Меню Рубрики

Урок первая помощь при носовом кровотечениях

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

Цель: раскрыть причины потери сознания и носовых кровотечений, познакомить с признаками внутренних и наружных кровотечений, сформировать умения оказывать первую помощь при обмороках, кровотечениях разного вида, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Термины: обморок, кровотечения, внутреннее, наружное, артериальное, венозное, капиллярное, носовое.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, учебник, таблица «Первая помощь при кровотечениях», бинты, вата, стерильные марлевые салфетки, жгуты, раствор йода.

Тип урока: комбинированный.

II .Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

1.Артериями называют сосуды, несущие кровь…(от сердца).

2.Венами называют сосуды, несущие кровь…(к сердцу).

3.Определите местоположение полулунных клапанов…(в легочной артерии и аорте).

4.Назовите виды кровеносных сосудов…(артерии, вены, капилляры).

5.Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу…(коронарные).

6.От какой камеры сердца отходит аорта…(левого желудочка).

7.Ритмичное сокращение стенок артерий с каждой систолой левого желудочка называется…(пульсом).

8.Какой вид мышечной ткани образует сердечную мышцу…(поперечно-полосатая-миокард).

9.Что такое сердечный цикл. (последовательность событий, происходящих за время одного сокращения сердца).

10.Определите место положения двухстворчатого клапана…(между левам предсердием и желудочком).

III .Изучение нового материала.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не востребовано, не упражняется, оно ослабевает и атрофируется.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье и жизнь человека.

Помочь пострадавшему сможет только тот, кто умеет. Для того, чтобы уметь, необходимо знать и тренироваться. Сегодня мы будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Кровотечения обусловлены рядом причин: это может быть повреждение сосуда вследствие травмы или разрушение его стенки при болезнях; увеличение проницаемости стенки сосудов и нарушение свертываемости крови при ряде заболеваний. Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, вытекает жизнь. При потере 1/3 объема крови человек может получить смертельные осложнения.

1.Предобморочное состояние, обморок. Первая помощь.

Рассказ учителя с элементами беседы

Обморок-кратковременная внезапная потеря сознания, которая может произойти по разным причинам. При первых признаках предобморочного состояния (резкая слабость, подташнивание, головокружение, звон в ушах, потемнение в глазах) нужно прилечь. Причины: испуг, длительное пребывание в душном помещении, волнения, болевые ощущения разного происхождения. Иногда обмороки могут быть связаны с серьезными заболеваниями (анемия, дыхательная недостаточность). У детей и подростков бывают голодные обмороки. Первая помощь:

-уложить пострадавшего на ровную поверхность, так чтобы голова была ниже туловища, а ноги-выше, это обеспечит приток крови к голове;

— обеспечить доступ свежего воздуха;

-расстегнуть стесняющую одежду;

-дать понюхать нашатырного спирта или побрызгать на лицо прохладной водой;

-прощупать пульс, если он слабый, человек не приходит в себя, то нужно вызвать скорую помощь.

Рассказ учителя, презентация с заполнением таблицы, работа с учебником

Первая помощь при кровотечениях.

Кровотечения бывают наружными и внутренними и носовыми. В зависимости от вида поврежденных сосудов они могут быть артериальными, венозными и капиллярными.

а. Артериальное кровотечение наиболее опасно. При этом ярко-красная кровь изливается пульсирующей струей в такт с сокращениями сердечной мышцы. Скорость кровотечения при ранении крупного артериального сосуда (сонной, плечевой, бедренной артерии, аорты) такова, что буквально в течение считанных минут может произойти потеря крови, угрожающая жизни.

Чтобы остановить кровотечение из крупной артерии, следует наложить кровоостанавливающий жгут. Если его нет, то можно использовать ремень, резиновую трубку, из плотной ткани сделать скрутку. Жгут накладывают выше места кровотечения. Чтобы он не защемил кожу, под него подкладывают какую-либо материю. Затягивают жгут до тех пор, пока кровотечение не остановится. Однако нельзя туго затягивать жгут, так как можно повредить мышцу, пережать нервы, а это грозит параличом конечности и даже омертвлением. Жгут следует накладывать не дольше чем на полтора-два часа. При более длительном сроке есть опасность омертвления тканей. Поэтому необходимо под жгут подложить либо к одежде прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. После этого необходимо пострадавшего как можно быстрее доставить в больницу.

