Меню Рубрики

Можно ли причащать детей с насморком

В нашем храме количество причастников-детей чаще всего превосходит количество взрослых. Спальный район… Гигантская толпа родителей с младенцами поначалу умильно действует на священника. Затем увлекает прагматическая сторона: можно сделать фотографии, повесить на стенде, показать Владыке… И в конце концов не отвертишься от главного вопроса: что делать-то? Ведь вопросов, связанных с причастием детей, – множество, и решать их как-то никто особенно не собирается. Для начала нужно хотя-бы «проговорить» эти вопросы.

Самый главный вопрос я облеку в медицинские термины: как употребить лекарство, чтобы от него был толк? На виду многочисленные и наглядные истории о растущих на приходе детках. Как маленький ангел со сложенными ко причастию ручками постепенно превращается в великовозрастного негодяя, издевающегося над матерью (чаще всего приходится говорить в этом случае именно о матерях-одиночках) и усердно топчущегося по всему тому, что ей дорого и для нее свято[1]. Почему же так, батюшка? Ведь причащала в детстве, просфорки давала, молилась?Подобных примеров не менее десятка у каждого священника. И ответы на эти вопросы заготовлены – слишком часто отвечать приходится. Но ответив другим, ответите ли себе? Ведь феномен юношеского расцерковления затронул и священнические семьи. И подчас интеллигентные, где все «правильно». Отвечать в любом случае нужно, а не списывать все на то, что, дескать, времена такие, антихрист скоро придет и прочее. Ведь фундамент души закладывается в детстве, и причины последующей юношеской потери веры надо искать там же. Конечно, сейчас время индивидуальной отчужденности, и личное христианство не может быть взращенным с детства – в юности каждый сам со всей остротой ставится перед выбором. Но максимально помочь чаду сделать этот выбор – в наших руках.

А какие времена? Если в застойные годы по-церковному воспитанного молодого человека впору было выставлять как музейный экспонат, то теперь «пачками» приходят устраиваться в храм на работу люди, воспитанные в православных семьях. Глазам не верится! Такого никому лет двадцать назад и в райском сне не приснилось бы! Ведь совсем недавно «разрешили», а уже выросло целое поколение, второе назревает! Так что на время «неча пенять», коли душа крива.

Так где же все-таки кривизна? Вернемся «к началу», к детскому причастию. Младенца до года-двух нужно просто причащать (хотя это порой и непросто, как справедливо отметила Анна Гальперина). Причащать почаще – обычно советуешь каждый месяц (а то и чаще – хоть каждую литургию!)[2]. Маме при этом самой нужно забыть о богослужебной молитве – практически организовать привоз ребенка можно только к моменту причастия, но даже если и раньше, то немного обрящется подвижниц, способных выстоять с ребенком на руках Литургию. И с чужими людьми грудничка не оставишь… Если говорить о практике, то в глазах наглядная картина «чередующихся» родителей: один с ребенком в коляске на улице, другой – в храме на молитве: сегодня твоя очередь. Хорошо, если при храме есть где перепеленать, памперс поменять, подмыть и проч. А если грудничок не первый, и рядом бегает табунчик сорванцов, намеревающихся разобрать храм по винтикам? Но именно «грудничковый» этап воспитания принципиально важен, потому что если его не было, все последующие этапы могут быть под вопросом. Потому что потом ребенок может просто не дать себя причастить.

Теперь перейдем к следующему этапу – от двух и старше. Можно ли причащать детей насильно? И нужно ли? Могу дать подробную инструкцию, как это сделать (опытные протоиереи организовывают такое причастие мастерски – при помощи, конечно, диаконов и алтарников). Во-первых, фиксировать руки (лучше связать), затем раздвинуть сжатые зубы. В-третьих, сразу после причастия закрыть платом рот – чтобы не выплюнул! И при этом крепко-крепко держать, лучше вдвоем или втроем. Вам это описание ничего не напоминает? Что-то из инструкций по Освенциму… Или еще вспоминаешь практику насильного причастия староверов, которая существовала в XVIII веке.

Я стараюсь не причащать детей насильно[3]. Потому что были прецеденты, когда после такого причастия ребенка потом вообще невозможно было поднести к храму – он начинал кричать и сопротивляться (кричит «бяка» – вот такое детское кощунство по отношению к причастию). Так что лучше не провоцировать… Советую готовить. Как? Поводить – без насилия – ребенка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками. Разговаривать с ребенком – на его уровне объясняя смысл причастия. Вообще приучить его к церкви – чтобы не боялся, приходил, ставил свечи, играл со сверстниками (при храме, а не в храме, естественно) и проч. Чтобы ему хотелось приходить в храм.

Почему ребенок отказывается от причастия? Дело не только в том, что ребенка не приучили с младенчества, что он от природы осторожен или запуган с детства (обычно принимает священника за врача и ждет, что ему сейчас сделают больно[4]). Бывает, что с детства приученный к причастию младенец позже начинает буянить и не хочет причащаться. Причиной может быть незнакомый священник или новый храм. Но не только. Поэтому я всегда в случае крика младенца пытаюсь оставить маму для беседы. Чтобы объяснить, что ребенок связан с мамой во младенчестве гораздо более тесно, чем впоследствии. Что все элементы воспитания (внешние и внутренние) в данной ситуации важны. И что подчас причину крика младенца маме надо искать в собственной душе.

Перечень советов известен: освятите дом, выключайте хотя бы иногда телевизор и громкий рок, ласкайте ребенка, живите по-христиански сами, наконец! Покажите ребенку своим примером, как причащаются. Не курите, не пейте, будьте мирны, молитесь. Окружите ребенка святыней. И проч., проч., проч… Советовать легко – выполнить непросто. Как бы научиться давать посильные советы, советы любви, а не законнического надмения.

