Меню Рубрики

Портится ли омовение при насморке

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении[1] и прочих физиологических процессах.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения[2]. Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты)[3], обосновывают его следующим[4]:

– «омовение необходимо из-за выхода текущей крови»;

– «если кого-то вырвало или у кого-то потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[5] к молящимся, если он не разговаривал»;

– «одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь».

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[6], приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[7]. В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью[8]. Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[9].

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

1) при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;

2) если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается[10];

3) если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается[13].

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

— «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[14];

— «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[15]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

— «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего. »[16]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[17]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента [18].

Это требование лишь шафиитского мазхаба[19].

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль). [2] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики. [3] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268. [4] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162. [5] Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки. [6] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе. [7] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241. [8] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82. [9] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352. [10] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36. [11] Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270. [12] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11. [13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76. [14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих». [15] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему. [16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему. [17] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23). [18] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

источник

  1. Испражнения (выход мочи или кала).

«Или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места». (Благородный Коран, сура «Маида», 6)

  1. Выход газов из заднего прохода.
  2. Выход крови , гноя или сукровицы из тела, если они растеклись по телу величиной с дирхам или больше.
  3. Кровь из носа или дёсен (если слюна полностью или больше чем наполовину в крови).

Передается от Айши радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Если кого-то во время намаза вырвало или пошла кровь из носа, отрыгнул или у него вышло мази, то пусть идет совершать омовение и продолжает свой намаз, при условии, что он не разговаривал». (Ибн Маджа; Булуг аль Марам, 7)

  1. Рвота кровью даже в малом количестве.
  2. Рвота , которая заполняет всю ротовую полость.

Передается от Ма’дана ибн Аби Тальхи, что Абу Дарда радыяллаху анху сказал: «Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям вырвало, поэтому он совершил омовение». (Тирмизи)

  1. Опьянение , потеря сознания, временное умопомешательство и т.п.
  2. Сон в лежачем, полулежачем положении, а также, если человек заснул, прислонившись к чему-либо.

Передается от Ибн ‘Аббаса радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Совершить омовение необходимо для того, кто лег набок. Поистине тот, кто ложится набок, тот расслабляется». (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Смех в намазе. Улыбка не портит намаз, а беззвучный смех портит намаз.Вследствии громкого смеханарушается и намаз, и вуду.

Передается от Абу Мусы радыяллаху анху, который сказал: «Мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха салляллаху алейхи ва саллям. Один человек зашел в мечеть и из-за того, что он плохо видел, упал в яму находящуюся в мечети. Многие рассмеялись, находясь в намазе. Людям, которые смеялись, Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям приказал совершить омовение и перечитать намаз». (привел Табарани в “Кабире”).

Прикосновение к женщине не портит вуду, если было без желания, но некоторые ученые сказали, что вуду взять – мандуб (действие, совершение которого является богоугодным делом, а оставление его не приводит к греху). (Если мужчина поцеловал свою жену и из полового органа не было выделений (мази), то это не портит вуду.) Также является мандубом после прикосновения ладонью к половым органам совершить тахарат.

Рассказывает Айша радыаллаху анха: «Обычно я спала напротив Посланника Аллахасалляллаху алейхи ва саллям, протягивая ноги в ту сторону, куда он поворачивался во время намаза. Когда он совершал саджда, то касался меня, и тогда я подбирала ноги. Когда же он вставал, я снова вытягивала их, и в то время в наших домах не было ламп». (Бухари; Муслим)

Прикосновение к половым органам не портит вуду.

Передают, что Тальк ибн Али радыяллаху анху рассказывал, что некий мужчина спросил Пророка салляллаху алейхи ва саллям: «Я прикоснулся к своему половому органу». Или же он сказал: «Должен ли человек совершить омовение, если он во время намаза прикоснулся к своему половому органу?» Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Нет, потому что это всего лишь часть твоего тела». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным).

Читайте также:  Какой спрей лучше от хронического насморка

Ма’зур – больной человек, у которого хронические болезни, например, постоянный метеоризм, недержание мочи, кровотечения и т.д. Ма’зур совершает омовение перед началом времени каждого из пятикратных намазов и действие этого тахарата продолжается до наступления времени следующего намаза. Во время этого тахарата, он может читать нафили (добровольные намазы), Коран. Вуду портится по истечении времени данного намаза, для которого он ее совершил. Так же если он по своему желанию справил нужду или совершил всякое другое действие, не относящееся к его гузру, болезни. Но ма’зур должен попытаться препятствовать причинам, которые портят вуду. Если ма’зур знает, что испачкал одежду, то одежду следует поменять или постирать.

Ильдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

источник

Вопросы 70 и 71: «Уважаемый шейх, что нарушает малое омовение (вуду)?”.