б. Венозное кровотечение менее интенсивно, чем артериальное. Из поврежденных вен вытекает непрерывной, равномерной струей темная, вишневого цвета кровь. Остановка венозного кровотечения осуществляется при помощи давящей повязки.

в. Капиллярное кровотечение возникает в следствие повреждения капилляров при обширных ссадинах и поверхностных ранах. Кровь вытекает медленно, по каплям, и если свертываемость нормальная, то кровотечение прекращается самостоятельно. Это кровотечение легко остановить при помощи обычной стерильной повязки.

г. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь выливается в замкнутые полости (полость черепа, брюшную, плевральную). Заподозрить внутреннее кровотечение можно по внешнему виду больного: он бледнеет, на коже выступает липкий холодный пот, частое дыхание, нитевидный пульс. При таких симптомах следует немедленно вызвать «Скорую помощь», а до ее приезда больному нужно придать полусидячее положение и к предполагаемой области кровотечения приложить пузырь со льдом.

д. Носовые кровотечения у детей и подростков могут быть связаны с гиповитаминозами (недостаток витаминов С, Р, К) в период дефицита витаминов. Также это может быть в результате длительного пребывания на солнце, эмоционального возбуждения и других причин, которые обусловлены повышением артериального давления. Иногда кровотечения связаны с поверхностным расположением вен и артерий в слизистой оболочке носовой перегородки. Устранение кровотечения: слегка запрокинуть голову и прижать крыло носа к носовой перегородке. Если этой меры недостаточно, то в носовые ходы вводят ватные тампоны, смоченные раствором перекиси водорода.

IV .Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1.В каких случаях без помощи врача, самостоятельно можно остановить кровотечение?

2. Почему при артериальных кровотечениях рекомендуют сгибание конечностей в суставе?

3.Почему настойкой йода обрабатывают не всю рану, а только кожу вокруг нее?

4. Назовите меры первой помощи при венозном кровотечении?

V .Самостоятельная работа учащихся.

В тетрадях для лабораторных работ учащиеся выполняют практическую работу №4 «Оказание первой помощи при кровотечениях».

VI .Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока. Учитель благодарит за работу на уроке. На партах у учащихся лежат кружки красного и синего цвета. Если урок понравился, то поднимают красные кружки, а если не понравился, то — синие. На них пишут свои пожелания и предложения учителю.

VII .Домашнее задание: с. 68-69, составьте опорно-схематический конспект по пройденному материалу, подготовьте сообщения о мутации голоса.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Развивающие:
    • дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и опасности их;
    • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;
    • учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.
  • Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

После изучения темы учащиеся должны правильно определять вид кровотечения и оказывать первую медицинскую помощь.

Оснащение:

  • Мультимедиа, презентация
  • 2 воздушных шарика
  • жгуты, бинты
  • бланки конспектов для учащихся
  • тренажёр «Максим-2»

Вопросы урока:

  • Кровотечение, понятие, причины
  • Классификация кровотечений, помощь
  • Практическая часть: наложение давящей повязки и жгута-закрутки
  • Носовое кровотечение, помощь при нём
  • Решение задач.
  • Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать дома правила наложения давящей повязки и жгута-закрутки

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и помощь при них. (Слайды 1, 2)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (Ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. (Слайд 3)
Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда в ране.
Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%.
А теперь давайте подумаем от чего у человека может возникнуть кровотечение? (Ответы учащихся)

  • повреждение острым предметом,
  • резкий тупой удар,
  • заболевания крови, туберкулёз, гемофилия, язвенная болезнь.

Как видите причин кровотечений много и нам надо их систематизировать, чтобы знать, как помочь человеку.
(Слайд 4)Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь. В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (Слайд5) мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения делят на:
артериальные, венозные, капиллярные, смешанные
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
Прикапиллярномкровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (Слайд 6)
(Слайд 7) при венозном— она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений. Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Повторите, пожалуйста, какие виды кровотечений вы знаете, а теперь запишите их в тетрадь. Проверяем.
Как мы будем останавливать кровотечения?
(Слайд 8)
Капиллярное –

  • чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)

(Слайд 9)
Венозное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • наложить давящую повязку (марля,давящий предмет – нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование); удобен индивидуальный перевязочный пакет
  • если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место

Показываю, как правильно наложить давящую повязку, ребята повторяют за мной один вариант, затем другой. Проверяю правильность. По пути объясняю, как правильно надо держать бинт, как бинтовать.
Артериальное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте)
  • наложение давящей повязки (Слайд 10)
  • максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области) (Слайд 11)
  • наложение жгута-закрутки (Слайд 12)

Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята повторяют.

Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением. (Слайд 14)
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

Читайте также:  При беге идет кровь из носа

Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)

1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям – толщиной 0,5 см);
5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20 мин.
6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания

Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (Слайд16)

1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3. Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

Как надо останавливать кровотечение из носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не забудьте приклеить их в тетрадь.

А сейчас давайте попробуем решить задачи:

(Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

– Кровотечение венозное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Кровотечение артериальное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

(Слайд 20) Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
  4. Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  5. Положить на спинку носа холод.
  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

(Слайд 21) Ответ: 2, 5, 6, 4

  1. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  2. Положить на спинку носа холод.
  3. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
  4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:

ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!

(Слайд 22) Поэтому, основные правила нашего поведения во время оказания ПМП:

  • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
  • По известным признакам определить вид кровотечения.
  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

– Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23) Спасибо за работу. До свидания.

источник

План-конспект урока по ОБЖ (8 класс):
Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.
  • карточки с кластером (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация ( приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

— Все готовы к уроку? У нас сегодня гости, мы будем проводить открытый урок, поэтому давайте работаем активно, отвечаем смелее.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Повреждение острым предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Формирование действия классификации

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4 . — » Первая помощь при кровотечении»

— Все открываем тетради, записываем сегодняшнюю тему.

Записывают в тетрадь тему урока

Формирование действия прогнозирования

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

4. Изучение нового материала – 20минут.

Нахождение способов остановки кровотечения .

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд , например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

Итак, что мы сейчас с вами сделали? Давайте прочитаем

источник

Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном, капилярном и носовом кровотечении.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • карточки с кластером (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация (приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть кровотечение?

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач.

Молодцы, отлично! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Задачи проблемного характера:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»

Записывают в тетрадь тему урока

4. Изучение нового материала – 20минут.

Нахождение способов остановки кровотечения

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд, например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

Читайте также:  Ни разу в жизни не шла кровь из носа

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.

5. Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения) СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

СЛАЙД 6.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

— Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8. Подведение итогов.

— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?

СЛАЙД 8.

Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

— Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

Наложение жгута.

Регулятивные УУД

Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился — жёлтый, не очень — зелёный, не понравился — синий.

8. Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Приложение № 1 (в презентации)

Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

Третья задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

(Правильный ответ:

-Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

-Положить на спинку носа холод.

-Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

-Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.

способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

карточки с кластером (приложение № 1)

карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)

учебная электронная презентация (приложение № 3)

система для переливания раствора (капельница)

аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)

Используемые педагогические технологии:

Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Повреждение острым, предметом предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Формирование действия классификации

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

источник

Открытый урок на тему » Первая помощь при кровотечениях»

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы

образовательные: изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой довра­чебной помощи при кровотечениях;

развивающие: развитие логического мышления па основе рас­крытия причинно-следственных связей;

воспитательные: формирование валеологических знаний и умений.

Оборудование, средства обучения; рисунок 50 учебного пособия, жгут, подручные средства для остановки кровотечения, иллюстрированный раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка – успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.

Проверка домашнего задания

1.Устный контроль знаний ( ответ учащегося у доски )

2. Письменный контроль ( 3-е учащихся получают индивидуальные задания на карточках )

1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?

2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?

3. Что относится к причинам движения крови?

4. Какие функции выполняет кровь?

IV. Изучение нового материала

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим ,как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования , и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо знать и уметь. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы» ( учащиеся записывают тему урока в в рабочие тетради). Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений. Для того, чтобы знать какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему. Во вторых ,нам необходимо ознакомится ,как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.И в третьих , нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему. И так ,задачи поставлены, приступим к их выполнению.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.

Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь на­чинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зе­леной и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить, о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов­ кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Как распознать более серьезное внутреннее кровотечение?

Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс (на партах). Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. На ( на партах) перечислены действия, которые необходимо предпринимать при внутреннем кровотечении.

Выделяют три типа наружного кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. (на рисунке 50., стр. 99, показаны виды кровотечений).

источник

Муниципальное образование Тимашевский район

Конспект урока: «Первая помощь при кровотечениях».

Выполнила учитель биологии МБОУ СОШ №15

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Повторить полученные знания о диагностике кровотечений, как оказывать первую помощь при кровотечениях. Рассмотреть виды кровотечений и методы определения.

Оборудование: АРМ, бинты, шина, жгут, зеленка, перекись водорода. Таблицы «Виды кровотечения»

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент (3 минут). Подготовка к уроку, отмечание отсутствующих.