Вообще беседы с мамами младенцев просто необходимы, хорошо бы при храме иметь некую организацию для мам (клуб «Первые шаги», например). Потому что когда женщина становится матерью, она духовно «открывается». Да и трудно духовно не открыться, общаясь с таким маленьким чудом. Поэтому часто мамы через собственных младенцев приходят в храм. Цепочка такова: по совету подруг начинают причащать младенцев, а затем доходят до первой исповеди и сами. Хорошо, если так, но часто бывает и по-другому: приносящие младенцев сами и не крещены, и не воцерковлены, и даже не пытаются двигаться в этом направлении – считают это ненужным[5]. Это магическое отношение к причастию – причастить, чтобы ребенок не болел. Тут поле для нашей, священнической, деятельности. И, может быть, вполне возможно вспомнить средневековую практику причащения младенцев, когда за них перед их причастием говели родители (постились, и молитвенное правило читали! – эту традицию сохранили и староверы). И рассказать об этой практике современным мамам, чтобы дать понять, насколько связано духовное состояние мамы с состоянием младенца…

Большая часть проблем с причастием в период «от двух и старше» – это исправление несделанного во младенчестве. Однако не только это. Тут уже встает вопрос о сознательном участии в Таинстве и о подготовке к нему. Главной и основной причиной последующего расцерковления детей обычно называют отсутствие внутреннего христианства у родителей. Внешнее, обрядовое участие в Таинстве противопоставляется сознательному участию, с подготовкой. Но как можно подготовить «взросленького» младенца? Вначале скажем о богослужении.

Родительское невнимание и приходская неорганизованность почти ежевоскресно приводят к одной и той же картине: наигравшаяся на улице толпа «взросленьких» младенцев продолжает свою игру в храме при причастии, пролезая вперед и отталкивая партнеров по игре, в игровом раже не слыша священнических окриков, – о какой сознательности можно говорить в подобной обстановке? Начинаются бесконечные проповеди священника, обращенные к родителям: о бесполезности для ребенка простого обрядового причащения, о необходимости готовить детей, объяснять и проч.

В то время, когда дети играют «в индейцев» на подступах к храму, родители их обычно молятся в храме. А как иначе? Дети и дома надоели – хоть здесь от них отдохнуть. Заставить их стоять в храме рядом с родителями – не заставишь! На самом деле в храме нетрудно организовать, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Необходимо организовать институт волонтеров, которые бы присматривали за детьми, пока родители их молятся. И не просто присматривали – отвечали бы за детей, сданных им под надзор на прихрамовую детскую площадку[6]. Чтобы родители забрали его за некоторое время перед причастием (кое-где волонтеры и не беспокоят родителей, а организованно ведут своих «овечек» к причастию сами – благо, в некоторых храмах существует «детская» Чаша). Патриарх на одном из московских епархиальных собраний рекомендовал западную практику: дети находятся на богослужении в комнате рядом с храмом. В идеале эта комната имеет стеклянную стену: дети видят и слышат то, что происходит в храме (в комнате установлены динамики). А вот их не слышат – они не мешают богослужению. В комнате рекомендуется проводить «соответствующие игры»[7] – до какого-то определенного момента[8]. А потом – спеть, например, Символ веры. Или Отче наш. Немножко постоять, чтобы дети отошли от игры. В общем, как-то немного помолиться, приготовив детей к причастию. Есть некоторая неправильность в подобном подходе, но это на настоящий момент почти единственный способ решить «детскую» проблему на «многодетных» приходах[9].

Наиболее «благочестивые» прихожане встречают детскую комнату в штыки. Как так, ребенок не выстаивает службу в храме, а находится неизвестно где и занимается неизвестно чем, а затем причащается? Я вижу изрядную долю ханжества в этих претензиях. Конечно, существуют дети, которые с детства приучены молиться за богослужением вместе со взрослыми. Для таких детей детская комната становится соблазном. Но из двух зол, как известно, выбирают меньшее[10]: детская комната полезна для превалирующего большинства детей и родителей. Совершенно очевидно, что из всех детей «маленьких монахов» (по слову Анны Гальпериной) не вырастить. Даже в церковных семьях «с традициями» опытные родители часто сталкиваются с индивидуумами, которых при всех «правильных» усилиях заставить стоять час в определенном возрасте невозможно. Все дело в характере и темпераменте – и это вовсе не «бесовское действие», как спешат заключить храмовые бабули. Ну а уж если «образцово-показательные» родители не могут, что говорить обо всех остальных (и сами родители то подчас едва выстаивают!). Дети, скопом загнанные в храм, превращают службу в бардак. Так что, уж извините, средневековой благочестивой картинки на практике, увы, никак не получить.

И все же к храмовой молитве детей нужно приучать – это одна из функций детской комнаты при храме. Научить хотя бы на какое-то время сосредоточиться. Постоять. Научить храмовому благоговению. Но в любом случае эта наука, конечно, должна начинаться с дома, с домашней молитвы и домашнего бытового благочестия. Про богослужебную подготовку я вроде бы написал, теперь перейду к подготовке домашней.

Как ребенку говеть? Этот вопрос соприкасается с вопросом о детском посте вообще. Нужно ли ребенку поститься? Диапазон мнений велик. От отрицания детского поста вообще (вот как вырастет – тогда; зачем лишать ребенка детства) до рекомендаций поста наравне со взрослыми (не научите поститься – потом пожалеете). Об актуальности вопроса часто говорит металл в глазах и в голосе при разговорах на эту тему. Бывают разные дети и разные семьи, поэтому однозначного ответа на эти вопросы нет…

И все же есть. У меня имеется готовый и удобный ответ на эти вопросы, который часто приходится повторять (у любого священника есть ряд заученных, красивых, но не всегда практически полезных советов): не нужно заставлять ребенка насильно поститься и молиться – нужно воспитать в ребенке желание поста и молитвы, желание христианского подвига. Чтобы он постился и молился сам, без внешнего понуждения. Сказать легко, а вот сделать… И если откровенно говорить, за свои без малого двадцать лет пастырской практики я не встречал ни одного ребенка, у которого родителям удалось бы воспитать подобную жажду. Да, требование правильное, но уж больно невыполнимое – только в житиях можно прочитать о подобной жажде у будущих святых во младенчестве. Не скажешь же родителю: Вы обязаны воспитать святого…А много вы знаете взрослых, которые воспитали в себе подобную жажду?