Ответ: «Прежде, чем мы упомянем действия, делающие омовение недействительным, я бы хотел обратить внимание на вопрос, сокрытый от многих людей, а это то, что некоторые люди полагают, будто подмывание водой — истинджа, или же подтирание [салфеткой, бумагой, камнями и т.д.] — истиджмар, относятся к обязательным действиям при совершении вуду. Так, часто задают вопрос, описывая следующую ситуацию: «Человек нарушил состояние омовения ещё в начале дня [т.е. справил нужду, после чего подмылся], но не совершил малое омовение. Затем после азана на молитву зухр он более не справлял нужду. Следует ли ему подмываться вновь перед совершением вуду на молитву зухр?». Мы ответим: «Тебе не нужно подмываться, т.к. это делается лишь для очищения половых органов от нечистот, возникающих после справления нужды. Если он не очистил половые органы после справления нужды, то значит он остался осквернённым. Таким образом, отсюда мы понимаем, что нет связи между подмыванием половых органов (истинджа), которое делается для очищения от скверны, и малым омовением (вуду). Я хотел обратить ваше внимание на этот вопрос.

Что же касается действий, нарушающих малое омовение (вуду), т.е. делающих его недействительным, то упомянем следующие из них: справление большой и малой нужд, выход газов, сон и приём в пищу верблюжатины . Доводом на то, что справление нужды и сон нарушают вуду, является хадис, переданный Сафуаном ибн Асалем (да будет доволен им Аллах): «Пророк (мир ему и благословение) велел нам, если мы находимся в путешествии, совершать вуду не снимая носки [протирая поверх них мокрыми руками] в течение трёх дней и ночей после справления большой и малой нужды и после сна. Исключением являлось большое осквернение [для очищения от которого нужно омыть все тело]».

Данное постановление также подкрепляется священным аятом, в котором говорится о справлении большой нужды как одной из причин, нарушающих вуду. Всевышний Аллах сказал:

Доводом на то, что выход газов нарушает вуду, является хадис, переданный Абдуллой ибн Зейдом и Абу Хурайрой (да будет доволен ими Аллах), о человеке, которому было трудно распознать, выпустил ли он газы или нет. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть продолжает совершать намаз — или — пусть не выходит из мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Бухари 137, Муслим 361). Это указывает на то, что выход газов нарушает малое омовение. Таким образом, четыре вещи делают вуду недействительным: справление малой и большой нужд, выход газов и сон.

Однако, только глубокий сон нарушает вуду, который целиком погружает в себя спящего так, что он бывает не в состоянии почувствовать, вышло ли из него что-либо. Потому сам по себе сон не является осквернением, однако он является вероятностью того, что человек может оскверниться (даже не почувствовав этого). Поэтому, если человек задремал во время намаза или вне намаза, однако был в состоянии почувствовать, нарушил ли он омовение или нет, — в таком случае его омовение не нарушается, даже если его дремота будет длительной, или если он будет дремать, облокотившись обо что-либо, или же будет дремать лёжа. Потому что здесь суть вопроса не в том, в какой он позе, а в его бдительности во сне. Если этот дремлющий человек способен почувствовать осквернение, то его вуду действительно, даже если он облокачивается, опирается на что-либо, находится в положении лёжа и т.д.

Пятая причина, по которой вуду может быть нарушено, — это приём в пищу верблюжатины. Достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение), что его спросили: «Следует ли нам совершать вуду после того, как мы покушаем мясо верблюда?», он ответил: «Да«. Также его спросили о совершении вуду после приема в пищу баранины, на что он ответил: «Если пожелаешь» (Муслим, 1/285). Его положительный ответ относительно верблюжатины и выбор, который он предоставил в вопросе, брать ли вуду после приёма в пищу баранины, указывает на то, что совершение вуду после приема верблюжатины не возвращается к желанию человеку, а является обязательным деянием. В противном случае в этом вопросе также был бы дан выбор. Также от Пророка (мир ему и благословение) достоверно передаётся то, что «он приказал ему совершить вуду после приёма в пищу верблюжатины».

Таким образом, если человек покушает верблюжатину, его вуду нарушается. При этом, не имеет значения, сколько он съел, было ли мясо сырым или приготовленным, поел ли он вырезку, кишки, желудок, печень, сердце или какую-либо другую часть тела, потому что в хадисе мясо пришло в обобщённом смысле, и не делается различий между его отдельными частями.

Это подобно обобщённости в запрете свинины. В соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

Напротив, ко всем частям тела применяются одинаковые положения. В особенности, если мы будем придерживаться мнения, что причина нарушения вуду после приёма в пищу верблюжатины нам известна, и этот приказ не является простым поклонением.

