Меню Рубрики

Пмп при носовом кровотечении 5 класс обж

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Развивающие:
    • дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и опасности их;
    • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;
    • учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.
  • Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

После изучения темы учащиеся должны правильно определять вид кровотечения и оказывать первую медицинскую помощь.

Оснащение:

  • Мультимедиа, презентация
  • 2 воздушных шарика
  • жгуты, бинты
  • бланки конспектов для учащихся
  • тренажёр «Максим-2»

Вопросы урока:

  • Кровотечение, понятие, причины
  • Классификация кровотечений, помощь
  • Практическая часть: наложение давящей повязки и жгута-закрутки
  • Носовое кровотечение, помощь при нём
  • Решение задач.
  • Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать дома правила наложения давящей повязки и жгута-закрутки

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и помощь при них. (Слайды 1, 2)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (Ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. (Слайд 3)
Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда в ране.
Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%.
А теперь давайте подумаем от чего у человека может возникнуть кровотечение? (Ответы учащихся)

  • повреждение острым предметом,
  • резкий тупой удар,
  • заболевания крови, туберкулёз, гемофилия, язвенная болезнь.

Как видите причин кровотечений много и нам надо их систематизировать, чтобы знать, как помочь человеку.
(Слайд 4)Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь. В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (Слайд5) мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения делят на:
артериальные, венозные, капиллярные, смешанные
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
Прикапиллярномкровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (Слайд 6)
(Слайд 7) при венозном— она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений. Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Повторите, пожалуйста, какие виды кровотечений вы знаете, а теперь запишите их в тетрадь. Проверяем.
Как мы будем останавливать кровотечения?
(Слайд 8)
Капиллярное –

  • чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)

(Слайд 9)
Венозное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • наложить давящую повязку (марля,давящий предмет – нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование); удобен индивидуальный перевязочный пакет
  • если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место

Показываю, как правильно наложить давящую повязку, ребята повторяют за мной один вариант, затем другой. Проверяю правильность. По пути объясняю, как правильно надо держать бинт, как бинтовать.
Артериальное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте)
  • наложение давящей повязки (Слайд 10)
  • максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области) (Слайд 11)
  • наложение жгута-закрутки (Слайд 12)

Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята повторяют.

Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением. (Слайд 14)
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)

1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям – толщиной 0,5 см);
5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20 мин.
6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания

Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (Слайд16)

1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3. Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

Как надо останавливать кровотечение из носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не забудьте приклеить их в тетрадь.

А сейчас давайте попробуем решить задачи:

(Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

– Кровотечение венозное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Кровотечение артериальное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

(Слайд 20) Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
  4. Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  5. Положить на спинку носа холод.
  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

(Слайд 21) Ответ: 2, 5, 6, 4

  1. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  2. Положить на спинку носа холод.
  3. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
  4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:

ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!

(Слайд 22) Поэтому, основные правила нашего поведения во время оказания ПМП:

  • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
  • По известным признакам определить вид кровотечения.
  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

– Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23) Спасибо за работу. До свидания.

источник

План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему:
Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

Методическая разработка урока ОБЖ

Шатковского района, Нижегородской области

Новиков Дмитрий Николаевич

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и их опасности.

  • дать представление об оказании первой помощи при носовом кровотечении; познакомить учащихся с видами кровотечений.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.
  • карточки с таблицей (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация ( приложение № 3)
  • интерактивная доска
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок)
  • видеоролик ( http://sosudinfo.ru/arterii-i-veny/nosovye-krovotecheniya/ )
  • два надувных шарика

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Дежурные, доложите, пожалуйста, о готовности класса к уроку. Определяет готовность класса, создаёт эмоциональную, благоприятную обстановку.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (У друга потекла из носа кровь, что делать?)

Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

Как вы думаете, что мы будем изучать?

Причем? ( Слайд № 1). А что такое кровотечение?

Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. ( Слайд № 2)

Оказание первой медицинской помощи, при кровотечении.

Участвуют в целеполагании, тем самым дают себе установку на активную работу на уроке.

Формирование действия прогнозирования

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

3. Актуализация знаний. – 10 минут.

Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Дома вам было задано найти информацию о кровотечении. И первый вопрос кто впервые описал признаки кровотечения?

Давайте подумаем, от чего у человека может возникнуть кровотечение?

Как видите причин возникновения много. Для того чтобы правильно оказать помощь, необходимо знать о классификации кровотечений. Кто нам об этом расскажет?