Правда, жажду эту дети легко профанируют – и с подобными профанациями встречаться как раз приходится нередко. Есть категория детских характеров, которые «с лёта» учатся угождать родителям, подстраиваться под них, а родители не желают замечать этого приспособленчества, воспринимая поведение детей «за чистую монету» – как вполне искреннее. Дети остро чувствуют, чего от них хотят родители, и имитируют желаемое, получая в награду родительское благорасположение со «всеми вытекающими»[11]. Причем наука этого обмана постигается детьми очень рано, лет этак с трех и даже ранее, и учителями очень часто являемся мы сами – нам так удобнее. Поначалу этот обман устраивает обе стороны, но позже оборачивается, как и всякая неискренность, бунтом и ненавистью.

Итак, значит – насилие. Любая подготовка к причастию неизбежно будет насилием и понуждением, как, впрочем, и большая часть наших воспитательных мероприятий для детей. И надо подумать, чтобы это насилие было разумным и не вызвало со временем реакцию отторжения в детской душе. Чтобы насилие было как бы опосредованным, чтобы оно вовлекало, а не ломало. Благоговение насилием не воспитаешь – оно может родиться лишь как плод Благодати. А вот приверженность определенным правилам и постоянство воспитать можно. А также верность, мужество, терпение и еще очень многое-многое.

Да, ребенок должен понимать, на своем уровне, зачем все это нужно: все молятся – и я молюсь, как взрослый; все постятся – и я пощусь, как взрослый!И собственное детское «богословие» ему тоже необходимо – родители, подскажите, сформируйте! И отношение к причастию у маленького человека изменится, если он приложил какие-то усилия к подготовке – хотя бы отказался от конфеты с утра. Хорошо, когда окружающий мир церковной семьи нелицемерно вовлекает и увлекает ребенка – это пока единственная доступная для него вселенная, и надо, чтобы в ней не было «черных дыр». Но любое даже самое смиренное чадо рано или поздно будет стремиться выбраться за границы этой вселенной. И рано или поздно все равно придется учить его ходить самостоятельно, а не вместе с вами.

Детские психологи говорят, что три года – первый детский сложный возраст, когда маленький человек начинает ощущать себя личностью и, соответственно, бунтовать против насилия над собой, делать наоборот, вопреки. И мне приходилось встречать «благочестивый» детский бунт: А я буду делать не так, как ты, а как в церкви!Это детское бунтарство нельзя не учитывать в воспитании. Молитва и посещение храма никогда не должны восприниматься как наказание. Скорее наоборот: хочешь наказать, отлучи от общей домашней молитвы, не возьми в храм, не веди к причастию. И бунтующий ребенок всеми силами будет стремиться к запретному! Обычно младенческий бунт и истерики рекомендуется спокойно и твердо усмирить и перебороть: кнутом и пряником. Эти средства годятся, но только не в религиозной сфере! Пусть религиозное стремление станет для ребенка с «бунтарским» темпераментом не столько общественным (как все!), сколько личным (вопреки всем!) устремлением. Общественное теряется быстро, а вот личное – надолго.

Бунтарские стремления связаны вообще со стремлением к борьбе, в особенности характерным для мальчиков (но не обходящим и девочек). Как бы через все эти игрушечные пистолеты, мечи, танки и сражения со сверстниками научить свое чадо воевать с собой, с соблазнами, с растущими ростками страстей и грехов? И в этой «воинской» системе координат причащение сделать главной вершиной, которую необходимо завоевать… Дети всегда имеют собственные представления о мужестве[12] – как бы спроецировать их в духовную сферу?

Дети живут в своем особом мире, и понятно, что их духовное воспитание превращается для нас в наше собственное воспитание. Не мы их, а они нас начинают воспитывать и учить молитве и богообщению. В любом случае это наш совместный путь, и он должен быть творческим. Это общая тропинка к Богу, которую топчем мы втроем – я, ребенок и Бог. Без экзальтированности, трезво ловить то, что в ребенке вдруг открывает Бог, и помогать этому росточку вырасти, по крайней мере не мешать ему, не погубить его собственным менторством и доктринерством. Ростки эти могут быть довольно необычными и удивительными. Я вспоминаю, как один из «моих» вдруг перестал есть мясо и рыбу (и не ел их довольно долго) – не из аскетических побуждений, а из жалости: Ведь у них же глазки!И в слезы! А почему бы и не положить этот непонятно откуда взявшийся и неправильный, «вегетарианский», но искренний посыл в основу своеобразной детской аскезы… Хотя бы не мешать!

