Меню Рубрики

Сестринский процесс при рините у взрослых

СП при заболеваниях органов дыхания

Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:

1. Относительно малые размеры и узкие просветы.

2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.

3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.

4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.

Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.

Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.

При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.

Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).

Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:

2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).

3. Частота дыхания – зависит от возраста:

· новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту

· 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту

· 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту

· 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту

Острый ринит

Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.

У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:

1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.

2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.

3. Акт дыхания и состояния нарушены.

4. В зеве гиперемия небных душек.

У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).

Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).

Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.

Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.

· тонкая барабанная перепонка;

· короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);

3. Вскрикивание при сосании.

5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.

При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.

При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).

Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.

Основные принципы лечения острого ринита:

1. Симптоматическая терапия.

Профилактика острого ринита и отита:

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

3. Избегать переохлаждений.

4. Систематически проводить закаливающие процедуры.

СП при остром рините и отите.

Возможные проблемы пациента:

¾ нарушение сна, сосания, глотания

¾ дискомфорт, связанный с заболеванием

¾ страх перед манипуляциями

¾ дефицит знаний о заболевании и уходе

¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков

¾ неадекватная оценка состояния ребенка

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.

2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.

4. Рекомендовать перед каждым кормлением санировать нос (отсосать слизь, промыть носовые ходы физраствором (0,9% водный раствор хлорида натрия), закапать капли).

5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.

6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).

7. Выполнять назначения врача.

8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).

Возбудители заболевания: бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.

Источники заболевания: больные ангиной, бактерионосители.

Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.

Факторы риска развития ангины: переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.

Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

1. Катаральная – воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.

3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.

4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

· общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);

· боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;

· местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;

· регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.

Длительность заболевания 5-10 дней.

Осложнения: отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины:

1. Постельный режим на 5-7 дней.

3. Антибиотики, курс 7-10 дней.

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.

6. Антигистаминные препараты.

· своевременная санация хронических очагов инфекции

· рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков

· избегать тесного контакта с больным ангиной

СП при ангинах

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

· нарушение глотания из-за болей в горле

· дефицит жидкости в связи с лихорадкой

· страх перед манипуляциями

Возможные проблемы родителей:

· дефицит знаний о заболевании и уходе

· недостаточное внимание ребенку

· дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков

· неадекватная оценка состояния ребенка

1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.

4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:

¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;

¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;

¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.

5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.

6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).

7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).

9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.

10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

источник

План лекции:

1. Острый ринит: определение, причины, пути передачи инфекции. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

2. Острый отит. Определение, клинические проявления, лечение, сестринский процесс.

3. Острый ларинготрахеит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Варианты клинического течения. Клинические симптомы ларингита без стеноза и со стенозом (по степеням), осложнения, принципы лечения, оказания неотложной доврачебной помощи и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Острый бронхит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Виды бронхита. Бронхиальная обструкция. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Острая пневмония. Определение, клинические проявления, принципы лечения, сестринский процесс.

1. Острый ринит – острое воспаление слизистой оболочки полости носа.

· Вирусы (риновирусы, аденовирусы и т.д.)

· Бактериальная флора присоединяется позднее.

· Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосредственном загрязнении окружающих предметов носовым секретом).

Клиническая картина.

Инкубационный период короткий _от 1 до 2-х дней.

У детей раннего возраста заболевание протекает довольно тяжело:

· Ребенок вялый, сон беспокойный, непродолжительный

· Т о тела обычно субфебрильная.

· Носовое дыхание затруднено, из носа водянисто-слизистые выделения, затем – густые слизисто-гнойные

· Нарушено дыхание через нос и сосание

· Небольшая гиперемия небных дужек.

· Возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ.

У детей старшего возраста:

· Обильные выделения из носа.

· Выраженная субфебрильная Т о тела (иногда на протяжении 7-10 дней).

· Воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит, синусит)

· Катаральный или гнойный отит

Основные принципы лечения:

1. Жаропонижающие средства: парацетамол, нурофен и т.д.

2. Капли в нос: сосудосуживающего действия (0,05% раствор нафтизина, називин), противовирусного действия (лейкоцитарный интерферон), антисептического действия (2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, 4% раствор протаргола), иммуностимулирующего действия (0,01% раствор тимогена, «Пиносол»).

