Меню Рубрики

Можно ли закалять ребенка когда сопли

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • сон;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин (Если низкий гемоглобин);
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  1. Регулярность. Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность. Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность. За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность. Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

  1. Прогулки. Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны. Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее. Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: Как одеть новорожденного на прогулку)
  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

Закаливание грудных детей — это не просто воздушные ванны и обливания водой. Это естественный образ жизни, который должен быть нормой. Двигательная активность, правильное и здоровое питание, режим дня, спорт и прогулки, закаливающие процедуры. Все для того, чтобы новорожденный вырос здоровым и счастливым.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

источник

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад. Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать«, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий — в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название «закаливающие процедуры«, взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека — неважно взрослый это или ребенок — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные) — знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации — место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить — дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

Читайте также:  После насморка зеленые сопли у взрослого

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было.
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание«! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано — в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С. В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания — сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению — гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий — собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней — если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

источник

Лучший способ оградить ребенка от болезней — проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Закаливание детей — это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель — привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.

Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток, все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.

Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях — обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.

Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры — закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ — мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди — родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

Читайте также:  Сопли при прорезывании клыков у ребенка

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.

Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.

  • При пороках сердца.
  • При низком уровне гемоглобина в крови (анемии).
  • При гриппе и ОРВИ в острой стадии, особенно если болезни сопровождаются повышением температуры тела.
  • При тяжелых неврологических состояниях новорожденного.
  • Глубоко недоношенным детям и малышам с разными стадиями истощения.

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы — утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.

Умывание — самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.

Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.

С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время — только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь — грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D, который нужен организму, чтобы не развился рахит. Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.

Закаливаться никогда не поздно, убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.

  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает, следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность — 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость — верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха — это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.

Комаровский всегда подчеркивает, что закаливание — это не лечение, и нельзя холодными обливаниями избавить чадо от гайморита или хронического бронхита. Оно призвано повысить иммунитет, даже у часто болеющих детей, но на 100% не предохраняет от заражения гриппом или ОРВИ. Даже закаленный ребенок может заболеть. Но, во-первых, его шансы подхватить инфекцию несколько ниже, а, во-вторых, недуг он перенесет быстрее и легче, чем его незакаленные сверстники, которых родители растят в тепличных условиях.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Достоинства и недостатки процедуры закаливания детей – личные заметки, рекомендации форумчан, выдержки из медицинских пособий.

Закаливать дочку мы с мужем решили еще во время беременности, как это зачастую бывает у молодых родителей, ожидающих первенца. Мы закончили одни известные курсы по беременности и родам и кое-что узнали о закаливании. В бассейне для беременных я видела, как парятся малыши (с 3-4 мес.), а потом весело ныряют в прохладном бассейне (28-29°С).

Сейчас дочке уже 2 годика, и мы в очередной раз лечим ОРВИ! Наш замысел – закалить ребенка так, чтобы она болела редко или хотя бы не часто – не удался и, к сожалению, болеем мы достаточно часто. Результаты меня очень настораживают. На первом году не болели ни разу (не было еще у нас еще ни хождения босиком, ни сквозняков и прочих процедур, не было и контактов с другими детьми). На втором году болели 7 раз за год (из них всего 3 раза точно ОРВИ, остальное – скорее переохлаждение), а я заработала себе хронический тонзиллит (так часто у меня в жизни горло не болело. ), т.к. все закаливающие процедуры проходила вместе с дочкой. Но, хочу отметить, что никогда у дочки не было ни температуры, ни кашля, только вялость и сильнейший насморк – 7-10 дней.

Начнем сначала. С первых дней жизни дочка плавала в большой ванне, постепенно снижали температуру: хотели до 29°С как в бассейне (т.к. нам тоже не терпелось туда попасть), но получилось до 32-33°С. Когда дочке исполнилось 3 месяца, мы решили ее начать обливать. Сейчас я читаю у многих известных авторов, что начинать надо было с первых десяти дней жизни, и тогда никакие простуды ребенку не страшны. Но нам на курсах почему-то говорили, что до 3-х месяцев у новорожденного еще не установилась терморегуляция, и они по большей части мерзнут, так что все закаливающие процедуры – после 3-х месяцев. Так что период золотых 10 дней жизни мы благополучно пропустили, но расстроились не очень.

