Меню Рубрики

Особенности инфицирования полости среднего уха при рините у детей раннего возраста

1. Особенности строения полости носа у детей раннего возраста

а) носовые ходы узкие, обильная васкуляризация

б) носовые ходы узкие, недостаточная васкуляризация

в) носовые ходы широкие, обильная васкуляризация

г) носовые ходы широкие, недостаточная васкуляризация

2. Анатомические особенности Евстахиевой трубы у ребенка, способствующие частому развитию отита

3. Причина аритмии дыхания у новорожденного

а) незрелость дыхательного центра

б) зрелость дыхательного центра

4. Фактор, способствующий развитию стеноза гортани у детей раннего возраста:

в) цилиндрическая форма гортани

5. Фактор, способствующий возникновению одышки у детей при воспалении дыхательных путей

а) слабое развитие добавочных полостей носа

б) хорошее развитие добавочных полостей носа

в) широкий просвет трахеи и бронхов

г) узкий просвет трахеи и бронхов

6. Наиболее частая причина острого бронхита у детей

7. Ведущий клинический симптом обструктивного бронхита у детей

8. Основной симптом острого бронхита у детей

9. Для лучшего отхождения мокроты ребенку с острым бронхитом применяют

а) вибрационный массаж, постуральный дренаж

г) строгий постельный режим, диету № 15

10. Лихорадка, одышка, кашель, локальное укорочение перкуторного звука у детей характерны для:

11. Красновато-коричневый цвет мокроты у детей отмечается при пневмонии

12. Для определения этиологического фактора пневмонии у ребенка следует провести

13. Этиотропная терапия пневмонии у детей — применение препаратов

14. Бронхиальная астма у ребенка характеризуется

15. При приступе бронхиальной астмы ребенок садится, опираясь руками на край сидения для

г) снижения температуры тела

16. При приступе бронхиальной астмы у ребенка над легкими определяется перкуторный звук

17. При приступе бронхиальной астмы у ребенка над легкими аускультативно определяются

18. Для купирования приступа бронхиальной астмы у детей используют b-адреномиметик

19. Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют

20. При лечении бронхиальной астмы у детей применяют ингаляционный глюкокортикостероид

21. Пикфлоуметрия проводится ребенку для

а) мониторинга бронхиальной астмы

б) лечения бронхиальной астмы

в) улучшения выделения мокроты

г) снижения температуры тела

22. Наиболее частая причина назофарингита у детей

23. Клинические симптомы назофарингита у детей

24. Осложнение назофарингита у детей

25. Осложнение ларинготрахеита

26. Нарушение дыхания при рините у грудного ребенка сопровождается

а) затруднением кормления грудью

б) облегчением кормления грудью

27. Капли с сосудосуживающими препаратами применяют детям грудного возраста при остром рините до кормления грудью с целью

а) уменьшения отека слизистой носа

б) увеличения отека слизистой носа

в) уменьшения температуры тела

г) увеличения перистальтики кишечника

28. Наиболее часто у детей инфекция попадает в среднее ухо

в) через короткую и широкую Евстахиеву трубу

г) через длинную и узкую евстахиеву трубу

29. Ведущим симптомом при остром отите у детей является

30. Клинический симптом перфорации барабанной перепонки при остром отите у детей

а) гнойное выделение из уха

б) гнойное выделение из носа

г) повышение температуры тела

31. При остром отите у детей применяют

в) холодный компресс на область уха

г) согревающий компресс на область уха

32. Стенотическое дыхание, изменение голоса, грубый кашель наблюдается у детей при

33. Тактика фельдшера при угрозе стеноза гортани у ребенка вне лечебного учреждения

а) направление в поликлинику

в) проведение оксигенотерапии

г) назначение физиотерапевтических процедур

34. При остром бронхиолите у детей развивается выраженная недостаточность

а) дыхательная, сердечно-сосудистая

г) печеночная, надпочечниковая

35. При остром бронхите у детей применяют отхаркивающую микстуру с

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8663 — | 7092 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Ринит – это воспаление слизистой оболочки полости носа, характерными симптомами которого являются затруднение носового дыхания (различной степени выраженности), выделения из носа, чихание и слезотечение. Наиболее часто ринит является первым симптомом острых респираторных заболеваний (ОРЗ), на долю которых приходится свыше 70% всех заболеваний дыхательных путей у детей. По литературным данным [1,2], частота заболеваемости ОРЗ в первые два года жизни достигает в среднем 4–9 эпизодов в год и считается максимальной в дошкольные годы.

Ринит может быть острым и хроническим, неинфекционного или инфекционного характера. Возбудители могут быть разные: респираторные вирусы (адено–, рино, реовирусы, парагриппа, гриппа сезонного и пандемического и др.), бактерии (условно–патогенные и явные патогены), вирусно–бактериальные ассоциации. Встреча­ет­ся ринит при детских инфекционных заболеваниях, таких как корь, краснуха, дифтерия и др. Иногда ринит может быть непостоянным симптомом заболеваний, вызванных одним из «кишечных» вирусов (рота– или энтеровирусами). Причиной ринита могут быть специфические инфекционные процессы (туберкулез, склерома), в том числе полученные от матери во время прохождения по родовым путям (гонорея, сифилис).
Кроме инфекционных агентов, активации которых способствуют переохлаждение или контакты с больным, причиной острого и хронического ринита могут быть раздражающие факторы механического (например, инородное тело или травма слизистой носовой полости) или химического происхождения (дым, гарь, вещества с едким запахом).
У детей старшего возраста, а тем более у взрослых, инфекционный ринит бывает самостоятельным заболеванием, тогда как у детей раннего возраста, особенно у грудничков, изолированного ринита не наблюдается. Неумение/неспособность младенца самостоятельно очистить полость носа от секрета приводит к тому, что патологическое отделяемое стекает по задней стенке глотки, вызывая ее раздражение и воспаление. То есть отличительной особенностью ринита у детей грудного и раннего возраста является то, что он протекает в виде ринофарингита. Кроме того, воспалительный процесс у детей данной возрастной группы значительно чаще, чем у взрослых и детей старшего возраста, распространяется на слизистую оболочку гортани и трахеи; может осложниться отитом, бронхитом и даже пневмонией.
Для острого инфекционного ринита характерно внезапное начало и двустороннее проявление симптомов. Появляются нарушение носового дыхания и выделения из носа (ринорея). Ведущий клинический симптом может отличаться: у одних детей превалируют выделения из носа и /или чихание, у других – заложенность носа, в ряде случаев даже при отсутствии выделений.
В зависимости от вида возбудителя и особенностей реактивности ребенка ринит может сопровождаться лихорадочной реакцией. Средняя продолжительность заболевания в неосложненных случаях, в среднем 7 дней. Обычно на 5–7–й день отделяемое из носа становится более густым, принимает слизисто–гнойный характер, а носовое дыхание улучшается, затем постепенно уменьшаются выделения из носа и наступает выздоровление.
Диагноз «острый ринит» ставится на основании данных анамнеза, тщательно собранного эпидемиологического и аллергологического анамнеза, данных клинического и ЛОР–осмотра. Для проведения дифференциального диагноза могут дополнительно понадобиться результаты клинического анализа крови, цитоморфологии носового секрета, результаты микробиологического/микологического анализа отделяемого из носа. Как правило, подобное дополнительное обследование проводится при затяжном течении, когда нельзя исключить неинфекционную природу – аллергический или вазомоторный ринит. Также проводят дифференциальный диагноз с риносинуситами (инфекционными или аллергическими), аденоидитом, а при односторонней локализации процесса – с инородным телом в полости носа или травматическим ринитом.
Для предотвращения развития осложнений и быстрого купирования основных симптомов ринита необходимо как можно раньше начать лечение.
Существующие методы лечения ринита можно, с одной стороны, разделить на местные и общие, с другой – на консервативные и хирургические.
Консервативные методы лечения включают в себя:
• Физические – элементарная физическая нагрузка, свежий воздух в помещении, где находится ребенок (регулярное проветривание, фильтры–ионизаторы, поездки на природу), отказ от курения в помещении, где находится ребенок, отказ от использования средств, содержащих ароматизаторы и/или красители, усиливающие проявления аллергического ринита у маленьких детей.
• Физиотерапевтические – ингаляции, электрофорез, фонофорез, лазеротерапия, рефлексотерапия, акупунктура.
• Медикаментозные – инстилляции и аппликации лекарственных веществ на слизистую оболочку полости носа, назначаемых с целью элиминации поллютан­тов/ал­лергенов/патогенов, уменьшения отека, способствующие эвакуации патологического содержимого.
Для этих целей используются различные лекарственные средства (ЛС), выбор которых зависит от конкретных клинических проявлений (муколитики, топические антибактериальные препараты, препараты природного происхождения, гомеопатические средства и др.). Но традиционно лечение различных форм ринита у детей любого возраста начинают, как правило, с назначения топических деконгестантов. Кратность и длительность их приема варьирует, составляя в среднем от 3 до 5–7 дней.
Под термином «топические деконгестанты» объединяют препараты разных групп. К ним относятся симпатомиметики и селективные α1–адреномиметики. Меха­низм действия всех средств этой группы одинаков (стимуляция α–адренорецепторов) и обусловливает общие свойства, характерные для препаратов этой группы. Все они при местном применении способствуют уменьшению отека и гиперемии слизистой полости носа; уменьшают количество отделяемого секрета и облегчают носовое дыхание. Препараты этой группы отличаются между собой по степени выраженности системного действия, а следовательно, по частоте нежелательных эффектов, таких как: стимулирование ЦНС; возможные нарушения сна; головная боль; повышение АД; повышенная возбудимость, раздражительность; тремор; снижение аппетита. Селективные α1–адреномиметики отличаются значительно менее выраженным влиянием на ЦНС, избирательно влияя на α1–адренорецепторы. В таблице 1 представлены активные ингредиенты препаратов из группы симпатомиметиков и селективных α1–адреномиметиков.
Следует помнить, что у всех деконгестантов сосудосуживающий эффект через некоторое время сменяется усилением притока крови к слизистой носа (реактивная гиперемия) и возобновлением выделения секрета. При длительном применении сосудосуживающих средств возможны нарушение нормального функционального состояния реснитчатого эпителия и атрофия слизистой полости носа. Возможными причинами блока мукоцилиарного клиренса являются не только длительность применения, но и введение избыточного количества препарата (особенно при использовании капельных форм). Пролонгированное использование деконгестантов может привести к парезу сосудов полости носа, аллергической реакции или развитию атрофических процессов (в том числе и сопровождающихся носовыми кровотечениями), а бесконтрольное – к развитию медикаментозного ринита или токсическому воздействию на организм ребенка.
Далеко не все топические деконгестанты разрешены для использования у новорожденных и грудных детей. Одним из разрешенных является Отривин 0,05%, в течение ряда лет с успехом используемый в педиатрической практике [3–5] для симптоматического лечения ринита. Однако учитывая вышеупомянутые особенности детей грудного и раннего возраста (неумение самостоятельно очищать полость носа (сморкаться), раздражение стекающим отделяющим задней стенки глотки), необходим комплексный подход, включающий использование средств для элиминационной терапии и устройства для эвакуации секрета из полости носа.
Поэтому, помимо капель/спрея Отривин, для лечения и профилактики ринита можно рекомендовать и систему Отривин Бэби, в состав которой входят капли для орошения полости носа в одноразовых флаконах, назальный аспиратор с комплектом сменных насадок. Капли для орошения слизистой носа Отривин Бэби содержат изотонический стерильный раствор натрия хлорида, не раздражающий слизистую оболочку полости носа и поэтому пригодный для длительного использования. Объем флакона (5 мл) предотвращает микробную контаминацию открытого раствора. Спрей Отривин Бэби содержит стерильный изотонический раствор морской воды, который рекомендуется использовать для детей более старшего возраста (с 1 года). С лечебной целью (при остром рините) проводят 2–4 орошения в день, закапывая в каждый носовой ход по несколько капель перед кормлением или орошая полость носа спреем. Для удаления отделяемого из полости носа используют назальный аспиратор Отривин Бэби, конструкция которого обеспечивает эффективное и визуально контролируемое очищение, а также полную гигиеничность процедуры. Насадки сменные, снабжены фильтром, предупреждающим перенос инфекции или рефлюкс отделяемого в полость носа ребенка.
Наблюдение за большой выборкой (435 детей) в возрасте от 2 до 27 месяцев показало, что ежедневное использование комплекса Отривин Бэби (изотонический раствор для промывания и назальный аспиратор) в сравнении с ежедневным промыванием полости носа физиологическим раствором не только способствует восстановлению носового дыхания, но и предупреждает развитие осложнений (рис. 1 и 2). ­Использование комплекса в лечебных целях практически полностью купирует симптомы ринита после недельного курса терапии (рис. 3).
Высокую оценку комплексу Отривин Бэби дали родители пациентов: 92% родителей были довольны комплексом Отривин Бэби, 86% родителей признали Отривин Бэби более эффективным, чем другие аналогичные устройства, 78% родителей отметили, что устройство было простым в использовании.
В заключение хочется подчеркнуть, что наиболее эффективным является лечение, начатое в первые часы заболевания. Сохранение таких симптомов, как заложенность или выделения из носа более 7–10 дней, может свидетельствовать о переходе воспалительного процесса на слизистую оболочку полости носа или носоглотки. У детей, страдающих различными формами аллергического ринита, применение топических деконгестантов должно быть кратковременным, с предпочтительным использованием этиотропных средств в соответствии с принципами «ступенчатой» терапии данного заболевания.