3. Отвлекающие процедуры: ножные и ручные ванны.

Острый отит

это острое воспаление среднего уха. Чаще болеют отитом дети первых 2-х лет жизни. Заболевание чаще регистрируется в зимне-весенний период, может возникать как самостоятельное заболевание, но чаще осложняет течение других заболеваний (ОРВИ, корь, скарлатина, ангина и т.д.)

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

Основные клинические проявления:

· Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди.

· Боль в ухе покалывающая, стреляющая, пульсирующая, иногда иррадиирует в шею, зубы.

· Резкая боль при надавливании на козелок уха.

· При осложненном течении с перфорацией барабанной перепонки – выделение серозного или слизисто-гнойного содержимого, иногда с примесью крови.

· При отоскопии: гиперемия или выбухание барабанной перепонки, отсутствие ее подвижности и светового рефлекса, перфорация барабанной перепонки, гноетечение из барабанной полости.

· При тяжелом течении отита могут присоединиться менингеальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и т.д.)

· Перфорация барабанной перепонки.

· Снижение слуха при повторных отитах.

В большинстве случаев благоприятный, но могут отмечаться рецидивы отита и осложнения в виде мастоидита, антрита.

Основные принципы лечения:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные.

2. Антибактериальная терапия (при тяжелом и осложненном течении).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств (при неосложненных отитах):

· С помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств – софрадекс, отипакс, отинум, этакридина лактат, отолган, отофа.

· Сосудосуживающие капли в нос.

· Тепло на ухо (согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс).

· При значительном выпячивании барабанной перепонки и подозрении на скопление гноя, проводится парацентез врачом-отоларингологом.

Профилактика.

· Оберегать ребенка от контакта с больным ОРВИ.

· Своевременно санировать полость носа.

· При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

· Систематически проводить закаливающие мероприятия

Острый ларинготрахеит

это острое воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, ветряной оспы и т.д.)

· Вирусы (парагриппа, гриппа, кори, аденовирусы и т.д.)

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

У детей старшего возраста и взрослых заболевание протекает без стеноза и характеризуется следующими признаками:

· Грубый кашель «лающего» характера.

Обычно заболевание длится до 7 дней и при своевременном лечении заканчивается выздоровлением.

  • внезапное начало на фоне ОРВИ, чаще ночью
  • лающий кашель,
  • инспираторная одышка
  • возраст ребенка чаще с 6 месяцев до 2 лет
Читайте также:  Какие точки массировать при рините

Различают четыре степени стеноза:

1-я степень (компенсированный круп):

  • Кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий
  • Осиплость голоса
  • Инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при беспокойстве, плаче, физической нагрузке).

2-я степень (неполная компенсация):

  • Состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость
  • Голос осипший, кашель резко лающий
  • Дыхание шумное, стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
  • Цианоз носогубного треугольника (особенно при беспокойстве ребенка)

3-я степень (декомпенсированный круп):

  • Состояние ребенка тяжелое, беспокойство сменяется заторможенностью, адинамией
  • Периоральный цианоз в покое, при беспокойстве – генерализованный
  • Дыхание ослаблено
  • Изменения ССС: тахикардия, снижение АД
  • Крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность
  • Аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание
  • Изменения ССС: АД резко снижено, брадикардия, пульс нитевидный, едва пальпируется
  • Периодически возникают судороги

Доврачебная помощь при стенозе гортани:

Действия Обоснование
  1. Вызвать бригаду скорой помощи
  2. Взять ребенка на руки, успокоить, доступ свежего увлажненного воздуха.
  3. ВВЕДЕНИЕ НАФТИЗИНА
  • ингаляция 0.025% нафтизина

5 минут через небулайзер (1 мл 0.05% нафтизин растворить в 1 мл 0,9% раствора NaCl)

  • при невозможности ингаляции введение через нос (в одну ноздрю с запрокинутой головой залить)

0,2 мл 0,05% нафтизина (дети до 1 года), 0,3 мл до 2 лет, разведенного 2 мл воды об эффективности свидетельствует появление кашля.

