Меню Рубрики

Запиши звуки которые герою было трудно произносить при насморке

лице, пора меняху рубать вместо пора рубаху менять, переходный пешеход вместо пешеходный переход и т.п.

Опишите лингвопсихологические основания таких об молвок.

2.95. Сравните между собой следующие три отрывка.

При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если таковые возникли после принятия органами дознания, следствия или судом мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов.

Различают идиопатическую и симптоматическую формы аутоиммунных гемолитических желтух, последние наблюдаются при хроническом лимфолейкозе, лимфосаркоме, системных заболеваниях соединительной ткани, некоторых вирусных инфекциях.

Отношение сигнал/шум относительно номинального уровня записи 510 нВб/м должно быть не менее 66 дБ. Разделение между каналами в диапазоне частот 250—4000 Гц должно быть не менее 40 дБ.

Какие профессиональные разновидности русского языка представлены здесь? Укажите на элементы, свиде тельствующие о специальной предназначенности каждо го текста.

2.96. В «шпионской» литературе часто встречается ситуа ция, когда один человек должен произнести пароль, а второй — отзыв. Какие фразы подходят для этого? А какие, наоборот, не подходят?

2.97. Следующие высказывания соответствуют одной и той же речевой ситуации: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Чем обусловлено в таком слу чае многообразие используемых языковых средств — синтаксических, лексических, морфологических?

Не смею больше вас задерживать. Мне нечего больше вам сказать. По-моему, вам пора идти.

Прошу вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны.

Уходи подобру-поздорову! Прочь с моих глаз! Убирайся вон.

2.98. В речи нередко бывают случаи, когда говорящий имеет в виду одно, а слушающий понимает сказан ное по другому. Приведите из своей речевой практи ки примеры таких ситуаций.

2.99. Прочитайте следующий отрывок из «Театрального романа» Михаила Булгакова.

Между слушателями произошел разговор, и, хотя они говорили по-русски, я ничего не понял, настолько он был загадо- чен.

— Осип Иваныч? — тихо спросил Ильчин, щурясь.

— Íè-íè, — отозвался Миша и вдруг затрясся в хохоте.

— Вообще старейшины. — начал Ильчин.

Почему этот разговор вполне понятен его участникам и непонятен постороннему человеку?

2.100. Прочитайте отрывок из эссе немецкого писателя Генриха фон Клейста (1777—1811) «О том, как по степенно составляется мысль, когда говоришь».

. Экзаменуя способных и сведущих людей, задают им с места в карьер вопросы такого рода: «Что есть государство?» — или: «Что есть собственность?» — и тому подобные. Находись эти молодые люди в компании, где уже некоторое время шла беседа о государстве или о собственности, они, вероятно, с легкостью нашли бы нужное определение путем сравнения, разграничения и обобщения понятий. А тут, когда этой подготовки ума нет и в помине, они запинаются, и лишь неразумный экзаменатор заключит из этого, что они не знают.

Почему, действительно, дать определение некоему предмету труднее, чем описать его путем рассуждения? Ка кова роль речевых процессов по отношению к мыслитель ному процессу?

3.1. Почему в словах чередуются гласные и согласные зву ки? Может ли слово состоять только из гласных или только из согласных звуков? Приведите из известных вам языков примеры скопления гласных или соглас ных в слове. Типичны ли такие случаи для фонетичес кого строя данных языков?

3.2. Сравнивая материал известных вам языков, попытай тесь объяснить, почему согласных фонем в любом языке мира больше, чем гласных.

3.3. Объясните, почему в любом языке мира гласных верх него подъема больше (или, во всяком случае, не мень ше), чем гласных нижнего подъема.

3.4. Для эстонского языка характерны долгие гласные, обозначаемые на письме двойными буквами (напри мер kuu ‘месяц, луна’; uurija ‘исследователь’; j ää ‘лед’; ää r ‘край, кромка’). При столкновении таких удвоен ных гласных на границе слов получаются образования вроде kuuuurija ‘исследователь луны, астронавт’ или j ääää r ‘кромка льда’. Как вы думаете, представлены ли здесь сочетания долгих гласных или «сверхдолгие» гласные?

3.5. Магнитофонная запись в той или иной степени искажа ет человеческий голос. Какие акустические характерис тики звука при этом меняются? Благодаря чему мы все таки можем узнать при воспроизведении голос нашего знакомого и отличить его от голоса другого человека?

3.6. Врач терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а&а ».

Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а&а , а не и, у и т.п.? (Понаблюдайте в зеркале за поло жением языка и увулы.)

3.7. Определите, что такое с фонетической точки зрения свист. Что больше напоминает артикуляция свиста: артикуляцию гласных или артикуляцию согласных?

3.8. В чем, с точки зрения лингвистики, заключается не мотивированность таких устойчивых выражений, как:

держать язык за зубами, у него язык прилип (присох) к гортани, язык хорошо подвешен?

3.9. Произнесите звук речи без участия голосовых связок. Какой это может быть звук?