Литература
1. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М, ГЭОТАР медиа, 2006г.
2. Самсыгина Г.А., Богомильский М.Р. Острые респираторные заболевания у детей, Миклош, 2005г.
3. Е.П. Карпова. Немедикаментозное лечение для профилактики осложнений, связанных с инфекциями верхних дыхательных путей, а именно острого риносинусита, острого отита среднего уха и для улучшения качества сна.– 2007.
4. Casati M, Picca M, Marinello R, Quartarone G. Safety of use, efficacy and degree of parental satisfaction with the nasal aspirator Narhinel® in the treatment of nasal congestion in babies. Minerva Pediatrica 2007; 59(4):315–25.
5. Балясинская Г.Л. Оценка безопасности, эффективности применения Отривин Бэби у детей младшего возраста. 2008.

источник

Отиты у новорожденных и у детей грудного возраста встречаются гораздо чаще, чем у взрослых, и имеют ряд особенностей. Инфекция у детей легко проникает в барабанную полость через короткую и прямую евстахиеву трубу и встречает там ряд условий, способствующих развитию отита.

К ним относятся не вполне сформированная рыхлая слизистая оболочка среднего уха с остатками миксоидной ткани, бурно реагирующая на любую вредность, и отсутствие приобретенного иммунитета. Нервная система еще не достигла своего полного развития и не может осуществить в той мере, как у взрослого, защитные реакции. У новорожденных воспалительный процесс нередко вызывается попаданием в ухо околоплодной жидкости во время родов. Грудные дети часто страдают катарами слизистой оболочки носа, что способствует легкому инфицированию барабанной полости через евстахиеву трубу, особенно при срыгивании и рвоте. К 3—5 годам наблюдается усиленный рост лимфоидной ткани, а у детей с лимфатической конституцией аденоиды нередко достигают такой величины, что препятствуют нормальной вентиляционной и дренажной функции евстахиевой трубы.

Симптомы и диагноз. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее распознавание отита. У детей до полугода трудно определить локализацию болей, и только усиленное ворочание головкой наводит на мысль о боли в области уха. Годовалые дети уже нередко хватают ручкой за больное ухо, а более старшие сознательно указывают на место, где ощущают боль.

Отит у детей обычно начинается внезапно: ребенок засыпает здоровым и просыпается среди ночи от сильных болей, кричит, беспокоен, температура повышается до 39—40°. К утру боли несколько стихают, так как при хорошей проводимости трубы наблюдается уменьшение количества экссудата, резко улучшается самочувствие. Однако процесс редко на этом заканчивается; при развитии гнойного воспаления симптомы возобновляются с новой силой, наблюдается высокий лейкоцитоз (нередко до 20 000).

При тяжелой форме болезни могут наблюдаться менингеальные симптомы: рвота, судороги, запрокидывание головки, резко угнетенное состояние, а иногда и затемненное сознание. Обычно менингит не развивается, и симптомы его быстро проходят после естественного или искусственного прорыва гноя. Нередко, как уже было упомянуто, возникают расстройства функции желудочно-кишечного тракта в виде поноса, рвоты, резкого падения веса. Причинная связь с ухом становится весьма вероятной, если после прободения сразу же наступает улучшение. Явления со стороны кишечника обычно объясняли всасыванием токсинов из полости среднего уха, но, по-видимому, не меньшее значение имеют патологические рефлексы, исходящие из полости среднего уха.

Течение острого отита у детей зависит в основном от общего состояния здоровья ребенка: все, что ослабляет сопротивляемость его (неправильное кормление, заболевания желудочно-кишечного тракта, экссудативный диатез, лимфатическая конституция, рахит и т. д.), обычно неблагоприятно сказывается и на течении отита, который затягивается, нередко рецидивирует.

Читайте также:  Лечение острого ринита у взрослых в домашних условиях

Особенностью отитов у детей является и то, что у них чаще, чем у взрослых, излечение может наступить без перфорации перепонки; это зависит от более легкого оттока через трубу и от относительно большей резистентности детской барабанной перепонки.

Чем меньше возраст ребенка, тем труднее оценка данных отоскопии. Затруднения возникают от чрезвычайно наклонного положения барабанной перепонки, от узости слухового прохода, от трудности очистки его от чешуек и серы. Нужно помнить, что после чистки уха и даже при крике барабанная перепонка у грудных детей легко краснеет. Поэтому нередки случаи, когда начало отита распознается только при появлении ушной течи. У грудных детей хорошим диагностическим признаком среднего отита является болезненность при надавливании на козелок, которая наблюдается уже в самые ранние сроки болезни.

