Меню Рубрики

Записать звуки которые герою трудно произносить при насморке

Родителям необходимо знать, на что нужно обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалисту по исправлению недостатков звукопроизношения.

· Убедитесь, нет ли дефектов в строении артикуляционного аппаратаребенка — губ, языка, челюстей, зубов, мягкого и твердого нёба, — мешающих нормальному произношению или затрудняющих его.

Понаблюдайте за ребенком — не держит ли он полуоткрытым рот, смыкает ли губы. Если вы замечаете, что малышу удобнее дышать ртом, у него, возможно, затруднено носовое дыхание — это бывает при насморке, когда нос заложен. Однако, если ребенок постоянно дышит ртом, это негативно сказывается на многих функциях организма, в том числе и на качестве звукопроизношения. Невозможность дышать носом часто говорит о наличии аденоидита различной степени — тогда следует немедленно обратиться к врачу-оториноларингологу для назначения курса лечения, в том числе и хирургического, если к тому имеются показания. Наличие аденоидных разрастаний отрицательно сказывается на слуховой функции малыша, кроме того, ребенок часто болеет, поэтому вмешательство врача необходимо.

Рот может оставаться постоянно открытым и по другим причинам, в том числе и неврологическим, поэтому посоветуйтесь с невропатологом. Обратите внимание, не текут ли у ребенка слюни из полуоткрытого рта, не забывает ли он глотать, смыкает ли губы. Какие губы у вашего ребенка: не короткие ли они, не слишком ли массивные, достаточно ли подвижные? Проверьте, может ли ребенок подуть, посвистеть, почмокать губами.

· Многих родителей беспокоит состояние прикусаребенка.

Посмотрите, не расположены ли передние верхние зубы далеко перед нижними — это нарушение прикуса. Бывает и так, что нижние передние зубы, наоборот, выдаются вперед, а верхние оказываются позади — это тоже нарушение. Когда ребенок смыкает челюсти, между зубами не должно оставаться свободных промежутков — ни впереди, ни по бокам. Обратите внимание, нет ли перекосов между челюстями, когда они сомкнуты.

При нарушенном прикусе часто наблюдаются дефекты звукопроизношения.

Вообще, при наличии любых отклонений в строении зубов — слишком редко или часто растущие зубы, зубы вне челюстной дуги, лишние зубы, косо расположенные зубы, если зуб долго не растет и т. д., обязательно обратитесь к стоматологу, к ортодонту — многие нарушения зубочелюстной системы поддаются специальному лечению, в том числе и аппаратному, и могут быть исправлены.

· В строении нёбатоже могут быть различные нарушения — например, твердое нёбо слишком высокое, узкое или, наоборот, плоское, низкое, — а это меняет и объем ротового резонатора (звуки образуются в ротовой полости), и возможности движения органов артикуляции в их взаимодействии. Попросите ребенка раскрыть рот пошире и произнести звук [а]— обратите внимание, активно ли при этом поднимается мягкое нёбо, как ведет себя маленький язычок. Иногда движения мягкого нёба недостаточны, оно не достает до задней стенки глотки, между ними остается узкая щель, и туда при речи проходит часть воздуха. Если малыш гнусавит — вместо [п]у него получается [м],вместо [т][н],а другие звуки произносятся недостаточно четко, ослабляются, обратитесь к логопеду. Гнусавость исправить достаточно сложно. Здесь уже требуется помощь и врачей, и педагогов.

· Очень часто причиной нарушения произношения многих звуков является так называемая короткая уздечка языка. Посмотрите, свободно ли ребенок поднимает язык к твердому нёбу при открытом рте, не появляется ли при этом на языке бороздки, как бы разделяющей кончик на две половинки, не видно ли натяжения слизистой ткани под языком. Если у вас возникли опасения, немедленно обратитесь за помощью к челюстно-лицевому хирургу. Возможно, требуется пластика уздечки, которую нужно проводить только с наложением швов. В противном случае появляется рубец, который еще больше затрудняет движения языка, и тогда требуется новая операция.

Итак, чтобы помочь ребенку исправить неправильно произносимые звуки, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: малыш произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или ребенок может произнести звук изолированно, но в речи им пользуется не всегда.

Наиболее распространенные нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

• недостаточно четкое произношение шипящих звуков;

• неправильное произношение сонорных звуков;

• смешение звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Чтобы подметить недостаток такого рода, надо сопоставлять свое произношение с произношением ребенка.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихи, пересказывает сказку. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, подобранные фразы. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Примерный набор картинок может быть таким:

Если ребенок не может назвать предмет, изображенный на картинке, произнесите слово сами, а ему предложите повторить.