3.10. В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина фигу рирует немой башкир, которому за участие в преды дущих бунтах отрезали язык; по тексту, он только «стонет слабым голосом». Попробуйте представить себе артикуляционные возможности такого челове ка: произношение каких звуков становится для него невозможным? А какие звуки могут сохраниться в его речи?

3.11. Которая губа — верхняя или нижняя — принимает более активное участие в процессе образования зву ков речи? С чем это связано?

3.12. Представьте себе человека, который в результате не счастного случая или хирургической операции ли шился верхних передних зубов. Произношение ка ких звуков будет представлять теперь для него наи большую трудность?

3.13. Иногда у человека встречается врожденный дефект маленького язычка — увулы: она или вообще отсут ствует или же неплотно прилегает к задней стенке глотки. Какие звуки речи будут от этого страдать? Чем будет характеризоваться речь такого человека?

3.14. Герой комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», г н Журден, хочет получить достойное об

разование и с этой целью приглашает к себе домой учи телей, в том числе учителя философии. С ним он зани мается фонетикой. Ниже следует отрывок из комедии.

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. . Когда вы произносите звук Д, например, нужно, чтобы кончик языка уперся в верхнюю часть верхних зубов: ДА.

Г-н Ж у р д е н. ДА. ДА. Так! Ах, до чего же здорово, до чего же здорово!

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Чтобы произнести Ф, нужно прижать верхние зубы к нижней губе: ФА.

Г-н Ж у р д е н. ФА, ФА. И то правда! Эх, батюшка с матушкой, ну как тут не помянуть вас лихом!

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. А чтобы произнести звук Р, нужно приставить кончик языка к верхнему н¸бу, однако ж под напором воздуха, с силою вырывающегося из груди, язык беспрестанно возвращается на прежнее место, отчего происходит некоторое дрожание: Ð-ÐÀ.

Г-н Ж у р д е н. Р-Р-Р-РА, Р-Р-Р-Р-Р-РА! Какой же вы молодчина! А я-то сколько времени потерял даром! Р-Р-Р-РА (Пер. Н. Любимова).

Вопрос: какие неточности в описании артикуляции звуков [д], [ф], [р] можно обнаружить в приведенном от рывке? И дополнительный вопрос: почему учитель фило софии занимается преподаванием фонетики (хотя, кстати, сам Журден просил заняться с ним правописанием)?

3.15. Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается с таких строк:

Как вы считаете: случаен ли порядок следования глас ных — [и] — [а] — [о] — [у] — в этих четырех словах? Каким фонетическим закономерностям он подчиняется?

3.16. Произнесите слово вода . Какой гласный звучит здесь в первом (безударном) слоге? Попытайтесь опреде

лить, чем его артикуляция отличается от артикуля ции «нормального» звука [а] (представленного во втором, ударном слоге).

3.17. Произнесите слово дядя. А теперь определите, что случится со звуком [д’], если вы при его произнесе нии (дважды) «отключите» голосовые связки. А если, не отключая голосовых связок, вы опустите увулу — как изменится звучание всего слова?

3.18. Вибрацию голосовых связок можно почувствовать, положив пальцы руки на выступающий угол щито видного хряща (кадык). Сравните с помощью данно го приема артикуляцию звуков [з] и [с], [д] и [т], [ж] и [ш], [г] и [к]. Опишите свои ощущения.

3.19. Основываясь на своих наблюдениях (см. предыду щую задачу), опишите особенности произношения конечного согласного в русских словах вопль, литр, мысль, вепрь.

3.20. Определите, чем различается произношение послед него согласного в словах шифер и шифр.

3.21. Даны следующие формы одного слова: Пётр, Петра, Петру, Петре . Определите особенности произноше ния в них звука, обозначаемого буквой р.

3.22. Армянская фамилия Мкртчян трудна для русского произношения: в ней наблюдается скопление пяти согласных. Каким образом говорящий облегчает себе произношение сочетания [мкртч’]?

3.23. Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речевого аппарата «повинен» в этом?

3.24. Представьте себе следующую ситуацию. Вы позво нили знакомому, тот поднял трубку — и вы догада лись, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?

3.25. Прочитайте следующий отрывок из рассказа Викто ра Драгунского.

А потом нос распух, его заложило, и Вова потерял речь. Он даже не мог сказать «мама», вместо этого он говорил «баба». И вместо «урок» у него получалось «удок». Всем известно, что нос, заложенный, сильно влияет на произношение. И потому, когда Вова сказал дома: «Баба, у бедя дасмодк!» — его мама не слишком огорчилась.

Какие звуки оказывается затруднительно произнести при насморке и почему? Последователен ли писатель в пе редаче таких звуков? Что оправдывает подобное изображе ние речи «с заложенным носом»?

3.26. Прочитайте следующий отрывок из рассказа Ф. Кнорре.

Люся крепко прижала к лицу платок, тихонько всхлипнула:

Из-за прижатого к носу платка у нее получилось: «Дет, де то», — и именно потому, что это вышло у нее совсем по-дет- ски, Костя почувствовал такую острую жалость, что чуть не застонал.

