаемой жидкости в сутки (питание, инфузионная терапия) и суточный диурез, контро­лировать массу тела; проводить термометрию 2-4 раза в сутки.

5. Своевременно осуществлять медикаментозную терапию, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях. По показаниям проводить оксигенотерапию ув­лажненным теплым кислородом (30-38%) с помощью носо­вых катетеров, маски или кислородной палатки и ингаляции с бронхо-, муколитиками или протеолитическими фермента­ми (для коррекции гипоксемии, уменьшения одышки и циа­ноза, чувства тревоги, возбуждения, улучшения отхождения мокроты).

6. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответ­ствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко нарушен и угне­тена ферментативная функция пищеварительных желез. В этот период нужно уменьшить разовый объем пищи и увели­чить число кормлений. Пища должна быть витаминизиро­ванной, полужидкой, термически, химически и механически щадящей (без грубых комочков, которые могут быть аспири-рованы во время кашля). Перед началом каждого кормления необходимо прово­дить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапы­вать физиологический раствор), кормить медленно, делать частые перерывы.

7. Обеспечить адекватный питьевой режим. При тяжелом течении пневмонии проводить регидратацию: оралитом, регидроном, фруктово-овощными отварами, дегазированной щелочной минеральной водой, разведенными соками (мор-

ковным, яблочным), отварами шиповника и грудного сбора. Суточный объем вводимой жидкости должен быть не менее 700-1000 мл.

8. Создать спокойную обстановку вокруг ребенка. Помочь родителям правильно оценивать его состояние, своевременно восполнять их дефицит знаний и поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои со­мнения и тревоги.

9. Вовлекать родителей и ребенка (если позволяет возраст) в планирование и реализацию сестринского ухода (проводить туалет кожных покровов и слизистых, чаще менять нательное и постельное белье, своевременно санировать дыхательные пути и пр.).

10. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы:

11. В периоде реконвалесценции посоветовать родителям, осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контактов с больными детьми и взрослыми, ограничить посещение общественных мест, обеспечить ребенка рациональным питанием с достаточным введением фруктов, овощей, соков, продолжить занятия ле­чебной физкультурой, проводить общеукрепляющие и зака­ливающие мероприятия, своевременно санировать хрониче­ские очаги инфекции.

12. Убедить родителей в необходимости диспансерного на­блюдения за ребенком врачами: педиатром, пульмонологом, отоларингологом.

Тема 15 16 17. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ОСТРЫЙ РИНИТ

Острый ринит(острый насморк) — это острое воспале­ние слизистой оболочки полости носа.

Возбудителями ринита являются различные вирусы, широко рас­пространенные в окружающей среде.

Вирусы находятся в секретах носоглотки непосредственно до заболевания и в первые дни болезни, затем к ним присоединяется бактериальная флора.

Пути передачи инфекции:

2. Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосред­ственном загрязнении окружающих предметов секретом из носа).

Инкубационный период:короткий — от 1 до 2-х дней.

Основные клинические проявления острого ринита:

У детей раннего возраста насморк протекает обычно до­вольно тяжело:

— ребенок вялый, температура большей частью субфебрильная, сон беспокойный, непродолжительный;

— носовое дыхание затруднено, носовая секреция — водяни­сто-слизистая, позже густая и слизисто-гнойная;

— акт дыхания и сосания нарушены;

— в зеве: небольшая гиперемия небных дужек;

— возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения функции Дыхания, вплоть до апноэ.

У Детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией и длительно выраженной субфебрильной температурой, часто на протяжении 7-10 дней.

Воспаление других отделов дыхательных путей:

— катаральный или гнойный отит (наиболее часто встре­чающееся осложнение).

Основные принципы лечения.

Специфического лечения нет.

1. Жаропонижающие средства: параце­тамол, ибупрофен.

— сосудосуживающего действия — 0,05-0,1% раствор нафтизина, галазолина; — противовирусного — лей­коцитарный интерферон; — антисептического -2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, — иммуно­стимулирующего — 0,01% раствор тимогена; — капли слож­ного состава «Пиносол».

Предосторожность!Избегать применения детям до года:

сосудосуживающих капель более 3-х дней (из-за привыкания и возможности усиле­ния отека слизистой оболочки носа),

масляных капель (из-за опасности аспирации и развития липоидной пнев­монии), — капель с ментолом (во избежание воз­никновения коллапса).

3. Отвлекающие процедуры: ножные ванны, согревание лампой Соллюкс.

Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 4987; Нарушение авторского права страницы

источник