Читайте также:  Как лечить насморк шестимесячному малышу

Протоиерей Георгий Крылов

[1] Не хочется отягощать статью поповскими примерами, но в примечаниях не удержусь. Один из моих «знакомых», после церковного детства и православной гимназии усердно расцерковившись, специально включал на полную громкость и направлял в сторону материнской комнаты динамики магнитофона, усиливающие рок с подобранным богохульным содержанием именно в моменты, когда мать обычно молится. Ну, и достаточно часто банально избивал мать, добиваясь от нее денег. Вот такие плоды… [2] Я встречался и с другим подходом, но он относится уже к разряду «старческих (точнее – младостарческих) откровений». Одному моему знакомому духовник советовал причащать младенца не чаще раза в месяц, а то младенец не выдержит подобной святости. [3] А уж как непросто крестить детей в возрасте от двух лет и старше – это отдельный разговор. И если с причастием можно порекомендовать повременить, подготовив ребенка, то в крещении-то не откажешь. И поэтому пятьдесят процентов крещений «взросленьких» младенцев превращаются в кошмар. Я не говорю о том, что почти всегда младенца вынуждена держать мать – вид незнакомых восприемников приводит ребенка к истерике. Что приходится крестить на фоне воплей ребенка и успокаивающих заигрываний родителей. У одного моего знакомого священника на крещении такой младенец опрокинул купель! Но самое тяжелое – это внутреннее сознание священника, совершающего Таинство: что это неправильно, что здесь что-то не так. При крещении маленького младенца (до года) опытный священник всегда сам может его успокоить – укачать, если на это неспособны восприемники. А здесь чувствуешь собственное бессилие. Как в глухую стену стучишься. Почти уверен, что и на причастие носить не будут, что уж говорить о христианском воспитании (хотя на предварительной беседе кивают головами: да, конечно, батюшка). Слишком много труда теперь нужно приложить – куда уж им… [4] Запуганность врачами – немаловажный фактор. Ребенок обычно знаком только с одним видом «дальних эскурсий» – походом в поликлинику, где ему всегда делают больно и очень больно. И этот испуг очень часто понуждает его с опасением относиться ко всякому незнакомому человеку (вообще не понятно, пользы или вреда больше для ребенка от регулярной медицины – медицинской пользы от прививок, или психического ущерба от незаслуженной и неожиданной боли при прививке?). А священник еще и одет очень похоже на врача (поэтому я советую крестить и причащать младенцев не в белой, а в цветной фелони). И успокаивают ребенка так же, как и в поликлинике. Поэтому вступает в силу привычный алгоритм действий: крик и сопротивление. Когда же наши врачи научатся делать прививки не больно? [5] Полное непонимание (и нежелание понять) того, для чего младенца принесли, приводит к комическим с внешней точки зрения, а с внутренней – к страшным происшествиям, «коллекция» которых имеется у всякого практикующего священника. То про «конфетку» ребенку начинают рассказывать, а то при причастии у ребенка изо рта вдруг вываливается разжеванная баранка… [6] Для этого, увы, требуется не одна толика профессионализма. Поэтому как минимум старшим волонтером должна быть профессионалка, умеющая работать с детьми. [7] Игра для детей – способ постижения окружающего мира. Дети любят играть в богослужение, и я ничего плохого в этих играх не вижу, если они серьезны и не переходят в кривлянье. Может быть, именно подобные игры уместны в детской комнате во время богослужения. Дело новое, поэтому приходится двигаться «на ощупь». На вопрос моих волонтеров о том, можно ли детям пошить детские облачения для подобных игр, я ответил отрицательно. А использовать лампадку как детское кадило – наверное, можно. Игра в богослужение хороша, когда она рождена самими детьми, а не инициирована взрослыми – иначе рождается фальшь. Не запрещать и не поощрять, а слегка удерживать. Вот условия, при которых игра в богослужение способна ввести детей в само богослужение. [8] Еще я встречал совет давать детям карандаши, краски и бумагу, чтобы они рисовали на «неважных» частях Литургии. Рисование для детей – тоже способ познания мира. [9] Второй способ – служение специальных детских, предельно кратких и соответствующим образом организованных Литургий в храмах, где есть отдельные изолированные пределы для этого случая. Петь за этими Литургиями тоже лучше доверить детскому хору, а прислуживание в алтаре – маленьким алтарникам. Регулярное устройство подобных Литургий – дело будущего. [10] Я обычно говорю родителям таких «благочестивых» детей: научили своих чад молиться на службе – научите и бороться с соблазнами. Жестоко? Да. Но иного выхода нет. [11] На моей памяти одна девочка довольно долго имитировала мироточение икон в домашнем молитвенном углу (поливая их маслом), с целью привести в состояние восторга и умиления собственную бабушку. [12] Проиллюстрирую ситуацией из жизни собственных детей. Маленькие братик и сестричка стоят за какую-то провинность в углу (точнее, в разных углах). Девочка плачет, мальчик сдерживает слезы и что-то бормочет. Прислушались – а это он наставляет сестричку: Дуня, не плачь, ты же мужчина!

источник

Священник Михаил Геронимус

Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:

Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.

Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.

У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.

При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.

Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.

Источником же жизни для человека является Господь, поэтому через Причастие человек получает неизреченное небесное питание. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51).

В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.

В самой молитве перед причастием мы просим Бога: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».

То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.

Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство Евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1 Кор. 11:29-30).

Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.

Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.

С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.

Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.

Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.

Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.

И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.

Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.

Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.

Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.

Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.

Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.

Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.

Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:

Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.

Я могу посоветовать родителям внимательно взвесить все обстоятельства «за» и «против», и принять самостоятельное решение.

Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.

И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.

Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)

источник

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Идти на причастие,если ангина?


В опросе приняли участие 60 пользователей.

Вопрос, совести хватит у вас не вести ребенка с герпесной ангиной или с любым другим заразным инфекционным заболеванием на причастие? Читать полностью
Все рецепты
Рецепты от Поваренок.ру
Квас хлебный с медом и изюмом .
И закваска для этого кваса. Делаю такой квас уже больше .
Подробнее »
Каша гречневая и секреты еe .
В прошлый раз я рассказал, как правильно приготовить .
Подробнее »
Суп «Проще простого» .
Рецепт этого супа меня иногда выручает. Ну, просто .
Подробнее »
Столичный кекс «Тот самый» .
Восхитительно рассыпчатый, нежный, изюмный-изюмный!
Подробнее »

А у вас получается что причастие только для здоровых?

разве не для больных — приносит священник Святые Дары на дом?

К тому же. Вот у моих детей ангина и вирусный коньюктевит. В воскресенье пошла на службу сама. Потому что они больны — капризничают им тяжело. Они должны лежать и выздоравливать. Они не только в храме находятся, но и на подворье, с другими детьми. Был бы верх эгоизма с моей стороны тащить из на службу, утомлять, подвергать заразе других детей — пусть не в храме, но во дворе. Кому от этого легче?

Вместо этого я оставила детей на мужа, а сама молила Господа об их здравии. И помоголо, надо сказать!. Обошлось без осложнений, а не как обычно.