Если ребенок, называя предмет на картинке, правильно произносит звук, а в спонтанной речи ошибается в произнесении звука, попросите его сказать несколько фраз, потешек, чистоговорок, в которых повторяется данный звук. Примерный набор фраз может быть таким:

[А] Астра, азбука, айва Начинаются на «а». И кончаются на «а» Астра, азбука, айва.
[Б] Бублик, батон и буханку Пекарь испек спозаранку. [Б’] Белочка бегом бежала В лапках ягодку держала.
[В] Валин валенок провалился в прогалинок. [В’] Вере и Вене веники дали, Вера и Веня двор подметали.
[Г] Гоша губу поцарапал, Громко Гошенька заплакал. [Г’] Гена и Гера несли флаги, А Геля везла в телеге бумаги.
[Д] Возле дома дуб стоит. А на дубе дрозд сидит. [Д’] На диване одеяло, Чтобы Диночка поспала.
[Е] Мы ели-ели ежевику у ели, Мы еле-еле ее доели. [Ё] Ель на ёжика похожа — Ёж в иголках, ёлка — тоже.
[Ж] Жуку жаловался жук: Ты лежишь, а я жужжу.
[З] Заяц упрекал козу: Всю изгрызла ты лозу.
[И] Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели.
[К] Кот-коток, кот-коток, Точит острый коготок. [К’] Кеша положил букет В подарочный пакет.
[Л] Упала булавка На пол под лавку. [Л’] У Лены маленькая лейка — Полей-ка лютики маленько.
[М] Мама вымыла малину, Угостила дочь Марину. [М’] Подарили Мише мячик. Мячик прыгает и скачет.
[Н] Встала Нонна утром рано, Налила воды Степану. [Н’] Нина бантик завязала И к Марине побежала.
[О] Ослик был сегодня зол — Он узнал, что он осел.
[П] У папы на пол упала шляпа. [П’] Петя, Петя, петушок, Причеши свой гребешок.
[Р] Со стола рыбешку кот Каждый раз у нас крадет. [Р’] Посмотрите на Иринку — Ест Иринка мандаринку.
[С] Съел Слава сало, Да сала было мало. [С’] Села Олеся, С печи ноги свеся. Сиди, сиди, Олеся.
[Т] Таракан сидит за печкой, У него в стакане гречка. [Т’ В темных потемках Митя и Тёмка.
[У] Ужу на ужин жук нужен.
[Ф] Феня, флоксы поливай, Пыль с плафона вытирай. [Ф’] Выпил Фима Воды из графина.
[X] Во дворе у нас петух Ловил пауков и мух.
[Ц] Цапле дома не сидится — Пошла цапля за водицей.
[Ч] Заварила чайка чаю — Пригласила к чаю чаек.
[Ш] Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.
[Щ] Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
[Э] Элла, Эммочка и Вера Ели вкусные эклеры.
[Ю] Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез.
[Я] Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.

Иногда ребенок по отдельности произносит изолированные звуки правильно, но в речи заменяет их другими. В этом случае можно предложить ребенку повторить за взрослым предложения, в которых встречаются разные группы звуков. Предложения могут быть такими:

• Света и Наташа собирали в лесу ежевику.

• В зоопарке живут разные звери: зайцы, жирафы, слоны, тигры, лисы, волки.

• Учительница читает детям сказку про волка и козлят.

• Алла долго кормила рыбок в аквариуме специальным кормом.

• Соня ловила бабочек сачком и сажала в баночку.

• В цветнике на станции цвели красивые цветы: флоксы, циннии, цикламены, гладиолусы.

• Кот сидел около мышиной норы и терпеливо поджидал мышку.

• Дедушке на удочку попались щука, ерш, лещ и сом.

• Щенок спал на сене и во сне тихонько пищал.

• Мы сложили в железный бак щепки, веточки, бумажки, разные ненужные вещи и сожгли.

После того, как вы установили, какие звуки ваш ребенок произносит неправильно, проверьте, как ребенок воспринимает звуки на слух, как он их различает. Это называется проверкой фонематического слуха.

Чаще всего дети путают звуки, сходные по звучанию или по способу произношения. Это прежде всего относится к группам свистящих и шипящих звуков [с-ш], [з-ж], [с’-щ], [ц-ч], соноров [л-р], твердых и мягких [б’-б], [з’-з] и т. д.), звонких и глухих [д-т], [в-ф] и т. д.), но в последние годы мы сталкиваемся с тем, что много малышей путают звуки [к-т], [г-д], [с-х].

Для начала попросите ребенка повторить за вами пары слогов: за-жа, зу-жу, зы-жи и т. п. Затем переходите к более сложному виду задания — увеличивайте количество слогов: за-жа-за, жо-жо-зо и т. п. При этом ребенок не должен видеть ваш рот, движения губ и языка. Чтобы повторить за вами слоги, он будет ориентироваться только на слух.

Следующее задание состоит в том, что ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых):

В качестве заключительных заданий ребенку можно предложить следующие:

· Я буду называть звуки.Услышав звук [ш],подними руку:

· Я буду называть слоги.Услышав слог со звуком [л],подними руку:

ва, до, лу, ра, лы, ло, се, ла, ши

·Я буду называть слова.Услышав слово со звуком [к],подними руку:

том, дом, кот, рыба, палка, март, горка, стол, звук, сом

· Повтори за мной:

полка — порка — горка — норка

· Я буду называть слово.Укажи на соответствующую картинку:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8257 — | 7223 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Родителям необходимо знать, на что нужно обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалисту по исправлению недостатков звукопроизношения.

· Убедитесь, нет ли дефектов в строении артикуляционного аппаратаребенка — губ, языка, челюстей, зубов, мягкого и твердого нёба, — мешающих нормальному произношению или затрудняющих его.