Таким образом, если человек поел какую бы то ни было часть верблюжатины, находясь при этом в состоянии вуду, то ему следует обновить его. Далее, знай то, что человек, находящийся в состоянии вуду, которого затем начинают постигать сомнения, не испортил ли он его, не вышла ли из него моча, или не выпустил ли он газы, или сомневающийся в том, какое мясо он съел — верблюжатину или баранину, — в этом случае ему не следует делать вуду. Это по той причине, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о человеке, которому кажется, что у него нарушается омовение во время намаза, он ответил: «Пусть не выходит из намаза, пока не услышит звук газов или не почувствует их запах» (Бухари 137, Муслим 361). То есть, пока он не будет уверен в этом и не почувствует известные ощущения, которыми сопровождается выход газов.

На это положение также указывает правило “Основа заключается в том, что вещь остаётся в том состоянии, в котором она была, до тех пор, пока мы не убедимся в том, что оно изменилось”. В данном же положении основа заключается в том, что то омовение имеется и не нарушается до тех пор, пока мы не убедимся в его нарушении.

Шейх Мухаммад ибн Салих Усаймин (да смилуется над ним Аллах)

Источник: Фикх аль-ибадат (1/114)

Подготовил: Рамин Муталлим

Смотрите также:

Оригинал текста на арабском — المتن الأصلي باللغة العربية

السؤالان (70-71) : فضيلة الشيخ، ما هي نواقض الوضوء؟
الجواب: قبل أن نذكر نواقض الوضوء، أحب أن أنبه إلى مسألة تخفى على كثير من الناس، وهي أن بعض الناس يظنون أن الاستنجاء أو الاستجمار من فروض الوضوء، فتجدهم يسألون كثيراً عن الرجل ينقض الوضوء في أول النهار، ثم يؤذن أذان الظهر وهو لم ينقض وضوءه بعد، وهو لم يتوضأ حين نقض وضوءه أولاً، فيقول: إذا أذن الظهر هل أغسل فرجي مرة ثانية أو لا فنقول: لا تغسل فرجك، لأن غسل الفرج إنما هو لتطهيره من النجاسة عند البول أو الغائط، فإذا لم يحصل ذلك بعد التطهير الأول، فإنه لا يطهر، وحينئذ نعرف أنه لا علاقة بين الاستنجاء الذي هو غسل الفرج مما تلوث به من النجاسة، وبين الوضوء، وهذه مسألة أحب أن يتنبه لها.
أما ما يتعلق بنواقض الوضوء: وهي مفسداته ومبطلاته، فنذكر منها: الغائط، والبول، والريح، والنوم، وأكل لحم الجزور.
فأما الغائط والبول والنوم فقد دل عليها حديث صفوان بن عسال رضي الله عنه، قال: أمرنا رسول الله صلى الله عليه وسلم: ألا ننزع خفافنا إذا كنا سفراً ثلاثة أيام ولياليهن إلا من جنابة، ولكن من غائط وبول ونوم» (1) ،
وهذا تؤيده الآية الكريمة في الغائط حيث قال الله تعالى: (وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ) (النساء: 43) .
وأما الريح: فلما جاء في حديث عبد الله بن زيد وأبي هريرة رضي الله عنهما، فيمن أشكل عليه أخرج منه شيء أم لا؟ قال النبي صلى الله عليه وسلم: » لا ينصرف أولا يخرجن من المسجد حتى يسمع صوتاً أو يجد ريحاً» (2) ، وهذا دليل على أن الريح ناقض للوضوء فهذه أربعة أشياء: البول، والغائط، والريح، والنوم.
ولكن النوم لا ينقض الوضوء إلا إذا كان عميقاً، بحيث يستغرق النائم فيه، فلا يعلم عن نفسه لو خرج منه شيء، لأن النوم مظنة الحدث، وليس حدثاً في نفسه، فإذا نعس الإنسان في صلاته أو خارج صلاته، ولكنه يعي نفسه لو أحدث لأحس بذلك، فإنه لا ينتقض وضوءه ولو طال نعاسه، ولو كان متكئاً أو مستنداً أو مضطجعاً، لأن المدار ليس على الهيئة، ولكن المدار على الإحساس واليقظة، فإذا كان هذا الناعس يحس بنفسه لو أحدث، فإن وضوءه باق ولو كان متكئا أو مستنداً أو مضطجعاً، وما أشبه ذلك.
وأما الخامس من نواقض الوضوء: فهو أكل لحم الإبل: لأن النبي صلى الله عليه وسلم صح عنه أنه سئل: نتوضأ من لحوم الإبل؟ قال: نعم، وسئل عن الوضوء من لحم الغنم؟ قال » إن شئت» (3) ، فإجابته بنعم في لحم الإبل، وبأن شئت في لحم الغنم، دليل على أن الوضوء من لحم الإبل ليس راجعاً إلى مشيئته، بل هو أمر مفروض عليه، ولو لم يكن مفروضاً لكان راجعاً إلى المشيئة، وثبت عنه صلى الله عليه وسلم «إنه أمره بالوضوء من لحم الإبل» (4)
، وعلى هذا فإذا أكل الإنسان لحم إبل انتقض وضوءه، سواء كان الأكل كثيراً أم قليلاً، وسواء كان اللحم نيئاً أو مطبوخاً، وسواء كان اللحم من اللحم الأحمر الهبر أو من الأمعاء، أو من الكرش، أو من الكبد، أو من القلب، أو من أي شيء كان من أجزاء البدن، لأن الحديث عام لم يفرق بين لحم وآخر، والعموم في لحم الإبل كالعموم في لحم الخنزير، حين قال الله تعالى: (حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ) (المائدة: 3) ، فإن لحم الخنزير هنا يشمل كل أجزاء بدنه، وهكذا لحم الإبل الذي سئل النبي صلى الله عليه وسلم عن الوضوء منه، يشمل جميع أجزاء البدن، وليس في الشريعة الإسلامية جسد واحد تختلف أحكامه، فيكون جزء منه له حكم وجزء منه له حكم آخر،
بل الجسم كله تتفق أجزاؤه في الحكم، ولا سيما على القول بأن نقض الوضوء بلحم الإبل علته معلومة لنا، وليس تعبداً محضاً.
وعلى هذا فمن أكل لحم إبل من أي جزء من أجزاء البدن وهو على وضوء، وجب عليه أن يجدد وضوءه، ثم اعلم أن الإنسان إذا كان على وضوء، ثم شك في وجود الناقض، بأن شك هل خرج منه بول أو ريح، أو شك في اللحم الذي أكله، هل هو لحم إبل أو لحم غنم، فإنه لا وضوء عليه، لأن النبي صلى الله عليه وسلم سئل عن الرجل، يخيل إليه أنه يجد الشيء في الصلاة فقال: » لا ينصرف حتى يسمع صوتاً أو يجد ريحاً» (5) ، يعني حتى يتيقن ذلك، ويدركه بحواسه إدراكاً معلوماً لا شبهة فيه، ولأن الأصل بقاء الشيء على ما كان عليه حتى نعلم زواله، فالأصل أن الوضوء باق حتى نعلم زواله وانتقاضه.