Рада за вас, что деткам полегче. Но в моем случае. — написала выше. Дочь у меня тоже очень в детстве болела много, было даже, что в туалет не могла выйти — слушала дышит или нет. До 12 лет на руках ее носила, потому что приступы ночью, а она спать хочет. Положешь — задыхается, вертикально держишь — дышит. Так в храм и носила, а с 12 лет, Слава Богу, стала петь на клиросе. Да и после источника праведной Анны у нас на 2 года затишье было. Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

Рада за вас, что деткам полегче. Но в моем случае. — написала выше. Дочь у меня тоже очень в детстве болела много, было даже, что в туалет не могла выйти — слушала дышит или нет. До 12 лет на руках ее носила, потому что приступы ночью, а она спать хочет. Положешь — задыхается, вертикально держишь — дышит. Так в храм и носила, а с 12 лет, Слава Богу, стала петь на клиросе. Да и после источника праведной Анны у нас на 2 года затишье было. Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

А у вас получается что причастие только для здоровых?

разве не для больных — приносит священник Святые Дары на дом?

К тому же. Вот у моих детей ангина и вирусный коньюктевит. В воскресенье пошла на службу сама. Потому что они больны — капризничают им тяжело. Они должны лежать и выздоравливать. Они не только в храме находятся, но и на подворье, с другими детьми. Был бы верх эгоизма с моей стороны тащить из на службу, утомлять, подвергать заразе других детей — пусть не в храме, но во дворе. Кому от этого легче?

Вместо этого я оставила детей на мужа, а сама молила Господа об их здравии. И помоголо, надо сказать!. Обошлось без осложнений, а не как обычно.

Читайте также:  Как лечить насморк маслом пихты

Когда в нашем городе была чума — всех причащали, и как всегда батюшка последний. Это нам рассказывали на проповеди. У меня такой вопрос не возникает, есть у меня благословение на частое причастие по болезни и не раз уже падала температура в день причастия. А болезни даются нам совсем по другому поводу. И в библии написано о том как причащаются болящие и получают исцеление. А у вас получается что причастие только для здоровых?

источник

Как часто причащаться святых таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год. Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в год только очищаться? Лепо ли это?

Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова» [1] .

Очищать душу свою недостаточно один или даже четыре раз в год. Попробовали бы мы не делать уборку в доме целый год, не ставить на место вещи, не протирать пыль, не подметать пол и не выносить мусор – во что превратилось бы наше жилище? Так же абсурдно не следить за порядком и чистотой в доме своей души.

Однако отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку, формальность, не произошло охлаждение и пренебрежение к своей духовной жизни. «Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащающиеся ежедневно святых таин Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей и предаются озлоблению и непокорности» [2] .

Частота причащения должна быть согласована с духовником, и если он видит, что, часто причащаясь, человек теряет благоговение к святыне, то может дать совет причащаться реже. «Я причащаю каждую неделю и чаще. Но только это возбуждает в них (духовных чадах. – о. П.Г.) ревность к друг другу, а потому я иногда и не допускаю» [3] , – говорил отец Иоанн. Одна его духовная дочь сказала ему, что причащается раз в две недели, на что он ответил ей: «И превосходно делаешь, чаще и не нужно».

Так что, для каждого человека его духовником или приходским священником должна быть установлена своя мера частоты причащения. Кому-то можно причащаться и еженедельно, для кого-то следует преступать к чаше не так часто. Но каждый православный христианин должен старается причащаться не реже одного раза в месяц, чтобы не отрываться от евхаристической жизни Церкви.

Как подходить в святой чаше

Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются и диакон выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).

Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту. Существует неправильное мнение, что нельзя целовать руку священника, а только святой крест. Это неверно, после того как причастник запил, он может приложиться как ко кресту, так и к благословляющей руке, греха в этом нет.

Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Они изложены в православном молитвослове.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

О причащении детей и болящих

Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения «в освящение душ их и в принятие благодати Господни», как сказано в Учительном известии. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.

В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.

Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у чаши, плачут, кричат, вырываются. Как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успокоить ребенка заранее, можно показать ему как спокойно причащаются другие дети. И, конечно, почаще причащать чадо.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

Начиная с отроческого (семилетнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно поисповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к таинству исповеди (например, в 6 лет).

К первой исповеди ребенка нужно должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка может быть страх перед исповедью. Его необходимо развеять, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.

Некоторые мамы и папы совершают большую ошибку, сами называя ребенку его грехи или написав их за него на бумажке. Родители могут только мягко и деликатно рассказать о грехах, но не исповедаться за него. И совсем уже недопустимо после исповеди расспрашивать батюшку о содержании детской исповеди.

Причащение немощных и болящих на дому. Напутствие умирающих святыми тайнами

Бывают случаи, когда люди по болезни, немощи и старости не могут сами прийти в храм, исповедаться и причаститься. Тогда для их причащения на дом приглашается священник. Таинство причащения на дому также совершается над умирающими православными христианами.

Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последней минуты. Если человек находится в тяжелой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Причащение на дому совершается по чину «Егда вскоре больному дати причастие». Это небольшое последование, во время совершения которого священник читают молитвы об исцелении болящего и прощении его грехов.

О том, как подготовить того или иного больного к причастию, необходимо посоветоваться со священником. Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь находящихся при смерти).

Чтобы пригласить священника к больному на дом, нужно заранее прийти в храм (желательно за несколько дней до предполагаемого визита батюшки, если состояние больного это позволяет) и лично изложить священнику свою просьбу. Договориться с батюшкой о времени и дне посещения, а также оставить свой адрес и телефон. Если встретиться со священником не представляется возможным, следует оставить за свечным ящиком (где принимают записки и продают свечи) свой телефон, адрес, а также написать, в каком состоянии находится больной. Если состояние болящего очень тяжелое и его напутствие не терпит отлагательств, а найти священника в храме по каким-либо причинам не удалось, следует поехать в другую церковь и постараться найти там дежурного священника. Конечно, это возможно сделать, только если в вашем городе не один храм.

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Мы причащаемся святых Христовых таин во исцеление души и тела, и во время болезни, немощи причастие особенно необходимо православным христианам. Можно привести немало примеров, когда после исповеди, соборования и причащения тяжело больные люди, которых родственники уже считали умирающими, восставали с одра болезни.