Я тогда еще прочитала книгу Трунова и Китаева «Экология младенчества». По их мнению, после обливания ребенок немного кричит – естественная реакция на стресс, а потом активно сосет грудь и засыпает с блаженной улыбкой. Начали обливать. Поначалу оно так и было, но потом что-то не заладилось. Крик стоял невероятный, мы не поняли, что вдруг случилось с ребенком. Через 3 дня дошло уже до того, что ребенок стал бояться вообще входить в ванную.

Чтобы хоть как-то вернуть наше плаванье в большой ванне, мы сидели с дочкой вдвоем в ванне и я кормила ее грудью прямо там. Это сейчас я понимаю, что если дочке что-то не нравится, то она не из тех, кто с этим смирится – будет кричать столько, сколько надо, до потери пульса, пока это не перестанут делать или не уберут. В общем, тогда я это почувствовала интуитивно и не стала портить психику ребенку. Обливание отменили. (А может и надо было идти до конца, несмотря на сопли, как это предлагается, например, в книге Никитина «Резервы здоровья наших детей»?)

Потом мы прочитали Никитиных и Комаровского. Про то, что надо ходить дома босиком, чтобы ребенок активно двигался, висел на спорткомплексе (который тут же и был приобретен), про то, что ребенок должен быть одет так легко, как мы себе вообще не представляли – при 20°С босиком в трусах, и не дай Бог температура в комнате выше! И от всего от этого по идее ребенок должен быстрее развиваться. Мы никогда не кутались, дома –штанишки и футболка, если холодно (20°С) – туфельки. А тут, оказывается, фишка в том, чтобы голышом и босиком ходить все время, ноги мерзнуть зимой не будут, болеть не будем.

Поначалу оно получалось все легко. Было лето, дочка ползала и училась ходить – она была очень активна, на полу была только в трусиках и маечке и не мерзла (правда, летом и замерзнуть трудно). Но почему-то после года (как раз осенью в межсезонье) ее динамическая активность заметно спала, она уже не носилась из комнаты в комнату, а могла долго сидеть на одном месте и тихонько играть. На прогулке мне ее приходилось тормошить: то мячик подкидывать, то еще какие-нибудь подвижные игры придумывать, а ей совсем этого не хотелось. Но одета-то она была совсем легко, чтобы двигаться!

В общем, заболела она первый раз в 1 год. Ходила босиком. Температура в комнате +20°С, я была спокойна и уверена в том, что дочка справится с холодом сама, только тоненькие штанишки ей надела. Она не капризничала, явно не ощущала холода. Но! Полились сопли. Она явно простыла, т.к. никаких контактов с больными не было. На меня обрушились все наши родственники, кто хоть раз видел ее босиком на полу. За все время ее болезни я чувствовала себя ужасно, но оптимизм не спадал: все дети болеют, но закаленные реже и легче: неделя соплей – это ерунда. Выздоровели. Но, видимо, иммунитет снизился немного, и за осень еще пару раз болели. Из-за этого закалка спала на нет.

Когда в итоге мы выздоровели, то решили постепенно опять раздевать ребенка. Это удавалось легко, т.к. зимой дома безбожно топили (я даже сама стала ходить босиком), пока не добавила к этому снижение температуры воды. Мой ребенок сидит спокойно в ванне в прохладной воде, счастливый и. холодный?! Прохладная вода дочке совсем не прибавила тонуса и активности, как должно быть по Комаровскому, и как это было в младенчестве, когда она плавала в этой ванне, но дочка была радостна и совсем не хотела вылезать.

Привожу здесь цитату с сайта доктора Комаровского (www.komarovsky.vostok.net вопрос №753): «Если дитя активное и ему нравится – ничего делать не надо, продолжайте купаться и не переживайте. Описанный симптом (холодный нос) к признакам переохлаждения не относится». Я отреагировала совершенно спокойно: не хочет – не надо. Может, ей там было, конечно, комфортно, но опять полились сопли. Опять она явно переохладилась. Интересно, что, по мнению того же Комаровского, должен делать ребенок, сидящий в ванной в прохладной воде, чтобы не замерзнуть? Шторм, что ли, устраивать? Но не все дети этого хотят и не все родители тоже.