источник

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • [color= rgb(255, 20, 147); font-size: 14pt;] О том, что нарушает малое омовение [/size][/color]

    Название этой главы по-арабски – «Науакъид-ль-Вуду’».

    Слово «Науакъид» – форма множественного числа слова » накъид». «Накъид» в переводе с арабского – обстоятельство, делающее что-либо недействительным, испорченным. Таким образом, «науакъид-ль-вуду’» – это обстоятельства, нарушающие малое омовение, делающие его испорченным.

    Есть две группы обстоятельств, которые нарушают малое омовение.

    Первая группа – те, в отношении которых единодушны все мусульманские ученые. По поводу этой группы существуют бесспорные доводы из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

    Вторая группа – те, в отношении которых мнения ученых расходятся. Эти обстоятельства относят к нарушающим малое омовение на основании толкований и авторитетных заключений (иджтихад) ученых, да смилуется над ними Аллах. При нали­чии же разногласий в том или ином вопросе всегда должно обращаться за ответом к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

    [i]
    Обстоятельства, нарушающие малое омовение [/color]

    I. Выход любых выделений из двух путей (переднего и заднего)[1]. Эти выделения включают в себя как обычные, так и необычные, как скверные, так и чистые их виды.
    К обычным выделениям относятся моча, кал, кишечные газы и т.д. На нарушение ими малого омовения указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Но из-за удовлетворения большой или малой нужды и из-за сна» (хоро­ший хадис, приведенный в «Ирва’у-ль-Галиль», 1/144), а также его слова: «Пусть не выходит (из намаза) до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Эти слова Пророка, переданные Аль-Бухари и Муслимом от Абдуллы Ибн Зейда, были произнесены по поводу человека, который пожаловался на то, что ему представляется во время намаза, будто он испы­тывает какие-то сомнительные ощущения).

    Необычным выделением является газ, выходящий спереди (из мочеполовых органов); по мнению одних ученых выход газа спереди нарушает омовение, по мнению других – нет.

    Чистым выделением считается сперма (выделение спермы относится к обстоятельствам, нарушающим вуду’, на том основа­нии, что все, что делает необходимым совершение полного омовения, приводит также к нарушению малого омовения), а к скверным выделениям относятся все остальные:

    Читайте также:  Хорошее лекарство от насморка для детей 5 лет

    мази (на то, что мази нарушает омовение, указывают слова Пророка «Пусть моет свой половой член и совершает малое омовение», приведенные в хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом от Али Ибн Абу Талиба, который сказал: «Я был человеком с частым выделением мази и стеснялся спросить об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за (того, что был женат на) его дочери, и повелел Микъдаду Ибн Аль-Асуаду, чтобы он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк ответил. (далее в хадисе упоми­наются вышеприведенные слова Пророка)»),