  1. Ручные и ножные ванны
  2. Теплое щелочное питье
Необходима врачебная помощь Уменьшение спазма Уменьшение отека в гортани Отвлекающие мероприятия Разжижение слизи

Острый бронхит

это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхов и сопровождаемый выделением слизи. Поражение бронхов часто сочетается с поражением трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита. Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, тогда он протекает с явлениями бронхиолита и бронхопневмонии. Бронхит часто возникает как осложнение какой-либо инфекции (ОРВИ, корь, грипп и т.д.).

· Вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальной инфекции и т.д.

· Бактерии (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и т.д.)

· Хламидии, микоплазма, цитомегаловирус (особенно часто в последнее время)

Клиническая картина.

· Повышение Т о тела в течение нескольких дней.

· Катаральные явления со стороны носоглотки и зева (отек, гиперемия, насморк, першение в горле).

· Неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки бронхита:

· Фебрильная Т о тела, умеренно выраженная интоксикация.

· Кашель вначале сухой, надрывистый, болезненный, усиливающийся по ночам, с 5-го дня кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты, обычно она вязкая, беловато-желтоватого цвета, иногда гнойная, а при сильном кашле может быть с прожилками крови.

· Дети раннего возраста откашливаемую мокроту проглатывают, поэтому она нередко выводится у них с рвотой.

· В легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем они приобретают влажный характер (среднепузырчатые).

Бронхиальная обструкция

  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить данное состояние

· Вынужденное положение сидя

· Одышка с затруднением и удлинением выдоха

Основные принципы лечения острого бронхита:

1. Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем щадящий с удлиненным сном.

2. Диета по возрасту, кормить по аппетиту, обильное теплое витаминизированное питье (клюквенный и брусничный морс, соки, компоты, чай с лимоном, щелочные минеральные воды и т.д.).

3. Лекарственные препараты:

· Противокашлевые препараты (при сухом мучительном кашле): либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин, фалиминт, колдрекс и т.д.

· Муколитики (при появлении мокроты): Мукалтин, мукодин, мукосол, отвары грудного сбора.

· Антибиотики (при затяжном и рецидивирующем течении и у детей раннего возраста).

· Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).

4. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками, протеолитическими ферментами.

5. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы.

6. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с йодидом калия на грудную клетку.

7. Обязательная госпитализация детей с тяжелыми формами заболевания и с осложнениями.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1735 | Нарушение авторских прав

источник

Тема 2.4.1 Сестринский процесс при остром рините, ринофарингите, остром фарингите.

Острый ринит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, особенности течения заболевания у детей, сестринский процесс, принципы лечения.

Ринофарингит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, особенности течения заболевания у детей, сестринский процесс, принципы лечения.

Острый фарингит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, сестринский процесс, принципы лечения.

Профилактика острого ринита, ринофарингита, фарингита.

Острый ринит (насморк) — это острое (внезапно возникшее) воспаление слизистой оболочки полости носа.

— вирусы, вызывающие острую респираторную вирусную инфекцию (ОРВИ) — это наиболее частая причина острого насморка;

— бактерии, поражающие слизистую оболочку полости после повреждения её вирусами и являющиеся причиной осложнений;

— травмы слизистой оболочки носа инородными телами;

— профессиональные вредные факторы (пыль, дым, сильно пахнущие вещества и т.д.).

Также появлению насморка способствует общее переохлаждение организма.

Симптомы и стадии острого насморка

Стадия 1. В период от 1 часа до 2 дней ощущается сухость, жжение и зуд в носу, .

Стадия 2. Длится 2-3 дня и отмечается затрудненное носовое дыхание, обильные прозрачные водянистые , (распознавание запахов), слезотечение, заложенность ушей и гнусавый оттенок голоса. При насморке дыхание через рот способствует дальнейшему распространению воспаления на нижележащие отделы дыхательных путей.

Стадия 3. Начало связано с присоединением бактериального воспаления. Улучшается общее состояние, носовое дыхание и обоняние, но приобретают желтый или зеленый цвет и более густую консистенцию.

Через 7 дней насморк должен прекратиться. При хорошем иммунитете и быстро начатом лечении при насморке возможно выздоровление в течение 2-3 дней. При снижении иммунитета и недостаточном лечении ринит может затянуться, привести к развитию осложнений.

Самыми распространенными осложнениями острого ринита являются: (, фронтит и др.), , воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивит).

