Меню Рубрики

Комаровский сопли у ребенка в детском саду

Добрый день. Подскажите пожалуйста, в том году (в 1,6) начали ходить в детский сад, при чем только на 2.5 или 3 часа максимум. Постоянно были сопли, один раз сходит — неделю лечим. Сейчас ей 2,8 и начали ходить на целый день. Отходили неделю и опять появились сопли.

Как с ними бороться, то есть какую можно проводить профилактику, что бы не выходить на больняк. А то с ними в сад не пускают, а дома каждый раз сидеть . с работы уволят. Может можно ингаляции какие делать, и как часто? Пробовали солевые пещеры, и пропили рибомунил. Солевые пещеры были весной, а препарат — только пропили.

Ваша проблема не просто характерна, она является своеобразным срезом современного общества. Часто болеющий ребенок – не исключение из правил, а характерная черта малыша в вышеуказанном вами возрасте. Давайте рассмотрим все аспекты данной проблемы и пути их решения.

Если здоровый с рождения малыш при поступлении в садик постоянно болеет, то значить его организм конфликтует с окружающей средой. Адаптивный период, обычно не превышающий полугода, давно прошел, основные детские коллективные болезни уже не донимают чадо, но всё равно у него постоянно сопли, кашель и прочие негативные состояния? Тогда вам остаётся только три пути: ­ не водить ребенка в детский сад, «примирить» его с окружающей средой либо же изменить саму окружающую среду таким образом, чтобы она была комфортна для ребенка.

Первый путь мы отбрасываем сразу, поскольку вы работаете и желаете вести активную деятельность дальше. Значит необходимо осуществлять ряд мероприятия по двум направлениям.

  1. Обязательный приём детских имунномодуляторов, особенно в осенне-зимний период времени. Актуален «Анаферон Детский» и подобные препараты, уменьшающие вероятность подхватить вирусную инфекцию.
  2. Регулярное комплексное обследование, проводимое у участкового терапевта. Позволяет обнаружить проблему до начала её развития.
  3. Регулярные ингаляции «Боржоми» или физраствором.
  4. Применение местных средств антибактериальной защиты для носа и полости рта – оксолиновая мазь и препараты данного ряда для носового и орального использования.
  5. Витаминные комплексы.
  6. Антигистаминные препараты (Лоратадин и проч.) в случае подверженности аллергии.
  7. Усиление кишечной флоры при помощи комплексов Бифидобактерин, Лактобактерин.
  8. Ежегодное оздоровление на курорте.
  9. Дополнительные курсы физиотерапии.

Три основных фактора, способствующие частым болезням ребенка в садике – это состояние его иммунитета, общее групповое здоровье коллектива и психологическое состояние малыша. Повлиять вы можете всего на два, коллективное же здоровье группы лежит на ответственности заведующей/врача/воспитателя в коллективе.

Что можете сделать вы? В первую очередь, правильно настраивайте ребенка на поход в садик, не используйте психологического давления, уделяйте малышу больше времени дома, чтобы он не чувствовал себя обделенным и более спокойно относился к временной разлуке с мамой.

В садик подготавливайте подходящие к погоде вещи, ведь воспитатели будут одевать чадо в то, что предоставите вы. Неправильный подбор вещей грозит переохлаждением или же наоборот слишком большим разогревом детского тела, что провоцирует простуду.

Ужиться с новой для чада флорой и её носителями, зачастую не так просто: у вашего малыша могут возникнуть сопли, даже в том случае, если все дети в группе полностью здоровы. Как с этим бороться? Начните с собственной квартиры, а также времяпровождения чада вне садика!

Оптимальный вариант ­– выделение ребенку персональной комнаты, подлежащей влажной уборке без сильных дезинфицирующих средств.

Обязателен увлажнитель воздуха, а также поддержание нормальной для ребенка температуры с влажностью в 60-70 градусов и темп-рой 18-20 градусов тепла. Все книжки тут должны быть за стеклом, игрушки по ящикам, а регулярное интенсивное проветривание позволит добиться нормального микроклимата.

Все лаки, краски, дезодоранты применять в детской комнате нельзя.

Спать ребенок должен в умеренно прохладной и влажной комнате в тёплой одежде. Постельное ­– идеальной чистоты, выстиранное в детском порошке.

Сладости ребенку лучше давать натуральные, избегать при этом большого содержания сахарозы. Откажитесь от постоянных перекусов, создайте дома режим питания, сходный с детсадовским. Не заставляйте ваше чадо есть, если оно не хочет этого. Рацион – питательный, но не слишком разнообразный, с максимумом отечественных продуктов.

Не ограничивает ребенка в воде, однако не давайте ему сладкие газированные напитки. Оптимальные виды жидкостей – негазированная минвода, фруктовый чай, морс. Всё это комнатной температуры.

Одежда – весьма важный фактор, особенно в переходные осенне-зимние периоды времени. Необходим достаточный минимум, чтобы ребенок не замерзал, но и ни в коем случае не потел.

Тщательно подбирайте игрушки вашему чаду, особенно если малыш еще тянет их в рот. Предпочтение отдавайте деревянным моделям, а также качественному пластику, который можно мыть. Мягкие игрушки до пяти лет могут выть настоящими центрами аллергенов, поскольку накапливают пыль и патогенные микроорганизмы.

Регулярно гуляйте с чадом вне садика, запишите его в спортивную секцию, закаляйте малыша.

Моментального эффекта вы добиться не сможете. Если будете придерживаться вышеописанных рекомендаций, то через 3-4 месяца, проблема с соплями при посещении садика, будет беспокоить ваше чадо гораздо реже, чем сейчас.

источник

Насморк — частый гость в семьях, где растут дети. Все знают, что самостоятельной болезнью заложенность носа не является, это только симптом. Причем, он может говорить о самых разнообразных заболеваниях. Однако в большинстве семей мамы и папы продолжают лечить ребенку именно насморк. Эта терапия порой носит длительный характер. Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, о чем «сигналит» взрослым детский насморк, и что делать родителям, чтобы ребенку дышалось легко и просто.

Даже самой заботливой маме, которая опекает и оберегает ребенка от всего на свете, не удастся сделать так, чтобы чадо ни разу в жизни не подхватило насморк. Все потому, что чаще ринит (медицинское название насморка) возникает при острых вирусных респираторных инфекциях. На физиологическом уровне происходит следующее: один из многочисленных вирусов, которые всегда окружают ребенка, попадает на слизистую оболочку носа. В ответ иммунитет дает команду выделять как можно больше слизи, которая должна изолировать вирус от остальных органов и систем, не давать ему возможности продвигаться дальше по носоглотке, гортани в бронхи и легкие.

Кроме вирусной формы, которая занимает около 90% всех случаев детского насморка, по словам Евгения Комаровского, ринит может быть бактериальным. При нем в полость носа попадают болезнетворные бактерии. Организм реагирует аналогично — усиленной выработкой слизи. Сам по себе бактериальный ринит случается чрезвычайно редко, и его протекание всегда очень тяжелое. Бактерии (чаще всего стафилококки), вызывают сильное воспаление, загноение, а токсические продукты из жизнедеятельности — общую интоксикацию.

Иногда бактериальным насморк может стать после того, как ребенок перенес вирусную инфекцию. Это происходит из-за того, что в носовых ходах скопившаяся слизь становится прекрасной средой для размножения бактерий.