    вади (выделение вади нарушает вуду’ потому, что вади является по сути мочой),
    кровь (как, например, кровь при истихаде – хронических женских кровотечениях); на то, что выделение крови при исти­хаде нарушает вуду ‘, указывают слова Пророка «совершай малое омовение и молись«, приведенные в достоверном хадисе, пере­данном Айшой («Ирва’у-ль-Галиль», 1/146), и адресованные жен­щине, страдавшей истихадой). Выход выделений из двух путей относится к первой группе обстоятельств, нарушающих малое омовение, то есть утверждение о нарушении им омовения под­тверждается Кораном и Сунной, а также наличием среди зна­токов Ислама единодушия по этому вопросу (иджма’). Исклюю­чение составляют только необычные выделения, так как по поводу них среди ученых есть расхождения во мнениях.

    [b]II. Выход выделений из других участков тела.

    Если это моча или кал, то при их выделении выше желудка их надо воспринимать как рвоту, которая не нарушает малое омовение, а если ниже желудка, то как нечистые испражнения, нарушающие омовение (исключение составляют лишь случаи так называе­мого непрерывного хадаса, когда выход выделений происходит постоянно). Таково наиболее достоверное мнение.

    Согласно наиболее достоверному мнению, все выделения, выходящие не из двух путей, за исключением мочи и кала, вне зависимости от их количества, омовения не нарушают. Это мне­ние доказывается следующим:

    1. Как правило, обстоятельства, с которыми сталкиваются люди, омовение не нарушают (за исключением тех немногих, на которые указали Аллах и Его Пророк), а то, что установлено согласно доводу из Шариата (в данном случае – действитель­ность омовения, совершенного по правилам Шариата) не может быть аннулированным (считаться нарушенным) без приведения довода из Шариата.

    2. Те, кто считает, что выделения не из двух путей нару­шают омовения, основываются на хадисе, в котором сообщае­тся, что, когда Пророка, да благословит его Аллах и привет­ствует, выр­вало, он прекратил пост и совершил малое омо­вение. Им можно возразить тем, что:

    Во-первых: Многие ученые оценивают этот хадис как сла­бый (да’иф),

    Во-вторых: хадис просто описывает действие Пророка и не обязывает к совершению подобного, потому что не содержит приказа Пророка,

    В-третьих: в противовес этому хадису существует другой слабый хадис, в котором сообщается, что Пророку, да благо­словит его Аллах и приветствует, было сделано кровопускание и затем он совершил намаз, не взяв перед ним омовение заново.

    III. Нарушение сознания. Оно бывает двух видов:

    1. Постоянное нарушение сознания. Им является потеря рассудка при сумасшествии.

    2. Временное нарушение сознания. Оно наблюдается при сне, обмороке, опьянении и т.д.

    В вопросе о сне мнения ученых, да смилуется над ними Аллах, расходятся. Является ли сон фактором, нарушающим омовение сам по себе, или он является состоянием, предпола­гающим нару­шение омовения из-за выхода в течение него кишечных газов?

    Среди точек зрения ученых на этот счет можно назвать сле­дующие:

    1. Абсолютно любой сон нарушает омовение, вне зависи­мости от того, был он легким или глубоким, коротким или продолжительным. Этот вывод сделан на основании общего смысла хадиса от Сафуана Ибн ‘Ассаля (№ 56). Сторонники этого мнения определяют состояние после сна как хадас. А наступление хадаса не зависит от размера явления, вызвавшего его. И выделение большого, и выделение малого количества мочи в равной степени приводят к состоянию хадаса; точно так же обстоит дело и со сном.

    2. Абсолютно никакой сон не нарушает омовения. Сторон­ники этого мнения основываются на хадисе от Анаса (№ 62), в котором сообщается, что сподвижники во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ожидании вечернего (‘иша) намаза, дремали, а потом совершали намаз, не совершая перед ним омовение заново. В версии хадиса, пере­данной Аль-Баззаром, сообщается, что сподвижники, дремля в ожидании намаза, »опускались на свои бока» (то есть лежали).

    3. Сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием, предполагающим его нарушение из-за возможного во время него выхода кишечных газов. Однако все равно тре­бует того, чего требует хадас, то есть совершения омовения заново.

    4. Сон рассматривается не как обстоятельство, нарушающее малое омовение само по себе, а как состояние, предполагающее его нарушение вследствие других причин (выход кишечных газов). Когда сон неглубокий и человек в состоянии почувство­вать нарушение омовения, если таковое произойдет, то такой сон не нарушает омовения и оно после него все еще действи­тельно. Это мнение подтверждается хадисом (хоть и есть в его иснаде недостаток), в котором приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. «Глаза – вика’ для горлышка бурдюка, а во время сна вика’ развязы­ваются». «Вика’» – это веревочка, которой перевязывается гор­лышко бурдюка, кошеля или мешка, а под горлышком бурдюка в этом хадисе подразумевается отверстие заднего прохода, над которым во время глубокого сна человек теряет контроль.