У новорожденных и детей грудного возраста острый ринит всегда расценивается как заболевание, чреватое развитием осложнений. По мере развития заболевания дыхание через нос прекращается, а дыхание через рот сопровождается заглатыванием воздуха. В результате отсутствия носового дыхания при кормлении нарушается акт сосания. Кроме того, нарушение дыхания приводит к повышению внутричерепного давления и раздражению мозговых оболочек.Воспаление слизистой оболочки носа часто распространяется на носоглотку, глотку, гортань, трахею, бронхи, легкие, и может привести к развитию пневмонии.

При рините лечение требует обязательного участия ЛОР-врача.

Для уменьшения сильной заложенности носа при рините в лечении применяются сосудосуживающие капли, которые вызывают сужение кровеносных сосудов полости носа и уменьшают отек слизистой оболочки носа.

При длительном их использовании (более 7-10 дней) может развиться медикаментозный ринит, когда изменяется слизистая оболочка носа, отекает, при этом пациенты вынуждены постоянно закапывать сосудосуживающие капли.

При рините в лечении имеются ограничения по применению сосудосуживающих капель у людей с артериальной гипертензией, беременных, детей, а также при хроническом атрофическом рините.

При насморке в лечении антибиотикотерапия не показана, т.к. антибиотики не действуют на вирусы, которыми чаще всего вызван ринит. Если к вирусному воспалению быстро присоединяется бактериальное, развиваются осложнения, то в этом случае встаёт вопрос о применении при насморке в лечении антибиотикотерапии. Грамотно разрешить этот вопрос под силу только специалисту.

Мы в нашей клинике назначаем индивидуальные схемы лечения. Широко используем гомеопатические препараты. Проводим магнито- и лазеротерапию, обладающую прекрасным противоотёчным, иммуностимулирующим, противовоспалительным и противоаллергическим действием.

К ним относят в первую очередь гайморит, который иначе называют синусит, а также фронтит и полипы.

·да) воспаление слизистой оболочки , чаще всего инфекционной этиологии

Острый назофарингит имеет вирусную или, реже, бактериальную этиологию, хронический назофарингит имеет, как правило, бактериальную, иногда грибковую природу. Однако пусковым моментом в развитии заболевания почти всегда является вирусная инфекция.

В роли инфекционных агентов вирусной природы в основном выступают , бактериальной природы , , , и другая микрофлора, обычно обнаруживаемая в носоглотке в непатогенной форме.

К общим факторам заболеваемости относят переохлаждение организма.

Для назофарингита характерны неприятные ощущения в носоглотке: жжение, покалывание, сухость, нередко скопление слизистого отделяемого, которое иногда приобретает кровянистый вид и трудно отходит из носоглотки. Нередко беспокоит боль в затылке. Часто возникают затруднения носового дыхания и , особенно у детей. В случаях распространения воспаления на слизистую оболочку слуховых труб (возникновение ) появляются пощелкивание, шум и боль в ушах, понижение слуха.

Назофарингит у взрослых обычно протекает без повышения температуры тела; в детском возрасте температурная реакция часто бывает значительной. При осмотре отмечаются и припухлость слизистой оболочки носоглотки, вязкие выделения на глоточной миндалине и задней стенке глотки.

Возможно только при комплексном учете клинических и лабораторных данных. Обычно в формуле крови отмечают увеличение лимфоцитов (не менее 15% по сравнению с возрастной нормой) и появление в крови «атипичных» мононуклеаров.

Местное лечение проводится путем закапывания в нос экмоновоциллина, препаратов серебра (2% раствора протаргола, 0,25% раствора ляписа и т. д.), у взрослых 23 % раствора эфедрина по 45 капель 2 раза в день. Иногда заболевание купируется назначением аспирина, салицилового натрия, облучением подошв ног эритемной дозой ультрафиолетовых лучей (Б. С. Преображенский) или применением горячих ножных ванн. В последнее время с успехом применяется вдувание в нос тройного порошка (Penicillini 200 000 ED, Norsulfasoli, Sulfasoli aa 2,0).

Назофарингит может осложняться бронхопневмонией, нефритом, гастроэнтеритом, острым отитом, а у детей даже менингитом. У взрослых прогноз вполне благоприятный. У детей он находится в зависимости от их общего состояния, от вирулентности инфекции, от качества ухода и лечения и от характера присоединившегося осложнения.