Лечение. У детей старшего возраста лечение такое же, как у взрослых. Грудным детям можно назначить карболглицерин (не крепче 3%), но с осторожностью, так как он может вызвать раздражение кожи. При появлении течи требуется особенно тщательно следить за эвакуацией гноя, чаще высушивать слуховой проход. После туалета кожу смазывают жидким маслом, например рыбьим жиром, миндальным или персиковым маслом. Парацентез у детей приходится делать чаще, чем у взрослых, руководствуясь в основном общими симптомами интоксикации.

источник

Барабанная перепонка (membrana tympani) ребенка по величине практически не отличается от таковой у взрослого, но имеет особенности.

У детей старшего возраста барабанная перепонка составляет с горизонтальной линией угол 40—45°.

Барабанная перепонка у новорожденного относительно толще, чем у взрослых, за счет фиброзного слоя и особенностей эмбриональной слизистой оболочки среднего уха.

В связи с этим даже при накоплении воспалительного экссудата в барабанной полости может отсутствовать выпячивание барабанной перепонки, несмотря на нарастание симптомов интоксикации; гною легче проникнуть в сосцевидную пещеру (antrum mastoideum) через широкий вход (aditus ad antrum).

Стенки барабанной полости: у детей 1-го года жизни тонкие, в отдельных участках вообще не имеют кости (дегисценции), представлены соединительной тканью, в результате чего возможно беспрепятственное распространение инфекции.

Барабанное устье слуховой трубы, расположенное в области передней стенки, в отличие от взрослых находится высоко и открывается не в мезо-, а в эпитимпанальное пространство.

Задняя (paries mastoideus) стенка имеет широкое треугольное отверстие (aditus ad antrum), ведущее в пещеру (его диаметр больше, чем у взрослых).

Содержимое барабанной полости представлено следующими образованиями.

У новорожденных ее просвет значительно уже из-за толстого подслизистого слоя эмбриональной соединительной ткани и расширяется несколько позднее, в процессе ее регрессии.

К моменту рождения ребенка полости среднего уха выполнены эмбриональной миксоидной тканью. Она рыхлая, студенистая, содержит круглые огростчатые клетки, большое количество слизи и мало сосудов. В ней имеется щелевидная полость, выстланная мерцательным эпителием.

Освобождение барабанной полости от миксоидной ткани начинается с рождения ребенка. Миксоидная ткань исчезает обычно на 1-м году жизни, но может сохраняться у детей 3—4 лет и даже у взрослых.

Миксоидная ткань является хорошей питательной средой для микрофлоры, что наряду с облегчением тубарного инфицирования составляет одну из причин частых отитов у детей.

Слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя (рис. 2.4, 2.5) при рождении имеют почти такие же размеры, как у взрослых, но состоят частично из хрящевой ткани.

Слуховая (евстахиева) труба (tuba auditiva). У плода 4—5 мес глоточное устье слуховой трубы в основном точечное, валики еще не развиты, устье расположено ниже уровня твердого неба. До 6 мес глоточное отверстие щелевидное, позже оно становится треугольным, а иногда зияет; хорошо развит задний валик.

У новорожденных барабанное устье слуховой трубы проецируется в верхнем сегменте барабанной перепонки, у взрослых — в нижнем.

У грудных детей слуховая труба отличается от слуховой трубы взрослых рядом признаков.

Отсутствие костного отдела и фиброзная будущая хрящевая часть обусловливают большую растяжимость.

Слуховая труба прямая, без кривизны и изгибов, широкая, направлена горизонтально, цилиндрической формы, короткая (у новорожденных длиной 2 см, у детей 2 лет — 3 см, у взрослых — 3,5 см).

Рост в длину сопровождается сужением ее просвета с 0,25 см в возрасте 6 мес до 0,1 см у детей старшего возраста.

Перешеек трубы отсутствует, а глоточное устье окаймлено хрящевым кольцом, зияет и имеет вид овальной или грушевидной щели глубиной 3—4 мм. У старших детей и взрослых она раскрывается только при глотании.

Формирование слуховой трубы заканчивается к 5—10 годам.

Височная кость у новорожденного состоит из трех отдельных несросшихся частей (рис. 2.6):

— барабанной части (pars tympanica);

— каменистой части (pars petrosa), или пирамиды, а также скулового отростка.

Между частями пирамиды у новорожденных имеются щели.

Ввиду незарашения каменисто-чешуйчатой щели острый средний отит у детей может принять бурное течение с явлениями менингизма.

Однако отогенные внутричерепные осложнения возникают сравнительно редко в связи с анатомической предпосылкой для прорыва гноя под надкостницу через наружную часть каменисто-чешуйчатой щели, которая играет как бы роль клапана. Этим и объясняется высокая частота образования субперио-стальных абсцессов у детей раннего возраста, хотя прорыв гноя через наружную стенку сосцевидной пещеры у детей до 5 лет происходит довольно редко.

В распространении инфекции играет роль не сама каменисто-чешуйчатая щель, а проходящий через нее отросток твердой мозговой оболочки, который содержит лимфатические сосуды

Размеры пещеры у ребенка относительно больше, чем у взрослого

Иногда рядом с пещерой имеются еще 1—2 воздухоносные клетки. По мере развития сосцевидного отростка в нем появляются новые воздухоносные клетки. У взрослого в конечном итоге пещера оказывается расположенной значительно глубже, а по отношению к барабанной полости — ниже.

Пещера постепенно опускается и смещается медиально, кзади и книзу, пластинка чешуи утолщается.

У детей раннего возраста вход в пещеру (aditus ad antrum) широкий. С этим связано частое одновременное поражение воспалительным процессом слизистой оболочки барабанной полости и пещеры (отоантриты).

Сосцевидный отросток образуется при слиянии сосцевидных поверхностей каменистой и чешуйчатой частей височной кости. Образование воздухоносных клеток начинается с 4—5 мес и окончательно завершается к 3—5 годам.

Воспаление среднего уха и общая дистрофия ведут к формированию разных типов пневматизации сосцевидного отростка, возникают условия, полностью или частично задерживающие процесс пневматизации.

Перечисленные причины влияют на строение сосцевидных отростков. Различают пневматический, диплоэтический, склеротический типы.

Существует мнение, что еще в эмбриональном периоде из слуховой трубы в среднее ухо внедряется слизистая оболочка, выстланная высоким кубическим эпителием. К концу 1-го года эта слизистая оболочка превращается в тонкий мукозно-периостальный покров. Процесс преобразования эмбриональной слизистой оболочки тесно связан с процессом пневматизации. Уже в эмбриональном периоде начинается инвагинация слизистой оболочки из барабанной полости в пещеру и из нее в толщу сосцевидного отростка. В результате формируется отросток с нормальным пневматическим типом строения.

Процесс пневматизации сосцевидного отростка осуществляется одновременно с замещением диплоэтической костной ткани компактной, которое в основном завершается в возрасте 8—12 лет и совпадает с полным развитием системы пневматизации сосцевидного отростка (рис. 2.7).

Процесс пневматизации обусловливается не только врастанием слизистой оболочки со стороны пещеры. С 3—5-месячного возраста на развитие сосцевидного отростка начинают влиять активные тракции грудино-ключично-сосцевидной мышцы, заставляющие его увеличиваться в длину и ширину благодаря работе, осуществляемой в связи с вертикальным положением туловища и поворотами головы.

Процесс пневматизации сосцевидных отростков с обеих сторон не всегда идет одновременно. Это следует учитывать при оценке рентгенограмм при подозрении на антрит.

Развитое сосцевидного отростка и костной части слухового прохода приводит к увеличению расстояния между шилососцевидным отверстием и верхушкой сосцевидного отростка; расстояние между ним, наружным сонным и яремным отверстиями в постнатальном периоде существенно не изменяется. Поверхностное расположение шилососцевидного отверстия в связи с отсутствием сосцевидного отростка повышает риск травмы лицевого нерва при антротомии.

У новорожденного он не имеет выраженного костного ложа и непосредственно переходит в яремную вену под прямым углом; луковица яремной вены (bulbus venae jugularis) появляется только к 9-месячному возрасту.

Топографоанатомические особенности сигмовидного синуса тесно связаны с развитием сосцевидного отростка.

Пещера находится на довольно значительном расстоянии от синуса (у грудного ребенка — 5,9 мм), в дальнейшем это расстояние сокращается до 5 мм у ребенка 1—3 лет и до 4,2 мм в 4—7 лет. В связи с такой отдаленностью от пещеры тромбоз сигмовидного синуса у детей раннего возраста наблюдается реже, чем у взрослых, а осложнения носят характер септицемии.

Расстояние между шилососцевидным отверстием и верхушкой сосцевидного отростка в раннем детском возрасте очень мало (до 7 мм). Это следует учитывать при проведении разрезов за ухом и антротомии.

В некоторых случаях в барабанном отделе канала лицевого нерва у детей до 4 лет нет костной стенки, что способствует быстрому развитию пареза лицевого нерва при острых отитах. В любом случае эта костная стенка очень тонкая, максимальная толщина составляет 1 мм, примерно в 20% случаев имеет дегисценции. С возрастом эти щели зарастают.