    Последнее из приведенных четырех мнений является наи­более достоверным и позволяет совместить в нем два на первый взгляд противоречащих друг другу хадиса: хадис от Сафуана Ибн ‘Ассаля (№ 56) и хадис от Анаса (№ 62), а Аллаху сие ведомо лучше.

    [1] То есть из мочеполовых органов и заднего прохода.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • [color= rgb(255, 20, 147); font-size: 14pt;] Обстоятельства,обязывающие к совершению полного омовения[/size]: [/color]

    1. Семяизвержение. Доказательством этого являются слова Пророка, да благословит его Аллах и привет­ствует: «Вода (гусль) вследствие воды (выделения се­мени)».

    2. Половое сношение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если он расположился между ее че­тырьмя конечностями, затем приложил уси­лия (пытаясь со­вер­шить совокупление), то совершение полного омовения ста­но­вится для него обязательным» (текст хадиса согласован). В версии, приведенной Мус­лимом, добавлено «даже если не прои­зошло семяизвер­жения».

    3. Принятие Ислама неверующим или веро­отступником (муртадд). Согласно наиболее достовер­ному мнению, принятие религии обязывает к соверше­нию полного ритуального омове­ния принявшим ее вне зависимости от того, произошло ли с ним до его вхож­дения в Ислам что-либо, делающее необходимым со­вершение гусля (семяизвержение, менструальное кро­вотечение и т.д.) или нет. Данного мнения придержива­лись Имамы Малик и Ахмад, приводя в качестве до­вода хадис Самамы Ибн Асаль (№ 99), с достовернос­тью основы которого согласились оба имама, и хадис Къайса Ибн Асима[1], обоим из которых при принятии ими Ислама Пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует, повелел совершить полное омовение. Как известно, повеление Пророка, да благословит его Аллах и при­ветствует, является обязательным к выполнению, если отсутству­ют другие доказательства, опровергающие обязатель­ность данного пове­ления. Некоторые ученые, считаю­щие необя­зательным соверше­ние полного омовения в случае принятия Ислама, основывают свою точку зре­ния на том, что в день взятия мусульманами Мекки Ислам приняла масса людей, и если бы всем им было повелено совершить гусль, то это обяза­тельно нашло бы отра­жение в многочисленных сообщениях по этому поводу, которые были бы переданы многими путями от многих сподвижников. Однако это не является твер­дым доказа­тельством, так как к описываемому вре­мени люди уже были хорошо знакомы с законоположе­нием о совершении полного омовения в случае приня­тия Ислама, следовательно, необхо­димости в напоми­нании об этом каждому из них не было. Приказ Проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, отданный одному из членов его уммы, (хадис Самамы, № 99), распрост­раняется на всю умму (общину последователей). Из сказанного необходимо извлекать его общий смысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и связыванием ее лишь с конкретным случаем.

    4. Прекращение менструаций или послеро­довых кровоте­чений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…когда они (то есть менстру­альные дни) проходят, совершай гусль».

    5. Смерть. Тело умершего мусульманина обя­зательно должно быть обмыто, так как Пророк, да бла­гословит его Аллах и привет­ствует, сказал женщинам, обмывавшим его умершую дочь: «…Об­мойте ее трижды или пятикратно» (текст хадиса согласован).

    Ряд ученых считает также обязательным совер­шение пол­ного омовения каждую пятницу перед вы­полнением пятничного намаза. В качестве доказатель­ства они приводят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пятничный гусль обязателен для каж­дого половозрелого» (текст хадиса согласо­ван), а так­же его слова «… Когда наступает пятница, совершай­те гусль». Однако правильным, а Аллаху ведомо луч­ше, яв­ляется мнение, к которому склоняется большин­ство ученых, и среди них четыре Имама, что соверше­ние полного омовения в пятницу до пятничного намаза является желательным (муста­хабб), а не обязатель­ным. Доводов, отклоняющих обязатель­ность пятнич­ного гусля, много. Среди них:

    а) Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и при­ветствует, – переданное в хадисе от Самуры, да будет доволен им Аллах: «Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это – благо, если же совершит боль­шое омовение, то оно предпочтительнее». То есть со­вершивший вуду’ (малое омо­вение), тем самым уже последовал Сунне, и прекрасно действие, совершенное согласно Сунне. Но тому, от кого исходит запах пота или другой неприятный запах, доставляющий неудо­воль­ствие молящимся и ангелам, следует совершать гусль. Данное мнение подтверждает хадас от Айши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала: «Иногда люди приходили на пят­ничную молитву из своих домов, а иногда из окрестностей. Они приходили в шер­стяных плащах (‘аба), выпачканные пылью, и от них исходил неприятный запах. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «О, если бы вы очищались к этому вашему дню».