Обычно эти бактерии безобидны, они живут в носу и во рту на постоянной основе и никак ребенка не беспокоят. Однако в условиях обилия слизи, ее застоя, пересыхания, микробы становятся патогенными и начинают быстрыми темпами размножаться. Обычно такое происходит при осложнившемся рините.

Третья, довольно частая причина насморка у детей — аллергия. Аллергический ринит возникает как реакция местного иммунитета на белок-антиген. Если такое вещество попадает в организм, слизистая носа реагирует отеком, в результате чего ребенку становится трудно дышать носом.

В некоторых случаях заложенность носа и нарушение носового дыхания связано с ЛОР-заболеваниями, такими, как аденоиды. Если насморк острый (возник не ранее 5 дней назад), то поводов для особых волнений быть не должно. В случае затяжных соплей при наличии и других симптомов, лучше проконсультироваться в отоларингологом.

Вирусный ринит — самый распространенный среди детей, в лечении как таковом не нуждается. Слизь, которую вырабатывают оболочки носа, содержит особые вещества, очень важные для борьбы с, проникшим в организм, вирусом. Однако, полезные свойства слизи закончатся сразу после того, как сопли станут густыми. Пока они текут — все нормально, родителям можно успокоиться.

Но если вдруг носовая слизь загустела, стала зеленой, желтой, желто-зеленой, гнойной, гнойной с примесями крови, она перестает быть «борцом» с вирусом и становится отличной средой для размножения бактерий. Так начинается насморк бактериальный, который потребует лечения антибиотиками.

Таким образом, при вирусном насморке главная задача родителей — не допустить пересыхания слизи в носу. Сопли должны оставаться жидкими. А потому Евгений Комаровский рекомендует не искать аптечных волшебных капель в нос, ведь от вирусов лекарств не существует, а просто промывать ребенку полость носа солевыми растворами, и делать это как можно чаще (хоть каждые полчаса). Для приготовления раствора нужно взять чайную ложку соли на литровую емкость кипяченой охлажденной воды. Полученный раствор можно капать, промывать нос при помощи одноразового шприца без иглы, забрызгивать при помощи специального флакона.

Для закапывания можно использовать и другие средства, которые способствуют разжижению носовой слизи — «Пиносол», «Эктерицид». Эффективно разжижает сопли промывание самым обыкновенным физраствором, который можно купить недорого в любой аптеке.

Пересыханию носовой слизи, которая так нужна в период борьбы организма с вирусами, способствует духота и сухой воздух в комнате, отсутствие достаточного количества жидкости в организме. Поэтому помещение, где находится ребенок с насморком, следует проветривать, делать влажную уборку. Воздух в обязательном порядке следует увлажнить до 50-70%. В этом родителям помогут специальные приборы — увлажнители. Если такого чуда техники в семье нет, можно поставить по углам комнаты тазики с водой, чтобы она могла свободно испаряться, на батареи развесить влажные полотенца и следить за тем, чтобы они не пересыхали. Ребенку, который часто страдает ринитами, обязательно нужно подарить аквариум с рыбками.

На радиаторы отопления в комнату папе нужно поставить специальные краны-задвижки, которыми можно регулировать температуру воздуха во время отопительного сезона. Температура воздуха в детской комнате должна быть 18-20 градусов (круглогодично).

Во время лечения вирусной инфекции ребенку обязательно нужно пить. Но не сиропы и микстуры из аптеки, а чай, компот из сухофруктов или свежих ягод, морсы, обычную питьевую воду. Питьевой режим должен быть обильным, все питье мама должна подавать ребенку теплым, но не горячим, желательно — комнатной температуры. Такое питье быстрее всасывается в организме, и вероятность пересыхания слизистых оболочек существенно снижается.

Если у ребенка нет высокой температуры, он, несмотря на насморк, обязательно должен гулять на свежем воздухе, больше дышать. На этом лечение вирусного ринита и заканчивается.

Если сопли поменяли цвет, консистенцию, стали густыми, зелеными, гнойными, обязательно следует вызвать врача. Бактериальная инфекция — дело серьезное, и одним проветриванием тут не обойтись. В большинстве случаев ребенку потребуются капли в нос с антибиотиками. Но перед назначением доктор обязательно обследует распространенность воспалительного процесса и только потом будет решать вопрос, в какой форме давать ребенку антибиотики — в таблетках (при обширной инфекции с дополнительными симптомами) или в каплях.

Рекомендации Комаровского по поводу влажности воздуха, температуры воздуха, влажной уборки, проветривания и обильного теплого питья при насморке, вызванном микробами, остаются также в силе.

Лучшее лечение ринита, вызванного белками-антигенами, — избавление от источника этих белков. Для этого, говорит Комаровский, аллерголог и педиатр должны постараться и найти, с помощью анализов и специальных проб, тот самый аллерген, который так воздействует на ребенка. Пока медики ищут причину, родителям нужно создать максимально безопасные для малыша условия дома.

Обязательно следует убрать из детской комнаты все ковры и мягкие игрушки, которые являются накопителями пыли и аллергенов. В помещении следует чаще делать влажную уборку, но без применения химических средств, особенно следует избегать бытовой химии, в составе которой имеется такое вещество, как хлор.

Стирать вещи ребенка следует исключительно детским порошком, на упаковке которого имеется надпись «Гипоаллергенно», все вещи и постельное белье после стирки в обязательном порядке следует дополнительно полоскать в чистой воде. Родителям следует создать в помещении адекватные условия — температура воздуха (18-20 градусов), влажность воздуха (50-70%).

Если все эти меры окажутся безрезультатными, и насморк не пройдет, то может потребоваться применение лекарственных средств. Обычно в этой ситуации назначают сосудосуживающие капли в нос. Они не лечат ринит аллергической природы, зато они дают временное облегчение состояния. Почти сразу после закапывания сосуды слизистой носа сужаются, отек спадает, носовое дыхание восстанавливается.

Эти капли есть в любой домашней аптечке, и обычно их названия у всех на слуху. Применительно детского лечения, это «Назол», «Називин», «Тизин» и т. д. Однако эти капли нельзя капать дольше 3-5 дней (максимум 7 дней, если на этом настаивает доктор), иначе они вызовут у ребенка стойкую лекарственную зависимость, при которой без капель он будет всегда испытывать трудности с носовым дыханием, а от постоянного применения слизистая носа может атрофироваться. К тому же Комаровский призывает использовать исключительно детские формы капель, которые отличаются от взрослых сниженной дозировкой. К тому же, следует помнить, что многие из этих препаратов категорически противопоказаны детям до двухлетнего возраста. Список побочных действий у сосудосуживающих препаратов тоже довольно велик.

Для лечения аллергического ринита часто назначают глюконат кальция в возрастной дозировке, антигистаминные препараты, если доктор считает это необходимым. Деткам, у которых аллергический насморк носит хронический затяжной характер, обострения происходят каждый сезон, могут быть прописаны противоаллергические средства для местного применения («Кромоглин», «Аллергодил» и др.). Довольно эффективно показал себя препарат «Ринофлуимуцил», являющийся комбинированным средством, в состав которого входят и гормоны, и противоаллергические компоненты, и антибактериальные средства.