А теперь давайте проведем небольшой опыт.

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут. Как вы думаете, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним?

Да, он лопнет или полетит по классу. С какой силой воздух выходит из шарика, также и кровь выходит из артерии. Ребята, а если проткнуть сдутый шарик, то, как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях.

Читайте также:  Что может вызвать носовое кровотечение

Давайте более подробно узнаем про каждое кровотечение и заполним таблицу, которая лежит у вас на партах. (Слайд №6)

Мы познакомились с разными видами кровотечений, какие виды кровотечений вы запомнили?

Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно, человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки кровотечения.

Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%. (Слайд 3, 4)

Повреждение острым предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды, и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены, мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно, будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения, делят на: артериальные, венозные, капиллярные. (Слайд № 5)

Заранее подготовленные ученики рассказывают про каждое кровотечение. А остальные учащиеся заполняют таблицу.

При артериальном кровотечении кровь бьёт струёй, фонтаном, имеет ярко-красный цвет, выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений;

При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки);

При венозном кровотечении она вытекает вялой, но непрерывистой струей, имеет темно-вишневую окраску.

артериальное, венозное, капиллярное.

Формирование действия классификации

4. Изучение нового материала – 20минут.

Давайте рассмотрим один из наиболее распространенных видов капиллярного кровотечения это носовое. А почему?

В носовой полости практически все кровеносные сосуды располагаются очень близко к слизистой оболочке, поэтому у некоторых людей, даже при небольшой травме, может пойти кровь из носа. Причин для этого может быть множество. Кто знает, какие это причины?

Причины, по которым может возникнуть носовое кровотечение:

  • Травмы носа. Это наиболее распространенные причины. При травмах лопаются сосуды в носу, и, как следствие, возникает кровотечение;
  • Попадание инородных предметов;
  • Искривление носовой перегородки;
  • Повышенное артериальное давление или некоторые виды пороков сердца. Также с возрастом стенки сосудов становятся более тонкими и хрупкими, а витаминов в организме не хватает.
  • Заболевания, сопровождающиеся нарушением свертываемости крови, таких как гемофилия, тромбоцитопения (из-за недостатка тромбоцитов нарушается свертываемость крови)
  • Сильное переутомление, стрессы, недосыпание;
  • Перегрев тела, инфекционные заболевания с высокой температурой (грипп или тяжелые формы ОРВИ, протекающие с осложнениями);

Часто в квартирах и домах бывает сухой воздух. В результате этого слизистая носа пересыхает, и на ней появляются корочки. Если их нечаянно сковырнуть, то можно повредить сосуд. При этом также может начаться кровотечение из носа;

Общеучебные универсальные действия

Формирование умения отвечать на вопросы

Какую помощь можно оказать при кровотечении из носа? Давайте прочитаем, что об этом у нас написано в учебнике?

А теперь внимание на доску, давайте посмотрим видео. (Слайд № 7)

Давайте повторим, как можно оказать помощь при носовом кровотечении. Почему при кровотечении из носа нельзя запрокидывать голову назад? (Слайд № 8)

Работа учащихся с учебником.

Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска

6. Закрепление новых знаний – 9 минут

Мы с вами познакомились с разными видами кровотечений. Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. На партах у вас лежат карточки, в которых два задания. Первое задание работа в паре. Ваша задача определить вид кровотечения.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Второе задание. Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

источник

Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном, капилярном и носовом кровотечении.
  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • карточки с кластером (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация (приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть кровотечение?

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач.

Молодцы, отлично! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Задачи проблемного характера:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»

Записывают в тетрадь тему урока

4. Изучение нового материала – 20минут.

Нахождение способов остановки кровотечения

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд, например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.

5. Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения) СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

СЛАЙД 6.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

— Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8. Подведение итогов.

— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?

СЛАЙД 8.

Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

— Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

Наложение жгута.

Регулятивные УУД

Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился — жёлтый, не очень — зелёный, не понравился — синий.

8. Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Приложение № 1 (в презентации)

Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

Третья задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

(Правильный ответ:

-Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

-Положить на спинку носа холод.

-Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

-Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении»»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.

способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

карточки с кластером (приложение № 1)

карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)

учебная электронная презентация (приложение № 3)

система для переливания раствора (капельница)

аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)

Используемые педагогические технологии:

Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Читайте также:  Какие лекарства вызывают носовые кровотечения

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Повреждение острым, предметом предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Формирование действия классификации

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

источник

Конспект урока по ОБЖ 5 класс ОТРАБОТКА СПОСОБОВ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи при кровотечении, научить способам временной остановки кровотечений.

ВРЕМЯ: 1 час.

МЕТОД: показ и тренировка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ,
  • бинты,
  • кровоостанавливающий жгут,
  • подручные средства.
  • Презентация «Остановка кровотечений»
  1. I.Организация класса.
  2. II. Повторение пройденного материала.

— Дайте их краткую характеристику.

III. Работа над новым материалом.

Наша кожа – замечательное изобретение природы. Это самая удобная одежда, из которой никогда не вырастешь. Она совсем не промокает и не изнашивается. Наоборот, сама восстанавливается. Кожа защищает внутренние органы от грязи и инфекций, помогает нам приспособиться к жаре и холоду. Но есть у кожи один недостаток – она очень тонкая, ее легко поранить.

Излияние крови из кровеносного сосуда называется кровотечением. Причины кровотечений разнообразны – это укол, разрез, растяжение и т. д. Даже небольшая потеря крови сразу делает человека слабее. Поэтому, поранившись, надо быстро остановить кровотечение и защитить рану от грязи и инфекции. Правильная обработка раны в первые минуты может избавить от многих будущих неприятностей. Различают артериальное, венозное, капиллярное кровотечения.

Используя слайды со звуковым сопровождением, рассказываю учащимся о видах кровотечений. Даю их краткую характеристику.

Артериальное кровотечение – распознается по наличию напряженной, пульсирующей, а иногда бьющей фонтаном струи алой крови.

Венозное кровотечение – возникает при ранении вен. Давление крови в венах гораздо меньше, чем в артериях, поэтому кровь из раненой вены вытекает медленнее, ровной струей, имеет темно-вишневую окраску.

Капиллярное кровотечение – возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов – капилляров, чаще кожи или слизистой оболочки. При этом кровь некоторое время сочится по всей поверхности раны, но вскоре свертывается, и кровотечение самопроизвольно останавливается.

Кровь обладает свойством свертываться на воздухе. Это свойство крови и является причиной самопроизвольной остановки кровотечений из вен и капилляров, когда кровь вытекает медленно, спокойно, под небольшим давлением и без толчков.

Кровотечение из артерий, особенно крупных, наиболее опасно, так как из-за высокого давления струи и пульсовых толчков образование сгустков крови (тромб), которые закроют просвет кровоточащего сосуда, очень затруднено.

Демонстрация способов остановки кровотечений.

Царапина, ссадина. С такой травмой справиться нетрудно. Обычно царапины кровоточат несильно. Как правило, кровь перестает течь сама собой, а на ранке образуется корочка.

Если ранка загрязнена, надо промыть ее теплой кипяченой водой с мылом. Для промывания можно использовать и перекись водорода. Потом надо помазать кожу по краям ранки йодом или зеленкой. А после этого наклеить бактерицидный пластырь, чтобы не занести инфекцию.

Запомните: ранение всегда таит в себе две большие опасности:

1) опасность ее инфицирования (заражения);

2) начинается кровотечение (оно может быть настолько сильным, что возникает опасность для жизни из-за большой потери крови).

Кровотечение из носа. Часто при ушибах носа или головы могут возникать кровотечения из носа. Чтобы остановить носовое кровотечение, нужно посадить пострадавшего с запрокинутой головой, запретив ему опускать ее, сморкаться и двигаться. Обязательно расстегнуть ворот его рубашки и положить на переносицу холодный компресс. Полезно на 3–5 минут зажать ему пальцами ноздри, сдавливая таким образом кровеносные сосуды.

Если в течение 30 минут остановить кровотечение не удается, пострадавшего нужно срочно доставить к врачу, заложив кровоточащую ноздрю ватой или марлей.

Кровотечение из уха. Кровотечение из уха (если нет раны наружного уха) указывает на серьезное повреждение черепа. Как бы бодро пострадавший себя ни чувствовал, его следует уложить, запретив всякие движения. На ухо больного наложить стерильную повязку и на носилках или на руках доставить его к врачу.

Глубокие раны, порезы. В отличие от царапин и ссадин порез может сильно кровоточить. Нельзя впадать в панику. Что надо делать?