    б) Хадис марфу’ переданный Абу Хурейрой, где приводятся следующие слова Пророка, до благословит его Аллах и привет­ствует: «Тот, кто совершит малое омовение должным обра­зом, а затем придет на пятничную мо­литву, послушает и при­слу­шается, тому будет про­щено» (хадис привел Муслим). Этот хадис указывает на то, что совершения малого омовения доста­точно.

    в) Хадис Ибн Аббаса, где сообщается, что, ког­да его спро­сили о том, обязателен ли пятничный гусль, он ответил: «Нет, однако совершение гусля – чище».

    Джунуб – человек, находящийся в состоянии аль-джанаба[2]. В буквальном переводе слово «джанаба» означает отдален­ность. Подобное название этого состояния может быть связано с тем, что находящийся в нем человек (джунуб) принужден отдаляться от некоторых видов поклонения и мест их совер­шения. Так­же существует точка зрения, объясняющая подобное название сего состояния тем, что сперма человека, всту­пающего в него, покидает места своего пребывания, отдаляясь от них. Аллах Всевышний сказал: «…и не находящимися в аль-джанаба – кроме как будучи про­ходящими путь, пока не омоетесь» (4:43).

    Человеку, вступившему в большой хадас, при­чиной кото­рого является состояние аль-джанаба либо менструация, запре­щено пребывание в мечети. Одна­ко это дозволено человеку, который, находясь в состо­янии аль-джанаба, совершит малое омовение, ибо так поступили молодые люди из числа сподвиж­ников Про­рока, да благословит его Аллах и приветствует. Находящимся в состоянии аль-джанаба и женщинам во время месяч­ных разрешено входить в мечеть или проходить через нее в случае, если возникла необходимость что-нибудь взять из нее или оставить. Это подтверждается рядом хадисов, которые будут приведены позднее, если на то будет воля Аллаха.

    [color=»#008000″]Мудрый смысл предписания о полном омовении, совершаемом для освобождения от состояния [/color]

    Всевышний Аллах сказал: «И когда вы в состо­янии аль-джанаба, очищайтесь». Пророк же, да благосло­вит его Аллах и приветствует, сказал: «Это чище и прият­нее для вас».

    Очищение водой восстанавливает силы, утра­ченные орга­низмом в результате семяизвержения. По­теря телесных сил при­водит к усталости и леня, очи­щение же водой (гусль) возвращает телу свежесть и бодрость.

    К законоположениям, связанным с человеком, находящимся в состоянии аль-джанаба и в большом хадасе вообще, отно­сится запрет на чтение Священно­го Корана. Таково правильное мнение. Оно основывается на словах Пророка, да благословит его Аллах и привет­ствует: «Таковое для тех, кто не находится в состоя­нии аль-джанаба» , произнесенных им после прочтения отрывка из Корана, и хадисе от Али, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, читал нам Коран, когда он не был в состо­янии аль-джанаба». Шейх Такъию-д-Дин сказал: ‘»Уче­ные-имамы едино­душны (иджма’) в том, что чтение Корана человеком, находя­щимся в состоянии аль-джа­наба, недопустимо…». Однако по поводу данного еди­нодушия есть некоторые возражения. Так, Аль-Бухари приводит сообщение о том, что Ибн Аббас не видел ничего плохого в чтении Корана человеком в состоя­нии аль-джанаба. Аль-Албани в «Ирва’у-ль-Галиль» (1/ 244) пишет: «Что касается сообщения от Ибн Аббаса, то Аль-Мунзир привел с непрерывным иснадом вер­сию этого сообщения, где говорится о том, что Ибн Аббас читал на ночь нечто из Корана, находясь в со­стоянии аль-джанаба».

    [ 1] Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Ирва’у-ль-Галиль» (1/164). Он пишет: «В хадисе Аль-Къайса приводятся его слова: «Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, желая принять Ислам, и он повелел мне совершить полное омовение водой и лотосом». Иснад дан­ного хадиса достоверен, о чем я уже говорил в «Сахихе Абу Дауда» (№ 381)». [2] Алъ-Джанаба – состояние, в котором находится человек после выде­ле­ния спермы или же совокупления и в котором продолжает пребывать до тех пор, пока не совершит полное омовение.

    Аль-Хафиз Ибн Хаджар
    «ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО

    источник

    Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. «аль-Ишраф» 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.

    Среди поступков и вещей, которые многие считают нарушением омовения, но что таковым не является, следующее:

    Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет? Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:

    Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Это мнение было мнением таких сподвижников, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд, да будет доволен ими Аллах, а также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. «аль-Умм» 1/15, «аль-Мухалля» 1/244.

    Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

    Читайте также:  Лучшее средство от насморка для ребенка новорожденного

    Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: «Под „прикосновением“ речь идет не о половом акте». См. «Тафсир ат-Табари» 1/502.