Справедливо ли такое фонетическое наблюдение писа теля? Проведите эксперимент: зажмите нос (платком, ру кой) и произнесите: «Нет, не то». Что получается? Какие факторы могут превратить звук [н’] в звук [д’]? (Сравните с условием предыдущей задачи.)

3.27. Прочитайте следующий отрывок из романа Е. Замя тина «Мы».

Î подняла лицо из подушек и не открывая глаз сказала:

— Уйдите, — но от слез вышло у нее «ундите» — и вот по-

чему-то врезалась и эта нелепая мелочь.

Попытайтесь объяснить данную особенность произно шения. Чем различаются в своей артикуляции звуки [j] и [н’]?

3.28. Определите, работа каких органов речи лежит в ос нове противопоставления гласных по следующим признакам: а) открытый — закрытый, б) ротовой — носовой.

3.29. Определите, работа каких органов речи лежит в основе противопоставления согласных по следующим при знакам: а) глухой — звонкий, б) твердый — мягкий.

3.30. Объясните, что общего и что различного в артикуля ции аффрикат и взрывных согласных, например [ц]

и [т]. Что получится, если попытаться удлинить тот и другой звук?

3.31. Сравните произношение русского звука [л] (напри мер, в слове лампа ) и так называемого среднеевропей ского [l] (например, в английском слове the lamp , не мецком die Lampe , французском la lampe ). Опишите особенности их артикуляции. Что является пассив ным органом при образовании данных согласных?

3.32. Прокомментируйте с лингвистических позиций сле дующие строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

È русский Н, как N французский, Произносить умела в нос.

Опишите артикуляционные различия между этими двумя звуками.

3.33. Представьте себе речь иностранца, например англи чанина, плохо говорящего по русски. Он произно сит примерно следующее: [мэнj á зов ý т боб]. Какие фонетические правила русской речи при этом нару шены? Какие артикуляционные рекомендации мож но было бы дать иностранцу?

3.34. Сравните произношение русских обращений типа Петь!, Том!, Кость! , распространенных в разговор ной речи, с произношением словоформ петь, том, кость . В чем различия между ними?

3.35. Известно: звук [ч] в белорусском языке — твердый, в отличие от [ч’] в русском языке, ср. чалавек — человек и т.п. Опишите это различие с точки зрения артикуля ции: какое положение занимает при произношении этих согласных язык (какая часть его активна), какой орган речевого аппарата является пассивным и т.д.

3.36. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; проход в носовую полость закрыт поднятой увулой; язык приподнимается к твердому н¸бу своей задней и особенно передней (кончик!) частью; воздушная струя с длительным шумом выходит в образовавшуюся щель;

2) голосовые связки работают; увула поднята и закрывает проход в носовую полость; воздух свободно проходит через ротовую полость, язык при этом отодвигается назад; губы округляются в трубочку;

3) голосовые связки расслаблены; проход в носовую полость закрыт; язык отодвигается назад и своей задней частью соприкасается с мягким н¸бом; за этой смыч- кой скапливается воздух; затем смычка разрывается и воздух с шумом выходит наружу.

3.37. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки участия в образовании звука не принимают; увула поднята и закрывает проход в носовую полость; язык своим кончиком прикасается к верхним зубам, а передней частью спинки — к альвеолам; воздух скапливается в ротовой полости, а затем с шумом разрывает смычку;

2) голосовые связки вибрируют; увула поднята, язык всем своим телом отодвинут назад, воздушная струя через глотку попадает в ротовую полость, а оттуда че- рез щель между верхними зубами и нижней губой выходит наружу;

3) голосовые связки работают; увула поднята; воздух свободно проходит через ротовую полость, рот широко открыт; язык в малой степени равномерно приподнят; губы участия в образовании звука не принимают;

4) голосовая щель сомкнута, связки дрожат; проход в носовую полость закрыт; в ротовой полости воздушная струя встречает преграду: кончик языка быстро смыкается и размыкается с твердым н¸бом (на границе с альвеолами); передняя часть спинки языка при этом дополнительно приподнимается к твердому н¸бу.

3.38. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; увула закрывает проход в носовую полость; кончик языка упирается в альвеолы (на границе с твердым н¸бом); средняя часть спинки языка приподнята к н¸бу; воздушная струя проходит через ротовую полость, обтекая смычку по сторонам;

2) в гортани рождается голос; н¸бная занавеска приподнята; воздух проходит через глотку и ротовую полость свободно; язык при этом отодвигается назад и высоко приподнимается к мягкому н¸бу своей задней частью; губы вытягиваются в трубочку;

3) голосовые связки расслаблены; воздушная струя проходит через глотку в ротовую полость; увула поднята; передняя часть языка прижимается к альвеолам, образуя преграду на пути воздушной струи. Затем смыч- ка разрывается.