II. Изучение нового материала (25 минут).

Ребята мы сегодня с вами будем работать по группам. В одной группе по 8 человек (4 стола сдвигается вместе). Я до начало урока вас разделила на три группы. Каждая группа сегодня на уроке будет выполнять свое задание. Первая группа «Капиллярное кровотечение», Вторая группа «Венозное кровотечение». Третья группа «Артериальное кровотечение».

Учитель: Открывает тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях» .

Ребята у вас на столе лежит инструкция которую вы должны прочитать и следовать ее пунктам, теоретический материал и аптечка, в ней собраны все средства для оказания первой помощи для трех кровотечений, вы сами выбираете те которые вам необходимы.

Читайте также:  Носовое кровотечение у детей неотложная помощь алгоритм действий

В течение 15 минут вы готовите теоретическую часть. По истечению времени вы рассказывают сначала теоретическую часть (как определить вид кровотечения), а затем демонстрируете как оказывать помощь при кровотечении и озвучиваете, что делаете.

Рассказ учителя. В организме человека около 5 литров крови, при потере половины крови, приводит к смерти человека. Поэтому очень важно знать, как оказывать первую помощь и определять какое по виду кровотечение. Ребята вы должны записать в тетради план своего ответа, выписать самые важные моменты из вашего ответа.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Ребята прошло достаточно времени для подготовки, теперь давайте узнаем, как мы можем определить вид кровотечения и оказать пострадавшему первую помощь. Выступает сначала первая группа.

Первая группа «Капиллярное кровотечение» (порез ладони).

При капиллярном кровотечении кровь едва сочится, ее легко остановить. Такую рану промывают 3% раствором перекиси водорода, вокруг раны смазывают настойкой йода или зеленкой. Затем рана накрывают стерильной марлевой повязкой. Если рана глубокая то ее йодом обрабатывать нельзя, на рану просто накладывают стерильный бинт с мазью, содержащей антибиотики убивающие микробов.

Есть еще один вид кровотечения – это носовое. Для того, чтобы оказать первую помощь пострадавшему его необходимо уложить или посадить, не в коем случае запрокидывать голову назад нельзя, так как это может привести к захлебыванию крови. На переносицу положить холодный компресс, в носовую полость ввести смоченный перекисью водорода тампон.

Демонстрация оказания первой помощи при капиллярном кровотечении.

Учитель: Молодцы ребята, хорошо продемонстрировали нам оказание первой помощи. Обращаю ваше внимание на слайд презентации, где изображено как оказывают первую помощь.

Слайд презентации. Правильное оказание первой помощи при капиллярном кровотечении.

Теперь вопрос другим командам. Вы прослушали первую помощь при капиллярном кровотечении.

Как вы определите, что это капиллярное кровотечение? (кровь вытекает едва сочась, легко останавливается) Как вы окажите первую помощь? (обработать перекисью, наложить стерильную повязку) Как вы окажите помощь при носовом кровотечении? (уложить пострадавшего, на переносицу холодный компресс, в носовую полость ватный тампон смоченный перекисью).

Учитель: давайте теперь познакомимся с венозным кровотечением и первой помощью (повреждение вены на голени).

Учащиеся: При этом кровотечении из раны вытекает темно-вишневая кровь, это кровотечение может возникнуть в результате пореза вены или разрыва вены, в таком случае его можно остановить с помощью наложения давящей повязки. Если в ране находится посторонние предметы то следует обратить к врачу, ее необходимо извлечь из раны. После извлечения постороннего предмета на рану наносят стерильную давящую повязку и после оказания первой помощи отправляют в больницу.

Демонстрация оказания первой помощи.

Учитель: На слайде показано как накладывается давящая повязка на рану.

Учитель: мы просмотрели и прослушали первую помощь теперь давайте ответим на вопросы и закрепим полученные знания.

Как вы узнаете, что у пострадавшего венозное кровотечение? (кровь течет спокойно темно-вишневого цвета). Как необходимо оказывать первую помощь при венозном кровотечение? (на рану наносят давящую стерильную повязку и отправляют в больницу)

Учитель: Ребята все устали, давайте немножко отдохнём. И разомнемся. Физорг класса проведет зарядку пару упражнений. Теперь вы немножко отдохнули, продолжаем рассматривать виды кровотечений.

Учитель: У нас осталось рассмотреть последний вид кровотечения. Давайте послушаем третью группу «Артериальное кровотечение» (повреждение артерии в плечевом отделе).