У детей первых лет жизни уменьшено расстояние между каналом лицевого нерва и spina suprameatum.

Эта часть канала имеет горизонтальное направление и идет под крышей барабанной полости назад по ее внутренней стенке.

Над каналом находится возвышение — ампула горизонтального полукружного канала, под лицевым нервом — окно преддверия со стременем. Под окном преддверия располагается другое возвышение — мыс (promontorium), большую часть которого занимает основной завиток улитки. Под мысом, ближе к задней стенке наружного слухового прохода, находится окно улитки, затянутое вторичной барабанной перепонкой.

Толщина стенки канала около 0,25 мм. В детском возрасте эта часть канала часто имеет дегисценции, в некоторых случаях они затянуты фиброзной пленкой.

Сосцевидный отдел. На уровне задней стенки наружного слухового прохода лицевой нерв делает второе колено и направляется в толще сосцевидной части книзу вертикально.

Длина сосцевидного отдела у зрелого плода здесь достигает 6 мм, к концу первого десятилетия примерно 10—11 мм, у взрослого 13—14 мм.

Скуловой отросток (processus zygomaticus) височной кости у детей довольно часто вовлекается в воспалительный процесс: развивается острый зигоматицит. В связи с этим важно знать его возрастные анатомические особенности.

До 3 лет строение основания скулового отростка в основном губчатое, лишь изредка встречаются воздухоносные клетки.

С 3 до 8 лет основание скулового отростка принимает более горизонтальное положение и образует верхнюю стенку наружного слухового прохода, кроме того, развивается его пневматизация.

источник

Анатомо-физиологические и иммунобиологические особенности детского организма определяют особенности клинического течения заболеваний уха у детей раннего возраста. Это находит свое выражение в частоте воспали­тельных заболеваний среднего уха, тяжести течения, бо­лее частых осложнениях, переходе процесса в хроничес­кий. Перенесенные в раннем детстве заболевания уха спо­собствуют развитию осложнений у детей старшего возра­ста и во взрослом состоянии. Анатомо-физиологические особенности уха у детей раннего возраста имеют место во всех отделах.

Ушная раковина у грудного ребенка мягкая, малоэла­стичная. Завиток и мочка выражены не отчетливо. Фор­мируется ушная раковина к четырем годам.

Наружный слуховой проход у новорожденного ребенка короткий,представляет собой узкую щель, заполненную первородной смазкой. Костная часть стенки еще не раз­вита и верхняя стенка прилегает к нижней. Слуховой проход направлен вперед и книзу, поэтому, чтобы осмот­реть слуховой проход,, ушную раковину нужно оттянуть назад и книзу..

Барабанная перепонка более плотная, чем у взрослых за счет наружного кожного слоя, который еще не сфор­мировался. В связи с этим обстоятельством при остром среднем отите перфорация барабанной перепонки проис­ходит реже, что способствует развитию осложнений.

Барабанная полость у новорожденных заполнена мик-соидной тканью, которая является хорошей питательной средой для микроорганизмов, в связи с чем увеличивает­ся опасность развития отитов в этом возрасте. Рассасыва­ние миксоидной ткани начинается с 2-3 недельного воз­раста, однако, может находиться в барабанной полости в течение первого года жизни.

Слуховая труба в раннем возрасте короткая, широкая и горизонтально расположена, что способствует легкому проникновению инфекции из носоглотки в среднее ухо.

Сосцевидный отросток не имеет сформировавшихся воздухоносных ячеек, кроме пещеры которая расположена непосредственно под наружной поверхностью сосцевидного отростка в области треугольника Шипо. По­этому при воспалительном процессе (антрите) часто раз­вивается в заушной области болезненный инфильтрат с оттопыриванием ушной раковины. При отсутствии необ­ходимого лечения возможны внутричерепные осложнения. Пневматизация сосцевидного отростка происходит по мере роста ребенка и заканчивается в возрасте 25-30 лет.

Височная кость у новорожденного ребенка состоит из трех самостоятельных элементов: чешуи, сосцевидного от­ростка и пирамиды в связи с тем , что они разделены хря­щевыми зонами роста. Кроме того, в височной кости часто встречаются врожденные дефекты, которые способствуют более частому развитию внутричерепных осложнений.

Внутреннее ухо представлено костным лабиринтом, расположенным в пирамиде височной кости, и находя­щимся в нем перепончатым лабиринтом. Костный лаби­ринт состоит из трех отделов: преддверия, улитки и трех полукружных каналов.

1. Преддверие — средняя часть лабиринта, на наруж­ной стенке которого расположены два окна, ведущие в барабанную полость. Овальное окно преддверия закрыто
пластинкой стремени. Круглое окно закрыто вторичной барабанной перепонкой. Передняя часть преддверия сообщается с улиткой через лестницу преддверия. Задняя часть
содержит два вдавления для мешочков вестибулярного аппарата.

2. Улитка — костный спиральный канал в два с поло­виной оборота, который делится костной спиральной пла­стинкой на лестницу преддверия и барабанную лестницу.
Между собой они сообщаются через отверстие, находяще­еся у верхушки улитки.

3. Полукружные каналы — костные образования, рас­положенные в трех взаимно перпендикулярных плоско­стях: горизонтальной, фронтальной и саггитальной. Каж­дый канал имеет два колена — расширенную ножку (ам­пулу) и простую. Простые ножки переднего и заднего по­лукружных каналов сливаются в одну, поэтому у трех
каналов имеется пять отверстий.

Перепончатый лабиринт состоит из перепончатой улитки, трех полукружных каналов и двух мешочков перилимфа, которая представ­ляет собой видоизмененную спинномозговую жидкость. Пе­репончатый лабиринт заполнен эндолимфой.

Во внутреннем ухе находятся два анализатора, свя­занных между собой анатомически и функционально — слуховой и вестибулярный. Слуховой анализатор распо­ложен в улитковом протоке. А вестибулярный — в трех полукружных каналах и двух мешочках преддверия.

Слуховой периферический анализатор. Вверхнем ко­ридоре улитки расположен спиральный (кортиев) орган, который представляет собой периферическую часть слу­хового анализатора. На разрезе он имеет треугольную фор­му. Нижней его стенкой является основная мембрана. Сверху находится преддверная (рейсснерова) мембрана. На­ружная стенка образована спиральной связкой и располо­женными на ней клетками сосудистой полоски

Основная мембрана состоит из эластических упругих поперечно расположенных волокон, натянутых в виде струн. Длина их увеличивается от основания улитки к об­ласти верхушки. Спиральный (кортиев> орган имеет очень сложное строение и состоит из внутренних и наружных рядов чувствительных волосковых биполярных клеток и поддерживающих (опорных) клеток. Отростки волосковых клеток спирального органа (слуховые волоски) соприкаса­ются с покровной мембраной и при колебании основной пластинки происходит их раздражение, в результате чего механическая энергия трансформируется в нервный им­пульс, который распространяется до спирального ганглия, затем по VIII паре черепно-мозговых нервов в продолгова­тый мозг. В дальнейшем большая часть волокон переходит на противоположную сторону и по проводящим путям импульс передается в корковый отдел слухового анализа­тора — височную долю полушария.

Вестибулярный периферический анализатор. Впред­дверии лабиринта имеются два перепончатых мешочка с находящимся в них отолитовым аппаратом. На внутрен­ней поверхности мешочков имеются возвышения (пятна), выстланные нейроэпителием, состоящим из опорных и во­лосковых клеток. Волоски чувствительных клеток обра­зуют сеть, которая покрыта желеобразной субстанцией, содержащей микроскопические кристаллики — отолиты. При прямолинейных движениях тела происходит смеще­ние отолитов и механическое давление, что вызывает раз­дражение нейроэпителиальных клеток. Импульс переда­ется преддверному узлу, а затем по вестибулярному нерву (VIII пара) в продолговатый мозг.

На внутренней поверхности ампул перепончатых про­токов имеется выступ — ампулярный гребешок, состоящий из чувствительных клеток нейроэпителия и опорных кле­ток. Чувствительные волоски, склеивающиеся между со­бой, представлены в виде кисточки (купуля). Раздраже­ние нейроэпителия происходит в результате перемещения эндолимфы при смещении тела под углом (угловые ускоре­ния). Импульс передается волокнами вестибулярной ветви преддверно-улиткового нерва, которая заканчивается в ядрах продолговатого мозга. Эта вестибулярная зона свя­зана с мозжечком, спинным мозгом, ядрами глазодвига­тельных центров, корой головного мозга.

Читайте также:  Перекись водорода при рините по неумывакину

Кровоснабжение внутреннего уха происходит через внутреннюю слуховую артерию. Венозный отток идет че­рез вены водопровода преддверия и улитки и венозное сплетение внутреннего слухового прохода.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1690 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Ринит у детей – полиэтиологическое заболевание, характеризующееся развитием локальных воспалительных изменений слизистой оболочки полости носа. Ринит у детей проявляется заложенностью носа и затруднением носового дыхания, выделениями из носовых ходов, чиханием, потерей обоняния, чувством давления в области носа, головными болями. Диагностика ринита у детей подразумевает осмотр ребенка отоларингологом или аллергологом, переднюю риноскопию, лабораторные (цитологические, вирусологические, бактериологические) анализы мазка из полости носа. Терапия ринита у детей включает удаление слизи, закапывание сосудосуживающих растворов, ингаляции, физиотерапию.