Обычно родители сразу склоняются к тому, что у малыша начинается насморк и планируют, как и чем его лечить. Однако, говорит Евгений Комаровский, шмыгание носом не всегда является признаком болезни.

Если ребенок расстроился, поплакал, а потом долго шмыгает носом, это нормальный физиологический процесс, при котором «излишки» слез стекают по слезно-носовому канальцу в нос. Ничего лечить и капать не нужно, достаточно предложить ребенку носовой платок.

Часто родители обращаются с вопросом, как лечить насморк у новорожденных и грудных малышей. Евгений Комаровский утверждает, что таким крохам далеко не всегда требуется лечение как таковое. Если маме кажется, что малыш храпит или сопит во сне, это не всегда именно ринит. У младенцев носовые ходы очень узкие, что несколько затрудняет носовое дыхание. Такое состояние не требует никакой иной помощи, кроме создания правильного микроклимата в помещении, о котором говорилось выше. С ребенком можно чаще гулять.

Если носик не дышит, дышит плохо или появились слизистые выделения, следует помнить, что именно узость носовых ходов у грудных малышей затрудняет отток слизи, а потому риск развития бактериальной инфекции у них существенно выше, чем у детей более старшего возраста. Сморкаться кроха еще не умеет. Родителям потребуется купить аспиратор и помогать карапузу освобождать носовые ходы от скопившихся соплей. Солевыми растворами капать можно, поить и увлажнять — тоже.

Если у младенца из носа вышли белые сопли, это слизь с примесью молока или смеси. Такое происходит, если ребенок неудачно отрыгнул (частично — в нос). Лечить в этой ситуации тоже ничего не надо. Удалите белую слизь, промойте носик солевым раствором.

Заложенность носа иногда возникает и при прорезывании зубов. От родителей в этой ситуации тоже требуется выполнять необходимый минимум по созданию нормальных условий. Капать и лечить такой насморк нет смысла, как только зубки прорежутся, отечность в области носовых ходов спадет сама.

Чем дольше при гриппе или ОРВИ ребенок с заложенным носом дышит ртом, тем выше риск, что пересохнут не только слизистые выделения в носу, но и в бронхах и легких. Чтобы избежать бронхита и пневмонии, которые и являются самыми частыми осложнениями респираторных вирусных инфекций, обязательно следует увлажнять и разжижать. Все способы — описаны выше.

Если после применения тех или иных капель в нос ребенок чихает, у него слезятся глаза, не стоит списывать эти симптомы на проявление аллергической реакции на медицинский препарат. Это нормальные проявления иммунной борьбы с вирусом, отменять лечение не стоит.

Не всегда насморк выглядит классически. Если у ребенка сопли стекают не наружу, а внутрь, по задней стенке гортани, то заболевание будет называться ринофарингитом. Лечить его должен врач.

Любое лечение народными средствами может повлечь серьезные осложнения, говорит Евгений Комаровский. Все рецепты, которые предлагают народные целители, направлены на устранение количества слизи. При бактериальном насморке нельзя греть нос, полоскать его теплыми растворами, делать компрессы и ингаляции. При аллергическом рините, особенно неясной этиологии, большинство лекарственных растений, которые использует нетрадиционная медицина, представляют опасность для ребенка-аллергика сами по себе.

Как лечить насморк у детей смотрите в передаче доктора Комаровского.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Мы уже писали о том, нужны ли антибиотики для лечения зеленых соплей у ребенка. Сегодня рассмотри тему: Насморк и детский сад. На вопрос, можно ли вести ребенка с насморком в детский сад, отвечает доктор Комаровский.

Вопрос о посещении ребенка детского сада с насморком зависит от того, как это принято в стране. Этот процесс регулируется санитарными органами. В нашей стране считается, все равно должны ходить в сад здоровыми. Нигде в мире больше таких норм нет. Считается, что насморк – это совершенно нормально для ребенка.

Читайте также:  Выделения как сопли и тянуться коричневого цвета

Если детям с насморком не выходить из дома, то ребенок из дома не выйдет никогда. Поэтому нигде в мире на это не обращают внимания. Нигде в мире насморки у детей не лечат. Дети толпами ходят в садики, они там сопливые, он там кашляют, но этот насморк – не повод не ходить в сад, сидеть дома. Они гуляют, продолжают заниматься спортом. Температура до +37,5 С, иногда до + 38 С – не повод не ходить в детский сад.

Не ходят в детский сад, когда он (ребенок) реально не может встать, температура за +38 С, когда понос, то первый день поноса, а сутки нет поноса – то все, можно идти. Назначили антибиотик, сутки получает антибиотик – можно идти в детский сад.

Я примерно понимаю, что так и должно быть, но в нашей стране совершенно другие правила.

И еще одно уточнение, которое мы должны знать даже применительно к нашей стране: когда мы говорим: может ли ребенок с насморком ходить в детский сад, мы должны знать, что насморк бывает вирусный, бактериальный и аллергический.

Вирусный – заразный.

Бактериальный, как правило, не заразный.

Аллергический – точно не заразный.

Поэтому, теоретически, даже если у ребенка вечный насморк, то доктор может написать диагноз Респираторный (дыхательный) аллергоз, и с таким насморком, конечно же, ребенок может посещать детский сад.

Я надеюсь, все-таки, что у нас в этом плане что-то изменится. Что изменится не режим посещения детьми детских садов, а изменится отношение к соплям. Сопли – это атрибут детства. Они не нуждаются в спасении. Ребенок не боится соплей. Ребенок боится лечения соплей.

Доктор Комаровский отвечает на вопрос, можно ли ребенку в детский сад с насморком (Видео)

Теперь вы знаете, что думает доктор Комаровский по поводу того, можно ли ребенка с насморком вести в детский сад. Но не забывайте, что решение, вести ли ребенка в детский сад с насморком все равно остается за родителями.

Читай также: Как отличить простуду от гриппа (ИНФОГРАФИКА)

Читай также: Что такое устойчивость к антибиотикам и как бороться с бактериями

Читай также: Противовирусные препараты для детей: миф или спасение

Когда малыш начинает подрастать, то неизбежно встает вопрос о том, оформлять ли его в детский сад. Подавляющее большинство родителей начинают заботиться об этом чуть ли не сразу после рождения, учитывая нехватку мест в дошкольных учреждениях. Но если не рассматривать аспект необходимости выхода матери на работу, то нужен ли ребенку детский сад? Не будет ли ему лучше и комфортнее в привычных домашних условиях?

Даже если бабушка – заслуженный педагог на пенсии, или есть возможность нанять дипломированную и опытную няню, то все равно не будет достигнуто главного: удовлетворения потребности ребенка в общении. Ведь человек – это существо коллективное. Малыша должны окружать не только любящие родственники, но и его сверстники. Только одинаковый уровень развития, общие интересы, игры и порой даже конфликты способны научить ребенка правильно вести себя в обществе.

В современных детских дошкольных учреждениях, муниципальных или частных, детей не только кормят, водят гулять и укладывают спать после обеда. Для каждого возраста разработаны специальные программы обучения, благодаря чему ребенок «дорастает» до школы, уже обладая немалым объемом знаний.

Но необходимое общение с одногодками имеет и большой минус – контакт с ними в эпидемиологическом плане. Следствием этого становится частая заболеваемость малыша респираторными вирусными инфекциями.