Понаблюдайте за ребенком — не держит ли он полуоткрытым рот, смыкает ли губы. Если вы замечаете, что малышу удобнее дышать ртом, у него, возможно, затруднено носовое дыхание — это бывает при насморке, когда нос заложен. Однако, если ребенок постоянно дышит ртом, это негативно сказывается на многих функциях организма, в том числе и на качестве звукопроизношения. Невозможность дышать носом часто говорит о наличии аденоидита различной степени — тогда следует немедленно обратиться к врачу-оториноларингологу для назначения курса лечения, в том числе и хирургического, если к тому имеются показания. Наличие аденоидных разрастаний отрицательно сказывается на слуховой функции малыша, кроме того, ребенок часто болеет, поэтому вмешательство врача необходимо.

Рот может оставаться постоянно открытым и по другим причинам, в том числе и неврологическим, поэтому посоветуйтесь с невропатологом. Обратите внимание, не текут ли у ребенка слюни из полуоткрытого рта, не забывает ли он глотать, смыкает ли губы. Какие губы у вашего ребенка: не короткие ли они, не слишком ли массивные, достаточно ли подвижные? Проверьте, может ли ребенок подуть, посвистеть, почмокать губами.

· Многих родителей беспокоит состояние прикусаребенка.

Посмотрите, не расположены ли передние верхние зубы далеко перед нижними — это нарушение прикуса. Бывает и так, что нижние передние зубы, наоборот, выдаются вперед, а верхние оказываются позади — это тоже нарушение. Когда ребенок смыкает челюсти, между зубами не должно оставаться свободных промежутков — ни впереди, ни по бокам. Обратите внимание, нет ли перекосов между челюстями, когда они сомкнуты.

При нарушенном прикусе часто наблюдаются дефекты звукопроизношения.

Вообще, при наличии любых отклонений в строении зубов — слишком редко или часто растущие зубы, зубы вне челюстной дуги, лишние зубы, косо расположенные зубы, если зуб долго не растет и т. д., обязательно обратитесь к стоматологу, к ортодонту — многие нарушения зубочелюстной системы поддаются специальному лечению, в том числе и аппаратному, и могут быть исправлены.

· В строении нёбатоже могут быть различные нарушения — например, твердое нёбо слишком высокое, узкое или, наоборот, плоское, низкое, — а это меняет и объем ротового резонатора (звуки образуются в ротовой полости), и возможности движения органов артикуляции в их взаимодействии. Попросите ребенка раскрыть рот пошире и произнести звук [а]— обратите внимание, активно ли при этом поднимается мягкое нёбо, как ведет себя маленький язычок. Иногда движения мягкого нёба недостаточны, оно не достает до задней стенки глотки, между ними остается узкая щель, и туда при речи проходит часть воздуха. Если малыш гнусавит — вместо [п]у него получается [м],вместо [т][н],а другие звуки произносятся недостаточно четко, ослабляются, обратитесь к логопеду. Гнусавость исправить достаточно сложно. Здесь уже требуется помощь и врачей, и педагогов.

· Очень часто причиной нарушения произношения многих звуков является так называемая короткая уздечка языка. Посмотрите, свободно ли ребенок поднимает язык к твердому нёбу при открытом рте, не появляется ли при этом на языке бороздки, как бы разделяющей кончик на две половинки, не видно ли натяжения слизистой ткани под языком. Если у вас возникли опасения, немедленно обратитесь за помощью к челюстно-лицевому хирургу. Возможно, требуется пластика уздечки, которую нужно проводить только с наложением швов. В противном случае появляется рубец, который еще больше затрудняет движения языка, и тогда требуется новая операция.

Читайте также:  Как увлажнить кожу при насморке

Итак, чтобы помочь ребенку исправить неправильно произносимые звуки, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: малыш произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или ребенок может произнести звук изолированно, но в речи им пользуется не всегда.

Наиболее распространенные нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

• недостаточно четкое произношение шипящих звуков;

• неправильное произношение сонорных звуков;

• смешение звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Чтобы подметить недостаток такого рода, надо сопоставлять свое произношение с произношением ребенка.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихи, пересказывает сказку. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, подобранные фразы. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Примерный набор картинок может быть таким:

Если ребенок не может назвать предмет, изображенный на картинке, произнесите слово сами, а ему предложите повторить.

Если ребенок, называя предмет на картинке, правильно произносит звук, а в спонтанной речи ошибается в произнесении звука, попросите его сказать несколько фраз, потешек, чистоговорок, в которых повторяется данный звук. Примерный набор фраз может быть таким:

[А] Астра, азбука, айва Начинаются на «а». И кончаются на «а» Астра, азбука, айва.
[Б] Бублик, батон и буханку Пекарь испек спозаранку. [Б’] Белочка бегом бежала В лапках ягодку держала.
[В] Валин валенок провалился в прогалинок. [В’] Вере и Вене веники дали, Вера и Веня двор подметали.
[Г] Гоша губу поцарапал, Громко Гошенька заплакал. [Г’] Гена и Гера несли флаги, А Геля везла в телеге бумаги.
[Д] Возле дома дуб стоит. А на дубе дрозд сидит. [Д’] На диване одеяло, Чтобы Диночка поспала.
[Е] Мы ели-ели ежевику у ели, Мы еле-еле ее доели. [Ё] Ель на ёжика похожа — Ёж в иголках, ёлка — тоже.
[Ж] Жуку жаловался жук: Ты лежишь, а я жужжу.
[З] Заяц упрекал козу: Всю изгрызла ты лозу.
[И] Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели.
[К] Кот-коток, кот-коток, Точит острый коготок. [К’] Кеша положил букет В подарочный пакет.
[Л] Упала булавка На пол под лавку. [Л’] У Лены маленькая лейка — Полей-ка лютики маленько.
[М] Мама вымыла малину, Угостила дочь Марину. [М’] Подарили Мише мячик. Мячик прыгает и скачет.
[Н] Встала Нонна утром рано, Налила воды Степану. [Н’] Нина бантик завязала И к Марине побежала.
[О] Ослик был сегодня зол — Он узнал, что он осел.
[П] У папы на пол упала шляпа. [П’] Петя, Петя, петушок, Причеши свой гребешок.
[Р] Со стола рыбешку кот Каждый раз у нас крадет. [Р’] Посмотрите на Иринку — Ест Иринка мандаринку.
[С] Съел Слава сало, Да сала было мало. [С’] Села Олеся, С печи ноги свеся. Сиди, сиди, Олеся.
[Т] Таракан сидит за печкой, У него в стакане гречка. [Т’ В темных потемках Митя и Тёмка.
[У] Ужу на ужин жук нужен.
[Ф] Феня, флоксы поливай, Пыль с плафона вытирай. [Ф’] Выпил Фима Воды из графина.
[X] Во дворе у нас петух Ловил пауков и мух.
[Ц] Цапле дома не сидится — Пошла цапля за водицей.
[Ч] Заварила чайка чаю — Пригласила к чаю чаек.
[Ш] Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.
[Щ] Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
[Э] Элла, Эммочка и Вера Ели вкусные эклеры.
[Ю] Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез.
[Я] Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.

Иногда ребенок по отдельности произносит изолированные звуки правильно, но в речи заменяет их другими. В этом случае можно предложить ребенку повторить за взрослым предложения, в которых встречаются разные группы звуков. Предложения могут быть такими:

• Света и Наташа собирали в лесу ежевику.

• В зоопарке живут разные звери: зайцы, жирафы, слоны, тигры, лисы, волки.

• Учительница читает детям сказку про волка и козлят.

• Алла долго кормила рыбок в аквариуме специальным кормом.

• Соня ловила бабочек сачком и сажала в баночку.

• В цветнике на станции цвели красивые цветы: флоксы, циннии, цикламены, гладиолусы.

• Кот сидел около мышиной норы и терпеливо поджидал мышку.

• Дедушке на удочку попались щука, ерш, лещ и сом.

• Щенок спал на сене и во сне тихонько пищал.

• Мы сложили в железный бак щепки, веточки, бумажки, разные ненужные вещи и сожгли.

После того, как вы установили, какие звуки ваш ребенок произносит неправильно, проверьте, как ребенок воспринимает звуки на слух, как он их различает. Это называется проверкой фонематического слуха.

Чаще всего дети путают звуки, сходные по звучанию или по способу произношения. Это прежде всего относится к группам свистящих и шипящих звуков [с-ш], [з-ж], [с’-щ], [ц-ч], соноров [л-р], твердых и мягких [б’-б], [з’-з] и т. д.), звонких и глухих [д-т], [в-ф] и т. д.), но в последние годы мы сталкиваемся с тем, что много малышей путают звуки [к-т], [г-д], [с-х].

Для начала попросите ребенка повторить за вами пары слогов: за-жа, зу-жу, зы-жи и т. п. Затем переходите к более сложному виду задания — увеличивайте количество слогов: за-жа-за, жо-жо-зо и т. п. При этом ребенок не должен видеть ваш рот, движения губ и языка. Чтобы повторить за вами слоги, он будет ориентироваться только на слух.

Следующее задание состоит в том, что ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых):

В качестве заключительных заданий ребенку можно предложить следующие:

· Я буду называть звуки.Услышав звук [ш],подними руку:

· Я буду называть слоги.Услышав слог со звуком [л],подними руку:

ва, до, лу, ра, лы, ло, се, ла, ши

·Я буду называть слова.Услышав слово со звуком [к],подними руку:

том, дом, кот, рыба, палка, март, горка, стол, звук, сом

· Повтори за мной:

полка — порка — горка — норка

· Я буду называть слово.Укажи на соответствующую картинку:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8192 — | 7877 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

лице, пора меняху рубать вместо пора рубаху менять, переходный пешеход вместо пешеходный переход и т.п.

Опишите лингвопсихологические основания таких об молвок.

2.95. Сравните между собой следующие три отрывка.

При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если таковые возникли после принятия органами дознания, следствия или судом мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов.

Различают идиопатическую и симптоматическую формы аутоиммунных гемолитических желтух, последние наблюдаются при хроническом лимфолейкозе, лимфосаркоме, системных заболеваниях соединительной ткани, некоторых вирусных инфекциях.

Отношение сигнал/шум относительно номинального уровня записи 510 нВб/м должно быть не менее 66 дБ. Разделение между каналами в диапазоне частот 250—4000 Гц должно быть не менее 40 дБ.