Во-первых, надо промыть рану. Лучше сделать это бледно-розовым раствором марганцовки.

Запомните при обработке ран нельзя:

– допускать попадание прижигающих веществ (спирта, йода) внутрь раны;

– удалять застрявшие инородные тела и грязь из глубоких ран (это может сделать только врач);

– засыпать рану порошками, накладывать на нее мазь, прикладывать на поверхность раны вату;

– удалять прилипшую, пропитавшуюся кровью повязку, просто поверх нее наложить новую, стерильную.

Во-вторых, определить, какое кровотечение.

Если кровь слабо сочится, то повреждены только капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды.

В процессе объяснения приглашаю к доске учащихся и демонстрирую способы остановки кровотечений.

При венозном кровотечении обязательно накладывается тугая (давящая) повязка: поверх раны накладывают несколько слоев марли, бинта, плотный комок ваты и туго бинтуют. Через какое-то время кровотечение должно прекратиться. Не откладывая на потом, пострадавшего надо показать врачу.

Особенно важно остановить артериальное кровотечение

Артериальное кровотечение всегда очень сильное. Ярко-алая кровь хлещет из раны пульсирующей струей (в такт с ударами сердца). Надо остановить ее, не теряя ни секунды, а затем сразу же обратиться к врачу.

В организме взрослого человека содержится в среднем 5 литров крови. Потеря хотя бы 1 литра может привести к опасному для жизни шоковому состоянию, потеря 2–2,5 л – смертельна для человека.

Способы остановки кровотечения

Первый способ – пережать артерию. Можно, например, сильно согнуть руку или ногу. А чтобы артерии сдавились наверняка – подложить в место сгиба мягкий валик из любой ткани, которая оказалась рядом (это может быть шарф или платок).

Второй способ – выше раны наложить жгут, который можно скрутить из платка, куска материи. Жгут перекрывает движение крови. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что прекращается кровотечение. А плохо, потому что в тканях организма нарушается кровообращение. Ведь именно кровь приносит клеткам кислород и питание. Если жгут вовремя не ослабить, может произойти омертвление тканей. Поэтому жгут на руке или ноге нельзя держать более 1,5–2 часов. За это время пострадавшего надо доставить к врачу.

Что следует знать об оказании первой медицинской помощи?

  1. Надо узнать, что произошло.
  2. Оградить пострадавшего от дальнейшей опасности или хотя бы уменьшить ее.
  3. Без промедления начать принимать меры первой помощи.
  4. Как можно скорее вызвать «Скорую помощь».
  5. Оставаться с пострадавшим до приезда врача, стараться его успокоить, внушить чувство безопасности и веру в благополучное излечение.

IV. ИТОГ УРОКА.

  1. Закрепление пройденного материала.

— Чем опасно артериальное кровотечение?

— Назовите правила наложения резинового жгута.

— Какие еще есть способы остановки кровотечений?

  1. Домашнее задание: повторить дома способы остановки кровотечений.
  2. Сообщаю оценки.

источник

Очень часто здоровье и даже жизнь пострадавшего человека зависит от своевременной и правильной помощи, которую оказывают люди, не имеющие специальных медицинских знаний. Первая помощь не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств. Её может оказать любой человек, обладающий нужными знаниями.

Первая помощь — это самые простые, необходимые меры, выполняемые для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании до оказания квалифицированной (врачебной) медицинской помощи. Помощь могут оказывать люди, находящиеся рядом, или сам пострадавший (самопомощь).

Есть несколько общих правил оказания помощи, которые ты должен знать и запомнить.

  • Узнай, что произошло, обрати внимание на симптомы — признаки недуга. От этого зависит вид первой помощи и характер сообщения для вызова врача.
  • Огради пострадавшего от дальнейшей опасности или хотя бы уменьши её. Например, помоги перенести в безопасное место. Запомни — всегда необходимо думать и о собственной безопасности.
  • Позвони по «03». Оператор «Скорой помощи» может соединить с врачом, который после твоего чёткого рассказа даст рекомендации, что делать в первую очередь.
  • Устрани патологическое состояние (болезненно-ненормальное). Например, наложение давящей повязки на сильно кровоточащую рану, промывание желудка, искусственное дыхание.
  • Обеспечь эвакуацию или госпитализацию пострадавшего и оставайся с ним до приезда врача. Старайся его успокоить, внуши чувство безопасности и веру в благополучное излечение. Эти простые действия могут предупредить развитие опасного для жизни шока.