Каждый малыш рождается с иммунологической защитой – запасом антител, полученным во время внутриутробного развития от своей матери. После рождения этот иммунитет начинает снижаться и полностью исчезает примерно к 6-7 месяцам. Но параллельно с этим формируется иммунитет, связанный с контактами малыша с различной инфекционной микрофлорой.

Пока ребенок еще маленький, этих контактов немного. Он может заразиться респираторной инфекцией или от родственников, или в поликлинике, или на прогулке. Постепенно он приобретает запас своих собственных антител.

Как только малыша начинают водить в садик, так вероятность заражения возрастает в несколько раз. Ведь каждый окружающий ребенка человек, его сверстник или персонал, может принести тот тип микрофлоры, с которой он еще не сталкивался. Отсюда и повышение заболеваемости, в основном респираторными инфекциями.

Но этот «минус» не является катастрофой. Ведь чтобы детский иммунитет формировался и быстрее укреплялся, ему необходимо «встречаться» с разнообразными видами микрофлоры. Только так он сможет стать действительно защитной системой для ребенка, устойчивой и надежной.

Нет таких детей, которые бы не начинали чаще болеть с началом «детсадовской» жизни. Кто-то заболевает в первые же дни, как только его начинают водить в группу, кто-то может продержаться две недели. Некоторые детки болеют ежемесячно, а другие – гораздо реже. Отличается и выраженность клинической картины: от небольшого насморка с необильными прозрачными соплями до развития полной картины ОРВИ с лихорадкой, сильным насморком и интоксикацией.

Что же делать матери утром, если ребенок проснулся с признаками респираторного заболевания, можно ли вести его с насморком в детский садик? Сначала необходимо разобраться, какого происхождения бывают сопли у маленького ребенка и опасны ли они для других детей.

У маленького ребенка сопли могут быть инфекционного и аллергического происхождения. Подавляющее большинство случаев насморка развивается именно в результате контакта с респираторными вирусами.

Вариантов течения может быть несколько. От появления лишь катаральных явлений (отек слизистой оболочки, ее гиперемия, обильное продуцирование соплей) до развертывания типичной клинической картины острого респираторного заболевания. Это повышение температуры тела, слабость и вялость ребенка, обильные слизисто-гнойные сопли, начинающийся сухой или влажный кашель.

В этих случаях малыша вести в детскую группу нельзя. Все эти симптомы свидетельствуют о том периоде начала заболевания, когда микрофлора очень активна, усиленно размножается и выделяется заболевшим ребенком в окружающую среду с соплями, кашлем, чиханием. В это время он является источником инфекции и обязательно заразит остальных детей, если его водить в детский садик.

После обнаружения признаков болезни мать малыша должна вместо того, чтобы вести его в сад, вызвать участкового педиатра на дом, взять больничный лист или попросить кого-либо из родственников посидеть с заболевшим. А малышу положено своевременное лечение, чтобы респираторная инфекция не осложнилась развитием других патологий. После окончания лечебного курса, с разрешения лечащего врача, выздоровевшего или почти выздоровевшего ребенка можно вести в группу.

Другое заболевание, когда у детей отмечаются сопли, – это насморк аллергического происхождения. Эта патология встречается намного реже, чем вирусно-бактериальный ринит, хотя и имеется тенденция к росту заболеваемости. В этих ситуациях клиническая картина другая, возникающая чаще всего после контакта с определенным аллергеном.

Нет ни малейших признаков интоксикации, малыш по-прежнему бодр и весел. У него обильно текут прозрачные сопли слизистого характера, он может часто чихать, и даже нередко отмечается слезотечение, но вести его в детскую группу можно. Он не заразен для окружающих детей, так как аллергические сопли не содержат инфекционную микрофлору.

Но малыш, имея аллергический насморк, вовсе не застрахован от респираторных инфекций. На фоне аллергической настроенности организма у него могут появиться слизисто-гнойные сопли, повыситься температура тела, развиться признаки интоксикации. Что же делать родителям, можно ли вести свое чадо в садик, если они обнаружили у него утром или накануне вечером неясные или стертые симптомы?

Признаки, когда малыш вечером был вялый, отказывался кушать и играть, свидетельствуют о начале заболевания. В течение ночи может подняться температура, и малыш утром проснется с развернутой клинической симптоматикой инфекционного заболевания. Можно ли вести его в садик в таком состоянии? Конечно, нет.

Остаться с больным ребенком дома, не водить его в поликлинику на прием, а вызвать участкового врача – вот правильные действия матери.

Но бывают случаи, когда чадо просыпается активное и веселое, и единственное, что его беспокоит – это прозрачные сопли слизистого характера. Если малыш уже обследован по поводу аллергического насморка, то появление отделяемого свидетельствует о произошедшем контакте с аллергеном.

В этой ситуации его можно приводить в группу, он абсолютно неопасен для других детей. Как правило, медработник детского сада и воспитатели уже знают о наличии этой патологии у ребенка и могут давать ему по часам лекарственный препарат, принесенный родителями.

Можно ли вести ребенка в садик, если сопли только начинаются, и пока неясно, какого они происхождения? Да, можно, если ребенок не проявляет никаких других признаков болезни, если у него хорошее настроение и аппетит.

В этих случаях воспитателя следует попросить понаблюдать внимательнее за малышом. Вполне возможно, что отделяемое из носа скоро прекратится, если детский иммунитет быстро справится с инфекцией, или если количество проникшей микрофлоры было ничтожно мало.

Но если состояние малыша начинает ухудшаться, он становится вялым, апатичным или капризным, отказывается от любой еды, то это признаки интоксикации, того, что у ребенка начинается инфекционное заболевание. Воспитатель должна уведомить об этом медработников детского учреждения. Медсестра или врач обязаны осмотреть заболевшего, провести термометрию, а при повышении температуры тела вызвать родителей и вывести ребенка из группы на период лечения.

Многие дети болеют респираторными инфекциями, после которых остаются остаточные явления, длящиеся еще 1-2 неделю. Выписка малыша в детское учреждение производится участковым педиатром только тогда, когда он полностью будет уверен, что здоровье малыша вне опасности, и что он не заразит других сверстников.

Выписывать ребенка с остаточными явлениями в виде небольшого насморка или редкого влажного кашля в группу можно, такой малыш даже быстрее выздоровеет, общаясь с друзьями и гуляя на свежем воздухе. После предъявления справки от участкового педиатра о разрешении посещать детский садик, ребенка обязаны принять в группу даже с остаточными явлениями.

В холодные периоды года, когда нарастает сезонная заболеваемость острыми респираторными инфекциями, детские учреждения часто закрываются на карантин полностью или отдельными группами. В тех группах, которые остаются работать, к небольшому насморку у детей относятся более лояльно, внимательно наблюдая за состоянием детей. Одновременно воспитатели могут осуществлять и закапывание назальных средств, учитывая дозировку и кратность введения.

Самая лучшая практика – это осмотр медработником каждого ребенка утром, как только родители приводят его в детский сад. Но, к сожалению, в настоящих условиях в муниципальных детских садах это неосуществимо, медработники способны осмотреть только детей с жалобами. Реальной такая практика может быть в частных детских садиках, где детей в группе гораздо меньше.