Какие профессиональные разновидности русского языка представлены здесь? Укажите на элементы, свиде тельствующие о специальной предназначенности каждо го текста.

2.96. В «шпионской» литературе часто встречается ситуа ция, когда один человек должен произнести пароль, а второй — отзыв. Какие фразы подходят для этого? А какие, наоборот, не подходят?

2.97. Следующие высказывания соответствуют одной и той же речевой ситуации: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Чем обусловлено в таком слу чае многообразие используемых языковых средств — синтаксических, лексических, морфологических?

Не смею больше вас задерживать. Мне нечего больше вам сказать. По-моему, вам пора идти.

Прошу вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны.

Уходи подобру-поздорову! Прочь с моих глаз! Убирайся вон.

2.98. В речи нередко бывают случаи, когда говорящий имеет в виду одно, а слушающий понимает сказан ное по другому. Приведите из своей речевой практи ки примеры таких ситуаций.

2.99. Прочитайте следующий отрывок из «Театрального романа» Михаила Булгакова.

Между слушателями произошел разговор, и, хотя они говорили по-русски, я ничего не понял, настолько он был загадо- чен.

— Осип Иваныч? — тихо спросил Ильчин, щурясь.

— Íè-íè, — отозвался Миша и вдруг затрясся в хохоте.

— Вообще старейшины. — начал Ильчин.

Почему этот разговор вполне понятен его участникам и непонятен постороннему человеку?

2.100. Прочитайте отрывок из эссе немецкого писателя Генриха фон Клейста (1777—1811) «О том, как по степенно составляется мысль, когда говоришь».

. Экзаменуя способных и сведущих людей, задают им с места в карьер вопросы такого рода: «Что есть государство?» — или: «Что есть собственность?» — и тому подобные. Находись эти молодые люди в компании, где уже некоторое время шла беседа о государстве или о собственности, они, вероятно, с легкостью нашли бы нужное определение путем сравнения, разграничения и обобщения понятий. А тут, когда этой подготовки ума нет и в помине, они запинаются, и лишь неразумный экзаменатор заключит из этого, что они не знают.

Почему, действительно, дать определение некоему предмету труднее, чем описать его путем рассуждения? Ка кова роль речевых процессов по отношению к мыслитель ному процессу?

3.1. Почему в словах чередуются гласные и согласные зву ки? Может ли слово состоять только из гласных или только из согласных звуков? Приведите из известных вам языков примеры скопления гласных или соглас ных в слове. Типичны ли такие случаи для фонетичес кого строя данных языков?

3.2. Сравнивая материал известных вам языков, попытай тесь объяснить, почему согласных фонем в любом языке мира больше, чем гласных.

3.3. Объясните, почему в любом языке мира гласных верх него подъема больше (или, во всяком случае, не мень ше), чем гласных нижнего подъема.

3.4. Для эстонского языка характерны долгие гласные, обозначаемые на письме двойными буквами (напри мер kuu ‘месяц, луна’; uurija ‘исследователь’; j ää ‘лед’; ää r ‘край, кромка’). При столкновении таких удвоен ных гласных на границе слов получаются образования вроде kuuuurija ‘исследователь луны, астронавт’ или j ääää r ‘кромка льда’. Как вы думаете, представлены ли здесь сочетания долгих гласных или «сверхдолгие» гласные?

3.5. Магнитофонная запись в той или иной степени искажа ет человеческий голос. Какие акустические характерис тики звука при этом меняются? Благодаря чему мы все таки можем узнать при воспроизведении голос нашего знакомого и отличить его от голоса другого человека?

3.6. Врач терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а&а ».

Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а&а , а не и, у и т.п.? (Понаблюдайте в зеркале за поло жением языка и увулы.)

3.7. Определите, что такое с фонетической точки зрения свист. Что больше напоминает артикуляция свиста: артикуляцию гласных или артикуляцию согласных?

3.8. В чем, с точки зрения лингвистики, заключается не мотивированность таких устойчивых выражений, как:

держать язык за зубами, у него язык прилип (присох) к гортани, язык хорошо подвешен?

3.9. Произнесите звук речи без участия голосовых связок. Какой это может быть звук?

3.10. В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина фигу рирует немой башкир, которому за участие в преды дущих бунтах отрезали язык; по тексту, он только «стонет слабым голосом». Попробуйте представить себе артикуляционные возможности такого челове ка: произношение каких звуков становится для него невозможным? А какие звуки могут сохраниться в его речи?

3.11. Которая губа — верхняя или нижняя — принимает более активное участие в процессе образования зву ков речи? С чем это связано?

3.12. Представьте себе человека, который в результате не счастного случая или хирургической операции ли шился верхних передних зубов. Произношение ка ких звуков будет представлять теперь для него наи большую трудность?

3.13. Иногда у человека встречается врожденный дефект маленького язычка — увулы: она или вообще отсут ствует или же неплотно прилегает к задней стенке глотки. Какие звуки речи будут от этого страдать? Чем будет характеризоваться речь такого человека?

3.14. Герой комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», г н Журден, хочет получить достойное об

разование и с этой целью приглашает к себе домой учи телей, в том числе учителя философии. С ним он зани мается фонетикой. Ниже следует отрывок из комедии.