Тем не менее, затею с закаливанием мы не бросили. Мы до сих пор одеваемся достаточно легко, чем вызываем бурную реакцию окружающих на улице. Когда все в куртках – мы в тонкой ветровке, когда все в кофтах – мы в футболке, когда все в футболках – мы в трусах. Весной, правда, еще пару раз поболели, мне все хором сказали, что я дочку рано раздела, погода еще неустойчивая. Но почти все лето в трусах ходили, даже когда все родственники меня просили одеть ребенка в холодные дни, я не поддавалась на их уговоры – детеныш полоскался в тазу с очень холодной водой, на улице +15°С. Странно – но никаких соплей. Правда, мы тогда жили на даче, там и микробов-то нет, вокруг одни сосны, фитонциды. Может, в этом разгадка?

Читайте также:  Как быстро убрать простуду и сопли

Этой осенью тоже до последнего ходили босиком, но уже дозированно. Раздену на 1-2 часика и строго слежу за степенью замерзания. Многие дети в соплях, а нам хоть бы что, их родители смотрят на нас как в зоопарке (мы живем рядом с лесопарком, там есть возможность хоть моржеванием заниматься). Но как-то привела я дочку из садика, раздела и сразу с улицы голышом по холодному полу. Сразу же полились сопли. Мне так показалось, что это вирус из садика активизировался так быстро, т.к. я ее резко с улицы раздела. Т.е. опять холодовое воздействие снизило иммунитет, и дочка заболела.

Признаться, я очень задумываюсь после каждой болезни, что я не так делаю? Перечитала книгу доктора Комаровского, побывала на его форуме. Больно долго у нас в этот раз сопли затягиваются. Как это у других закаленных детей за 3-5 дней они проходят, а у нас аж по две недели? Может, я лечу неправильно? Ну да! Надо проветривать чаще, а одеть ребенка потеплее. Так и сделала. На ночь (при комнатной температуре +20°С) стала приоткрывать форточку. Дочкиному носу сразу стало легче дышать.

За 2 дня нос пришел почти в порядок, но потом дочка почему-то стала раскутываться и замерзать. Но при этом спит всю ночь напролет, утром ее трогаю, а ручки-ножки ледяные. и нос тоже. Опять закалка подвела. Дочка простыла, и, не успев как следует вылечиться, болезнь перетекла в новую. Я тоже допроветривалась – опять обострился тонзиллит. Опять мне интересно, как в других семьях спят с открытыми форточками и как их дети не раскутываются?

Но почему, почему мы закаляемся и болеем? Болеем по глупости, по оплошности. Должна ли мать, раздевшая своего ребенка, постоянно следить за температурой его тела, или, как говорят книги, ребенок сам даст знать? А если он не дает? Самое обидное в этом то, ни дочка, ни я не чувствуем холода, а утром почему-то сопли, горло. Да, мы не кутаемся, но почему-то, как только начинаем (вернее, после болезни возобновляем) закаливание, дочка опять простывает.

Собрав на форуме доктора Комаровского все рекомендации по закаливанию, я составила портрет крайне закаленного ребенка, наверное, его еще можно назвать Никитинским ребенком. При температуре 18-19°С он спокойно ходит по дому в одних трусах, босиком, вернее, он не ходит, а скорее быстро перемещается (холод стимулирует тонус мышц), если температура выше, то он, наверное, сильно потеет и бежит к холодильнику утолить свою жажду, ничего подогревать не нужно. Так он тренирует свое горло. На улицу он выходит в куртке в мороз, в остальное время ходит полуголым. Спит с открытым окном, укрывшись тонким одеялом. Купается в прохладной воде, после купания обливается ледяной.

Вы видели такого в жизни? А я пока писала это, сама замерзла. Интересно, какой сумасшедший обмен веществ должен быть у этого ребенка! Думаю, такого ребенка просто не существует в природе! Но эта идеализированная ситуация, описанная всеми авторами по закаливанию.

Логично, что закаливание должно увеличивать иммунитет, но почему в нашем случае сильное холодовое воздействие его снижает и, в конце концов, ведет к простуде? Может, все книжные теории относительны? Но, думаю, нельзя просто прочитать, послушать или посмотреть на других и сделать то же самое со своим чадом. Никакая книга не скажет, что чувствует ребенок в данный момент, и можно ли его сейчас закалять. На мой взгляд, существует такая масса факторов, снижающих иммунитет, которые надо учитывать в конкретный момент, но догадаться и принять их во внимание бывает трудно. Для нас это:

  • недосып;
  • усталость;
  • перевозбуждение;
  • стресс;
  • зубы;
  • другие боли в теле;
  • может, уже горло болит, в носу зудит, а тут мама еще и раздела!