Мне приходилось наблюдать в момент причащения тяжкоболящих какое-то особое просветление их разума и чувств.

Умирала одна моя родственница, и я пришел к ней для исповеди и причащения. Ей было уже 90 лет и в период последней болезни ее сознание было сильно помутненным, она заговаривалась, не всегда узнавала близких. Но во время исповеди, перед причастием, разум вновь вернулся к ней, и исповедовалась она с полным пониманием и сокрушением сердечным, сама называла свои грехи.

В другой раз меня пригласили к одной нашей старой прихожанке. Состояние ее было очень тяжелым. Признаться, я даже не знал, смогу ли ее причастить. Она лежала на спине с закрытыми глазами, ни на что не реагировала, а лишь хрипло дышала. Но как только я поднес к ней чашу с частицей святых даров и начал читать молитву перед причащением, женщина перекрестилась четким крестным знамением и открыла уста для причащения.

источник

Простите, если увидели в моих словах агрессию.

Кстати, посмотрела Вашу информацию, а мы с Вами бывшие соседи! Вы, случайно, не 881 школу (физмат от МГИУ) заканчивали?


р.Б. Иоанн

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2336059
15.09.06 13:59

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Если я заболела, стоит ли мне воздерживаться от похода в храм, когда нет большой необходимости в посещении? «

Некорректно поставлен вопрос — нет такой ситуации в природе, чтобы не было «большой необходимости» в «посещении» Храма.

А так — зависит все-таки от рода болезни.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2336010
15.09.06 13:42

Ответ на #2335996 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мне очень жаль, Мария, что Вы так агрессивны. 🙁


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335996
15.09.06 13:37

Ответ на #2335826 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Елизавета, рада, что у Вас такой образцово-показательный храм. У нас не так, как видите, а со своим уставом. дальше помните? 🙂

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335826
15.09.06 12:49

Ответ на #2335359 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как смотрели — не важно, важно, что думали. А этого ни Вы ни я знать не можем. 🙁

Насчет детей наш Владыка категоричен. Говорит, если дети шумят (орут, либо бегают по храму), нужно выйти с ними на улицу, или успокоить. Вот так то!


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335359
15.09.06 10:35

Ответ на #2335326 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Взяла это с того, что я там присутствовала, а не Вы. И я видела, как люди на меня смотрят с сочувствием, а вовсе не с раздражением. Но у нас очень маленький храм, все всех знают, возможно это сыграло роль. . Мне по Вашей логике и на работу не надо было ходить, ведь и сотрудникам, наверно, сложно было порой сосредотачиваться, когда у меня случался очередной приступ.

А меня, например, невероятно отвлекали раньше маленькие дети. У нас есть одна дамочка с двумя крохами — эти крохи производят столько шума, что я первое время, признаться, с трудом сдерживалась, чтобы не высказать ей, что с такими маленькими наверно стОит повременить ходить в храм, пока они не поймут, что нельзя во время службы громко кричать и двигать стульчики с грохотом. На них даже батюшка во время службы иногда оборачивается, на особо громкие звуки. И что, с маленькими несмышленышами тоже не ходить? Всегда что-то или кто-то производит шум — это неизбежно, имхо.


Виктор Судариков

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335352
15.09.06 10:32

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Лучше не искушать окружающих и не ходить и не разболеться самому. Тем более если ребенок нездоровый пойдет — он может «добавить» по пути в храм.
Если болезнь серьезная и длительная — лучше попросить причастить на дому.
В.С.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335326
15.09.06 10:21

Ответ на #2335257 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сочувствую Вам.
Только с чего Вы взяли, что соратники по храму терпели Ваши хлюпы, сипы и кашли мужественно?
Подумайте, сколько людей в этот момент отвлеклись от молитвы на издаваемые Вами звуки? Сколько людей мнительных, которые боятся заразиться, стояли и думали, что заразятся от Вас, ведь не все же знают, что Вы в тот момент были не заразны?
Как говорят священники и Ваша молитва идет во вред Вам в тот момент, когда Вы пусть даже невольно вводите в искушение людей.


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335257
15.09.06 09:59

Ответ на #2332969 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

У меня был период в жизни, когда я в течении нескольких лет боролась с бронхитом и в итоге астмой одновременно. Была, соответственно, незаразная, но думаю приятного в нахождении рядом с беспрерывно хлюпающей, сипящей, кашляющей и в целом задыхающейся мной было мало. Прекрасно понимаю, что это неприятно окружающим, но, войдите в мое положение, что же мне теперь надо было все это время в церковь не ходить, а я и так не так часто, как хотелось бы, ходила, потому что просто не была в состоянии? :(. Когда совсем плохо становилось — выходила наружу и решала свои сопливо-кашельные вопросы там. Соратники по храму мужественно терпели мои хлюпы, сипы и кашли, за что я им всем благодарна.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2332969
14.09.06 14:32

Ответ на #2301531 | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На мой взгляд, больному человеку, тем более заразному, лучше сидеть дома и лечиться. Если уж только болезнь страшная (не дай Бог), пригласить священика на дом для исповеди и причастия.

А как неприятно стоять в храме, когда рядом с тобой кто-нибудь хлюпает носом, беспрестанно сморкаясь или кашляет! Лично я уже о молитве думать не могу. (Слаба наверное верой :))
Мне кажется, что люди с простудными симптомами если не заразят кого-то, то уж во искушение точно введут.