Учащиеся: Артериальное кровотечение не с одним из других видов не перепутаешь. Оно отличается ярко-красной кровью бьет сильной пульсирующей струей. Это кровотечение очень опасно. За очень короткое время человек может потерять много крови.

При оказании первой помощи необходимо зажать сосуд выше нанесенной раны, где прощупывается пульс. Если травмирована конечность, то ее можно зажать на место сгиба подкладывают валик из бинта и ваты. В таком положении конечность прочно фиксируют. Жгут накладывают выше повреждения под жгут вкладывают бумагу с указанием времени наложения жгута. (1-2ч). Если по рукой нет жгута, то можно использовать закруток, для этого подходит бинт или любой другой кусок прочной материи, закрутку свободно закручивают вокруг конечности, под узел повязки подкладывают прочную палку и несколько раз поворачивают до остановки кровотечения. Сверху на рану накладывают давящую повязку. После оказания первой помощи необходимо срочно обратиться к врачу.

Демонстрация оказания первой помощи при артериальном кровотечении.

Учитель: Обратите внимание на картинки на слайде, здесь демонстрируется способы наложения жгута.

Рисунок №1 . Закручивание жгута.

Рисунок №2 Наложение жгута.

Учитель: Мы прослушали последний и самый опасный вид кровотечения.

Ответьте теперь на вопрос.

Как вы определите, что это артериальное кровотечение? (по ярко – алой крови, бьющей фонтаном) Как вы будете оказывать первую помощь при артериальном кровотечении? (Передавить выше раны сосуд, накладываем повязку, перетягиваем жгутом, под жгут бумагу с временем указания наложения жгута, транспортируем больного в больницу).

Учитель: Мы с вами рассмотрели три вида кровотечения, давайте теперь с вами закрепим полученные знания.

III. Закрепление знаний (7 минут).

Учитель: Давайте теперь закрепим полученные знания. Детям раздается задание с 10 вопросами. Работа называется «Согласен, не согласен». Вам предлагается 10 высказываний, на которые вы должны ответить, если согласны с утверждением то рядом написать «Согласен», если утверждение на ваш взгляд ошибочно, то «Не согласен»

Венозная кровь бьет фонтаном, течет ярко-алая кровь. Капиллярное кровотечение определяется едва сочащейся кровью. Первую помощь при артериальном кровотечении оказывают наложением выше раны жгута, наложением стерильной повязки. При артериальном кровотечении жгут можно держать не более 1-2 часов. Потеря 50% крови у человека ведет к смертельному исходу. Артериальное кровотечение характеризуется ярко-алой кровью, бьёт сильно пульсирующей струей. После остановки капиллярного кровотечения необходимо обратиться к врачу. Закрутку можно изготовить самостоятельно из бинта или любой прочной ткани. Самое страшное кровотечение капиллярное. Выделяют три вида кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное.

Правильные ответы – предложения:2,3,4,5,6,8,10.

Шкала оценивания: 10-9 правильных ответов – «5»

Поверяют дети самостоятельно свои работы, для этого меняются работами с товарищем сидящим за одной с ним партой. Учитель называет правильные ответы, дети проверяют и возле правильно ответа ставят галочку. Затем подсчитывают количество галочек и по шкале оценивания ставят оценку. В конце урока у каждого сидящего в классе есть оценка.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (виды кровотечения, методы оказания первой помощи…)

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание (3 минуты). Параграф 22, подготовить 5 тестовых заданий по данной теме.

источник

Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков Биология Урок игра «Первая помощь при кровотечениях»

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс делится на несколько бригад скорой помощи, которую возглавляет врач. Он отвечает за работу всей бригады и контролирует её действия.

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы, обобщения;

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил — все обращать к выгоде больных, «воздерживаясь — от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного. На уроке

работают медицинские бригады, в состав которых входит врач, медсестры, санитары.

Начинают они рабочий день с планерки: на листочках — карточках напишите названия биологических понятий. Команда, получившая максимальное количество баллов, первая отправляется на выезд.

1. Часть внутренней среды организма (кровь)

2. Красные кровяные клетки (эритроциты)

3. Соединение кислорода и гемоглобина (оксигемоглобин)

4. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

5. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

Задание командам: записать схему свертывания крови — напишите в квадратах биологические понятия

Выполнив задание, медицинские бригады скорой помощи оказывают первую помощь при остановке кровотечения.

В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека.