·т воспаление и лимфоидной ткани .

Основная причина фарингита это вдыхание холодного или загрязненного , влияние химических раздражений (, ). Инфекционный фарингит может быть спровоцирован различными (, , ), а также (, ) и . Нередко фарингит развивается вследствие распространения инфекции за пределы очага , прилежащего к глотке (, , ).

Клиническая картина. Диагностика.

фарингита зависят от характера заболевания.

появляется боль в (особенно при глотании),

сухой , на третий-четвертый день иногда появляется мокрый кашель,

Как правило пациент (ребёнок или взрослый) предъявляет жалобы на першение и боль в горле, сухой и порой мучительный кашель. Возможно повышение температуры до (37,538°), реже выше.

Симптомы острого фарингита на фоне ОРВИ или других инфекционных болезней дополняются признаками основного заболевания: высокая температура, затруднение дыхания, наличие признаков интоксикации, сыпи и так далее.

При осмотре горла (фарингоскопии) можно заметить ярковыраженное покраснение слизистой оболочки глотки. В некоторых случаях определяются небольшие изъязвления слизистой.

Необходимо различать острый фарингит и острый тонзиллит. (ангиной) называют локальное воспаление нёбных миндалин; при остром фарингите воспалительный процесс принимает более разлитой характер, а симптомы острого тонзиллита (боль при глотании, повышение температуры, увеличение шейных лимфоузлов) дополняются симптомами воспаления стенок глотки: першение и сухость в горле, сухой кашель.

· Перитонзиллярный и заглоточный абсцесс

· Воспаление носовых пазух (синусит, гайморит)

· Воспаление внутреннего уха, слуховой трубы

· Воспаление почек (постстрептококковый гломерулонефрит)

Лечение фарингита направлено на устранение фактора, вызвавшего . В случае бактериального фарингита это достигается при помощи (в том числе и местно: полоскание горла, орошение миндалин и задней стенки глотки , ), а в случае фарингита, вызванного длительным вдыханием дыма или раздражающих веществ использованием средств индивидуальной защиты или сменой места работы. Для лечения всех случаев фарингита требуется прекращение курения.

Профилактика ринита, ринофарингита, фарингита.

Профилактика начинается со здорового образа жизни. Следить за собой стоит не только «в сезон», а постоянно. Существует несколько беспроигрышных вариантов, .

Во-первых, необходимо т следить за своим рационом. В меню стоит добавить свежие овощи и фрукты, каши, мясо и рыбу. Попытайтесь отучить себя питаться всухомятку и ежедневно старайтесь есть теплую домашнюю пищу. Это укрепит организм самым естественным образом, и поможет с легкостью пережить все вспышки сезонных заболеваний.

Во-вторых, необходимо приучать себя к спорту. Необязательно сразу покупать абонемент в спортзал, можно начать с отжиманий и качания пресса по утрам. Если Вы человек не ленивый, и возле Вашего дома есть парк, то лучших физических нагрузок, нежели пробежки, Вам не найти. Занятие спортом укрепляет организм, благодаря чему иммунитет может активнее противостоять вирусам и инфекциям.

Большое значение для профилактики простудных заболеваний имеет личная гигиена. Банально тщательно вымытые руки помогут уберечь наш организм от бактерий. Об этом не перестают твердить врачи, социальная , родители, однако все равно обращаем недостаточное количество внимания на такой важный аспект.

Современные иммуностимулирующие препараты помогут поддержать защитную систему нашего организма. Обратите внимание на препарат Имупрет, содержащий натуральные растительные компоненты. Действие семи лекарственных трав оказывает иммуностимулирующий, противоспалительный и противовирусный эффект.

Во время следует избегать длительных пребываний в общественных местах, наружные отделы носовых ходов смазывают оксолиновой мазью. Как природный употребляется в пищу .

· Выявите проблемы больного ребёнка.

· Составьте план сестринского ухода с обоснованием

· Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Повышение температуры тела

Ø Риск аспирации рвотными массами

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск заражения окружающих

Повышение температуры тела

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

Читайте также:  Аппарат для лечения хронических ринитов

План сестринского вмешательства

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Повышение температуры тела

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск инфицирования окружающих

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск присоединения осложнений

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

— Выполнение назначений врача:

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

Ø Вызвать машину скорой помощи

Ø Успокоить ребёнка и маму

Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø Дать тёплое щелочное питьё

Ø Госпитализировать в стационар

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø Приготовить антипиретики

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II. Симптоматическая терапия.