Обратите внимание на то, что данное произношение может составлять план выражения разных слов, и на пись ме эти различия проявятся. Дополнительный вопрос: как называются такие слова?

3.39. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; проход в носовую полость закрыт; в ротовой полости язык продвигается вперед и вверх; нижняя губа приближается

ê зубам верхней челюсти, образуя узкую щель, через которую воздух выходит наружу;

2) голосовые связки дрожат; н¸бная занавеска закрывает проход в нос; в ротовой полости язык сильно выгибается средней частью своей спинки по направлению

ê твердому н¸бу; через образовавшуюся щель воздушная струя выходит наружу;

3) голосовые связки работают; проход в носовую полость закрыт; воздух свободно проходит через ротовую полость; язык при этом отодвигается назад и приподнимается своей задней частью по направлению к мягкому н¸бу; губы округлены;

4) голосовые связки вибрируют; увула опущена; кончик языка прижимается к внутренней поверхности верх-

источник

При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.

Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия — это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков. Является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а буква «н» становится похожей на «д».

Читайте также:  Как быстро вылечить насморк перекисью водорода

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни — uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

При возникновении гнусавости у воздуха нет возможности проходить через нос, и мы создаём эти звуки исключительно «ртом», без участия носовой полости.

Гнусавость закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют гнусавость, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Наиболее распространёнными причинами гнусавости голоса являются:

  • плохая подвижность мягкого нёба;
  • неправильное форма языка при произношении;
  • имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

  • опухоль носоглотки;
  • гипертрофия и отёк носовых раковин;
  • патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
  • появление слизи в носовой полости (насморк);
  • врождённое искривление носовой перегородки;
  • привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
  • третичный сифилис;
  • различные травмы.

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

  • длительность заболевания;
  • характер звуковых дефектов;
  • перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога или логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография. При необходимости нужно стать общий и развёрнутый анализ крови и мочи.

Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин, Галазолин, Санорин, Тизин, Отривин и т.п.

Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.

При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.

При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:

  1. Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд.
  2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.

Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:

  1. Упражнение по методике Емельянова. Произносите гласные в следующем порядке «уоаэы». При звуке «ы» сделайте хороший зевок.
  2. Пропевайте вокальные упражнения и ваши любимые песни на звуки «у», «о», «ю».
  3. «Зевок». Несколько раз сделайте зевательные движения. Это упражнение очень эффективно для правильного дыхания.
  4. Звуки «му» и «ну». Произносите эти слова медленно, разделяя буквы: «м, у, н, у».
  5. Пейте воду очень маленькими глотками. Это стимулирует поднятие и напряжение язычка.

При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать. Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня.

При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот. Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного.

При гнусавости голоса у ребёнка будет очень полезен регулярный массаж мягкого нёба. Его цель – стимулирование подвижности нёба, активизация его движения.

Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:

  1. Чистой подушечкой указательного пальца правой руки производится растирание границы между твёрдым и мягким нёбом, чтобы стимулировать рефлекторное сокращение мышц носоглотки.
  2. Повторить это действие, когда ребёнок произносит букву «а».
  3. Произвести зигзагообразные упражнения от левого края границы нёба до правого и в обратном направлении.
  4. Указательным пальцем производятся лёгкие надавливающие и толкательные движения мягкого нёба.

Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.

Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.

Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.

Чтобы предотвратить появление гнусавости и дальнейшее осложнение, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • следите за состоянием носоглотки, при малейших изменениях следует обратиться к врачу;
  • избегайте простудных и вирусных заболеваний;
  • обращайте внимание на то, как вы произносите отдельные звуки и слова;
  • при необходимости хирургического вмешательства не затягивайте, иначе последствия такой отсрочки могут быть очень серьёзными для здоровья;
  • избегайте переохлаждения и соблюдайте правильный режим дня.

Гнусавость в любом возрасте требует длительных и регулярных занятий. Курс лечения ринолалии обычно достаточно продолжительный, здесь не стоит ждать быстрого результата. Но при правильной постановке диагноза и грамотной терапии гнусавость хорошо поддаётся лечению.

источник

Что русскому хорошо, то немцу — смерть. Однако в лингвистике все не так просто, и в обратном направлении этот закон тоже действует. Практически в любом языке для русских есть звуки, которые не удается воспроизвести с лету. Для освоения некоторых из них требуются месяцы.

Традиционно считается, что самый сложный язык — китайский. На практике же освоение произношения в нем не представляет особого труда для людей с хорошим слухом. Из звуков, которые не привык издавать наш речевой аппарат, в этом языке самым сложным является звук «р» — нечто среднее между «ж» и «р». Китайский сложен, в первую очередь, своими тонами, которых от 4 до 9 (в кантонском диалекте). Во вьетнамском языке тонов еще больше — порядка 18.

Если говорить про европейские языки, в частности, про немецкий, то в нем самыми сложными для русского человека являются ä, ö, ü. Но научиться их выговаривать нетрудно, поскольку в нашей речи есть слова, при произношении которых мы невольно издаем аналогичные звуки, например, в словах «мюсли» или «мёд».