Рассмотрим некоторые обыденные ситуации, с которыми ты можешь столкнуться в своей жизни.

Любое повреждение кожи считается раной. Трудно пред-ставить себе человека, который ни разу не порезался или не оцарапался, или не получил синяка на своём теле. Ерунда, скажешь ты.

Ты ошибаешься. Любое, даже незначительное ранение может таить в себе две большие опасности:

  1. Может начаться кровотечение и быть таким сильным, что возникает опасность для жизни из-за большой потери крови.
  2. Из-за нарушения кожного покрова при ранении возникает опасность инфицирования, то есть заражения. В рану попадают болезнетворные микроорганизмы, которые вызывают воспалительный процесс.

Эти две опасности и определяют задачи первой помощи при ранении — скорейшая остановка кровотечения и предотвращение заражения раны.

На ранящих предметах и поверхности кожи человека всегда находится множество различных микробов, или микроорганизмов. К микробам относятся бактерии, одноклеточные организмы, некоторые виды микроскопических грибов. Среди них есть весьма опасные, например, гноеродные бактерии. Если они попадут в кровь, то могут вызвать сильный воспалительный процесс, что осложняет заживление раны.

Нельзя обрабатывать рану грязными руками или использовать загрязнённый перевязочный материал (бинт). При неправильно наложенной повязке может произойти вторичное, дополнительное инфицирование раны.

Помимо гноеродных бактерий в рану могут попасть и более опасные микроорганизмы, которые вызывают такие смертельные заболевания, как столбняк и газовая гангрена. Иногда для развития этих заболеваний достаточно нескольких часов (при обширных ранениях или ослабленном организме). В случае глубокой и обширной раны пострадавшего следует как можно скорее доставить в лечебное учреждение для оказания врачебной помощи (введения столбнячной и противогангренозной сывороток).

Иногда при ранениях гнойный воспалительный процесс развивается в общее заражение крови. Подобное осложнение может закончиться гибелью больного. Причиной несчастья может послужить не сама рана, а легкомысленное отношение пострадавшего к своему здоровью.

Все должны твёрдо знать: любую, даже самую небольшую ранку, царапину нельзя оставлять без внимания.

В любом случае надо остановить кровотечение. При появлении даже маленькой ранки обязательно будет идти кровь. Не волнуйся. Если кровь выделяется понемногу каплями или равномерно сочится, например при ссадине, то повреждены только капилляры — самые мелкие кровеносные сосуды. Такое кровотечение вскоре прекратится самостоятельно, а на поверхности образуется кровяная корочка.

Кровь может быть тёмно-вишнёвого цвета и вытекать медленно, равномерно и непрерывно. В этом случае пострадала вена, что более серьёзно. При венозном кровотечении обязательно накладывается тугая (давящая) повязка: поверх раны накладывают несколько слоев марли, бинта, плотный комок ваты и туго бинтуют. Необходима госпитализация для наложения швов на рану.

Особенно важно остановить артериальное кровотечение. В этом случае кровь ярко-красного цвета бьёт сильной пульсирующей струёй. Этот цвет крови и пульсация струи — признаки повреждения артерии: кровеносного сосуда, в котором давление крови самое высокое. В течение нескольких минут может произойти большая кровопотеря, несовместимая с жизнью. Поэтому при артериальном кровотечении нужно, не боясь крови, немедленно прижать артерию пальцем или кулаком выше места ранения на период времени, пока не будет приготовлено всё необходимое для остановки кровотечения: давящей повязки, закрутки, жгута. На рисунке представлены точки пальцевого прижатия артерий для остановки кровотечения.

На заметку

    В организме взрослого человека содержится в среднем 5 литров крови. Потеря хотя бы 1 литра может привести к опасному для жизни шоковому состоянию, потеря 2—2,5 л — смертельна для человека.