В каждом случае возможность посещения ребенком с насморком детского учреждения рассматривается строго индивидуально.

Copyright © 2015 | АнтиГайморит.ру |При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.

«В общем, решили мы завязать с детским садиком… Хоть и ходили мы туда всего на 3 часа, так сказать, для общения с ровесниками и для развивающих занятий» – такой пост появился на странице Иланы Юрьевой, звезды шоу «Уральские пельмени», в соцсети.

Актриса рассказала, что садик у них был очень хороший: музыка, рисование, бассейн, занятия на развитие логики – все было. Воспитатели прекрасные, которые понравились даже такой придирчивой мамочке, как Илана. Но проблема все же возникла. Актрисе не понравились… другие мамы.

«Ну почему мамочки приводят в сад недолеченных детей! Почему вы считаете, что только вам срочно нужно заняться своими делами, а остальным – нет?! Приходишь в группу, половина детей кашляет», – негодует Илана.

По словам актрисы, ее дочка Диана ходила в садик три дня. После болела неделю. Потом – еще три дня в садике, две недели дома. Такое положение вещей маму не устроило.

«Решили, что не нужно нам такого „развития“. Будем развиваться дома. Хотя врачи говорят, что через болезни формируется иммунитет ребенка», – вынесла свой вердикт Илана Юрьева.

А что действительно по этому поводу говорят врачи? Самый известный теледоктор страны Евгений Комаровский в своем мнении тверд и категоричен: в садик ходить нужно. Только готовиться к нему нужно с рождения: делать прививки, закаливать, жить по схожему режиму. И болеть детскими болезнями тоже нормально. Чем чаще ребенок выходит «в свет», тем у него больше вероятность подхватить ветрянку или грипп. Не стоит этого страшиться. Детский иммунитет должен пройти своеобразную тренировку, а как же это сделать, если постоянно избегать возбудителей этих болезней?

Кроме того, доктор Комаровский объяснил, почему недолеченные дети в саду – это тоже, как ни странно, нормально.

Но что делать, если ребенок болеет слишком часто? Не лучше ли ему в таком случае действительно бросить садик и перейти на домашнее обучение?

По мере взросления малыша и оформления ребенка в детский садик, у родителей возникает вопрос, что делать, если появился ринит? Во многих учреждениях существуют правила, когда ребенка со слизистыми выделениями в садик не принимают. Тогда маме или папе следует оформить отпуск и вылечить ребенка в домашних условиях. Но если выделения небольшие и врач диагностировал ринит неинфекционного характера, водить ребенка в дошкольное учреждение все-таки можно.

Особенное внимание на здоровье ребенка следует уделить в холодное время года, когда сезонная заболеваемость острыми респираторными вирусами повышена. В такой период многие сады закрываются на карантин, но некоторые группы продолжают свою работу. В тех учреждениях, где малыша принимают с насморком, уровень заболевания, как правило, намного выше. Обратите на это внимание при выборе детского сада.

Один из главных вопросов у родителей сегодня это — можно ли водить ребенка в сад с соплями. Для начала необходимо разобраться в характере слизистых выделений. Если ринит протекает с выраженными симптомами и серьезным ухудшением самочувствия, заботливые родители должны принять срочные меры и начать медикаментозное лечение.

Вирусный или простудный ринит вызывает серьезное повышение температуры тела, заложенность носовых проходов, отечность слизистой, покраснение кончика носа, болевые ощущения в горле и ряд других симптомов.

Как вылечить ринит у малыша узнайте здесь.

Насморк может быть травматического характера. В таком случае ринит не опасен для окружающих.

В таком случае ребенка следует оставить дома и вылечить воспаление до конца. Если же терапия будет оказана несвоевременно, у малыша может образоваться острый отит, гайморит или фронтит.

Вести ли ребенка с соплями в сад при травматическом характере недуга? К таким видам относят появление ринита из-за ушиба, укуса насекомого или аллергической реакции на пыльцу или шерсть домашних животных. Как правило, данный вид насморка не передается другим малышам, поэтому считается неопасным.

По мнению известного детского врача Комаровского, сопли и садик несовместимы. Такое правило относиться к вирусным, бактериальным и инфекционным видам ринита.

Кроме того, что насморк такой формы вызывает ряд острых симптомов, которые сказываются на самочувствии малыша, ребенок может заразить других детей. Постоянное общение со сверстниками при рините может привести к частой заболеваемости в группе.

Острые респираторные заболевания передаются от одного малыша к другому за считанные минуты.

Как предупреждает Комаровский, посещение группы, где большая часть детей болеет, опасно для малыша снижением иммунной системы. Запасы антител существенно снижаются, что приводит к беспроблемному проникновению в полость носа целого ряда патогенных микроорганизмов. Поэтому, если вы не хотите заразить других детей или заболеть сами, не отдавайте малыша в сад в сезон активизации острых респираторных недугов.

Однако, по словам детского врача такой процесс естественен для маленького организма. Чтобы иммунитет ребенка сформировался быстро и полноценно, малышу будет полезно встретиться с разнообразными видами микрофлоры.

Водить ребенка в садик категорически запрещено в случае инфекционного характера заболевания. Контакт с респираторными вирусами приводит к сильной отечности слизистой оболочки, гиперемии, повышению температуры тела, а также обильному образованию слизистого секрета. Часто такой вид ринита сопровождается сухим кашлем.

Узнайте, как вылечить непродуктивный кашель, пройдя по ссылке.

В такой период микрофлора малыша активна как никогда, поэтому все патогенные микроорганизмы попадают в окружающую среду с кашлем, чиханием и другими выделениями. В это время ваш ребенок – источник распространения инфекции.

По словам Комаровского, вместо того, чтобы пойти в садик, мама ребенка должна вызвать лечащего врача или педиатра. После осмотра полости носа, малышу назначат медикаментозное лечение и курс физиотерапии. Ребенка можно заново отправить в сад только после полного выздоровления.

Если у малыша диагностировали аллергический ринит, ребенок, как правило, сохраняет хорошее настроение. Он не жалуется на болевые ощущения и неприятные симптомы. Однако, при прогрессировании ринита, у малыша образуется зуд и жжение, а также появляются обильные выделения слизистого секрета.

Лечение аллергического ринита начинается с установления вида раздражителя.

Со временем, зуд становится причиной плохого самочувствия и раздражения ребенка. Малыш начинает все чаще чихать и кашлять, а также жалуется на слезотечение и боязнь света.

По словам Комаровского, с аллергическим ринитом детский садик посещать можно, так как он не опасен для других детей.

Однако, важно учитывать самочувствие малыша. Если аллергический ринит протекает с ярко выраженными симптомами, возьмите больничный на несколько дней и постарайтесь облегчить состояние ребенка с помощью промывания пазух и приема антигистаминных средств. Как вылечить сезонный или круглогодичный аллергический ринит уточните здесь.

Читайте также:  При прорезывании зубов у младенцев бывает сопли

Если выделения не сопровождаются тяжелыми симптомами, ребенок по-прежнему активен и весел, посещать садик не запрещено. В таком случае следует попросить воспитателя обратить внимание на самочувствие малыша в течение дня и при необходимости принять меры. Скорее всего в таком случае иммунная система справится с воспалением самостоятельно и ринит пройдет уже на следующий день.