Немного тяжелее осваивать французский с его носовыми согласными и звуком «р». То, что для Франции — норма (элегантное грассирование), российские логопеды стараются исправить. У нас людей, не способных произнести твердую «р», называли картавыми, а скороговорка про грека, сунувшего руку в реку, и про бобров на бревне — одно из упражнений, призванных помочь в постановке этого звука.

В некоторых диалектах немецкого тоже звучит это грассирование, но более раскатистое — такое, как было у знаменитого «французского воробышка» Эдит Пиаф. У англичан же буква «р» вообще не произносится, а лишь обозначается звуком, больше похожим, как и в китайском, на «ж».

Восточная культура очень сильно отличается от славянской, и так же резко разнится семитская языковая семья. Например, в ней есть звуки, которые не имеют точных аналогов в русском. К ним относятся, в частности, гортанные, произносящиеся не ртом, а горлом. В иврите их четыре, как и в арабском. На территории современного Израиля они практически редуцировались, а вот у тех евреев, которые родились в арабских странах, встречаются. То же самое можно сказать про некоторые кавказские языки с их гортанными звуками, например, адыгейский, чеченский и др.

Представить себе эти звуки можно, если вспомнить поход к лору. То самое «а», которое он заставляет нас сказать, прижав шпателем корень языка, — именно гортанное. Резкость звучания арабской речи, кажущаяся многим славянам не очень мелодичной, обусловлена наличием таких горловых звуков.

Межзубные звуки, в которых кончик языка располагается между верхними и нижними зубами, тоже для русских людей в диковинку, но в некоторых европейских языках они есть, к примеру, в английском. Очень трудны для произношения и арабские заднеязычные, также встречающиеся в языках северных народов. Знаменитый Байкал — измененный русскими для удобства произношения якутский Байгал, где «г» как раз заднеязычная.

Звукоподражание цоканью конских копыт и щелканье языком для русских людей — всего лишь развлечение. Но есть народы, для которых такие звуки являются речевой нормой. Те, кто смотрел фильм «Наверное, боги сошли с ума», помнят, как один из главных героев и все его соплеменники-аборигены разговаривали на языке, звучащем для нас очень странно.

Койсанские языки. На них говорят всего около 370 000 человек на юге Африки и в Танзании. Они распространены в основном среди жителей области, окружающей пустыню Калахари. Эти языки постепенно вымирают. Цокающие согласные называются «кликсами», и их количество порой достигает 83. Кроме койсанских языков кликсы в качестве основных составляющих речи встречаются также в банту и дахало.

При желании и терпении освоить любой язык, включая койсанские, русский человек может. Это всего лишь вопрос времени.

источник

Как самостоятельно в домашних условях проверить речь ребенка и узнать, какие звуки он не выговаривает, рассказывает логопед Ярош Татьяна Александровна.

Многие родители дошкольников задаются вопросом, в каком возрасте ребенок должен научиться выговаривать те или иные звуки, а также, как самостоятельно в домашних условиях проверить речь. Вот об этом и пойдёт речь в статье.

Неточное произношение звуков у детей до 3-4 лет естественно, т.е. это физиологическое косноязычие. Но не позднее 5-6 лет ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки родной речи. Любые нарушения в этом возрасте уже считаются дефектами произношения.

Обычно причинами речевого отставания являются:

  1. отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная уздечка языка),
  2. недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.

Прежде, чем приступить к исправлению недочётов звукопроизношения, нужно выяснить, какие звуки ребёнок не выговаривает или произносит неправильно, и в чём выражается этот недостаток (искажение, пропуск, замена другим звуком).

  1. При проверке речи у ребенка в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
  2. Во время самостоятельной проверки речи не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки.

Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки он не выговаривает или произносит неправильно.

Более детальную проверку, какие звуки не выговаривает ребенок, в домашних условиях без логопеда можно провести с помощью картинок.

Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).

Вот примерный перечень картинок, чтобы самостоятельно проверить речь у ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает:

Звук «с» — собака, санки, абрикосы, капуста, автобус
Звук «сь» — 7 (семь), гуси, лось
Звук «з» — замок, зонтик, коза, ваза
Звук «зь» — зеркало, зебра, корзинка
Звук «ц» — цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц
Звук «ш» — шапка, шуба, шишка, карандаш
Звук «ж» — жук, ёжик, ножницы
Звук «ч» — чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка
Звук «щ» — щётка, ящик, плащ
Звук «л» — лампа, стол, белка, стул
Звук «ль» — лиса, телефон, соль
Звук «р» — рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор
Звук «рь» — редиска, огурец, грибы, пряник
Звук «й» — чайник, воробей, трамвай, скамейка

Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.

Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает.

В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.

При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».

Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.

При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.

Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».

Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:

  • вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
  • растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» — одна сторона губ движется меньше.
  • сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
  • высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
  • открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
  • дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.

Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.

Неправильный прикус зубов

Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.