1. Жаропонижающие препараты.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2. Средства, применяемые при рините

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

3. Источник болезни при гриппе

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

3) Слизистая ротовой полости

8. Для парагриппа характерно

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

10. Аденовирус преимущественно поражает

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

6) Увеличение лимфатических узлов

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

3) Цианоз носогубного треугольника

5) Гнойные налёты на миндалинах

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны … препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

Читайте также:  Задний ринит у ребенка капли

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Цель: сформировать у студентов представления и знания о строении глотки, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами с ангинами.

1. Анатомия и физиология глотки. Кровоснабжение и иннервация.

2. Заболевания. Дифференциальная диагностика ангин

3. Причины и предрасполагающие факторы развития ангин.

4. Клинические проявления, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами.

5. Организации сестринского ухода при ангинах.

6. Роль медсестры в диагностике и организации сестринского ухода при заболеваниях глотки.

7. Роль медсестры в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.

1. Анатомия, физиология, кровоснабжение и иннервация глотки.

2. Отделы глотки и ее функции

4. Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки.

Глотка человека – это полость, которая отвечает за два важнейших процесса участвующих в обеспечении жизнедеятельности организма. По сути, благодаря глотке мы, можем осуществлять глотательную и дыхательные функции. Строение глотки достаточно простое. По сути это цилиндрическая трубка длиною около 12–14 сантиметров. Состоит глотка из мышц, устлана слизистой оболочкой, а в некоторых местах на ней имеются скопления лимфоидной ткани.

Если соотносить глотку со скелетом человека, то она располагается вдоль шейных позвонков, неподалеку от щитовидной железы. Начинается глотка от основания черепа, а заканчивается в районе 4–5 позвонка, в самом начале пищевода и щитовидной железы. Задняя стенка глотки прикреплена к затылочной части черепа. Стенки глотки крепятся к височным костям.

Глотка соединяет в себе сразу две жизненно необходимые функции – дыхательную и пищеварительную. Именно в глотке эти пути пересекаются, однако, все устроено так, что до пищевода доходит только еда, воздух же, напротив, идет по дыхательным путям.

Строение носоглотки продуманно таким образом, что пока не активна глотательная функция, дыхательные пути полностью открыты. Однако в том момент, когда пережеванный комок еды направляется в сторону пищевода мышцы гортани, полностью блокируют дыхательные пути. Таким образом, пища доходит до пищевода, минуя, дыхательное отверстие.

Однако на самом деле довести еду до пищевода и запустить воздух в легкие – это еще не все функции глотки. На самом деле стенки глотки, и вся ее полость в целом содержат большое количество лимфоидной ткани. В некоторых местах она разрастается, образуя миндалины. Так вот эти самые, миндалины являются важнейшей частью иммунной системы человека.

Фактически на гландах содержатся активные клетки иммунитета, которые уничтожают все попадающие на них болезнетворные бактерии.

Глотка – это фактически ворота в организм человека и все, что доходит до пищевода и дальше попадает в наш организм именно через глотку.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1455;

Часто ОРЗ, в том числе и ОРВИ, появляются именно в холодную пору, когда защитные функции организма ослаблены. При острой респираторной вирусной инфекции проявляются такие симптомы, как: подъем температуры тела, кашель, насморк, затрудненное дыхание, головные боли, слезотечение и общая слабость. В случае данного заболевания необходим правильный своевременный уход и лечение. Что предполагает сестринский процесс при ОРВИ, рассмотрим в статье.

Как правило, на начальных стадиях заболевания больной чувствует слабость, озноб, повышение температуры. При таких симптомах желательно, чтобы пациента сразу же осмотрел участковый врач и назначил лечение. Скорость выздоровления напрямую зависит от того, насколько правильно организован сестринский процесс при гриппе или другой ОРВИ.

Амбулаторно проводят лечение и уход за больными, которые подверглись легкой или среднетяжелой форме заболевания. Их состояние наблюдает участковый врач и медсестра.

Госпитализируют пациента в случае тяжелых форм болезни, при появлении осложнений, таких как круп, пневмония. В условиях стационара лечат детей до 3 лет, из детских коллективов закрытого типа и малышей, которые не обеспечены уходом.