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. . Когда вы произносите звук Д, например, нужно, чтобы кончик языка уперся в верхнюю часть верхних зубов: ДА.

Г-н Ж у р д е н. ДА. ДА. Так! Ах, до чего же здорово, до чего же здорово!

Читайте также:  Куда прикладывать грелку при насморке

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Чтобы произнести Ф, нужно прижать верхние зубы к нижней губе: ФА.

Г-н Ж у р д е н. ФА, ФА. И то правда! Эх, батюшка с матушкой, ну как тут не помянуть вас лихом!

Ó ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. А чтобы произнести звук Р, нужно приставить кончик языка к верхнему н¸бу, однако ж под напором воздуха, с силою вырывающегося из груди, язык беспрестанно возвращается на прежнее место, отчего происходит некоторое дрожание: Ð-ÐÀ.

Г-н Ж у р д е н. Р-Р-Р-РА, Р-Р-Р-Р-Р-РА! Какой же вы молодчина! А я-то сколько времени потерял даром! Р-Р-Р-РА (Пер. Н. Любимова).

Вопрос: какие неточности в описании артикуляции звуков [д], [ф], [р] можно обнаружить в приведенном от рывке? И дополнительный вопрос: почему учитель фило софии занимается преподаванием фонетики (хотя, кстати, сам Журден просил заняться с ним правописанием)?

3.15. Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается с таких строк:

Как вы считаете: случаен ли порядок следования глас ных — [и] — [а] — [о] — [у] — в этих четырех словах? Каким фонетическим закономерностям он подчиняется?

3.16. Произнесите слово вода . Какой гласный звучит здесь в первом (безударном) слоге? Попытайтесь опреде

лить, чем его артикуляция отличается от артикуля ции «нормального» звука [а] (представленного во втором, ударном слоге).

3.17. Произнесите слово дядя. А теперь определите, что случится со звуком [д’], если вы при его произнесе нии (дважды) «отключите» голосовые связки. А если, не отключая голосовых связок, вы опустите увулу — как изменится звучание всего слова?

3.18. Вибрацию голосовых связок можно почувствовать, положив пальцы руки на выступающий угол щито видного хряща (кадык). Сравните с помощью данно го приема артикуляцию звуков [з] и [с], [д] и [т], [ж] и [ш], [г] и [к]. Опишите свои ощущения.

3.19. Основываясь на своих наблюдениях (см. предыду щую задачу), опишите особенности произношения конечного согласного в русских словах вопль, литр, мысль, вепрь.

3.20. Определите, чем различается произношение послед него согласного в словах шифер и шифр.

3.21. Даны следующие формы одного слова: Пётр, Петра, Петру, Петре . Определите особенности произноше ния в них звука, обозначаемого буквой р.

3.22. Армянская фамилия Мкртчян трудна для русского произношения: в ней наблюдается скопление пяти согласных. Каким образом говорящий облегчает себе произношение сочетания [мкртч’]?

3.23. Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речевого аппарата «повинен» в этом?

3.24. Представьте себе следующую ситуацию. Вы позво нили знакомому, тот поднял трубку — и вы догада лись, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?

3.25. Прочитайте следующий отрывок из рассказа Викто ра Драгунского.

А потом нос распух, его заложило, и Вова потерял речь. Он даже не мог сказать «мама», вместо этого он говорил «баба». И вместо «урок» у него получалось «удок». Всем известно, что нос, заложенный, сильно влияет на произношение. И потому, когда Вова сказал дома: «Баба, у бедя дасмодк!» — его мама не слишком огорчилась.

Какие звуки оказывается затруднительно произнести при насморке и почему? Последователен ли писатель в пе редаче таких звуков? Что оправдывает подобное изображе ние речи «с заложенным носом»?

3.26. Прочитайте следующий отрывок из рассказа Ф. Кнорре.

Люся крепко прижала к лицу платок, тихонько всхлипнула:

Из-за прижатого к носу платка у нее получилось: «Дет, де то», — и именно потому, что это вышло у нее совсем по-дет- ски, Костя почувствовал такую острую жалость, что чуть не застонал.

Справедливо ли такое фонетическое наблюдение писа теля? Проведите эксперимент: зажмите нос (платком, ру кой) и произнесите: «Нет, не то». Что получается? Какие факторы могут превратить звук [н’] в звук [д’]? (Сравните с условием предыдущей задачи.)

3.27. Прочитайте следующий отрывок из романа Е. Замя тина «Мы».

Î подняла лицо из подушек и не открывая глаз сказала:

— Уйдите, — но от слез вышло у нее «ундите» — и вот по-

чему-то врезалась и эта нелепая мелочь.

Попытайтесь объяснить данную особенность произно шения. Чем различаются в своей артикуляции звуки [j] и [н’]?

3.28. Определите, работа каких органов речи лежит в ос нове противопоставления гласных по следующим признакам: а) открытый — закрытый, б) ротовой — носовой.

3.29. Определите, работа каких органов речи лежит в основе противопоставления согласных по следующим при знакам: а) глухой — звонкий, б) твердый — мягкий.

3.30. Объясните, что общего и что различного в артикуля ции аффрикат и взрывных согласных, например [ц]

и [т]. Что получится, если попытаться удлинить тот и другой звук?