Чтобы выявить недоразвитие фонематического (речевого) слуха, предложите ребёнку несколько игровых заданий:

  • отобрать картинки с заданным звуком (например, со звуком «с»)
  • придумать слова на заданный звук (для этого задания выбирайте звук, который ребёнок правильно произносит: «а», «о», «в», «м» и др.)
  • хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (правильно произносимый)
  • назвать, какой звук повторяется в каждом слове: мак, мама, машина, матрёшка, мука, молоко.

Затруднения или систематические ошибки в выполнении таких заданий свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха, которое мешает становлению полноценного произношения.

С помощью таких несложных приёмов вы сможете самостоятельно в домашних условиях без логопеда проверить речь ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает.

источник

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Читайте также:  Во сне не могла дышать носом

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
• Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение, то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения, то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
• Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.
На что надо обратить внимание:
• Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
• Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
• Нижняя губа не должна подворачиваться.
• Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
• Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
• Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
• Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
• Нижняя губа не должна подворачиваться.
• Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
• Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
• Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
• Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
• Щеки не надувать!
• Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
• Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
• При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
• При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

При правильном произнесении звука с:
• Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
• Зубы сомкнуты,
• Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
• Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
• Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
• В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика стрельниковой при аллергическом насморке

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

источник

О том, что звуки могут лечить, было известно еще в древности. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы.

Есть звуки, способные исцелять. Одни из них уменьшают боль, другие воздействуют на кровь, различные органы и системы.

Природа наградила человека удивительным свойством, дав ему возможность выражать свои чувства и мысли с помощью звуков-слов.

Способность выражать свои чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами и здоровьем человека была установлена еще в древности. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

Всякое отклонение от равновесия – стресс. Человек не может жить вне стрессов. Стресс можен быть полезным (саногенным) и вредоносным, тогда его называют «дистресс».

Дистресс, может привести не только к неврозу, но и к язве, гипертонической болезни, расстройствам кишечника, экземе, бронхиальной астме. Этот список мог бы быть продолжен, так велико влияние острых, сиюминутных и хронических неблагоприятных обстоятельств жизни на наше здоровье.

Последние годы отмечены успехами в изыскании лекарств из арсенала «фармакология здорового человека». Замечательная идея сделаться смелее и сильнее, приняв таблетку, издавна привлекает человека. Но как показала практика, из десятков тысяч созданных препаратов только единицы выдерживают испытание временем. Большинство же рано или поздно проявляют те или иные побочные эффекты. Поэтому физиологические методы увеличения жизнестойкости организма сохраняют популярность по сей день.

Метод вокалотерапии (ВТ) то самое желанное универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм.

Что делали бурлаки, когда им было тяжело? Правильно, пели! А все потому, что пение снимает дистресс, активирует защитные силы организма, объём лёгких, а стало быть, и обеспечение организма кислородом и питательными веществами улучшаются. Медленный выдох способствует развитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения, коллатералей, что важно в профилактике инфаркта миокарда. Хорошо работающая диафрагма мягко массирует пищеварительные органы. Кроме того, осуществляется вибрационная стимуляция внутренних органов.

Научными исследованиями доказано, что даже «простое» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Показано, что вокалотерапия даёт особенно хорошие результаты при хронических заболеваниях бронхов и лёгких, в том числе – при бронхиальной астме. Количество нейтрофилов и лимфоцитов – наших защитников – под влиянием ВТ увеличивается. Видимо им по душе, когда хозяин поёт!

Вибрируют субатомные частицы, а потому вибрируют атомы, а стало быть, всё вокруг, в том числе и внутренние органы. Мы живём в мире разного рода вибраций – высоких, низких, заметных и незаметных, оздоравливающих или разрушающих наш организм. При этом, вибрации как негативные, так и позитивные имеют свойство накапливаться в организме.
С другой стороны на них можно воздействовать. Голос, произносящий определённые звукосочетания, как бы настраивает внутренние органы, корректирует их вибрационную частоту. Изучением данной способности человека занимались еще в древности.

Исследованиями терапевтического влияния звуков на человека в наши дни занимались врач из Сан-Франциско, доктор Амбрамсом, ученые из Германии под руководством Питера Хюбнера, российские учёные, например С. Шушариджан. Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами установленная еще в древности, подтвердилась!
Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом.
Китайский путь.

Звукотерапия была хорошо известна в Древнем Китае, применяется китайскими специалистами и в наши дни.

ХЭ” – звукосочетание применяется для лечения онкологических болезней. Произносить звук следует 9 раз за каждую процедуру. Левую руку надо положить на больной орган, правую положить на нее сверху. Если после применения химиотерапии состав крови изменился в худшую сторону, после девятикратного произношения указанного звука следует шесть раз произнести звукосочетание “СИ”.

ГУ-О” – используется при лечении болезней печени, желчного пузыря, сухожилий и глаз. При произношении руки следует вышеуказанным способом класть на область печени.

ЧЕН” – рекомендуется при заболеваниях сердца, тонкого кишечника, языка. Произносится 9 раз. Руки кладутся на область сердца.