В условиях стационара назначается ряд анализов, медсестра контролирует их прохождение пациентом. Среди основных исследований выделяют:

  • Общий или клинический анализ крови.
  • Общий анализ мочи.
  • Серологический анализ крови.
  • Вирусологическое исследование (в случае эпидемий).
  • Иммунофлуоресцентный экспресс‑метод (для обнаружения антигенов вируса).
  • Рентгенограмма грудной клетки (по показаниям).

Лечение и уход при ОРВИ зависят от локализации патологического процесса в каждом конкретном случае.

Если болезнь протекала нормально, больного выписывают при ОРВИ не ранее, чем через 9 дней терапии. При неблагоприятном течении патологии пациента могут отправить домой после полного выздоровления, спустя 28 дней лечения.

Следует отметить, что общие методы ухода за пациентами стационара и в домашних условиях практически не отличаются. Исключением стают только тяжелые формы заболевания и осложнения. Среди главных советов по уходу за больным выделяют:

  1. В первую очередь необходимо организовать постельный режим больному и следить за его соблюдением. Назначают его до нормализации самочувствия и затухания острых проявлений, обычно длительность составляет 6–7 дней.
  2. В комнате, где находится больной, должно быть достаточно тепло, комфортно спокойно и тихо.
  3. Для минимизации риска передачи инфекции другим людям, рекомендуется исключить контакты пациента с окружающими. Желательно, чтобы он находился в отдельном помещении.
  4. Человеку, который осуществляет уход, нужно носить многослойную марлевую повязку и периодически менять ее (каждые 2–3 часа).
  5. Обязательно осуществлять проветривание комнаты, где находится больной. Температуру воздуха в помещении необходимо поддерживать на уровне 20–21 градусов.
  6. В случае повышения температуры тела (выше отметки 38 градусов), больному дают жаропонижающие средства (Парацетамол, Ибупрофен) согласно возрасту пациента. Помните, что если температура тела не поднялась до указанного уровня, сбивать ее с помощью препаратов не нужно, организм в это время борется с инфекцией самостоятельно, активизируя свои защитные функции.
  7. Для снижения температуры можно растереть кожу полуспиртовым раствором (спирт разводят с водой в соотношении 1:1) или водой с уксусом 9% (на 250 г воды 1 ст. л. уксуса).
  8. Хорошо помогает наложение холодного компресса на зону лба. Физические методы охлаждения (пузыри со льдом, влажные простыни) применяют только в условиях стационара или после визита врача, который может выписать препараты от спазма сосудов кожи.
  9. Как правило, процесс снижения температуры тела сопровождается обильным потоотделением и возможно, что больной может переохладиться, находясь во влажной среде. Поэтому человек, который осуществляет уход за пациентом, должен подготовить сухое чистое белье и одежду, вовремя переодеть больного.
  10. Контроль температуры тела следует проводить каждые 2–3 часа.
  11. Когда больной пребывает в лихорадочном состоянии, его организм теряет много жидкости за счет усиленного потоотделения. Кроме того, для выведения токсических веществ, которые всасываются в кровь при высокой температуре, нужно также пить много воды. Поэтому уход за пациентом предполагает контроль приема обильного питья. Ухаживающий должен предлагать пациенту пить спустя каждые 20–30 минут. Можно употреблять морсы, компоты, соки, чай, негазированную минеральную воду.
  12. Рекомендуется принимать противокашлевые препараты, только если кашель сильно беспокоит больного или нарушает его сон. В остальных случаях от приема лекарств лучше воздержаться, так как кашлевой рефлекс способствует очищению дыхательных путей от патологической слизи.
  13. Важно следить за состоянием носового дыхания больного. Рекомендуется проводить санацию носовых ходов солевым раствором (1 ч. л. соли на 1 л воды), капать нос раствором морской соли (можно приобрести специальные капли). Применять сосудосуживающие препараты следует только по назначению врача при сильной заложенности носа.
  14. Больному рекомендована диета, которую назначают при инфекционных заболеваниях. Важно не заставлять пациента есть через силу, так как организм ослаблен, а пищеварительная система работает не в полную силу. Еду следует давать маленькими порциями, количество приемов пищи должно быть 5–6 в день. Желательно есть термически обработанные овощи, молочную продукцию и фрукты.
  15. После выздоровления рекомендуется не перегружать организм физическими нагрузками первые 2 недели.