Определите вид кровотечения по рисунку, назовите его признаки:

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс частый, слабый.

Бригады медицинской скорой помощи могут ответить на следующие вопросы и получить дополнительные баллы:

1. Можно ли наложить жгут на шею? Если можно, продемонстрируйте

2. Кровь без раны (для проведения опыта готовят 100 мл слабо-желтого 3% раствора Ре 613, а в другой посуде — 100 мл 3% раствора роданида калия).
Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа, а бесцветным раствором роданида калия смачивают тупую сторону скальпеля и проводят по ладони.
Обильно «течет» кровь, её вытирают бинтом, смоченным раствором фторида натрия. Рана исчезает. Почему?

3. Для чего используют прибор тонометр? Как им пользоваться?

4. На столе разложены разнообразные предметы. Какие из них можно
использовать как подручные средства для наложения жгута?

Врач каждой бригады скорой медицинской помощи поставит оценки за работу своим помощникам и подсчитает баллы заработанные командой.

источник

Носовое кровотечение может появиться вследствие травмы, гипертонии, нарушения свертываемости крови и других заболеваний, а также может появиться и при сильной физической нагрузке. Помощь при носовом кровотечении должна быть оказана незамедлительно, ниже в этой статье мы опишем, что нужно делать.

Носовое кровотечение – это не отдельное заболевание. Это симптом некоторых заболеваний не только полости носа, но и организма в целом. Наиболее частая причина – травма, сильное кровотечение может спровоцировать даже незначительный удар. Ковыряние в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме, также может вызвать кровотечение. К возникновению крови из носа предрасполагают такие заболевания, как хронический насморк, злокачественные и доброкачественные опухоли носа.

  • Повышение температуры тела вследствие острых инфекционных заболеваний, при солнечном или тепловом ударе, перегревании.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Коагулопатии, заболевания системы крови, авитаминозы, гиповитаминозы.
  • Резкие перепады барометрического давления.
  • Гормональные дисбалансы (например, при беременности).
  • Физическое перенапряжение.
  • Резкое снижение атмосферного давления.


Симптомы носового кровотечения:

  • Истечение алой крови из носовых отверстий
  • Кровь стекает по задней стенке глотки.
  • Кровь выделяется из носа струей или по каплям.
  • Кровавая рвота может возникнуть при заглатывании крови и попадании ее в желудок
  • При длительном не прекращении кровотечения возникает предобморочное или обморочное состояния, кожные покровы бледнеют, выступает холодный пот, усиливается сердцебиение, падает артериальное давление.

Поэтому если у вас носовое кровотечение, неотложная помощь должна быть получена как можно быстрее.

Кровотечение — истечение крови из кровеносного сосуда при нарушении целостности или проницаемости его стенки.

При оказании неотложной помощи, прежде всего, нужно успокоить больного. Это очень важно, так как при волнении учащается сердцебиение, а это соответственно усиливает носовое кровотечение.
Первая помощь при носовом кровотечении – алгоритм следующий.

1. Усадите больного в удобную позу, чтобы его головы была выше туловища. Голову слегка наклоните вперед, чтобы кровь не проникала в рот и носоглотку.

2. Объясните больному, что сморкаться при кровотечении нельзя, так как это может только усилить кровотечение. Кроме того, нельзя запрокидывать голову назад, при таком положении кровь стекает по задней стенке глотки.

3. Прижмите крыло носа к перегородке. Перед этим в носовые ходы можно вставить ватные тампоны, смоченные нафтизином 0,1%, 3-процентным раствором перекиси водорода или сухие. Пусть больной дышит ртом.

4. Приложите к переносице и затылку холод на 20 минут.

Таков алгоритм оказания неотложной помощи при носовом кровотечении. Иногда необходимо обратиться к врачу, вам понадобится доктор, если:

  • Кровь не прекращается и сильно льется даже после оказания первой помощи в течение 15-20 минут. Вызывайте скорую.
  • Больной старадает от сахарного диабета, нарушений свертываемости крови, повышенного артериального давления.
  • Больной регулярно принимает аспирин, ибупрофен, гепарин.
  • Появилась кровавая рвота в результате попадания крови в горло.
  • Возникло предобморочное или обморочное состояние.
  • Носовые кровотечения повторяются довольно часто.
  • Кровотечение появилось после сильной травмы головы или падения.

В случае длительного непрекращающегося носового кровотечения в стационаре проводят прижигание слизистой оболочки носа. На месте прижигания через некоторое время образуется рубец.

источник