Марина С З

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2301531
03.09.06 16:11

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благодарю вас всех за отклики! Простите, отвечаю всем сразу (как всегда). Мне приходилось слышать (в воскресной школе для взрослых), что от святыни не заражаются, что в истории Церкви причащали из общей Чаши и здоровых, и больных (даже чумой). Читала такой случай, как больной бешенством выплюнул просфору, а христианин подобрал (не помню его имя, но оно было названо, какой-то известный подвижник) и не заболел. Но мое предположение, что в воздухе храма не могут жить микробы, так как не могут жить на святыне, пока подтверждений не нашло. Хотя я думаю, что в этом есть смысл.
У меня бывает простуда без кашля и чихания, даже без насморка (что-то вроде фарингита). Тогда заражение может произойти через воздух. Если иду в храм, встаю на улице метрах в полутора перед открытой дверью. Но там тоже люди ходят, и беременные, и дети, и грудных тоже носят. И они не только проходят, но и находиться там могут какое-то время. Я стараюсь соблюдать хоть какую-то дистанцию (хотя бы метра в 1,5), но не всегда получается. Выглядит это как-то странно – человек шарахается от других. Хорошо было бы еще узнать мнение специалистов в области медицины.
Кстати, читала, что основной способ заражения – через руки больного насморком, когда оба человека склонны прикасаться к носу.

Марина С З

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2301529
03.09.06 16:11

Ответ на #2296137 | Наталия Д.О. православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ЗДравствуйте, Наталия! В начале мой вопрос и вся тема звучали несколько по-другому (там было непонятно, что вопрос именно об опасности заражения), и первые ответы были написаны до изменения темы. Действительно, очень тяжело отказаться от посещения храма в тот день, когда привык ходить. Думаю, что человек все-таки приходит в храм для богообщения, а не для того, чтобы исцелиться от болезни. Некоторые и не знают, как именно происходит заражение. Я вот раньше не задумывалась о том, что могу кого-то заразить. А простуду считала чем-то вроде повреждения от переохлаждения, а не инфекцией. Только когда прочитала об этом, узнала.

Наталия Д.О.

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2296137
01.09.06 12:59

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Заранее прошу прощение за мою категоричность.Просто, прочитав сообщения по данной теме,сильно возмутилась.Мой сын заболел ветрянкой в 14 лет.В очень тяжелой форме,получил жуткое осложнение и даже 3 года был «на инвалидности».И если кто-то,чтобы выздороветь самому,идет в храм и при этом заражает других,то это,ну очень «по-православному».
Мою родную сестру крестили,когда ей не было еще 1 месяца.Нагрешить она вряд ли успела.То ли воду холодную налили,то ли сквозняки были,но на следующий день она заболела(пневмония) и через несколько дней умерла.
Неоднократно после посещения храма у меня на губах появлялся герпес(после прикладывания к иконам).
Только не надо во всех этих примерах видеть мистику или говорить,что без воли Божьей ни один волос с головы не упадет.Все это уже слышали.Но в мире существуют еще физические законы,которые Бог не отменял(хотя некоторые тут пытаются отменить,не ставя даже Бога в известность).
А Вы задумывались,почему детей(особенно грудничков) в 1-ю очередь пропускают к причастию?Наверное,не из-за уважения к их возрасту.А потому что иммунитет детей намного слабее,чем у взрослых.
А когда священник подходит к иконе,чтобы приложиться,тут же «из-под земли» появляется бабушка с тряпочкой и тщательно протирает икону.Священник,думаю,тоже не хочет подцепить какую-нибудь заразу.На Бога надейся,а сам не плошай.


Юлия Пушинкина

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2290102
30.08.06 17:21

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Воздушно-капельным путем наверное можно заразить.

В эту вечерню на Успение видела женщину, приведшую двоих детей со следами от ветрянки. Вот такого православия мне не понять, я в страхе отбежала на другую половину, но сколько я простояла рядом с ними неизвестно (не смотрела по сторонам) , а ведь иммунитета к таким заболеваниям у меня нет. Ну ладно я, а если какая беременная подцепит ветрянку, да еще и на раннем сроке беременности, последствия могут быть самыми ужасными. У меня крестник всего два часа провел с ветряночным ребенком (родители привели больного мальчика в детский сад, через два его забрал дедушка) и заразился.

3 августа 2019 в 07:25 — Андрей Бузик
В издательстве «Достоинство» вышла новая книга Федора Конюхова «Там, где видно Бога». Эта книга для тех, кто интересуется путешествиями на грани возможного с точки зрения их христианского . читать далее »

2 августа 2019 в 15:12 — Андрей Бузик
21 июля по старому стилю / 3 августа по новому стилю суббота Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, . читать далее »

1 августа 2019 в 11:11 — Садовников Андрей
Друзья, предлагаю к просмотру телевизионный фильм про крестный ход в Костромской области: . Всем приятного просмотра! http://www.logoslovo.ru/media_editor/topics/0/media_my/page_1_2_2/id_49945/ читать далее »

31 июля 2019 в 00:43 — Марат Зиновкин
Энтони Флю Ученый Энтони Флю всю свою жизнь прожил ярым атеистом. Под конец своей жизни он изменил свое мнение. Какое это имеет значение для верующих. читать далее »

29 июля 2019 в 22:23 — Андрей Рыбак
Выбор направления ума В.В. Путина Владимир Путин и Александр Лукашенко посетили Валаам читать далее »

29 июля 2019 в 15:22 — Дмитрий Владимирович
Плодитесь и размножайтесь. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И . читать далее »

28 июля 2019 в 06:25 — Андрей Рыбак
Старец Симон (Бескровный) с мощами отца В чем тайна смирения? Иером. Симон (Безкровный) читать далее »

27 июля 2019 в 15:29 — Леонид Ф.
Старец Таврион (Батозский) Напомним, что речь идет о старце невероятной духовной силы! Его уважал и патриарх Пимен, и архиереи. Сам о. Таврион многие годы провел в ГУЛАГе, выковав там истинный . читать далее »

26 июля 2019 в 22:41 — Андрей Рыбак
Квас из травы и листьев Зеленый русский квас и хрен с ним читать далее »

26 июля 2019 в 11:10 — Андрей Бузик
В четверг, 25 июля, исполнилось 35 лет с момента выхода женщины в открытый космос. Первой за пределами орбитальной станции побывала Светлана Савицкая. Вместе с напарником Владимиром Джанибековым 25 . читать далее »