В подтверждение своей позиции я случайно нашла опять же на сайте Комаровского ответ на письмо одной мамы, похожей на меня: любая закалка – переохлаждение, сопли. Цитирую: «. Мама: Я теперь в полной растерянности – как же нам быть? Закалять или переезжать в Африку? Продолжать закаливать, несмотря на сопли? Или плюнуть и начать бегать с носочками и тапочками, раз у него такой теплообмен?

Ответ: Вне всякого сомнения, в самой возможности ходить голым и босым огромную роль играют врожденные особенности сосудистого тонуса. И если генетически с этим проблемы – тяжело. Главное, что вы должны для себя решить – одежда глубоко вторична по отношению к физическим параметрам воздуха. Т.е. если удается сделать так, чтоб воздух был чистый, прохладный и влажный, так можете ходить в чем хотите, точнее в том, что не вызывает у дитя простуд. Именно сопли и т.п. позволяют делать акцент главным образом на местном иммунитете (см. письмо на эту тему в архиве писем). В общем, не переживайте. Резюме — «плюнуть и начать бегать с носочками и тапочками, раз у него такой теплообмен?».(www.komarovsky.vostok.net, вопрос №913).

Обидно, сначала вот такие вот «чудо-доктора» на всю страну издают книги с девизом «закаливать!», а потом оказывается, что прав все-таки Энштейн – все эти теории относительны, но проверять-то их пришлось на собственном ребенке.

Для себя я поняла: не надо закаливать моего ребенка больше того уровня, которого мы достигли, просто не кутаясь. Действительно, у каждого ребенка есть определенные природные и генетические особенности иммунитета, обмена веществ и т.д., которые серьезно не перестроишь. Вот, оказывается, нет у нас такого сумасшедшего обмена веществ и этого пресловутого сосудистого тонуса. Я могу отвечать за себя (дочку пока об этом не расспросишь), я если двигаюсь дома или на улице, то готова ходить в очень легкой одежде, но и кушать хочется при этом больше обычного и непременно что-то горячее, а не из холодильника. Но стоит мне только присесть, остановиться, я быстро замерзаю. Для меня очевидно, что если долго сидишь, то надо одеться.

Я думаю теперь, что есть дети, на которых не очень-то действует закаливание и которым оно даже вредно. Вот (кроме нас) два абсолютно разных, но реальных примера.

Я увидела одну маму с ужасно закутанным ребенком. Как-то я поинтересовалась, не жарко ли ему? Оказалось, что эта мама была полна решимости закалять ребенка. Весь первый год своей жизни ребенка раздевали, обливали с криками, болели, все бросали и опять начинали. Потом на втором году сжалились. И стали одевать так, чтобы ребенок был теплый. А потом выяснилось, что почему-то у этого ребенка открылся хронический пиелонефрит, что просто ужасно для девочки. Теперь они очень боятся любой простуды, одеваются потеплее, чуть заболеет – сразу осложнение на почки. В общем, зря мучили ребенка, все равно к холоду не приучили, да и нельзя было этого делать, а может быть, даже спровоцировали этот пиелонефрит (просто нужно было не кутать и прислушиваться к ребенку).

Теперь другой пример. Другая мама, моя близкая подруга, никогда не закаливала свою дочку. Она говорила: «Мне ее просто жалко». С 3 до 4 лет они болели каждые две недели (внушительно!), потом с 4 до 5 лет – раз в месяц и т.д. по убывающей до 7 лет. Как-то звоню этой маме, она мне грустно заявляет, что они опять болеют. Я говорю: «Ну на этот-то раз из-за чего?» Мама: «Я просила надеть ее шерстяные носки, а она забыла. Вот и заболела». У меня от этой фразы дар речи пропал. Заболеть из-за шерстяных носков. Теперь эта девочка пошла в школу и болеет не чаще, чем все остальные дети. Но дома почему-то стала сбрасывать с себя всю одежду и остается в трусиках и босиком, несмотря на температуру в доме и сквозняки. Родители одеть ее не могут ни силой, ни уговорами. Они придерживаются мнения, что так дома не ходят.