ДОН” – оказывает помощь при заболеваниях селезенки, желудка, мышц рта. Произносится 12 раз. Руки накладываются на солнечное сплетение.

ШЭН” – применяется для лечения болезней легких, толстой кишки.

Ю” – звук используется при заболеваниях почек, мочевого пузыря, костной системы. Произносится 9-12 раз. Ладони при этом распологаются на области копчика.
Количество произношений за одну процедуру колеблется от 9 до 12 раз.

Мудрость Дао.

Дао предлагает лечить (а лучше проводить профилактику заболеваний) лёгкие с помощью звука «сссссссссссс» при медленном выдыхании сквозь зубы и слегка разъединённые губы. Выполняется сидя на стуле с раздвинутыми ногами.

На почки следует воздействовать звукосочетанием «Чуууууууууу». Подобно тому, как мы задуваем свечу. Выполняется аналогичным образом.

Печень и жёлчный пузырь любят звуки «Шиииииииии», а сердце радуется от звуков «Хааааааууууууууу». Выполняется сидя.

А сели вы сядете и скажете «Хууууууууууу», то оздоровите селезёнку, поджелудочную железу и желудок.

Устали на работе? Тогда займите горизонтальное положение (без подушки) и произнесите «Хииииииииии», а сослуживцам/мужу объясните, что восстанавливаете баланс энергий в организме и теперь готовы на новые подвиги.

Во всех случаях выполнения упражнений, спина должна быть прямой, тело расслабленным, глаза закрытыми. Думайте об органах, на которые воздействуете, посылайте им свою любовь и пожелания здоровья. Ладони рук держите на проекции органов на кожу. Вдохи старайтесь делать максимально глубокими, в выдохи максимально длинными.

Весь комплекс занимает около 15 минут. Мастера Дао говорят, что он улучшает пищеварение, усиливает сексуальное удовольствие, предотвращает появление насморка, кашля, боли в горле, а также помогает избавиться от снотворного и депрессии.

Мантры лечат.

Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами особенно полно была изучена и широко применялась в практике на Востоке.
Ниже приводятся отдельные звуки и звукосочетания, которые были разработаны еще в Древней Индии и по сей день используются в йоге для лечения самых разных заболеваний. Они основаны не на смысловом значении слов, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при произнесении звукосочетаний, именуемых мантрами. Перед произнесением мантр надо сесть в удобное кресло, руки опустить вдоль тела, физически полностью расслабиться, а мысленно сосредоточиться на больном органе. Проговаривать мантры следует четко, вполголоса, на активном выдохе. Произносить их рекомендуется от 8 до 12 раз с интервалом в 2-3 секунды.

Звук «МН». Его произнесение упрощает жизнь, и в затруднительных ситуациях мы часто лечимся им.

Звук «ЮЯ» очень благотворно действует на почки и мочевой пузырь, чистит и наполняет их энергией.

Звук «ИЯ» при пропевании благотворно действует на сердце.

Звук «Ю» благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.

Звук «СИ» снимает напряжение, но не так, как при покаянии, при произнесении звука «А». Когда человек напуган чем-то, звук «СИ» снимает напряжение.

Звук «ОЙ» благотворно действует на прямую кишку. Этот звук звучит, как вой, его можно подвывать. Лечит геморрой.

Звук «МПОМ» надо произносить так, как будто вы играете на трубе. Он благотворно действует на сердце.

Звук «ПА» поется на одном дыхании. Это тоже активизация сердца, только в облегченном варианте. Сердце может болеть и при недостатке энергии, и при избытке, поэтому вам надо попробовать все и выбрать то, что больше подходит.

Звук «ПЕОХО» очень благотворно действует на дыхание.
На выдохе звук «ОХО» производит такое же очищение, как при дыхании звук «ХА». Этот звук тоже активизирует сердце.

Звук «ЭУОАИЫАОМ». Его надо петь над человеком, который потерял сознание, а также петь самому человеку при потере силы. Это повторяющиеся звуки. Конечно, сначала надо научиться произносить все основные звуки правильно и чисто, без напряжения, а затем перейти к их пропеванию. Запомните последовательность.

Звук «О», переходящий в «Е». Это очень целебный звук, и во всех словах «О» – целебная гласная, а «Е» – очищающая. Главный гармонизирующий звук – это звук «О».

Очень важный звук – «НГ», произнесение которого стимулирует гипофиз и расширяет творческие возможности человека. При произнесении звука «Е» стимулируются горло, паращитовидная железа, трахея. Звук «Е» надо стараться петь на высоких тонах.

Звук «ЕЮЯ» оказывает влияние на физическое тело, очищает, гармонизирует. Его следует произносить в 2, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 20, 23, 25, 26 и 29-й лунные дни и в дни поста.