Запомни последовательность действий при остановке сильного кровотечения из артерии с помощью жгута:

  • Вначале прижми пальцем артерию и придай раненой руке или ноге возвышенное положение.
  • Жгут — эластичную резиновую трубку или полоску — наложи на ровную подкладку (ткань одежды, просто кусок ткани, но без складок), чтобы меньше травмировать кожный покров.
  • Жгут накладывай выше раны и по возможности ближе к ней. При этом жгут растягивают и опоясывают им 2—3 раза пострадавшую руку или ногу. Наиболее тугим должен быть первый виток. Свободные концы жгута завязывают (закрепляют крючками). О правильности наложения жгута свидетельствует немедленное прекращение кровотечения, побледнение конечности.
  • Если на улице холодно, руку (ногу) следует укутать, чтобы предотвратить отморожение.
  • Жгут можно накладывать не более чем на 40—50 минут. За это время необходимо доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Если есть необходимость держать жгут более длительное время, то, прижав пальцем артерию, жгут надо снять на 10—15 минут, а затем наложить вновь, но немного ниже или выше. Иногда это необходимо проделывать несколько раз.
  • Необходимо прикрепить к жгуту записку с указанием точного времени его наложения.
  • Пострадавший с наложенным жгутом должен находиться в лежачем положении. Если жгут затянуть слишком туго или оставить на длительное время, может начаться омертвление тканей. Первый признак этого — посинение участка тела, на который наложен жгут.
  • После остановки кровотечения необходимо обработать прилегающую к ране поверхность кожи йодом и наложить на рану стерильную повязку.
Читайте также:  Вместе с насморком идет кровь из носа

Жгут из доступных средств называется закруткой. Можно использовать поясной ремень, платок, кусок материи, рукав рубашки, бинт. Применённым для закрутки предметом свободно обвязывают нужное место. Между тканью (ремнём) и конечностью продевают неломкую палочку, дощечку и крутят её до тех пор, пока из раны не перестанет вытекать кровь. Тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают.

После остановки кровотечения не менее важное действие — это предотвращение инфицирования раны.

Мелкие ссадины, царапины, порезы следует смазать любым имеющимся антисептическим (убивающим микробов) средством: растворами йода или бриллиантовой зелени (зелёнка), перекисью водорода, можно медицинским клеем БФ-6, который и предохранит рану от инфицирования.

Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем.

Мелкие инородные тела, попавшие в кожу (занозы, колючки, осколки стекла и металлов), удаляют с помощью предварительно прокалённого или промытого в спирте пинцета или иглы, смазывая затем ранку антисептиком.

Глубокие и обширные раны промывают раствором перекиси водорода или фурацилина. Края их обрабатывают любым антисептиком, но он не должен попасть в саму рану. На промытую рану накладывают стерильную повязку. Пострадавшего обязательно следует показать врачу.

Запомни! При обработке ран нельзя:

  • промывать их водой;
  • допускать попадание прижигающих антисептических веществ (спирта, спиртового раствора йода) внутрь раны;
  • удалять застрявшие инородные тела и грязь из глубоких ран (это может сделать только врач);
  • засыпать рану порошками, даже антибиотиками, накладывать на неё мазь, прикладывать на её поверхность вату.

Кровотечение из носа может возникнуть неожиданно, без видимой причины, а также в результате травмы.

Внешне это выглядит впечатляюще и намного страшнее, чем есть на самом деле. Поэтому пугаться не надо. К носовому кровотечению могут привести:

  • лёгкий ушиб носа либо удар по носу;
  • незначительное повреждение слизистой оболочки носа (царапины, ссадины);
  • повышение артериального давления (вследствие болезни человека, физического перенапряжения, теплового и солнечного удара и т. д.).

Самое главное при любом носовом кровотечении — сохранять спокойствие. Рекомендуется сесть, слегка наклонив голову вперёд, приложив чистую ткань к носу и дать стечь крови — это недолго. У некоторых людей кровь, попав в желудок, может вызвать рвоту. Не надо запрокидывать голову. Может показаться, что кровотечение прекратилось, но после изменения положения головы кровь пойдет вновь.

Далее следует приложить холод к переносице.

При носовом кровотечении неплохо помогает холодный компресс, наложенный на переносицу и затылок. Для этой цели подойдут и мокрый платок, и снег, и кусочек льда или замороженные продукты из холодильника, завернутые в чистую ткань.

Для остановки кровотечения можно также крылья носа прижать к носовой перегородке на 5—10 минут.

Если через 30—40 минут кровотечение не прекращается, то надо вызвать «Скорую помощь».

Если оно было вызвано падением или сильным ушибом головы, то следует сразу вызвать «Скорую помощь».

источник

Каждый гражданин должен знать правила оказания первой медицинской помощи, которые изучаются в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». В этой главе рассмотрим правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях, некоторых видах травм, а также при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.

Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенок.

Виды кровотечений и их характеристики приведены на схеме 3.

Виды кровотечений и их характеристики

Причины, вызывающие кровотечение того или иного вида, различны. Наружное кровотечение происходит, когда острый предмет, например нож или осколок стекла, повреждает сосуды кожи и глубоко лежащих органов. Внутреннее кровотечение возникает при закрытой травме, при резком тупом ударе, например, в случае автомобильной аварии, когда водителя бросает на рулевое колесо, или когда человек падает на землю, споткнувшись о какой-либо предмет. Причиной внутреннего кровотечения могут быть заболевания легких (туберкулез легких) или язвенная болезнь желудка (когда в стенке желудка образуется кровоточащая язва), повреждение внутренних органов — печени, почек, разрыв селезенки. В этом случае возникает внутреннее паренхиматозное кровотечение. Остановить его крайне сложно. Требуется вмешательство хирурга.

Наружное кровотечение бывает вызвано повреждением кровеносного сосуда и проявляется в истечении крови на поверхность кожи.

Признаки наружного артериального кровотечениях:

• быстрое и пульсирующее кровотечение;
• сильная боль в поврежденной части тела;
• кровь ярко-красного цвета;
• кровь фонтанирует из раны;
• слабость.

Признаки поверхностного венозного кровотечения:

• кровь спокойно вытекает из раны, а не бьет фонтаном;
• кровь темно-красного или бордового цвета. Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной остановке кровотечения и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Сделать это надо быстро: потеря даже незначительного количества крови нарушает работу сердца и дыхания. Помощь нужно начинать оказывать прямо на месте.

Есть несколько способов временной остановки кровотечениях:

• пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда несколько выше кровоточащей раны;
• наложение жгута на 3—5 см выше раны;
• наложение давящей повязки на место кровотечения;
• максимальное сгибание конечности;
• придание поврежденной конечности возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения.

Артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа: вначале прижимают артерию выше места повреждения к кости, чтобы прекратить поступление крови к месту ранения, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут.

Прижимать артерии к костным выступам лучше всего в определенных, наиболее удобных для этого точках (рис. 1), где хорошо прощупывается пульс.

Височную артерию прижимают большим пальцем на виске впереди и чуть выше ушной раковины.

Сонную артерию прижимают слева или справа (только с одной стороны!) на боковой поверхности шеи. Делать это нужно как можно быстрее: даже секундное промедление опасно для жизни пострадавшего. Давление пальцами надо производить по направлению к позвоночнику, при этом сонная артерия придавливается к нему.

Подключичную артерию прижимают в ямке над ключицей к первому ребру.

Подмышечную артерию (при кровотечении из раны в области плечевого сустава и надплечья) прижимают к головке плечевой кости по переднему краю роста волос в подмышечной впадине.

Плечевую артерию (при кровотечении из ран средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти) прижимают к плечевой кости с внутренней стороны от двуглавой мышцы.

Лучевую артерию (при кровотечении из ран кисти) прижимают к подлежащей кости в области запястья у большого пальца.

Бедренную артерию (при кровотечении из ран в области бедра) прижимают в области паховой складки, в ее средней части. Прижатие производят в паховой области на середине расстояния между лобком и выступом подвздошной кости.

Переднюю болыпеберцовую артерию (при кровотечении из ран голени и стопы) прижимают в области подколенной ямки.

Артерии тыла стопы (при кровотечении из раны на стопе) прижимают к подлежащей кости.

Пальцевое прижатие дает возможность остановить кровотечение почти моментально. Но даже самый сильный человек не может продолжать его более 3—5 мин, так как руки его утомляются, и прижатие ослабевает. Тем не менее такой прием важен: он позволяет выиграть какое-то время для применения других способов остановки кровотечения.

При артериальных кровотечениях из сосудов верхних и нижних конечностей остановить кровотечение можно при помощи максимального сгибания конечностей. Так, при кровотечении из артерии предплечья нужно вложить в локтевой сгиб небольшой валик из мягкой ткани, например пачку бинта, и максимально согнуть руку в локтевом суставе. То же самое можно сделать в случае кровотечения из артерии голени: в подколенную область вложить валик из мягкой ткани и максимально согнуть ногу в суставе (схема 4).