Таким образом, я твердо убеждена на своем опыте, что:

ДА! Закаливанию НЕТ! Закаливанию
мы не кутаемся, ведем здоровый образ жизни
если холодно, то раздеваем ребенка только на непродолжительное время, пока не замерз — воздушные ванны (дома и на улице) мы не раздеваем надолго ребенка, когда холодно, и не приучаем его к этому специально
наша комфортная температура дома – 22°С нам прохладно дома, если температура 20°С и ниже
мы ходим дома босиком, раздетые, если температура 22°С и выше если температура 20°С и ниже, мы надеваем дополнительный слой одежды и тапочки
мы проветриваем почаще, особенно если температура 22°С и выше, и топят батареи мы не открываем надолго окно, если и дома и на улице холодно;
мы спокойно относимся к сквознякам, летом не обращаем на них внимание мы не устраиваем сквозняки в квартире в холодное время года и тем более не сажаем под них ребенка
мы купаемся в тепленькой водичке дома в ванне и ходим в бассейн с прохладной водой мы не сидим дома в ванне в холодной воде
ребенок сам выбирает, в какой воде ему возиться, а может, захочет и облиться мы не обливаем ребенка насильно
мы пьем/едим из холодильника в теплое время года (небольшими глотками) в холодное время года даем побольше теплой еды, но прохладительные напитки даем комнатной температуры или теплыми по желанию

Да победит Здравый смысл родителей всю нездравомыслящую аудиторию специалистов по закаливанию и приведет вас и ваших детей к здоровью и мудрости!

источник

Закаливание – это комплекс мер, призванный улучшить сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Самым главным плюсом закалки является снижение количества перенесенных респираторно-вирусных заболеваний в год, или полное их исключение.

Конечно, нет полной уверенности, что ребенок после закаливания совсем не заболеет, но болезнь будет проходить намного легче, а организм быстрее восстановится.

Кроме того, если подходить к процессу закаливания правильно, то дети, как правило, чувствуют себя более энергично, меньше устают, быстрее развиваются, не имеют проблем с кожей или системой пищеварения, а также имеют меньшее количество аллергических проявлений.

Обычно использование закаливающих процедур характерно для детей со слабым иммунитетом. Но прежде чем начать закаливать ребенка, следует уяснить основные правила закаливания:

  1. Ребенок должен быть здоров. Болеющему или не до конца выздоровевшему малышу нельзя проводить никаких закаливающих процедур, поскольку это может только навредить неокрепшему организму и привести к осложнениям.
  2. К началу закаливания следует заранее подготовиться: выделить время, когда будут проводиться процедуры, подготовить ребенка к самим процедурам.
  3. Ко всему нужно приходить постепенно. Например, нельзя резко начинать обливать малыша холодной водой. Первое время при приеме вечерней ванны или душа температура воды должна быть комфортной, затем по чуть-чуть ее можно будет снижать.
  4. Все процедуры следует проводить последовательно. Для начала кроха должен адаптироваться, например, к воздушным ваннам, а уже после можно переходить к закалке водой.
  5. Нужно обеспечить систематичность закаливающих процедур. Идеально если мероприятия будут проводиться ежедневно, и войдут в режим дня малыша.
  6. Оптимистичный настрой. Ребенок должен подходить к процедуре в хорошем настроении, это во многом определяет положительный результат. Особенно это важно учесть при выполнении первой процедуры – если малыш чем-то расстроен, то процедуру стоит отложить на следующий день.

    Не стоит устраивать организму чрезмерные нагрузки, постарайтесь не допускать резкого переохлаждения или перегрева ребенка.

Все методы закаливания можно подразделить на общие и специальные. К общим относятся такие, как грамотный распорядок дня, рациональное питание и занятия физкультурой.

Главными помощниками в специальных методах закаливания ребенка выступают природные источники, такие как воздух, вода и солнце.

Поэтому специальное закаливание условно можно разделить на три основных составляющие:закалка воздухом, водой и солнцем.

Этот метод наиболее прост в исполнении и подходит каждому малышу без исключения, даже грудничкам.

Световоздушные ванны – это комплексный метод, который включает в себя принятие солнечных ванн при наличии небольшого ветра. При этом температура на улице не должна стоять ниже 19 С°. Подготовка и проведение процедуры аналогично описанному выше способу закаливания солнцем.

Если ребенок сильно вспотел и него покраснело лицо, это может свидетельствовать о перегреве. Необходимо срочно увести его в тень, напоить и умыть прохладной водой.

Для достижения максимально выраженного эффекта от закаливания очень желательно сочетать все вышеприведенные методы в комплексе.

источник