Ринит у детей – острое или хроническое воспалительное заболевание полости носа, приводящее к нарушению свободного носового дыхания. Ринит является доминирующей патологией ЛОР-органов, составляя 28–30% среди всех заболеваний верхних дыхательных путей у детей. У детей дошкольного возраста в год насчитывается от 4 до 9 эпизодов ринита. Частая или хроническая заболеваемость ринитом негативно влияет на психомоторное развитие ребенка и успешность обучения, повышает риск развития среднего отита, синусита, бронхиальной астмы, пневмонии и других осложнений. Учитывая степень распространенности и медико-социальной значимости воспалительных заболеваний полости носа в детском возрасте, решение этой проблемы находится в фокусе повышенного внимания различных дисциплин: педиатрии, детской отоларингологии, аллергологии, пульмонологии.

Ринит у детей может являться как самостоятельной патологией вирусного, бактериального или аллергического генеза, таки и одним из проявлений различных инфекций (гриппа, парагриппа, аденовирусной инфекции, кори, коклюша, скарлатины, дифтерии, менингококковой инфекции и др.).

Ринит у детей вызывается преимущественно кокковой флорой (стрептококком, пневмококком, стафилококком, палочкой Фридлендера) или фильтрующимися вирусами (гриппа А, В, С, парагриппа, аденовирусами, риновирусами, вирусами Коксаки и ECHO, респираторно-синцитиальными вирусами). Реже развитие ринита у детей бывает связано с атипичными (микоплазмой, хламидиями, легионеллами) и специфическими бактериальными микроорганизмами (возбудителями гонореи, туберкулеза), грибками.

Слизистая оболочка полости носа является первым и важнейшим барьером, преграждающим проникновение микроорганизмов в респираторный тракт. В норме бактерии и вирусы адсорбируются слизью, выделяемой секреторными клетками слизистой оболочки носа, а затем удаляются с помощью мерцательного эпителия. Изменения окружающей среды (холодный или сухой воздух, запыленность, раздражающие запахи, общее переохлаждение) обусловливают несостоятельность защитных функций слизистой оболочки. Нарушение местной защиты приводит к проникновению вируса в клетки слизистой оболочки, освобождению его нуклеиновых кислот от белковых оболочек, внутриклеточному созреванию и размножению с последующим выходом из гибнущей клетки. На следующем этапе происходит присоединение бактериальной флоры.

При хроническом рините у детей развиваются стойкая инфильтрация и дегенерация слизистой оболочки, а при длительном течении – ее гипертрофия или атрофия. Предрасполагающими факторами, снижающими защитные функции слизистой оболочки носа и обусловливающими развитие ринита у детей, могут выступать аденоиды, тонзиллит, латентно протекающий синусит, инородное тело полости носа, экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы, вакцинация и др.

Аллергический ринит у детей является IgE-опосредованным воспалением, вызванным воздействием различных аллергенов (животных, пылевых, пыльцевых, пищевых и пр.). Развитию вазомоторного ринита у детей способствует искривление носовой перегородки, полипы полости носа, аденоиды, длительное применение сосудосуживающих капель в нос и др. факторы, на фоне которых развивается расстройство нейровегетативной и эндокринной регуляции, сосудистый невроз и микроциркуляторные нарушения в слизистой оболочке носа.

Ринит у детей различается по форме (острая или хроническая), этиологии (инфекционный, аллергический, травматический), течению (сезонное, приступообразное, постоянное). Развитие острого ринита у детей проходит три стадии:

  1. стадию раздражения – характеризуется заложенностью носа, сухостью, отеком и гиперемией слизистой оболочки;
  2. серозную – сопровождается резким нарушением проходимости носовых ходов, обильной ринореей, слезотеченим, чиханьем, признаками конъюнктивита;
  3. стадию слизисто-гнойных выделений – характеризуется сгущением и постепенным уменьшением слизисто-гнойных выделений.

Отдельными видами хронического ринита у детей служат:

  • простой катаральный
  • гипертрофический (сосудистая (кавернозная), отечная, фиброзная, полипозная и смешанная формы; диффузный и ограниченный варианты)
  • атрофический (простой, озена (зловонный насморк)
  • вазомоторный (аллергическая и нейровегетативная формы)
  • аллергический

Наиболее тяжело острый ринит протекает у новорожденных (особенно недоношенных) и грудных детей, что связано с преобладанием общих симптомов и частыми осложнениями. Узость носовых ходов и малый вертикальный размер носовой полости приводит к тому, что даже при небольшом набухании слизистой носа носовое дыхание резко затрудняется или прекращается. При рините у грудных детей отмечается «летучее» дыхание – ребенок дышит поверхностно и часто. Резко затрудняется или становится невозможным сосание, нарушается сон, возникает беспокойство, повышается температура тела.

Вынужденное ротовое дыхание приводит к заглатыванию воздуха (аэрофагии); на этом фоне присоединяются диспепсические расстройства (рвота, жидкий стул), ребенок теряет массу тела. При длительном и выраженном затруднении дыхания развивается гипоксия, что вызывает замедление психомоторного развития. Значительное сужение носовых ходов заставляет ребенка откидывать голову назад, чтобы облегчить дыхание – возникает так называемый ложный опистотонус, характеризующийся напряжением большого родничка, судорогами.

Вследствие склонности грудных детей к генерализации любого воспаления, острый ринит у них может сопровождаться фарингитом (ринофарингит), осложняться стоматитом, отитом, этмоидитом, дерматитом преддверия носа, заглоточным абсцессом, дакриоциститом, трахеобронхитом и бронхопневмонией.

У детей старшего возраста острый ринит развивается быстро. Вначале появляется ощущение щекотания, жжения и царапания в полости носа. Дальнейшее развитие заболевания характеризуется заложенностью носа, обильными слизистыми выделениями, чиханием, слезотечением, понижением обоняния, чувством давления в области переносицы, головной болью. Постоянное истечение слизи раздражает кожу преддверия носа и верхней губы, сопровождаясь покраснением и образованием болезненных трещин.

Нарушение дренажа полости носа при рините способствует присоединению бактериальной флоры и изменению характера слизистого отделяемого – оно становится мутным, желтовато-зеленоватым. Вместе с этим происходит улучшение состояния детей: стихание общих симптомов, уменьшение количества отделяемого, улучшение носового дыхания. Все проявления острого ринита у детей обычно стихают к 7-8 дню.

Простой хронический катаральный ринит у детей по своим проявлениям близок к острой форме, однако протекает с менее резко выраженной симптоматикой. Отмечаются постоянные слизистые или слизисто-гнойные выделения, периодическое нарушение носового дыхания, попеременное закладывание то одной, то другой половины носа. При затекании слизи в носоглотку у ребенка возникает навязчивый кашель или рвота.

Хронический гипертрофический ринит у детей сопровождается постоянным и резко выраженным затруднением носового дыхания, головной болью, снижением слуха и обоняния, нарушением голоса вследствие закрытой ринолалии, повышенной утомляемостью, снижением успеваемости ребенка в школе.

Вазомоторный ринит обычно встречается у детей школьного возраста и протекает с периодическим нарушением носового дыхания, обильной ринореей, приступами чихания, слезотечения. Для данной формы ринита у детей характерны парестезии, повышенная потливость, покраснение лица, тахикардия, приступообразные головные боли. Обычно приступы насморка провоцируются нервным напряжением, колебаниями температуры и другими раздражителями.

Атрофический ринит у детей встречается сравнительно нечасто и обычно протекает в форме озены, или зловонного насморка. Типичным признаком озены служит наличие в носу грубых корок, издающих специфический, крайне неприятный запах. Вследствие аносмии сами больные не ощущают исходящего от себя дурного запаха. Среди прочих симптомов атрофического ринита имеют место мучительная сухость в носу, нарушение носового дыхания, наличие трудно отсмаркиваемых вязких выделений, носовые кровотечения. Вследствие атрофии костных стенок полости носа может отмечаться деформация наружного носа с уплощением и западением костной части спинки («утиный нос»).

Течение, диагностика и лечение аллергического ринита у детей подробно рассмотрены в соответствующей статье.

Первичная диагностика ринита у детей проводится педиатром; для определения формы насморка и лечебной тактики необходима консультация детского отоларинголога. Диагноз ринита ставится на основании анамнеза, жалоб ребенка или родителей, эпидемиологических данных, результатов инструментального и лабораторного обследования. При аллергическом рините дети должны быть обследованы аллергологом-иммунологом.