Если же малыш вялый, сонливый, капризный, без аппетита, то следует обратить внимание на здоровье малыша. При появлении признаков интоксикации важно своевременно принять меры и вылечить инфекционное заболевание, пока оно не осложнилось последствиями.

источник

В нашей стране принято, что если у ребенка насморк – должен сидеть дома. Никакого детского сада, никаких прогулок и контактов с другими детьми. Как правило, нигде в мире больше такого нет. Считается, что насморк – вполне нормально для ребенка. И наоборот, если изолировать его, то ребенок не выйдет из дома никогда. В том смысле, что насморк так и не пройдет.

Нигде в мире на это не обращают внимание, и насморки НЕ лечат! Для них насморк и температура до 37,5 – не повод не ходить в сад. Они продолжают жить обычной жизнью, гулять.

Что для них является реальным поводом оставить ребенка дома? Температура за 38, понос. Причем, только первые сутки. На вторые сутки нет поноса и температуры – идут в сад. Ангина? Сутки назначили антибиотик – нет температуры – можно идти в сад.

Я примерно понимаю, что так и должно быть. Но в нашей стране совершенно другие правила! У нас считается, что любой насморк заразен. А ведь это не так – аллергический и бактериальный ринит безопасен для других детей, заразен только вирусный.

Однако вирусный насморк позволяет всем детям обменяться инфекциями и переболеть ими в легкой форме при условии постоянных прогулок и адекватного соотношения температуры и влажности в помещении.

Я очень надеюсь, что у нас изменится не режим посещения детьми детских садов, а отношения к соплям. Сопли – это атрибут детства. Ребенок не боится соплей, он боится его лечения!

Автор: Евгений Комаровский, детский врач высшей категории

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний возраст мне представляется предпочтительным.

В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.

Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним — вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам , ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями — отличная добыча для вирусов и микробов.

Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть свой, не менее убедительный опыт.

В семье моих друзей родилась тройня. Родители были уже в возрасте, оба — кандидаты наук, активно и много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и 1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. «Ребята, просыпайтесь!» — скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы.

Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: «Как вы решились?». «У нас не было другого выхода!» — честно ответили они.

Поймите меня правильно — я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но элементы этого — длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. — должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.

Еще одна немаловажная деталь — приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт — и одновременно тренируется его иммунная система.

Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусны езаболевания — главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.

Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.

Существуют и другие маленькие хитрости — промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.

И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.

Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.

Михаил Кукулевич, врач-педиатр

Когда я работала воспитателем в садике, у меня была самая младшая группа — дети от 1,5 до 3 лет. Большинство детей действительно заболевали, не проходив и недели в сад.

Существует масса всяких профилактических норм для предотвращения заболеваемости детей. Но далеко не все детские сады проводят эту профилактику из-за недостатка персонала.

Представьте себе: 20 малышей — не все умеют сами кушать, одеваться и раздеваться, некоторые еще не просятся на горшок — и я одна с 7 утра и до вечера, и за воспитателя, и за нянечку. Не успеваешь лишний раз помыть игрушки или полы в группе.

Когда я поняла, что по моей вине могут заболеть дети, я собрала родительское собрание и объяснила им ситуацию. И мои родители стали мне помогать! Я раздавала вечером резиновые и пластмассовые игрушки, а утром мне их возвращали вымытыми. Родителям более старших детей я раздавала кукол — они приводили их в порядок, мыли, стирали одежду. Два раза в месяц мы проводили вместе с родителями генеральную уборку в группе: мыли полы, стены, детскую мебель, кафель, шкафчики, стульчики, подоконники. Одна мама предложила собрать деньги и купить в группу портативный кварцевый аппарат. И я смогла кварцевать группу. Вы не поверите, но дети почти перестали болеть!

убедитесь, что в саду соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;

чаще стирайте одежду ребенка, в которой он ходит в садик;

предложите вашу помощь воспитателю.

Реален ли детский сад, где дети не болеют? Да, такой садик есть. Он открылся на базе центра образования в Новой Олимпийской деревне. Это сказочный городок, просторный и светлый, с залами для игр и своим бассейном. но ведь грипп, как известно, всеяден. И все-таки он не прошел — ни осенью, ни зимой, ни плаксивой весной.

Почему? В детском саду выработана целая система оздоровления и закаливания, которая специально «настраивается» на каждого ребенка. Беседа с мамой начинается с анамнеза — как вынашивала, как родила, чем знаменательны первые годы жизни малыша. Заполняется диагностическая карта, в которой учитывается семейный портрет, уровень физического и психического развития, группа здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Заполняется дневник здоровья, определяется принадлежность к определенному виду закаливания.

Читайте также:  У ребенка пошли зеленые густые сопли

Пока дети гуляют на улице, помещение проветривается сквозным методом. Когда дети спят, открыты верхние фрамуги в игровых залах (это обеспечивает равномерное поступление свежего воздуха откуда-то издалека). Периодически воздух помещений обрабатывается бактерицидными лампами. При пробуждении детям предложат пройти по мокрой махровой дорожке, а затем — по сухой. Мокрая — пропитанное соленой водой длинное махровое полотенце.

Затем старшие дети полощут горло прохладной водой, а младшие- отваром трав комнатной температуры, или ребятня промывает носик, втягивая и высмаркивая прохладную воду. Есть еще коврики для массажа стоп. А кому-то назначены дыхательная гимнастика, индивидуальный точечный массаж или ходьба по бревну (профилактика плоскостопия). И так получается, что пока одни дети блаженствуют в бассейне, другие (которым плаванье не разрешается по состоянию здоровья) не скучают, занимаясь лечебной гимнастикой. За этим внимательно следит старшая медсестра Валентина Григорьевна Лебедева.

О бассейне надо сказать особо. Там всегда поддерживается не только нужная температура воды, но и соответствующая температура воздуха — на 2 градуса выше. Так положено по медицинским нормам.

И это еще не все. Круглый год на подоконниках дети выращивают зелень для стола, в первую очередь зеленый лук. Также в пищу добавляется чеснок. А вечером каждый малыш получает свою горошину — аскорбинку. Скоро откроется фитобар, куда детишки будут приходить, чтобы выпить лечебного коктейля.

Заместитель директора центра по дошкольному воспитанию Татьяна Александровна Котова замечает:
— Все мы — мамы, и обстановка в детском саду должна быть домашней. Чтобы ребенок не ждал прихода родителей, а увлеченно жил и творил и чтобы на душе у него было спокойно. Тогда никакой грипп не пройдет.

Когда мамы впервые шагающих в детский сад малышей сокрушаются по поводу неминуемых теперь простуд и болезней, я удивляюсь. У нас в семье детское дошкольное (да и школьное) учреждение никогда не ассоциировалось с температурой, мокрым носом и осипшим от крика горлышком. Как нам это удалось?

С амое главное: найдите такой детский сад, где малышу будет радостно и интересно. Это не так сложно, как кажется. В ближайшем от дома садике может не быть конструкторов Лего и кожаной мебели, зато музыкальный руководитель — просто золото. Нет бассейна и дополнительного английского? Не беда, первое время все «дополнительное» только мешает адаптации к новым условиям жизни: совсем не просто 6-10 часов в день находиться на «чужой» территории!