    Второе мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. «аль-Мудаууана» 1/13, «аль-Мугъни» 1/192.

    И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. «аль-Мабсут» 1/68, «аль-Аусат» 1/126, «Маджму’уль-фатауа» 21/410.

    И это мнение является самым верным и трех существующих.

    Что касается тафсира Ибн ’Умара и Ибн Мас’уда, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ’Аббас, да будет доволен им Аллах, о словах Аллаха: «соприкоснулись», сказал: «Речь идет о половой близости». Ибн Аби Шайба 1/166. Иснад достоверный.

    Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Обычно я спала перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их». аль-Бухари 382, Муслим 272.

    Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк, мир ему и благословение Аллаха, не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аишу. И со слов Аишы видно, что это случилось на один раз, а имело постоянный характер.

    Также ‘Аиша рассказывала: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения». Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.

    Также сообщается: «Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения». Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Истизкар» 3/44. Иснад достоверный.

    Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: «Если хадис о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!» См. «ат-Тальхыс» 1/44, Ибн Хаджара.

    Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: «Не передается ничего и от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!» См. «Маджму’уль-фатауа» 21/410.

    И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.

    От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» Муслим 1/99.

    Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность», насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его взял, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единодушны.

    Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено.

    Имам аль-Багъауи сказал: «Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом». См. «Шарху-Ссунна» 1/353.

    Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: «Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет». См. «Фатауа аль-ляджна» 7/143.

    Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросила: «О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовения» аль-Бухари 320, Муслим 1/62.

    Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) — это совершения омовения перед каждой молитвой». См. «Маджму’уль-фатауа» 21/221.

    Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.

    Прикосновение к анальному отверстию или прикосновение жены к половому органу мужа или наоборот, не нарушают омовения, поскольку нет на это никаких указаний. Сторонники того мнения, что упомянутое нарушает омовение, провели аналогию с известным хадисом: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение». Однако данный хадис не содержит в себе указаний на это, поскольку в хадисе сказано: «к своему половому органу», а не к половому органу вообще. И анальное отверстие (дубур) не называется половым органом.

    Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).

    Никто из толкователей Корана не истолковал слова «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.

    И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!

    Имам Ибн Хазм сказал: «Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным!» См. «аль-Мухалля» 1/241.

    Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» или «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).

    Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании и т.п. не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. «аль-Мухалля» 1/241, «аль-Аусат» 1/210, «аль-Кафи» 1/149.

    Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение» Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/184.

    Однако это повеление пророка, мир ему и благословение Аллаха, не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ’Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки» аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.

    Ибн ’Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его». ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

    Имам аль-Хаттаби говорил: «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

    Прикосновение к нечистотам не нарушают омовения, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых! См. «аль-Аусат» 1/203.

    Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды!

    Выход воздуха из полового органа, что в основном бывает у женщин, не нарушает омовение. См. «аль-Мабсут» 1/83.

    Шейх Ибн Усаймин сказал: «Что касается воздуха, выходящего из полового органа женщины, то он не нарушает омовение, поскольку это не воздух, выходящий из анального отверстия». См. «Фатауа маратиль-муслима» 1/14.

    Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву».

    Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ’Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. «Сыфа аль-уду» 52, «Сахих фикъху-Ссунна» 1/142.

    Сообщается, что когда Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили о смехе в молитве, он сказал: «Следует повторить молитву, и не повторять омовение». аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

    И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более!

    Что же касается кровотечения, то оно также не нарушает омовения. Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. «Сахих Сунан Аби Дауд» 192.

    Имам аш-Шаукани писал: «Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе». См. «Сайлюль-джаррар» 1/99.

    То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/606.

    Также в этом хадисе указание на то, что кровь не является нечистотой (наджас).

    Сообщается, что «’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь». Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

    Также Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений». аль-Бухари 1/280.

    Что же касается кровопускания, то оно также имеет отношение к обсуждаемому и Ибн ’Умар говорил: «Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания». аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.

    Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукании ас-Сан’ани. См. «Субулю-Ссалям» 1/100 и «Найлюль-аутар» 1/180.

    Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» Ахмад, Ибн Маджах, то этот хадис не является достоверным.

    Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: «Он сказал правду, я сам поливал воду пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда он совершал омовение». ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

    Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка, мир ему и благословение Аллаха, сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения. См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ируауль-гъалиль» 1/148.

    Хадис, в котором сказано, что сквернословие и сплетни (гъиба, намима) нарушают омовение, не является достоверным. См. «аль-‘Иляль» 1/365 имама Ибн аль-Джаузи.

    Однако сквернословие и сплетни являются большими грехами!

    Хасан аль-Басри говорил: «Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!» Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 1/482.

    Имам Ибн аль-Мунзир говорил, что в отношении того, что эти вещи не нарушают омовения есть единогласное мнение, как это передал Ибн Хаджар.

    Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.

    источник