Дальневосточный SUP-путешественник, Максим Харченко добрался до Сахалина! 1 августа, в 5:42 утра Максим воткнул весло в песок Сахалина! Такого еще никто не делал! Стартовав в конце мая из Тернейского . читать далее »

Вчера состоялся открытый чемпионат Красноярского края по скайраннингу в дисциплине «Высотная Гонка» в рамках первого этапа трёхдневного горного ультрамарафона «Skyrunfest» в природном парке «Ергаки» . читать далее »

2 августа 2019 в 18:34 — Александр В.А.
Падение во ад поклоняющихся зверю и образу его, и принимающих начертание имени его На сайте Президента Украины 29 июля появился Указ №558/2019 «Про деякі заходи щодо поліпшення доступу фізичних та . читать далее »

1 августа 2019 в 23:05 — Мотря
ВДВ День десантника автор: Алексей Клоковский Сегодня день особенный в России У православных и у ВДВ. На улицах береты голубые, Звон колокола в гулкой синеве. В такой стране двум праздникам не . читать далее »

31 июля 2019 в 16:08 — Леонид Ф.
Знаменский кафедральном собор г. Кемерово Явления Господа, Богородицы и святых пророчице Анне Кемеровской и видения, ей показанные Анна Кемеровская (Анна Ивановна Абабкова) родилась в 1912 году в . читать далее »

30 июля 2019 в 23:39 — Андрей Рыбак
Собор Дивеевских святых Собор Дивеевских святых читать далее »

29 июля 2019 в 18:26 — Андрей Рыбак
Владимир Высоцкий БАЛЛАДА О ЛЮБВИ Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока . читать далее »

29 июля 2019 в 00:10 — Андрей Рыбак
Государь ВОЗЗВАНИЕ: ПРОСТИ НАС, ГОСУДАРЬ! Цареубийство не закончилось, оно продолжается каждый день в именах цареубийц на наших улицах, в памятниках палачам и их возвеличивании, в Матильдах, . читать далее »

28 июля 2019 в 06:19 — Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил Афонский старец Гавриил. Жизнь сложнее канонов! читать далее »

27 июля 2019 в 09:14 — Андрей Рыбак
Семья Николая Второго Дети царской семьи — Николай-II читать далее »

26 июля 2019 в 18:30 — Андрей Рыбак
Детей дает Бог. Он один знает, дать ли, когда дать, и сколько детей дать – и никто иной. Преподобный Паисий Святогорец Икона Благословение детей СИЛОЙ НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ человека изменить свою . читать далее »

26 июля 2019 в 10:40 — Андрей Рыбак
Тайга режется аккуратно — ломтями. Надо приехать в Сибирь, чтобы увидеть своими глазами, действительно ли весь лес здесь хищнически пилится и вывозится в Поднебесную. Тайга режется аккуратно — . читать далее »

12-13 июля 2019 в Серебряном Бору в акватории Пляжа 3 прошли соревнования INGRAD Moscow Wakesurf Cup 19 (INGRAD MWSC 19), единственный в России турнир из 14 этапов Мировой Серии Вейксерфинга. . читать далее »

Наконец, отличные новости о Гашербрума II: читать далее »

2 августа 2019 в 15:48 — Андрей Бузик
Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и . читать далее »

1 августа 2019 в 15:27 — Андрей Бузик
Святой пророк Илия Акафист святому пророку Божию Илие Память: 02 августа (20 июля ст. ст.) Кондак 1 Из­бра́н­ный Бо́­гом на обраще́ние Изра́иля от пре́­лес­ти Ваа́ловы, . читать далее »

31 июля 2019 в 09:09 — Андрей Рыбак
Молитва Иисусова – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Дух Православия в самоукорении. читать далее »

30 июля 2019 в 20:29 — Андрей Рыбак
Электронные паспорта в России нужны Вашингтону ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВ: ЭЛЕКТРОННЫЕ ПАСПОРТА В РОССИИ НУЖНЫ ВАШИНГТОНУ Россияне не одобряют внедрение электронных паспортов, но они проголосовали за . читать далее »

29 июля 2019 в 16:47 — Андрей Бузик
Да сохранятся в потомстве имя ее, подвиг ее, разум и человеколюбие… Преосвященнейший Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский Что человек оставляет на земле после ухода в вечность? . читать далее »

28 июля 2019 в 21:23 — Андрей Рыбак
Живите в Духе Любви, ибо на таковых нет закона! слова митрополита Иерофея Влахоса Чистые сердцем видят Бога как Друга – в Свете, а нечестивцы – как Судию – в Огне» Живите в Духе Любви, ибо на . читать далее »

28 июля 2019 в 00:15 — Андрей Рыбак
Оруэллу и не снилось. Тёмная сторона цифрового мира. Взгляд из Америки Оруэллу и не снилось. Тёмная сторона цифрового мира. Взгляд из Америки андидат физико-математических наук Ирина Мухина о . читать далее »

26 июля 2019 в 23:18 — Андрей Рыбак
Икона Божией Матери ‘Благоуханный цвет’ Сказка об Инсульте и Инфаркте и трех богатыршах читать далее »

26 июля 2019 в 18:26 — Андрей Рыбак
Писатель Василий Шукшин за работой ПРОФЕССИЯ и христианская жизнь. КЕМ СТАТЬ в жизни? НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ? Карьера и БОГАТСТВО читать далее »

26 июля 2019 в 00:38 — Андрей Рыбак
Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской Духовной Академии. Если к нам ПРИЕДЕТ ПАПА . Диалог С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ. Преподобный Сергий и ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ читать далее »

6 августа в Карибском море на острове Роатан стартует четвертый глубинный чемпионат мира по фридайвингу по версии CMAS. Событие знаменательное не только тем, что это чемпионат мира, на который . читать далее »

Дайверы из Шотландии успешно прошли Испытание трех озер Испытание трех озер (Three Lakes Challenge) состоит в том, что дайверы должны нырнуть в самых высокогорных озерах Англии, Шотландии и . читать далее »

источник