3.31. Сравните произношение русского звука [л] (напри мер, в слове лампа ) и так называемого среднеевропей ского [l] (например, в английском слове the lamp , не мецком die Lampe , французском la lampe ). Опишите особенности их артикуляции. Что является пассив ным органом при образовании данных согласных?

3.32. Прокомментируйте с лингвистических позиций сле дующие строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

È русский Н, как N французский, Произносить умела в нос.

Опишите артикуляционные различия между этими двумя звуками.

3.33. Представьте себе речь иностранца, например англи чанина, плохо говорящего по русски. Он произно сит примерно следующее: [мэнj á зов ý т боб]. Какие фонетические правила русской речи при этом нару шены? Какие артикуляционные рекомендации мож но было бы дать иностранцу?

3.34. Сравните произношение русских обращений типа Петь!, Том!, Кость! , распространенных в разговор ной речи, с произношением словоформ петь, том, кость . В чем различия между ними?

3.35. Известно: звук [ч] в белорусском языке — твердый, в отличие от [ч’] в русском языке, ср. чалавек — человек и т.п. Опишите это различие с точки зрения артикуля ции: какое положение занимает при произношении этих согласных язык (какая часть его активна), какой орган речевого аппарата является пассивным и т.д.

3.36. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; проход в носовую полость закрыт поднятой увулой; язык приподнимается к твердому н¸бу своей задней и особенно передней (кончик!) частью; воздушная струя с длительным шумом выходит в образовавшуюся щель;

2) голосовые связки работают; увула поднята и закрывает проход в носовую полость; воздух свободно проходит через ротовую полость, язык при этом отодвигается назад; губы округляются в трубочку;

3) голосовые связки расслаблены; проход в носовую полость закрыт; язык отодвигается назад и своей задней частью соприкасается с мягким н¸бом; за этой смыч- кой скапливается воздух; затем смычка разрывается и воздух с шумом выходит наружу.

3.37. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки участия в образовании звука не принимают; увула поднята и закрывает проход в носовую полость; язык своим кончиком прикасается к верхним зубам, а передней частью спинки — к альвеолам; воздух скапливается в ротовой полости, а затем с шумом разрывает смычку;

2) голосовые связки вибрируют; увула поднята, язык всем своим телом отодвинут назад, воздушная струя через глотку попадает в ротовую полость, а оттуда че- рез щель между верхними зубами и нижней губой выходит наружу;

3) голосовые связки работают; увула поднята; воздух свободно проходит через ротовую полость, рот широко открыт; язык в малой степени равномерно приподнят; губы участия в образовании звука не принимают;

4) голосовая щель сомкнута, связки дрожат; проход в носовую полость закрыт; в ротовой полости воздушная струя встречает преграду: кончик языка быстро смыкается и размыкается с твердым н¸бом (на границе с альвеолами); передняя часть спинки языка при этом дополнительно приподнимается к твердому н¸бу.

3.38. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; увула закрывает проход в носовую полость; кончик языка упирается в альвеолы (на границе с твердым н¸бом); средняя часть спинки языка приподнята к н¸бу; воздушная струя проходит через ротовую полость, обтекая смычку по сторонам;

2) в гортани рождается голос; н¸бная занавеска приподнята; воздух проходит через глотку и ротовую полость свободно; язык при этом отодвигается назад и высоко приподнимается к мягкому н¸бу своей задней частью; губы вытягиваются в трубочку;

3) голосовые связки расслаблены; воздушная струя проходит через глотку в ротовую полость; увула поднята; передняя часть языка прижимается к альвеолам, образуя преграду на пути воздушной струи. Затем смыч- ка разрывается.

Обратите внимание на то, что данное произношение может составлять план выражения разных слов, и на пись ме эти различия проявятся. Дополнительный вопрос: как называются такие слова?

3.39. Определите русскую словоформу по артикуляцион ным характеристикам звуков, составляющих ее:

1) голосовые связки напряжены и вибрируют; проход в носовую полость закрыт; в ротовой полости язык продвигается вперед и вверх; нижняя губа приближается

ê зубам верхней челюсти, образуя узкую щель, через которую воздух выходит наружу;

2) голосовые связки дрожат; н¸бная занавеска закрывает проход в нос; в ротовой полости язык сильно выгибается средней частью своей спинки по направлению

ê твердому н¸бу; через образовавшуюся щель воздушная струя выходит наружу;

3) голосовые связки работают; проход в носовую полость закрыт; воздух свободно проходит через ротовую полость; язык при этом отодвигается назад и приподнимается своей задней частью по направлению к мягкому н¸бу; губы округлены;

4) голосовые связки вибрируют; увула опущена; кончик языка прижимается к внутренней поверхности верх-

источник

Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостаток такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч’], [щ’] (группа шипящих); [с], [с’], [з], [з’], [ц] (группа свистящих); [р]> [р’]> [л], [л’]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правило, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’]), иногда только звуки [р] и [ч’].

Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([р’]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы — [ж], [ч’], [щ’]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Приводимые в нашей книге материалы помогут вам в этом. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [р’]; [л], [л’]; [ш], [ж], [ч’], [щ’]; [с], [с’], [з], [з’], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птички, бабочка, пчела, щенки, клещи, лещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и чисто).