Ухаживающему обязательно нужно следить за выполнением всех назначений врача, контролировать прием лекарств, общее состояние пациента, строго выполнять все рекомендации по уходу.

Если длительное время улучшение состояния больного, который находится на амбулаторном лечении, не наступает, следует вызвать лечащего врача на дом.

К здоровью детей нужно относиться особенно внимательно, так как иммунитет ребенка только формируется, и именно малыши часто попадают в группу риска. Так как вирусная инфекция передается воздушно-капельным путем, часто в сезон простуд болеют целые детские коллективы.

Если лечение проводится на дому, врач в обязательном порядке посещает детей в возрасте до 1 года в первые 3 дня с начала болезни ежедневно, дальше – по показаниям до полного выздоровления, тех, кому исполнился год и старше – только по показаниям.

Сестринский процесс при ухаживании за больным малышом, которому диагностировали острую респираторную вирусную инфекцию, должен быть очень внимательным. В целом в отношении ребенка применяются такие же методы, как и при уходе за взрослыми. Но есть некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание. Сестринский уход при ОРВИ у детей предполагает:

  1. Необходимо создать комфортные для ребенка условия. Помещение должно быть светлым и теплым. Регулярно нужно проводить проветривание и влажную уборку. Рекомендовано установить в комнате, где находится больной ребенок, увлажнитель воздуха, чтобы избежать пересыхания слизистых носа.
  2. Важно следить за гигиеной предметов быта и личных вещей ребенка (кипятить посуду, часто менять носовые платки).
  3. Оградить больного от контактирования с другими детьми и чужими взрослыми.
  4. Дети требуют внимательного отношения, эмоционального покоя и ласкового обращения.
  5. Если ребенок чувствует себя хорошо, у него нет жара, можно не ограничивать его активность. В случае интенсивного кашля, насморка или других жалоб, подвижность лучше уменьшить. При повышении температуры следует придерживаться постельного режима.
  6. У детей до года необходимо чистить нос от накопившейся слизи ватными турундами или аспиратором. У более старших ребят – контролировать регулярное высмаркивание.
  7. Для сбивания температуры (если она выше 38 градусов) применять жаропонижающие препараты. Детям лучше давать не таблетированную форму лекарства, а сироп, суспензию или использовать ректальные свечи.
  8. Если у ребенка озноб и повышается температура, нужно накрыть его одеялом, грудным малышам – надеть шапочку на голову. При сбивании температуры, наоборот, освободить тело от лишней одежды.
  9. Во время лихорадки следует протирать тело полотенцем, предварительно смочив его в воде комнатной температуры. После стабилизации состояния и при отсутствии подъемов температуры малышу можно принять вечером непродолжительный теплый душ.
  10. Ухаживающему нужно предлагать ребенку калорийную, хорошо усвояемую и богатую витаминами пищу, в жидком или полужидком виде, в соответствии с возрастом. Кормить следует маленькими порциям, но часто, не заставляя есть приготовленную еду насильно.
  11. Если заболевание сопровождается расстройствами пищеварительной системы и рвотой, ребенку следует давать пить больше жидкости. Непосредственно после рвоты кормить ребенка не рекомендуется, т. к. возможен риск ее повторения. Желательно дать воды с лимонным соком или минеральную воду без газа.
  12. Важно все время контролировать состояние больного малыша, измерять частоту пульса, артериальное давление, следить за дыханием.
  13. Обязательно нужно укладывать ребенка спать в послеобеденный период, для грудных детей важно соблюдать привычный режим сна.
  14. Если наблюдается стабильность нормальной температуры и ребенок идет на поправку, можно выйти на свежий воздух. Первые прогулки должны длиться 15–20 минут, без подвижных игр и контактирования с другими детьми.
  15. Посещать детский сад или школу разрешается не ранее, чем через 7 дней от начала ОРВИ, только если наступило выздоровление.

Главными условиями эффективного лечения при ОРВИ является своевременное обращение к врачу, выполнение всех его предписаний и правильный уход за больным. Соблюдение этих принципов приведет к скорому выздоровлению и возвращению к привычному образу жизни.

источник