Ваша первоочередная задача — сделать эту территорию своей. Нет никого лучше ласковой понимающей воспитательницы Надежды Дмитриевны, которая и раздеться поможет, и сказку почитает, вытирая неизбежные утренние слезки.

Ищите такой садик, где вам будут по-настоящему рады, а значит, помогут малышу освоиться, считаясь с его маленькими «прибамбасами». Моему старшему сыну пошли на встречу — первую неделю он ходил босиком, как дома. Вскоре Алеша сам понял, что дома удобнее ходить босиком, а в саду лучше иметь сменную обувь. У вашего малыша может быть другой «нюанс «: любимая игрушка в кармашке, непременная конфета за щекой, книжка в постельке

Н еплохо бы также узнать «оздоровительные» позиции детского дошкольного учреждения. Сколько раз в день дети гуляют? Как часто проходят физкультурные занятия и соревнования? Кто (и сколько раз) проветривает помещение в группе в течение дня? Какая форма одежды предпочтительнее (в большинстве детских учреждений топят очень хорошо, причем до мая!)? Задайте эти вопросы, когда придете записываться в сад.

Сходите на «разведку» в группу: есть ли там спортивный комплекс? В спортивный зал: возможно, вы будете приятно удивлены, увидев «сухой» бассейн (а хорошо бы и «мокрый», настоящий!), баскетбольные кольца для малышей, другие интересные спортивные снаряды. В некоторых детских садах открыты группы «здорового образа жизни». Хорошо бы в такую попасть.

И в заключение открою вам маленькую тайну, которой поделилась со мной милая Надежда Дмитриевна (второй мой мальчик благодаря стечению обстоятельств и некоторым моим усилиям попал в группу к той же, нашей любимой воспитательнице!): кто мало болел дома, до садика, тот и в саду тоже много болеть не будет.

А какие же дети мало болеют? Да только те, которых родители закаливают и оздоровляют. Те, чьи родители поощряют всяческие спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома — с самого рождения. Кстати, я уверена, что первая «оздоровительная процедура» младенца — это грудное вскармливание. Вторая — раннее плавание и «прохладный» образ жизни: дома никаких «трех одежек» дома, вся верхняя одежда выбирается только после взгляда на показатели уличного термометра (минус 10 и плюс 5 градусов требуют совершенно разных шапочек, поверьте!). В дальнейшем — обливание холодной водой, сауна, хождение босиком и в трусиках, посещение детского бассейна, летний отдых на даче, поездки на море.

Когда малышу исполнится год, уже не обойтись без спортивного комплекса с канатом, шведской стенкой, брусьями. Также нужны велосипед, санки, лыжи, самокат, ролики, скейтборд, коньки. Не говорю уже про мячи, скакалки, детский теннис-пласт и т.д. К сожалению, ничего не получится, если вы сами в этом участвовать не будете. Итак, чтобы ребенок не болел в детском саду, у него должны быть активные, бодрые родители, которые не жалеют времени и средств (увы!) на собственное здоровье и здоровье своих детей.

И еще одна мысль — крамольная с точки зрения медиков, но «сработавшая» в моем случае. Я уверена, что отказ от профилактических прививок в первые 2-2,5 года жизни значительно влияет на иммунитет ребенка в лучшую сторону. Моим мальчикам прививки делали «перед детским садом», на полный курс требуется приблизительно 6-8 месяцев. К тому же в детском саду у меня есть строгая договоренность с медсестрой (в письменном виде) об обязательном предупреждении меня, мамы, о проведении очередной прививки по возрасту. Для тех, кто не знает, сообщаю: к прививке ребенка надо готовить, а после прививки обязательно узнать о ее «результативности». Добросовестные медицинские работники обязательно вам об этом сообщат.

Вопросы по организации обеспечения условий для детей.

Двое детей. Старшему 2,10. Младшей 10 месяцев.

Сын ходит в детский сад можно сказать полгода. Но из них действительно проходил может месяца 1.5-2. Остальное время либо болеет, либо мы не водим, боимся чтоб не заболел (так было январь-февраль).

Ведь вместе с ним всегда болеет младшая сестричка. Ей 10 месяцев, болела уже 6 раз. 2 из них серьезно – лежали в больнице с бронхитом. Остальные ограничивались насморком и температурой. (Грудное вскармливание, 6 зубов, из прикорма не ест ничего молочного – кажется аллергия, у старшего тоже была алл на молоко до 2 лет)

Сына водим в сад, потому что с двумя детьми я одна не справляюсь, очень трудно! Сын очень шумный, активный, непослушный ребенок.

Но! Не вредно ли для иммунитета младшей так часто болеть? Не подорвем ли мы его вообще? Что лучше – мучиться всем дома, но меньше болеть, или все же ходить в сад и надеяться что этот период болезней скоро закончится?

Сына своего не считаю часто болеющим и «тепличным». Но все же максимум что он проходил в сад без перерывов на болезнь это 3 недели. Потом насморк, кашель. Раньше (до сада) тоже болел, раза 4 в год минимум. Лечимся дома путем проветриваний, промываний носа и т.д. Но в то же время каждый раз вызываем врача, иногда выполняем его рекомендации, иногда нет (когда при кашле прописывают антибиотики, или назначают много противовирусных препаратов). Но все же не совсем получается лечить по вашим рекомендациям. Наш папа – как описываемые вами бабушки! То есть по его мнению питье для детей всегда надо греть, тщательно оберегать от сквозняков, чуть сопли – сразу одевать побольше носков, на улицу ходить «холодно и мокро», и «надо что-то дать» чтоб не разболелись. Пытаюсь его переубеждать, но это очень сложно! Потом я получаюсь во всех детских болезнях виновата, ведь «если я все соблюдаю по-комаровскому, почему они так часто болеют?». И бабушек у нас тоже никто не отменял…

Ковры дома убрать не удается – папа против, полы старые, холодные, а бабушки вообще будут в шоке. Температуру 18 папа не разрешает, 20 это минимум, а в основном 22-23. Увлажнитель есть.

С этим связан второй вопрос. Что все-таки важнее – гнуть свою линию и делать все для обеспечения правильных условий жизни детей или же гармония в семье и мнение папы как ее главы.

Чуть больше месяца назад мы стали ходить в садик, через первые два дня посещения заболели. Пролечились недельку-вышли, недельку отходили-снова температура-бронхит, 2 недели дома, куча таблеток, препаратов, антибиотики… Вылечились никаких признаков болезни не было, ни кашля, ни соплей… С этого понедельника стали опять ходить в садик, на следующий день опять сопливим, через день у нас начался кашель, но небольшой такой, редкий, но сухой… После выздоровления врач прописала препарат для иммунитета, поливитамины… стали пить с начала недели это все + я мазала нос перед садиком вифероном, но мы все равно кажется заболеваем… Что мне делать, посоветуйте? Что опять на больничный идти с пн, чтобы не усугубить ситуацию?? Почему после 1го дня посещения садики опять насморк, то ли все-таки не выздоровили окончательно, то ли снова подцепили что-то? Знаю, что организм адаптируется, но не знаю как помочь ребенку, чтобы это прошло намного легче… Устала от лекарств бесконечных, жалко дочку, боюсь уже в садик водить, ведь это же нереально так болеть… Девочки как у вас все было, когда только начали ходить в садик?