После прижатия артерии приступают к наложению кровоостанавливающего жгута. Жгут накладывают на одежду или на подложенную под него ткань (полотенце, кусок марли, косынку). Накладывать жгут на голую кожу недопустимо. Жгут подводят на конечность выше места кровотечения, примерно на 3—5 см от раны, сильно растягивают и, не уменьшая натяжения, затягивают вокруг конечности и закрепляют его концы. При правильном наложении жгута кровотечение из раны прекращается, конечность ниже места наложения жгута бледнеет, пульс на артерии исчезает. Под жгут обязательно подкладывают записку с указанием даты, часа и минут его наложения (схема 5).

Конечность ниже места наложения жгута сохраняет жизнеспособность в течение 2 ч, а зимой вне помещения 1—1,5 ч, поэтому по истечении указанного времени жгут необходимо снять и через несколько минут наложить его в другом месте — чуть выше. При этом пострадавший неизбежно потеряет некоторое количество крови. За это время необходимо принять меры для доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Возможные ошибки при наложении жгута:

• слишком слабое затягивание вызывает сдавливание только вен, в результате чего артериальное кровотечение усиливается;
• слишком сильное затягивание, особенно на плече, приводит к повреждению нервных стволов и параличу конечности;
• наложение жгута непосредственно на кожу приводит, как правило, через 40—60 мин к сильным болям в месте его наложения.

При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани, т. е. любой подходящий материал. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют для наложения жгута- закрутки (рис. 2).

Наложение давящей повязки — еще один из несложных и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли и создания покоя поврежденной части тела. Одновременно повязка защитит рану от вторичного инфицирования (схема 6).

Во всех случаях поверхностных ранений верхних или нижних конечностей один из возможных способов остановки венозного кровотечения — придание конечности возвышенного положения. Сделать это довольно просто. Поврежденную руку надо поднять вверх, немного выше головы. Под поврежденную ногу надо подложить небольшой валик, свернутый из какой-либо ткани (можно использовать также сумку, рюкзак, одеяло, подушку, охапку сена). Нога должна быть немного выше грудной клетки. Конечно, при этом раненый человек должен лежать на спине.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов. Для него характерно то, что из всей поверхности раны сочится кровь, по цвету средняя между венозной и артериальной. Чаще всего такое кровотечение останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свертывания крови. Если этого не происходит, его останавливают давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают стерильную салфетку, которую затем прижимают к травмированной поверхности повязкой. Если повреждена конечность, то после наложения повязки ей необходимо придать возвышенное положение.

При внутреннем кровотечении кровь из поврежденной артерии, вены или капилляра не выходит за пределы кожного покрова. Обычно это кровотечение в грудную полость или полость живота. Особый вид внутреннего кровотечения — в полость черепной коробки. При этом образуется обширная гематома, которая нарушает деятельность мозга и внутренних органов. Незначительное внутреннее капиллярное кровотечение вызывает образование синяков под кожей и не опасно. Но более глубокое артериальное или венозное кровотечение может привести к большой потере крови и тяжелым последствиям.

Признаки внутреннего кровотечениях:

• посинение кожи (образование синяка) в области повреждения;
• мягкие ткани болезненные, опухшие или твердые на ощупь;
• чувство волнения или беспокойства у пострадавшего;
• учащенный слабый пульс;
• частое дыхание;
• бледная или посеревшая кожа, прохладная или влажная на ощупь;
• тошнота и рвота;
• чувство неутолимой жажды;
• снижение уровня сознания;
• падение артериального давления;
• кашель с кровянистыми выделениями.

При внутреннем кровотечении необходимо:

• обеспечить пострадавшему абсолютный покой;
• осмотреть пострадавшего, стараясь определить, нет ли у него травм внутренних органов;
• осуществить непосредственное прижатие области кровотечения (это приводит к его уменьшению или остановке);
• приложить к области кровотечения холод (это облегчает боль и снимает припухлость); при использовании льда нужно завернуть его в марлю, полотенце или ткань, а еще лучше поместить его в целлофановый пакет; прикладывать холод надо на 15 мин; затем нужно удалить воду и вновь приложить лед к поврежденной поверхности;
• если пострадавший жалуется на сильную боль или не может пошевелить конечностью, а также если вы считаете, что полученная травма очень серьезна и может вызвать тяжелые внутренние осложнения, нужно немедленно вызвать «скорую помощь».

источник