Для проведения дифференциальной диагностики и выбора этиотропного лечения наибольшее значение имеют результаты риноскопии ребенку; данные цитологического, вирусологического или бактериологического исследования мазка из носа; иммунологические анализы крови. При эндоскопии полости носа обычно выявляется сужение носовых ходов, застойное кровенаполнение и отек слизистой оболочки преимущественно в области нижних носовых раковин.

Для исключения риносинусита может потребоваться рентгенография придаточных пазух; для исключения ринофарингита – фарингоскопия. При необходимости осуществляется эндоскопическая биопсия и гистологическое исследование биоптата слизистой носа.

При остром рините у детей показано, главным образом, симптоматическое лечение. Проводится туалет полости носа (отсасывание слизи у грудничков, размягчение и удаление корок), ирригационная терапия (промывание полости носа изотоническим раствором), эндоназальная инстилляция сосудосуживающих и противовирусных препаратов, орошение (пульверизация) полости носа антисептиками, ингаляции. Хорошим эффектом при рините у детей обладает отвлекающая терапия (постановка банок, горчичников, проведение горчичных ножных ванн).

По показаниям назначаются жаропонижающие, антигистаминные, иммунокорригирующие, противовирусные или антибактериальные препараты местного и общего действия. Из методов физиотерапии при рините у детей используются ОКУФ-терапия, УВЧ, эндоназальный электрофорез, ультрафонофорез, парафинолечение. Лечение инфекционных и аллергических ринитов у детей может проводиться с помощью гомеопатической медицины. В этом случае подбор препаратов и их дозировки осуществляет детский гомеопат.

При лечении хронического ринита у детей, в первую очередь, необходимо устранить причину заболевания, в связи с чем ребенку может потребоваться проведение операции на структурах полости носа и глотки (аденотомии, подслизистой резекции перегородки, ультразвуковой дезинтеграции, криодеструкции гипертрофированной слизистой оболочки носовых раковин, подслизистой вазотомии, конхотомии, резекции носовых раковин, септопластики и др.). При вазомоторном рините у детей показаны внутриносовые блокады с гидрокортизоном, новокаином; специфическая гипосенсибилизация, магнитотерапия, ИРТ, лазеро- и электроакупунктура.

Исходом ринита у детей может являться выздоровление, частые рецидивы (при вирусных и аллергических формах), развитие осложнений со стороны ЛОР-органов и дыхательных путей. Лечение ринита у детей не должно осуществляться бесконтрольно, поскольку длительное или необоснованное применение препаратов может вызывать развитие атрофического процесса, аллергической реакции, пареза носовых сосудов, «медикаментозного» насморка.

Профилактика ринита у детей включает комплекс мер, предусматривающих исключение влияния вредных факторов, своевременное лечение сопутствующих инфекций и ЛОР-патологии, проведение закаливающих процедур и общеукрепляющей гимнастики, полноценное витаминизированное питание, поддержание оптимального климата в помещении.

источник

Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.

14. Период грудного возраста длится:

1) от момента рождения до 1 года

3) от момента рождения до 1 месяца

15. Возрастные границы преддошкольного периода детства:

16. Возрастные границы дошкольного периода детства:

17. Артериальное давление у ребенка в возрасте 1 года:

18. Возраст прорезывания первых молочных зубов:

19. К году у ребенка должно быть:

20. Смена молочных зубов начинается:

21. Физиологический гипертонус мышц сгибателей верхних конечностей исчезает к возрасту:

22. Физиологический гипертонус мышц сгибателей нижних конечностей исчезает к возрасту:

23. Потовые железы у ребенка начинают функционировать с:

24. Сроки закрытия большого родничка:

25. Пассивный иммунитет, полученный от матери у ребенка ослабевает:

1) во втором полугодии жизни+

26. Легкое инфицирование полости среднего уха при рините у детей раннего возраста обусловлено следующими особенностями:

1) короткая и широкая евстахиева труба+

2) придаточные пазухи носа не развиты

3) отсутствует нижний носовой ход

4) гортань имеет воронкообразную форму

27. Врожденный стридор – это патологическое состояние, возникающее у детей раннего возраста в результате:

1) аномалии развития гортани

2) аномалии развития трахеи

3) отека подсвязочного пространства гортани

4) спадения трахеи на выдохе из-за мягкости хрящей+

28. Частота дыхания в возрасте 1-2 года:

29. Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания характерен для детей:

2) преддошкольного возраста

30. Частота дыхания в возрасте 10 лет за 1 минуту:

31. Физиологическое слюнотечение у грудного ребенка развивается в результате:

3) невыработанного автоматизма проглатывания слюны

32. Причина легко возникающих срыгиваний у грудных детей:

2) низкая кислотность желудочного сока

4) слабость кардиального сфинктера желудка+

33. При естественном вскармливании в микрофлоре кишечника преобладают:

2) молочно -кислые бактерии

34. Нормальная частота стула у новорожденного:

35. Какую функцию не выполняет нормальная кишечная флора:

1) создает барьер для патогенных микроорганизмов

2) переваривает остатки пищи

3) синтезирует витамины и ферменты

4) усиливает перистальтику кишечника+

36. Частота пульса у ребенка 1 года за 1 минуту:

37. Дыхательная аритмия, свойственная детям раннего возраста — это:

1) учащение пульса на вдохе+

2) учащение пульса на выдохе

3) урежение пульса на вдохе

4) появление аритмичного пульса при учащении дыхания

38. При измерении АД ребенку ширина манжетки должна составлять:

39. Стандартной манжеткой для измерения АД можно пользоваться с возраста:

40. При измерении АД на нижних конечностях манжетка накладывается на:

41. Среднесуточный диурез годовалого ребенка:

42. Частота мочеиспусканий в сутки в периоде новорожденности:

43. Частота мочеиспусканий в сутки у детей 2-3 лет:

44. Относительная плотность мочи у грудного ребенка:

45. Суточное количество мочи составляет от выпитой жидкости:

46. Условный рефлекс на мочеиспускание у ребенка начинает вырабатываться в возрасте:

Антенатальная охрана плода.

47. Продолжительность внутриутробного периода в среднем составляет:

48. Фаза эмбрионального развития длится:

49. Тяжелые пороки развития плода возникают при воздействии повреждающих факторов при сроке беременности:

50. Какое вирусное заболевание, перенесенное беременной в ранние сроки, приводит к порокам развития плода почти в 100 % случаев?

51. Фаза плацентарного развития плода соответствует срокам беременности:

52. Процессы, происходящие в поздний фетальный период внутриутробного развития:

1) формируются внутренние органы

2) формируются внешние части плода

4) интенсивно увеличивается длина и масса тела плода+

53. Дефицит какого витамина в питании беременной может стать причиной развития патологии центральной нервной системы плода и новорожденного:

54. Укажите витаминный препарат, оказывающий при передозировке тератогенное действие:

55. β – каротин является предшественником:

56. Какой поливитаминный препарат рекомендуется принимать беременным и кормящим женщинам:

57. Врожденный гипотиреоз развивается в результате дефицита:

58. Выберите правильное утверждение:

1) при полноценном питании беременной не нужно принимать поливитамины

2) поливитамины назначают беременным только при недостатке в рационе фруктов и овощей

3) поливитамины назначают только при патологии беременности

4) поливитамины следует назначать всем женщинам с первых недель беременности+

59. Выберите неверное утверждение:

1) витамины, микро- и макроэлементы депонируются в организме плода

2) депо витаминов, макро- и микроэлементов необходимо для роста и развития новорожденного

3) дефицит витаминов во время беременности не отражается на здоровье новорожденного+

4) дефицит витаминов, макро- и микроэлементов во время беременности является фактором риска многих заболеваний новорожденного и грудного ребенка

60. Одной из причин развития судорог у новорожденного может быть дефицит:

Инфекционная безопасность.

189. Выберите правильное определение: к внутрибольничным инфекциям относятся заболевания, возникающие в результате:

1) инфицирования больных в период из пребывания в ЛПУ

2) инфицирования больных и медицинского персонала в период их пребывания в ЛПУ+

3) инфицирования больных при проведении инвазивных вмешательств

4) инфицирования медицинского персонала при контакте с инфекционным больным

190.Распространение внутрибольничных инфекций, как правило, связано с:

1) обязательным заносом в ЛПУ вирулентных штаммов возбудителей

2) крайне высокой обсеменностью микробами воздуха ЛПУ и медицинского оборудования

3) формированием госпитальных штаммов возбудителей+

191. В этиологической структуре возбудителей внутрибольничных инфекций, как правило, преобладают:

1) непатогенные микроорганизмы

4) сапрофитные микроорганизмы

192.Передача возбудителей внутрибольничных инфекций происходит:

1) воздушно-капельным путем

3) преимущественно парентеральным путем

4) разными путями, в зависимости от конкретных условий развития эпидемического процесса+

193.В структуре внутрибольничных инфекций, как правило, преобладают:

1) острые респираторные заболевания

2) острые кишечные инфекции

3) инфекции кожных покровов

4) гнойно-септические инфекции+

194.К эпидемиологически значимым биологическим жидкостям, представляющим опасность передачи ВИЧ, относятся:

195. ВИЧ – инфицированный человек может стать заразным после предполагаемого заражения через:

Читайте также:  Народные средства при остром рините

196. Средняя продолжительность инкубационного периода у ВИЧ – инфицированных составляет:

197. При попадании ВИЧ – инфицированного биологического материала на кожу необходимо:

1) обмыть кожу водой и обеззаразить 70 % спиртом

2) обработать 70 % спиртом, обмыть водой с мылом и повторно протереть 70 % спиртом+

3) протереть кожу 3 % раствором перекиси водорода

4) протереть 3 % раствором хлорамина

198.Назовите нехарактерный путь передачи инфекции для вирусных гепатитов В, С, Д

199.Длительность инкубационного периода при вирусном гепатите В:

200. К эпидемиологически значимым механизмам передачи возбудителя ВИЧ – инфекции относятся:

201. Назовите наиболее ранний срок возможного появления антител к ВИЧ в крови у ВИЧ – инфицированных:

1) через 3-4 дня после заражения

2) через 2 недели после заражения+

3) через 1 месяц после заражения

4) через 3 месяца после заражения

202. При попадании ВИЧ – инфицированного биологического материала на слизистые оболочки глаз, носа необходимо:

2) обработать 30 % раствором альбуцида

3) обработать 20 % раствором альбуцида

4) обработать слизистые 70 % раствором спирта

203. При уколах и порезах персоналу во время проведения медицинских манипуляций с ВИЧ – инфицированным биологическим материалом необходимо:

1) обработать ранку 5 % йода

2) снять перчатки, промыть руки с мылом под проточной водой, обработать 70%спиртом, смазать

3) обмыть ранку водой с мылом и обработать 5 % раствором йода

4) обработать ранку 3 % раствором перекиси водорода

204.Согласно ОСТу 42-21-2-85 стерилизации должны подвергаться изделия:

1) соприкасающееся с раневой поверхностью

2) контактирующие с кровью

3) соприкасающиеся со слизистой оболочкой с возможным ее повреждением

205. Длительность сохранения медицинского инструментария в мягкой бязевой упаковке в условиях стерильности:

206.Дезинфицирующий раствор для обработки изделий медицинского назначения:

1) можно применять повторно до загрязнения

2) можно использовать дважды

3) можно использовать повторно, но не позднее 6 часов после приготовления

4) должен применятся однократно+

207. При измерении температуры у соматического больного термометр дезинфицируется полным погружением в:

2) Септадор-Форте 0,1% — 30 мин

208. Лаборатория, осуществляющая исследование крови на содержание антител к ВИЧ

209. Дезинфекция металлических шпателей методом кипячения осуществляется в дистиллированной воде в течение:

210. Срок хранения изделий медицинского назначения, простерилизованных в двухслойной медицинской крепированной бумаге:

Иммунопрофилактика

К органам иммуной системы относится:

211.Вакцины и анатоксины предназначены для:

1) Создание пассивного иммунитета к инфекционным заболеваниям

2) создание активного иммунитета к инфекционным заболеваниям+

3) серологической диагностики

4) лечения инфекционных заболеваний

212.Ассоциированная иммунизация – это:

1) одновременное введение смеси разных вакцин в одну точку тела+

2) одновременная, но раздельное введение вакцин в разные точки тела

3) последовательное введение вакцин с интервалом в 1 день

4) повторное введение одной и той же вакцины с интервалом 1 месяц

213.Антитоксический иммунитет вырабатывается на введении вакцины против:

214.Антимикробный иммунитет вырабатывается в результате вакцинации против:

215.Первая вакцинация против вирусного гепатита В проводится:

1) новорожденным в первые 24 часа жизни+

2) новорожденным на 3-7 день жизни

3) в возрасте одного месяца

216.Раннее не привитые против вирусного гепатита дети, прививаются в возрасте:

217.Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита проводится в возрасте:

218.Вакцинация против туберкулеза проводится новорожденным на:

219. Интервал между 1, 2 и 3 вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита составляет:

220.Первая ревакцинация против туберкулеза проводится в возрасте:

222.Реакция Манту проводится с целью:

1) диагностики туберкулеза+

3) создание иммунитета против туберкулеза

4) экстренной профилактики туберкулеза

223.Интервал между пробой Манту и введением вакцины БЦЖ должен быть:

3) не менее 2 дней и не более 3 недель

4) не менее 3 дней и не более 14 дней+

224.Реакция Манту считается положительной, если размер инфильтрата составляет:

225.Результат реакции Манту оценивается через:

226.Реакция на введение коревой вакцины появляется:

227. Контроль постпрививочной реакции после введения АКДС вакцины осуществляют через:

228.Прививочная реакция на введение БЦЖ вакцины новорожденному появляется через:

229. У ребенка, получившего вакцинацию против туберкулеза в роддоме, в возрасте 8 месяцев на месте введения вакцины определяется:

230.Прививочные препараты подлежат хранению при температуре:

231. Система, обеспечивающая сохранность активности вакцинных препаратов на всех этапах хранения и транспортировки от предприятия -изготовителя до вакцинируемого:

Инфекционные болезни.

232.Источником инфекции при кори является:

1) больной в течении всей болезни

4) больной в катаральный период и первые 4 дня высыпаний+

233.Пути передачи инфекции при кори:

234.Продолжительность катарального периода кори:

235.Наиболее характерный симптом в катаральный период кори:

3) пятна Филатова – Коплика+

236.Характер сыпи при кори:

237.Первые элементы сыпи при кори появляются:

238.Локализация пятен Филатова – Коплика:

1) на слизистой оболочке щек+

240.Срок карантина при кори:

241.Противокоревой гамма – глобулин вводится при контакте с больным:

4) не привитым против кори+

242.Изоляция больных корью прекращается:

1) через 4 дня от начала болезни

2) через 4 дня после появления сыпи+

3) через 10 дней после появления сыпи

4) после клинического выздоровления

243.Увеличение какой группы лимфоузлов характерно для краснухи:

244.Возбудитель ветряной оспы:

245.Сыпь при ветряной оспе высыпает:

2) в течение 1-3 дней, поэтапно

3) в течение 3-7 дней, подсыпает точками+

246.Карантин при ветряной оспе составляет:

247.Инфекция при эпидемическом паротите передается:

1) воздушно – капельным путем+

248.Симптомы эпидемического паротита:

1) лихорадка, увеличение околоушных слюнных желез+

2) кашель, лихорадка, увеличение подчелюстных лимфоузлов

3) катаральные явления, боль при глотании

249.Срок изоляции больных эпидемическим паротитом:

250.Карантин при эпидемическом паротите накладывается на:

251.Возбудителем коклюша является:

252.Основным клиническим проявлением коклюша является:

3) приступообразный кашель+

253.В среднем коклюш протекает:

254.При подозрении на коклюш показано лабораторное исследование:

255.Для коклюша характерны следующие изменения в периферической крови:

4) лейкоцитоз с лимфоцитозом+

256.Больные с коклюшем изолируются:

257.Возбудителем скарлатины является:

258.Характер сыпи при скарлатине:

1) мелкоточечная на гиперемированном фоне+

2) крупнопятнистая на бледном фоне

4) пятнисто – папулезная, ярко – красная, сливающаяся

3) подсыпает точками в течение 1-3 суток

4) подсыпает точками в течение 3-7 суток

260.Сыпь при скарлатине отсутствует:

4) на коже носогубного треугольника. +

261.Срок карантина при скарлатине:

262.Возбудителем дифтерии является бацилла:

263.Токсическая форма дифтерии зева диагносцируется при появлении:

3) отека подкожной клетчатки подчелюстной области и шеи+

4) при увеличении подчелюстных лимфоузлов

264.Налеты в зеве при дифтерии:

2) плотные, серовато – белого цвета, трудно снимаются+

265.Наиболее эффективный метод лечения дифтерии:

2) дезинтоксикационная терапия

3) введение иммуноглобулина

4) введение противодифтерийной сыворотки+

266.Скарлатинозная сыпь угасая:

267.Сыпь при ветряной оспе претерпевает следующие изменения в течение болезни:

1) пятно – папула – пузырек – корочка+

2) пятно – пузырек – корочка

3) пятно – пузырек – гнойничок – рубчик

4) пузырек – папула – корочка

268.Изоляция больных ветряной оспой прекращается:

1) через 5 дней от начала болезни

2) через 5 дней с момента последнего высыпания+

3) после отпадения корочек

4) через 22 дня от начала болезни

269.Карантин при ветряной оспе составляет:

270.Наблюдение за контактными по вирусному гепатиту А проводится в течение:

271.Независимое сестринское вмешательство при инфекционном заболевании:

2) забор материала для лабораторного и бактериологического исследования

3) введение иммуноглобулина

272.Бледность носогубного треугольника характерна для:

273.Характер сыпи при менингококковой инфекции:

1) мелкоклеточная на гиперемированном фоне кожи

2) геморрагическая звезчатая+

3) везикулезная на обычном фоне кожи

4) красная пятнисто – папулезная, сливающаяся

274.Симптомы, характерные для скарлатины:

3) сыпь, жидкий стул, лихорадка

4) лихорадка, ангина, кашель

275.Стул по типу «ректального плевка» характерен для:

276.Оранжевый, водянистый, пенистый стул характерен для:

Сахарный диабет.