Так что делать-то? Подскажите пожалуйста! Надо может было сазу на больничный идти опять, как только насморк появился? На выходных посмотрю что с ней будет, если хуже, так опять к врачу пойдем(((

для закрепления иммунитета

1. Давать пить отвар шиповника

Шиповник – чемпион по содержанию витамина С, давать его детишкам можно с четырёхмесячного возраста.
Но нужно учитывать, что этот полезнейший для иммунитета продукт выводит калий из организма. Поэтому если даёте отвар шиповника, в то же время давайте курагу, изюм, бананы – всё, в чём содержится калий и что позволяет возраст ребёнка.
Чай из шиповника продаётся в аптеке, но и дома его легко приготовить. Две столовые ложки свежих или сушёных ягод залить литром кипятка и оставить на ночь в термосе либо укутав полотенцем.
Или так: 100 грамм сушёных или 50 грамм свежих ягод шиповника залить литром воды и полчаса держать на медленном огне.
Давать не постоянно, а курсами по 2 – 3 недели с последующим перерывом на месяц.

2. Вместо сахара добавлять в пищу мёд.

Это правило, конечно, действительно только для тех детишек, у которых нет аллергии на мёд. Кстати, аллергия именно на этот полезнейший продукт встречается только у 2 % людей в мире. А миф о гипераллергенности мёда вызван его массовыми
фальсификациями.
К примеру, часто причиной аллергии является присутствие в покупном мёде тростникового сахара. И вполне может оказаться, что на чистый мёд у малыша никакой аллергии и нет.
Но если у Вашего малыша уже были проявления аллергии на мёд, вряд ли Вы захотите экспериментировать, давая ему другой сорт – это понятно.
А вот если мёд Ваш ребёнок переносит хорошо, добавляйте его и в отвар шиповника, и в каши, и в чай по половинке чайной ложечки.
Мёд богат микро- и макроэлементами, ферментами и витаминами, а особенно полезен сотовый мёд.
Вот один отличный рецепт.
Понадобится: 200 грамм кураги, 200 грамм изюма, 200 грамм грецких орехов, 200 грамм
чернослива, 3 столовых ложки мёда и один лимон.
Сухофрукты промыть, обдать кипятком, просушить. Лимон помыть, порезать на кусочки, удалить косточки. Прокрутить всё через мясорубку. В получившуюся смесь добавить мёд и хорошенько перемешать. Хранить в холодильнике, принимать по чайной ложечке перед завтраком.

3. Добавлять в салаты и супы пару измельчённых зубчиков чеснока.

Чеснок обладает сильнейшими бактерицидными свойствами. Кроме того, в его состав
входит аденозин — производная нуклеиновой кислоты, которая, в свою очередь, является
строительным материалом для ДНК и РНК.
А ещё в чесноке есть селен, германий и кремний, которые обеспечивают активность витаминов С и Е.
Часть своих полезных свойств чеснок сохраняет и при термической обработке, поэтому его можно добавлять, например, и в тушёные овощи.
А во время эпидемии гриппа постоянно держите в детской тарелку с мелко нарезанным
чесноком – это насыщает воздух фитонцидами, благодаря которым организм более эффективно противостоит различным вирусам.
Многих смущает запах изо рта после блюд с чесноком. Чтобы от него избавиться, достаточно пожевать листик мяты или веточку петрушки.

Морковь – просто кладезь каротина, который в организме превращается в витамин А. Но это не единственное достоинство морковки.
Она очищает кровь, выводит из организма токсины, нормализует обмен веществ, повышает активность всех органов.
Благодаря высокому содержанию фитонцидов морковь способна воздействовать на болезнетворную микрофлору почти так же эффективно, как лук и чеснок.
Полезна морковка и в салатиках, особенно с зелёным яблоком, и в виде сока. А для лучшего усвоения каротина лучше кушать её с жирами – сливками или сметаной.
Но морковь, как и любой другой полезный продукт, нужно употреблять в меру. Если переборщить, печень просто не справится с переработкой каротина и кожа у малыша
пожелтеет.

4. Два раза в неделю готовить красную рыбу.

Главное, что делает красную рыбу полезной – содержание омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Это укрепляет иммунитет, сосуды, мозговую и нервную ткань.
Кроме того, в рыбе есть фосфор, благотворно влияющий на активность мозга, и йод, способствующий правильной работе щитовидной железы.
Дорогие сорта красной рыбы, такие, как сёмга и лосось, можно с успехом заменить более дешёвыми, но не менее полезными, например, кетой.
Но тут есть нюанс – малышам до двух лет красную рыбу давать не стоит, у них возможны проблемы с пищеварением. А начинать знакомить ребёнка с красными сортами лучше с горбуши – это наименее жирный сорт.
Можно приготовить в фольге, а можно немного отварить, измельчить, залить молоком и
взбитыми яйцами и запечь в духовке до готовности.

5. Дважды в неделю давать ребёнку орехи – грамм 20-30.

Тут стоит оговориться: в первый раз пробовать орехи детям желательно не раньше пяти лет. Сначала давать один орешек в день и наблюдать за реакцией организма, чтобы не
было аллергии.
Если у ребёнка лишний вес, то лучше сначала помочь ему похудеть, а потом уже включать в рацион орехи.
В чём же польза орехов для иммунитета?
Во-первых, все орехи являются источником ненасыщенных жирных кислот, которые необходимы для нормального роста, развития и обеспечения эластичности сосудов.
Во-вторых, орехи, особенно фундук, богаты витамином Е – известным антиоксидантом.
В-третьих, орехи – это растительный белок, который по своей ценности близок к белкам животного происхождения.

6. Заправлять салаты оливковым маслом.

Древние греки называли оливковое масло «жидким золотом». Было время, когда это масло использовали в качестве валюты.
Оно почти полностью состоит из ненасыщенных жирных кислот, которые снижают уровень вредного холестерина в крови и не влияют на содержание в организме его полезной разновидности. Полезный холестерин, как известно, детям жизненно необходим. А жиры, содержащиеся в оливковом масле, по своему составу похожи на жиры грудного молока.
Кроме того, оливковое масло стимулирует развитие костной системы растущего организма, укрепляет стенки кишечника и оказывает мягкое слабительное действие.
Уже с семи месяцев можно добавлять капельку оливкового масла ребёнку в овощное пюре или в супчик.

7. Держать в норме кишечник.

Кишечник выполняет иммунногенную функцию – стимулирует выработку иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм с пищей, всасывается именно в кишечнике. Так что состояние кишечника напрямую связано с состоянием здоровья.
Чтобы кишечник был в норме, давайте малышу минеральную воду без газа, кисломолочные продукты и пищу, богатую клетчаткой.

Для профилактики полезно пропить месячный курс овсяного отвара.
Полстакана промытого овса ( не крупы, а именно овса ) залить с вечера водой — 1,5 литра и настоять до утра в эмалированной посуде. Утром довести до кипения и проварить полтора часа на слабом огне с закрытой крышкой. После остывания процедить и хорошенько отжать.
Давать ребёнку перед едой по 2 столовые ложки, после 5 лет – по 100 мл отвара в течение месяца.

Ну и конечно же эти правила не отменяют закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и физическую активность.

источник