Звук «АУОУМ» оказывает влияние на ментальное тело. Его надо произносить, как звучит колокол, очень полно, с сильной артикуляцией. Этот звук оживляет, очищает и наполняет энергией ментальное тело. Работать с этим звуком следует в 1, 4, 6, 8, 9, 12, 18, 19, 22, 23, 25 и 27-й лунные дни.

«ИАЭЕЙИ» надо произносить так, чтобы выделить каждый слог, то есть надо их произносить отдельно, последовательно. Таким образом, этот звук гармонизирует и успокаивает наши эмоции и энергетику. Наиболее благоприятно распевать этот звук в 3, 11, 12, 28 и 30-й лунные дни.

Самый важный звук, который надо освоить и достаточно часто произносить, – это звук «НГОНГ». Звук «Н» начинать произносить с мычания, надо сконцентрироваться на первых буквах. Звук должен выходить из всех отверстий в голове. Этот звук благотворно влияет на печень, желудок, мозг и оживляет голосовые связки. Произношение даже отдельных частей этого звука является целебным. Чистое, серебристое произношение этого звука лечит гайморит. Звук «НГОНГ» очень полезен для солнечного сплетения, желудка и печени. Когда вы его произносите, он должен исходить из головы, но в то же время должно вибрировать все тело. Ваша голова становится инструментом, который производит этот звук и создает подобное поле вокруг себя. При произнесении звука «НГОНГ» создаются условия для активизации одновременной работы правого и левого полушарий мозга.

Секреты розенкрейцеров

Западные духовные традиции не отстают от восточных, их список звукосочетаний не меньше. Судите сами:

Звукосочетание «Раааааааааа» на ноте «ля» первой октавы положительно воздействует на гипофиз, работу эндокринных желёз, помогает избавиться от заболеваний, не сопровождающихся повышением температуры;

«Маааааааа» на ноте «ля» первой октавы гипофиз, снижает повышенную температуру, уменьшает чувство тревоги;

«Маааааррррр» -«ля» первой октавы симпатическую нервную систему, стимулирует половые железы, регулирует секреторную активность эндокринных желёз;

«Зааааааааа» -«ля» первой октавы силы соединения и сцепления, постоянно действующие в нашем организме, укрепляет межклеточные связи;

«Эээээээээээ» -«до» первой октавы очищает кровь и лимфу,

«Мэээээээ» -«до» первой октавы на солнечное сплетение и через него – на многие органы, успокаивает сердцебиение; снижает артериальное давление на некоторое время;

«Эээээрррр» -«до» второй октавы, если тяжело – первой, воздействует на печень, поджелудочную железу, печень, почки, способствует насыщению крови кислородным

«Ээээмммм» -си третьей октавы -тимус, содействует кислородному обмену в лёгких;

«Ззззоооо»- Фа-диез третьей октавы воздействует на костный мозг, тимус, кости, зубы, способствует росту костной ткани;

«Кеееиии» -Ми первой октавы уменьшает боль, помогает уснуть, стимулирует надпочечники,

«Ааауууммм» -ре малой октавы воздействует на гипоталямус (контролирует непроизвольные функции организма;

«Ооооомммм» -ре малой октавы влияет на гипотолямус

Выполняя упражнения, держите спину прямой, тело расслабьте, глаза закройте. Можно лечь без подушки или сесть. Если вы сидите, то ладони рук положите на колени. Ноги расставьте на ширину плеч. Вдохните глубоко и выдыхайте как можно медленнее. Повторяйте звуки не менее восьми раз.

Доктор тибетской медицины В.Востоков утверждает, что при произнесении звука «И» из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух.
Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину головного мозга и лечит его болезни, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге.
Звук «Е» — создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
Звук «У» укрепляет уверенность в своих силах, а звук «Э» используют в народе для снятия сглаза и порчи.
Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикание.
Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Пусть вас не смущает, что воздействовать на, скажем, печень можно с помощью разных звуков. Ведь и с лекарствами точно также, т. к. точки приложения различны. Один звук, например, улучшает кровоснабжение, другой снимает спазмы.
Теоретически звукотерапией можно вылечить от простой царапины и вплоть до рака. Но для этого необходимо знать: с какой частотой (вибрацией) необходимо произносить звуки, какой звук (букву) надо произносить звонко, какой – глухо, какой – надо протяжно, сколько по времени (для одного – 1 сек., для другого – 5-8 сек., для третьего – 10-15 сек.). Не зря же Тибетские монахи учатся заукотерапии несколько лет.. Каждый человек имеет свой звук, звук, который сродни его индивидуальной эволюции, выражением его души, состояния его чувств и мыслей. Только зная, какой ритм необходим для конкретного индивидуума, какой нужен тон, можно исцелить его посредством музыки. Поэтому полного исцеления, у пытающегося излечиться самостоятельно, может не быть.

Тем не менее, пойте песни, звуки, звукосочетания на индийский, китайский или иной манер! Даже если у вас нет слуха, вы не знаете нужного тона, частоты и т. п., тот или иной положительный эффект обязательно будет! Наконец, даже простое пение снимает стресс и повышает нашу жизнестойкость.

источник