И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других—нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

Читайте также:  Лекарство от насморка взрослым хорошее

При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком [с] (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях—три занятия, в других—несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2—3 недель до 4 месяцев.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта вам надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Вот, например, как проходили занятия по исправлению звука [р] в семье Асмоловых:

«. Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Он поражал меня своей настойчивостью, организованностью во время-занятий. А я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру, игра становилась совместным нашим творчеством. И что же? Четкий звук [р] появился через месяц, а еще через две недели логопед сказал, что больше в его помощи мы не нуждаемся.

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом — и игра начиналась. Сначала —разминка. Мы пыхтели, дудели, рычали, по-разному вытягивали губы, дули, заставляя плясать в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавая языку разнообразную форму с помощью ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нашей воле без всяких приспособлений. Потом язык превращался в забияку, путешественника, который был очень любопытным и норовил до всего дотянуться — то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щеки. Почти каждое упражнение имело у нас свое потешное название.

Затем мы произносили отдельные слоги —вместе и по очереди—и следили за тем, что при этом происходит с нашими лицами, губами, языками. Роли наши часто менялись. Теперь у меня не все получалось хорошо, и сын „учил“ меня, показывая, как это надо делать.

Мы решили каждый день выставлять отметки. Отметки мы ставили за каждый элемент отдельно. Скажем, при разминке—за каждое упражнение, названия которых выписывались в дневник; при чтении сочетаний букв и слов—за каждую группу сочетаний или за каждый столбик слов. В конце занятия мы анализировали свои успехи, сравнивали отметки со вчерашними и выставляли оценки за поведение и прилежание.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать слова и предложения, маленькие рассказики из книги Л. П. Успенской и М. Б. Успенского „Учись говорить правильно», пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий.

Подбирая слова сам, Костя мог потом повторять их без конца и на них „зарабатывал» большинство своих звездочек. А уж дело было подвести его к тому, чтобы подбираемые слова включали в себя все необходимые для тренировки сочетания букв.

Читать рассказики из учебника было скучновато. Вот сочинять свое по картинкам — это интереснее!

Рассказики, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух,

очень стараясь выговаривать все слова четко и верно. Задача перед ним стояла всегда одна: использовать как можно больше слов со звуком [р].

Мы стали играть в звук [р] везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие „рычащие» и „рокочущие» истории и сказки. Потом перешли на стишки.

Однажды во время прогулки в Сокольниках сын при незначительной моей помощи сочинил героическую „былину» про себя и про беркута. Он был очень возбужден, щеки его горели, а глаза сияли. Человек творил! Поправлять и поучать его при этом я старалась поменьше, боясь сбить настроение. История получилась довольно длинная, как и прогулка. Я ее тут же забыла. Но когда мы пришли домой, сын стал вспоминать отдельные куски нашего опуса, а затем попросил, чтобы я его записала, не меняя ни слова.

Вот так пытка со звуком [р] превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук [р]».

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером) по 5—10 минут. В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15—20 минут.

Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Переходить от одного упражнения к другому следует лишь после четкого усвоения предшествующих упражнений.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука [с] губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка

касается передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук [з] образуется как звук [с], но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков [с’], [з’] средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков [с] ([с’]), [з] ([з’]) на тыльной стороне руки,- поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук [ц] образуется при быстром произнесении звуков [т] и [c ] ([тс]). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука [с]. При правильном произнесении звука [ц] кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении звука [с]. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя.

Звук [ц] произносится без участия голоса.

Неправильное произнесение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] чаще всего выражается в искаженном их произнесении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других—он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки [с], [з] нечеткими звуками [ш], [ж] (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягченно (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук [ц] чаще всего звуком [с] (сыпленок вместо цыпленок), реже звуком [ч’] (чапля вместо цапля).

При отсутствии звуков [с], [з], [ц], при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку накачать велосипедную шину насосом (с-с-с. ), имитировать полет комара, то есть протяжно произнести звук [з], успокоить куклу, то есть произнести звук [ц]. Если звуки вызвать не удается, то покажите ребенку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук [с] или [з]. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.

Если по подражанию звук вызвать не удается, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребенку улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах высунуть распластанный язык наружу и подуть на кончик языка.

Иногда ребенок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребенку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Малыш не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка еще недостаточно развиты. Предложите ему подуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. Такое упражнение способствует укреплению мышц. После того как ребенок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук [с] (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).

Ребенок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук [с] при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука [ц] проводится после усвоения и правильного произнесения звука [с]. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки [т] и [с] до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук [ц].

После того как ребенок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, словах, во фразах.

В тех случаях когда ребенок изолированно умеет произносить свистящие звуки, но смешивает их с другими (например, звук [с] — со звуком [ц], звук [с] — со звуком [ш], звук [з] — со звуком [ж]), следует научить его различать их на слух. Для этого произнесите один из звуков, а малышу предложите угадать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук [с], а затем спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок может сказать: «Так течет водичка или накачивают насос».

Затем взрослый предлагает ребенку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са: са, ва, ша, ца, за, да, са, на, ша, ца.

Можно попросить ребенка поднимать руку, когда он услышит слова, в которых есть звук [с]: сахар, чайник, шуба, цыпленок, санки, шапка, самокат.

источник