439. Какой тип сахарного диабета в основном диагносцируется в детском возрасте:

1) инсулиннезависимый (ИНСД)

3) с равной частотой ИНСД и ИЗСД

440. Нормальный уровень глюкозы в крови натощак составляет:

441. Для латентного сахарного диабета характерно:

1) отсутствие клинических симптомов болезни

2) повышение уровня сахара крови натощак

3) снижение толерантности к глюкозе

4) правильные ответы 1 и 3+

442. Для инсулинзависимого сахарного диабета характерны все перечисленные симптомы, кроме:

3) снижение массы тела, несмотря на сохранный или повышенный аппетит

4) повышение аппетита и нарастание массы тела+

443. Инсулин короткого действия вводится:

3) через 30 минут после еды

444. Больному сахарным диабетом 1,3 ЕД инсулина вводится:

1) на 12 грамм съеденных углеводов+

2) на 24 грамма съеденных углеводов

3) на 100 грамм съеденной пищи

445. Одна хлебная единица равна:

1) 12 г. углеводов или 25 г ржаного хлеба+

2) 20 г углеводов или 35 г белого хлеба

3) 30 г углеводов или 50 г ржаного хлеба

4) 50 г углеводов или 150 г ржаного хлеба

446. Одна единица инсулина снижает уровень сахара в крови на:

447. К неспецифическим осложнениям сахарного диабета относятся:

1) поражение сосудов сетчатки глаз

3) физический и половой инфантилизм (синдром Мориака)

4) поражение мелких сосудов конечностей

448. Причинами развития диабетической комы могут быть все перечисленные, кроме:

1) недостаточная доза или несистематическое введение инсулина

2) грубые погрешности в диете (неограниченный прием жирной и сладкой пищи)

4) инфекционные заболевания, стрессовые ситуации

449. Пик действия инсулина короткого действия наступает через:

1) 1-1,5 часа после введения

3) 5-6 часов после введения

4) 7-8 часов после введения

450. Особенностью диеты при сахарном диабете является:

1) полное исключение углеводов

3) исключение легкоусвояемых углеводов и замена их на углеводы, содержащие большое количество клетчатки+

4) ограничение калорийности

451. Больным сахарным диабетом назначается диета по Певзнеру:

452. Обязательным условием диетотерапии при сахарном диабете являются все, кроме:

1) прием пищи 6 раз в день

2) строго фиксированные по времени приемы пищи

3) прием пищи 3-4 раза в день+

4) прием пищи через 30 минут после инъекции инсулина короткого действия

453. Для гипогликемической комы характерны симптомы:

1) сухость кожи и слизистых

2) в начале развития острое чувство голода, возбуждение, потливость+

4) гипотония скелетных мышц, снижение тонуса глазных яблок

454. Причинами развития гипогликемической комы могут быть все, кроме:

2) недостаточная доза инсулина+

3) пропуск приема пищи или недостаточное питание на фоне инсулинотерапии

4) большая физическая нагрузка

455. Потенциальными проблемами больного сахарным диабетом, не соблюдающего диету, употребляющего сладкую и жирную пищу, могут быть все, кроме:

1) риск развития диабетической кетоацидотической комы

2) риск развития гипогликемической комы+

3) риск развития ангиопатии сетчатки глаза

4) риск нарушения функции почек

456. Независимое сестринское вмешательство при сахарном диабете:

1) контроль за лечебным питанием

2) обучение больных старше 12 лет самостоятельному введению инсулина

3) диагностика первых признаков коматозных состояний и оказание первой помощи при них

457. Для диабетической, кетоацидотической комы характерны симптомы:

2) гипертонус мышц, судороги

4) снижение уровня глюкозы в крови

458. Независимое сестринское вмешательство при начальных симптомах гипогликемии у ребенка с сахарным диабетом:

1) ввести 20 % раствор глюкозы внутривенно 20-40 мл

2) ввести очередную дозу инсулина

3) дать больному сладкий чай, мед, варенье+

4) ввести подкожно 0,1 раствор адреналина

459. Для оказания помощи пациенту с кетоацидотической комой медсестре следует приготовить все перечисленное, кроме:

2) 0,9 % раствора натрия хлорида

4) инсулина короткого действия

460. Проблемы больного сахарным диабетом при развитии кетоацидотической комы:

4) возбуждение, агрессивное поведение

461. Наиболее вероятная потенциальная проблема больного сахарным диабетом с частыми гипогликемическими состояниями:

1) риск развития «диабетической стопы»

2) риск энцефалопатии со снижением памяти, внимания, нарушениями поведения+

4) риск гнойно-септических осложнений

462. Что из перечисленного является грубым нарушением правил введения инсулина:

1) перед введением флакон встряхнуть и подогреть до 25-30 градусов

2) перед введением дождаться испарения спирта с места инъекции

3) часто менять места инъекций

4) смешать в одном шприце инсулин короткого и длительного действия+

463. Мочу на сахар собирают:

Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.

14. Период грудного возраста длится:

1) от момента рождения до 1 года

3) от момента рождения до 1 месяца

15. Возрастные границы преддошкольного периода детства:

16. Возрастные границы дошкольного периода детства:

17. Артериальное давление у ребенка в возрасте 1 года:

18. Возраст прорезывания первых молочных зубов:

19. К году у ребенка должно быть:

20. Смена молочных зубов начинается:

21. Физиологический гипертонус мышц сгибателей верхних конечностей исчезает к возрасту:

22. Физиологический гипертонус мышц сгибателей нижних конечностей исчезает к возрасту:

23. Потовые железы у ребенка начинают функционировать с:

24. Сроки закрытия большого родничка:

25. Пассивный иммунитет, полученный от матери у ребенка ослабевает:

1) во втором полугодии жизни+

26. Легкое инфицирование полости среднего уха при рините у детей раннего возраста обусловлено следующими особенностями:

1) короткая и широкая евстахиева труба+

2) придаточные пазухи носа не развиты

3) отсутствует нижний носовой ход

4) гортань имеет воронкообразную форму

27. Врожденный стридор – это патологическое состояние, возникающее у детей раннего возраста в результате:

1) аномалии развития гортани

2) аномалии развития трахеи

3) отека подсвязочного пространства гортани

4) спадения трахеи на выдохе из-за мягкости хрящей+

28. Частота дыхания в возрасте 1-2 года:

29. Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания характерен для детей:

2) преддошкольного возраста

30. Частота дыхания в возрасте 10 лет за 1 минуту:

31. Физиологическое слюнотечение у грудного ребенка развивается в результате:

3) невыработанного автоматизма проглатывания слюны

32. Причина легко возникающих срыгиваний у грудных детей:

2) низкая кислотность желудочного сока

4) слабость кардиального сфинктера желудка+

33. При естественном вскармливании в микрофлоре кишечника преобладают:

2) молочно -кислые бактерии

34. Нормальная частота стула у новорожденного:

35. Какую функцию не выполняет нормальная кишечная флора:

1) создает барьер для патогенных микроорганизмов

2) переваривает остатки пищи

3) синтезирует витамины и ферменты

4) усиливает перистальтику кишечника+

36. Частота пульса у ребенка 1 года за 1 минуту:

37. Дыхательная аритмия, свойственная детям раннего возраста — это:

1) учащение пульса на вдохе+

2) учащение пульса на выдохе

3) урежение пульса на вдохе

4) появление аритмичного пульса при учащении дыхания

38. При измерении АД ребенку ширина манжетки должна составлять:

39. Стандартной манжеткой для измерения АД можно пользоваться с возраста:

40. При измерении АД на нижних конечностях манжетка накладывается на:

41. Среднесуточный диурез годовалого ребенка:

42. Частота мочеиспусканий в сутки в периоде новорожденности:

43. Частота мочеиспусканий в сутки у детей 2-3 лет:

44. Относительная плотность мочи у грудного ребенка:

45. Суточное количество мочи составляет от выпитой жидкости:

46. Условный рефлекс на мочеиспускание у ребенка начинает вырабатываться в возрасте:

Антенатальная охрана плода.

47. Продолжительность внутриутробного периода в среднем составляет:

48. Фаза эмбрионального развития длится:

49. Тяжелые пороки развития плода возникают при воздействии повреждающих факторов при сроке беременности:

50. Какое вирусное заболевание, перенесенное беременной в ранние сроки, приводит к порокам развития плода почти в 100 % случаев?

51. Фаза плацентарного развития плода соответствует срокам беременности:

52. Процессы, происходящие в поздний фетальный период внутриутробного развития:

1) формируются внутренние органы

2) формируются внешние части плода

4) интенсивно увеличивается длина и масса тела плода+

53. Дефицит какого витамина в питании беременной может стать причиной развития патологии центральной нервной системы плода и новорожденного:

54. Укажите витаминный препарат, оказывающий при передозировке тератогенное действие:

55. β – каротин является предшественником:

56. Какой поливитаминный препарат рекомен 1 2345678Следующая ⇒

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник