Меню Рубрики

Можно ли делать намаз когда насморк

1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.

2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.

3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.

4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.

5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.

6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).

7. Отворачивание груди от Киблы.

8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.

9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.

10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.

11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».

12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.

13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.

14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.

15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.

16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.

17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.

18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».

19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».

20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».

21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун».

22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.

23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.

24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.

25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.

26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.

27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.

28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.

29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».

30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).

31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.

32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.

33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.

34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.

35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.

36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.

37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.

38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.

39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.

40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.

41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.

42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.

1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.

2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.

3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.

4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.

5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.

источник

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды][1] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]»[2].

Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв[3].

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари[4].

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них[5]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее»[6]. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка[7].

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8].

В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце»[9]. С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее»[10].

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими[11], включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен[12].

В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце»[13]. Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца .

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого[15].

Наступление времени молитвы. Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Предпочтения. От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[17].

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву»[18].

Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость[19].

Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки][20]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно»[21].

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари»[22].

Предпочтения. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка[23].

Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд»[24].

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения. Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи»[25], в первую треть или половину ночи[26].

В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время»[27];

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи»[28];

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время»[29].

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи»[30].

Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени[31]. Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

Читайте также:  Как гулять с новорожденным при насморке

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно[32].

В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах[33]. Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[34];

– в то время, когда солнце находится в зените;

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом»[36].

Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв[37].

В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях[38].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж). [2]Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

[3]См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324. [4]См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663. [5]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256. [6]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

[7]Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257. [8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19. [9]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

[10]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

[11]Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674. [12]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63. [13]Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.). [14]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195. [15]Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33. [16]См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [17]Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна. [18]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579. [19]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему. [20]См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329. [21]Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426. [22]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [23]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668. [24]Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418. [25]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [26]См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих». [27] Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567. [28] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 455. [29] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13, хадис № 457; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, хадис № 565; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 213; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 238, хадис № 565. [30] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13. [31] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240. [32] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240. [33] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 511. [34]Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519. [35]Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151. [36]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих». [37]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664. [38]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

источник

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.

Читайте также:  Всегда ли при орви насморк

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «. во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату. «

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме ‘аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза ‘асра предыдущего дня. После прочтения ‘аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз ‘аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

источник

Вопрос: Как читает намаз больной человек?

Ответ: Больные бывают разные. Больной который не может оставаться на ногах, читает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, читает намаз жестами.

В хадисе сказано: «Если больной не может сделать намаз на ногах, то читает сидя. Если не может сидеть, то делает жестами лежа на спине.» в суре Аль-Имран в аяте 191 сказано: «Которые стоя, сидя, и лежа поминают Аллаха…» где слово «Поминают» говорит о намазе. «Кому по силу, совершает намаз на ногах, тот кто не может оставаться на ногах делает намаз сидя, тот кому и это не по силам, делает намаз лежа, жестами.» (Бахрур раик)

НОГИ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА СИДЯ

Вопрос: Тот кто может подогнуть ноги под себя должен ли протягивать ноги к Кибле как больной который не может согнуть ноги?

Ответ: Больной который не может согнуть ноги, делает намаз протяну ноги к Кибле. Но больной который может согнуть ноги, должен их подобрать под себя. Сесть так как ему удобно, может сесть подогнув ноги под себя или по-турецкий и сложив руки. Если нет извинительного состояния, то протягивать ноги к кибле будет макрухом. Не будет макрухом для того кто не может согнуть ноги.

Вопрос: У меня больная поясница и колени, не могу согнуться, сделать суджуд. Ноги мои не сгибаются, как мне совершать намаз? Могу ли делать намаз сидя на стуле?

Ответ: Если не можете согнуть ноги, то садитесь на пол, протягиваете ноги к Кибле и делаете намаз жестами. Если не можете сидеть на полу, то делаете намаз в кровати повернутой к Кибле, не свешивая ноги на пол.

Если нужно будет сесть на стул или кресло, то ставите перед собой еще один стул на которую кладете ноги, т.е. ноги будут в направлений Киблы и таким образом делает намаз. Тот кто может согнуть ноги на коленях делает намаз подогнув под себя (не свешивая).

Вопрос: Как делает намаз человек который не может стоять?

Ответ: Тот кто не может стоять, тот кому оставаться на ногах может навредить, тот кто может поворачивать головой, и фарзы читает сидя на полу чтобы мог делать суджуд. Для руку наклоняет тело, суджуд делает приложив голову к полу. Тот кто может некоторое время оставаться на ногах прислонившись к стене, к опоре, к человеку, должен (фарз) сделать ифтитах такбир на ногах и столько же времени остаться на ногах.Если может сидеть прислонившись, то делать намаз лежа, жестами не разрешается.

Во время фарза прислоняться к стене или опоре без уважительной причины будет макрухом. Если есть причина то не будет макрухом.

Беременная, больной человек, если смогут вставать опираясь на стул или что-нибудь подобное то должны читать так.

Вопрос: Есть больной которому нельзя двигаться до полного выздоровления. Руку и суджуд делать не может. Но может стоять ровно на ногах. Как делать намаз такому больному?

Ответ: Делает намаз жестами, стоя или сидя. Если так двигаться нельзя, то делает намаз оставаясь лежать и жестами.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не можеть совершать намаз ни сидя ни стоя?

Ответ: Тот кто не может сидеть на полу даже оперевшись или если буду держать, делает намаз лежа на спине. Под голову подкладывают подушку так чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле на правый или левый бок. Руку и суджуды делает жестами. Больной который не может сделать даже жесты, оставляет намазы на каза.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не может прикладывать голову к полу по причине раны в носу или по другой болезни?

Ответ: Делает сидя и жестами. Делает легкий наклон для рукуу, для суджуда делает поклон побольше.

Вопрос: На какую высоту нельзя делать суджуд?

Ответ: Нельзя делать суджуд на высоту в 25 см. по решению некоторых ученых нельзя прикладывать голову для суджуда даже если есть самая малое возвышение. (Джамиур румуз)

Вопрос: Разрешено ли прикладывать голову для суджуда на высоту меньшую 25-и сантиметров, например 5 сантиметров?

Ответ: Будет макрухом. Т.е. намаз окажется действительным но не останется сауаба (благостей). Место дял суджуда не может быть на какой-либо высоте.

Вопрос: Наш больной находиться в больнице. Подключен к различным аппарам. Повернуться полностью к Кибле не может. Что ему делать. Навредит ли если во время намаз его ногу будут повернуты к Кибле?

Ответ: Больному который не может повернуться к Кибле разрешается делать намаз направив ноги к Кибле.

Поворачивает ноги к Кибле. Если может согнуть ноги на коленях то так будет лучше. Лицо поворачивает к Кибле. Под голову подкладывают подушку чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле правой или левой стороной. Намаз делает жестами. Намаз делает тем способом какой ему удобней.

Вопрос: Больной который не может долго оставаться на ногах, такбир произносит сидя?

Ответ: Если может сидя делать суджуд, то человек который некоторое время может находиться стоя прислонившись на стену, делает такбир стоя. Если не может сидя сделать суджуд, то такбир делает сидя.

Вопрос: Если человек совершая намаз стоя не может удержать выход мочи и газов, а совершая намаз сидя может удержать то намаз совершает сидя?

Вопрос: Больной который не может сидеть совершает намаз стоя?

Вопрос: Когда намаз совершается лежа, то ли делать это на правом или левом боку?

Ответ: Да. Лучше если есть возможность лечь на правый бок. Совершать намаз лежа на спине лучше чем лежа на боку.

Вопрос: Можно ли делать жесты глазами?

Ответ: Жесты делаются головой или телом. Не считаются на жесты если сделаны глазами, бровями, в душе. Такова фетва. По мнению Имам Абу Юсуфа, больному который не может делать жесты головой разрешено делать жесты глазами. А по мнению имама Абу Зуфара, разрешено делать жесты и в душе. (Реддуль мухтар, Халеби, Тахтави.)

Больной который не может делать жесты и головой, может действовать по решению имама Абу Юсуфа или следовать мазхабу Шафии, делая жсты глазами.

Вопрос: Я перенес операцию на мозг. Вертеть голово налево и направо не могу. Как я смогу совершать намазы?

Ответ: Не нужно вертеть и качать головой. Если можете делать суджуд то проблемы ваши на этом исчерпают себя. Если не можете склонить голову для суджуда, то делаете намаз сидя, жестами.

Вопрос: Можно ли восполнять пропущенные в здоровое время намазы во время болезни сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, это разрешено. (Реддуль мухтар)

Вопрос: У меня на ногах грибок. Когда стою, из-за давления с ран начинает выделятся жидкость. Могу ли делать намаз сидя чтобы не портилось омовение?

Ответ: Да, намаз нужно читать сидя. (Хиндийа)

Если последовать мазхабу Малики, то с выделением жидкостей ваше омовение не будет считать испорченным.

Вопрос: Что делать лежачему больному у которого нет возможности совершить омовение и нет кто бы мог помочь сделать омовение?

Ответ: Делает таяммум, намазы читает жестами. (Маракиль фалях)

Вопрос: Как совершает намаз человек который из-за болезни не может говорить?

Ответ: Наша религия никому не возлагает то что ему не под силу. С тех кто не может говорить, немых, нет голоса из-за болезни голосовых складок снимается обязательство цитировать Коран (кираат). (Маракиль фалях)

Значит, больной который обладает разумом в каком бы состояний он ни находился, обязательно должен делать намаз. И это в свою очередь говорит о важности такого поклонения как намаз.

Вопрос: Как совершает намаз неизлечимо больной если кроме того что не может совершать таяммум еще и нет кто мог бы помогать?

Ответ: В случае если обладает разумом, то должен изыскать все возможности для совершения намаза. Тот кто кормит, и делает остальное необходимое для больного, может и помочь сделать таяммум. Если нужно, то может объединить два намаза. Может читать намаз лежа, жестами. Человек который не может совершать намаз жестами откладывает чтобы потом восстановить.

Вопрос: Нашему близкому сделали операцию на копчике. Врачи сказали чтобы в течений двух недель на место операций не попадала вода, послеоперационные швы открыты. На рану не наложен бинт. Как такому больному делать гусль? Можно ли наложить на рану пластырь или забинтовать и затем сделать месх (протирание)?

Ответ: Да, можно сделать масх.

Вопрос: Больной примерно месяц должен пролежать и не шевелить лицом. Даже ходить ему нельзя. Может стоять на ногах. Но руку и суджуд делать не может. Как ему читать намаз?

Ответ: Читает сидя и жестами. Если не может сидеть, то читает лежа, жестами.

Вопрос: Человеку после операций на ноге сделали протез. У него ничего не болит. Как ему делать намазы?

Ответ: Если не может читать на ногах, делает сидя.

вопрос: Как делает намаз с больной спиной и не сгибающимися коленями?

Ответ: Тот кто не может согнуться для суджуда и не может согнуть колени садиться полностью на пол, ноги протягивает к Кибле, делает намаз жестами. Т.е. для руку делает небольшой наклон, для суджуда делает наклон побольше. И таким образом, совершая подобные жесты совершает намаз. Тот у кого сгибаются колени, ноги таким образом не протягивает.

Вопрос: Как совершает намаз тяжелобольной?

Ответ: Если не теряет сознание, обладает разумом то намазы не оставляет. Намазы нужно делать сидя или лежа. Если не может согнуться для суджуда, то садится и несколько наклоняется для рукуу, для суджуда делает наклон побольше. Если может встать оперевшись, то рядом ставит таубрет и стоит на ногах. Тот кто не может оставаться ровно на ногах, делает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, делает намаз лежа. В Исламе есть облегчения. Но это не значит что каждый будет делать что ему заблагорассудиться. Если может стоять на ногах, то не может делать намаз сидя. Если может сидеть то не может делать намаз лежа и жестами.

Если больному тяжело с омовением, то может объединить два намаза следуя мазхабу Малики. Если никто из близких не помогает совершить омовение, то только тогда делает таяммум.

Вопрос: У меня будет операция на шее, жесты делать не смогу. Что мне делать?

Ответ: У вас туловище здоровое и вы можете присесть на пол. Для руку легкий поклон, для суджуда сделайте поклон побольше, здесь не так важно что вы не сможете шевелить шеей.когда будете давать салям направо и налево нет необходимости поворачивать голову. Потому что поворачивать направо и налево голову и не фарз и не уаджиб а сунна. Давать (произнести) салям это уаджиб.

Вопрос: Куда ставятся руки когда намаз совершается сидя, руку и суджуд делается жестами?

Читайте также:  Режутся зубы как помочь ребенку от насморка

Ответ: В рукуу руки надо положить на сгиб коленей, для суджуда положить на бедра. В кияме руки складывают. Если руки не распологать таким образом то это навредит намазу.

Вопрос: можно ли сделать Такдим и Тахир перед тем как лечь на операцию?

Ответ: Конечно можно, даже так будет лучше. Следуют мазхабу Ханбали. Если на зубах присутствует пломба то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Если Ханафит, обладающий извинительным состоянием, совершает послеполуденный намаз и наступает время вечернего намаза, то по причине того что нарушилось омовение будет ли действительным его намаз?

Ответ: Будет недействительным. Ему нужно будет восполнить этот намаз. Но если последовать мазхабу Малики, то намаз не будет нарушен.

Вопрос: Если больному который не в состояний совершить омовение не помогает жена, то разрешается ли совершить таяммум?

Ответ: Да.Ни жене ни мужу не является уаджибом делать друг другу омовение. Если они помогают друг-другу то это конечно хорошо. Тот кто не может сам сделать омовение не может найти себе помощника даже за оплату то в таком случае делает таяммум.

Вопрос: Один близкий нам человек, неопределенного пола. Как такой человек совершает намазы, как мужчина или как женщина? Кто моет его перед погребением? Каково положение сменивших пол мужчин?

Ответ: Людей у котоорых есть и мужской и женский половой орган, или нет полового органа называют Хунса (гермафродитом). Если присутсвуют два половых органа, то смотрят из какого органа испражняется и исходя из этого выводят решение. Это положение для еще маленького ребенка. Если с возрастом на теле появляется растительность, появляется поллюция, то считается мужчиной. Если растет грудь и появляются другие женские признаки, то женщиной.

Если нет никаких признаков или все признаки одинаково и мужские и женские, то такого человека называют Хунса-и мушкиль. Берется во внимание что такой человек женщина, и действуют с предосторожностью. Намаз читает как женщина, и в случае смерти лучше будет одеть ее в женский саван. Хоронят сделав над телом таяммум.

Если сделают операцию по смене пола предположив что женщина и в конце выяснится что мужчина, то человек будет мужчиной. Если прооперируют предположив что мужчина и выяснится что женщина, то человек будет считаться женщиной. Но если родившийся мужчиной сменит пол, то никогда не будет считаться мужчиной. (Хидайа. Дюрар. Хиндийа)

Вопрос: Болят колени. Не могу сидеть поджав под себя ноги. Могу стоять, но во время суджуда не могу согнуть колени и поэтому протягиваю ноги назад. Вредит ли это намазу?

Ответ: В этом ничего такого нет. Тот кто может сделать суджуд и может стоять на ногах обязан совершать намаз на ногах. Можете опереться на что-нибудь. Поставьте рядом табурет или стул в качестве опоры. Садитесь как вам удобно. Человек который может стоять не может совершать намаз сидя. Но если и вправду очень болит когда стоите на ногах, то намаз начинаете стоя, а остальные ракааты можете сделать сидя.

Вопрос: Могу ли при болезни совершить намаз с таяммумом чтобы не будить жену?

Вопрос: Мне очень трудно и тяжело надевать протез на ноги. А без протеза не могу стоять на ногах. Могу ли совершать намаз сидя?

Ответ: Из-за того что тяжело и трудно, можно.

Вопрос: Должен ли тот кто не может делать суджуд, тогда когда совершает намаз жестами, делать ифтитах такбир стоя?

Ответ: Нет, тот кто не может делать суджуд не встает.

Вопрос: Тот кто не может встать если сел, делает намаз сидя?

Ответ: Если когда садится можеь сделать суджуд, то стоя произносит такбир, остается на ногах сколько может и затем совершает намаз сидя.

Вопрос: У меня на правой брови рана которая во время суджуда начинает кровоточить. Могу ли делать суджуд прислонив только левую сторону лба или приложить только нос?

Ответ: Да можно.

Вопрос: Если к окончанию действия наркоза время намаза выходит то что нужно делать?

Ответ: Объединяются два намаза.

Вопрос: Разрешается ли читать намаз сидя или жестами во время опасности?

Ответ: Если исходит опасность от врага, зверя, или не не может встать из-за болезни, или все вокруг в грязи и не найти сухого клочка земли то намаз делают жестами. Перечитывать такой намаз не нужно. (Халеби)

Вопрос: Как совершает намаз больной шизофренией?

Ответ: Если у больного нет устойчивого неадекватного поведения то совершает намазы когда нет приступов. Если будут пропущенные намазы то делает каза.

Вопрос: Обязателен (фарз) ли намаз не имеющего обе руки, обе ноги?

Ответ: Да обязателен. Каждый делает поклонения насколько ему хватает сил. Тот кто не может стоять, делает намаз сидя, кто не может сидеть делает намаз жестами. Если не может сделать омовение, делает таяммум.

Вопрос: Как делает намаз тот у кого один или несколько узров (извинительных состояний)?

Ответ: Ему лучше будет следовать мазхабу Малики. Потому что по Малики, если не возникли причины нарущающие омовения, появление узра (уважительная причина) не нарушает омовение. По Малики, что стать обладателем такого состояния, достаточно если один раз появится то что нарушает омовение. Непрерывное появление в течений времени одного намаза, здесь не является обязательным. Тот у кого не держиться моча или газы, перед или во время намаза, т.е. люди которые не могут удержать выход мочи или газов, или же из раны пойдет кровь или гной, будет кровоточит геморрой или же какое-либо другое место, чтобы его омовение не портилось, следует мазхабу Малики. (М. Арбаа)

Вопрос: С наступением времени намаза, если порежется палец или другое место и кровь не остановится в промежуток времени одного обязательного намаза, то в таком состояний можно отложить совершение намаза до времени окончания намаза. А если такое случится с наступлением времени ночного намаза, то нужно ли ждать остановки крови до времени наступления имсак совершения ночного намаза и намаза?

Ответ: Да. Но если следовать Малики то можно сделать намаз сразу и не ждать до утра.

Вопрос: Какое количество крови нарушает омовение? Нарушает ли если плевок больше чем наполовину окрашен кровью?

Ответ: У того кто следует мазхабу Малики любое количество крови из раны или из-за болезни изо рта не нарушает омовение. А по мазхабу Ханафи, если при вытираний зубов рукой в руке остается кровь, то нарушается из-за того что вышла кровь, но кровь при надкусываний яблока или кровь на мисуаке не нарушает. Если в выплюнотом плевке кровью окрашена меньшая часть плевка, то не нарушается.

Вопрос: Один человек недавно начал совершать намаз. При каждом намазе его беспокоят газы. Он чувствует что выходят газы. Такое состояние возникает только когда стоит на намазе. Это вынуждает его по несколько раз делать омовение. Что ему делать?

Ответ: На этот счет есть несколько хадисов. Это проделки шайтана. Дует на задний проход и подвергает человека сомнениям. И поэтому наш любимый пророк сказал: «Пока не было слышно звука и запаха, омовение не портиться.» Т.е. это наущение шайтана и обращать внимание на это не нужно. Если омовение и вправду нарушается то следует мазхабу Малики. По Малики, газы которые вышли не по своей воле не нарушают омовение.

Вопрос: Может ли женщина из-за выдлений которая появилась на один день следовать мазхабу Малики?

Вопрос: На завтра мне назначена операция для лечения гайморита. В нос вставят тампон. Что мне делать при омовений, при намазе? Заранее спасибо.

Ответ: Мыть носовую полость при омовений не является фарзом. Т.е. тут нет никаких проблем. Пока вы проснетесь от наркоза может выйти время намаза. В таком случае вы можете объединить два намаза следуя мазхабу Ханбали. Например если операция назначена к полудню, то аср можете прочитать с полуденным намазом. Если операция пройдет утром и вы можете пропустить полуденный намаз, то прочитаете полуденный с асром. Если операция пройдет после времени аср, то магриб прочитаете во время ночного намаза. Постарайтесь прочитать оба намаз одновременно. Если вы следуете Малики, то объединяете намазы по Малики а не по Ханбали. Во время болезни, по Малики можно объединять намазы.

Вопрос: Спрашивает один мой друг: Хочу сделать омовение но с надрезов на лице не перестает идти кровь. Можно ли в таком случае взять омовение по мазхабу Малики?

Ответ: Да можно. Но закрыть раны пластырем будет еще лучше. Если не будет крови и не нужно будет делать омовение по Малики, если идет кровь то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Сегодня до полудня у меня был вырван зуб. После этого кровь не остановилась. Чтобы не пропустить полуденный намаз я следовал мазхабу Малики чтобы не пропустить намаз. Но кровь не остановилась до сих пор. Должен ли я возместить этот полуденный намаз?

Ответ: У вас даже не было нарушено омовение. С этим омовением вы можете сделать намаз аср и магриб. Если конечно не было еще какой-либо причины нарушающей омовение. Появление крови в Малики не нарушает омовение и нет нужды восстанавливать намаз.

Вопрос: Если от холода потрескаются губы или руки, то нарушается ли омовение у того кто последовал мазхабу Малики?

Ответ: Нет не нарушается. Естественные причины не нарушают. Нарушает если причина была от чьего-либо воздействия.

Вопрос: Если больной которого постоянно рвет будет следовать мазхабу Малики, то его омовение не будет нарушаться?

Вопрос: Мне сделали операцию где вскрыли жтивот и повесили снаружи мешок с которой иногда капает наджаса (нечистота). Можно ли мне следовать мазхабу Малики?

Вопрос: Если кровать тяжело больного в больнице расположена неудобно по отношению к Кибле, то как ему нужно совершать намазы?

Ответ: Если Кибла справа, делает намаз повернувшись на правй бок, если слева, то поворачивается на левый бок. Если Кибла в ногах, то под голову подкладывается подушка чтобы лицо смотрело на Киблу. Если Кибла со стороны головы, то голову нужно повернуть к Кибле насколько это возможно. Намаз предпочтительнее читать на правом боку чем на левом. Лучше если намаз бьудет седалн лежа на спине и жестами чем лежа на правом боку.

Вопрос: Может ли беременная читать намаз сидя?

Ответ: Если в намазе ей трудно вставать то может поставить рядом стул и моежь делать намаз оперевшись на него. Если и так не может стоять то может читать сидя. Если во время сидения не может делать суджуд то может делать жестами. Т.е. для рукуу немного наклонить тело, для суджуда сделать наклон побольше.

Вопрос: Как держит руки в намазе тот у кого нет одной руки?

Ответ: Также как имеющий обе руки. Руки ставит под пупком.

НАМАЗ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Вопрос: Если врачи говорят беременной «Не двигайся потеряешь ребенка, вам все время нужно лежать», то может ли она чтобы не потерять ребенка делать намазы сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, может.

Вопрос: Может ли протянут ноги к Кибле тот кто не может стоять в намазе, но может сидеть подложив ноги под себя, сесть скрестив ноги?

Ответ: Ноги к Ки бле может вытянуть тот кто не может согнуть колени. Если колени сгибаются то нужно сесть поджав их под себя. Вытягивать ноги к Кибле имея при этом возможность подогнуть их под себя или скрестить является макрухом. Если может сидеть подогнув под себя колени то должен делать суджуд. Если не может делать суджуд то делает их жестами.

ЕСЛИ ПРОТИРАНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ

Вопрос: Если Ханафиту или тому кто следует Малики может навреддить протирание головы, может усилить болезнь то можно ли отказаться от протирания?

Ответ: По Шафии если протереть самую малую часть головы, например даже если протереть одним пальцем то считается фарз выполненным. Если надежные и хорошие специалисты врачи сказали что протирание головы может навредить, то можно следуя мазхабу Шафии протереть небольшую часть головы.

Вопрос: Если при намазе стоя происходит неудержание мочи, газов, или начинает кровточить рана, а при намазе сидя такого не происходит то намаз нужно делать сидя?

Ответ: Да, если при чтений сидя такого не происходит, то намаз нужно делать сидя и жестами. Потому что является уаджибом остановить выделения пластырем, бинтом, лекарствами или другими способами. (Саадати Абадийа)

Если это помогает при таких ситуациях, то делать намаз сидя и жестами чем делать стоя но с непрекращающимися выделениями.

Если выделения происходят только во время суджуда то суджуд не делают. Если происходит во время кияма, то отвергают киям (стояние во время намаза), и делают намаз сидя и жестами , чтобы не было выделений. Если во время выделения следовать мазхабу Малики то такая уважительная причина не нарушает омовение. В таком случае нет необходимости совершать намаз жестами. В таких случаях будет лучше следовать мазхабу Малики.

Вопрос: Можно ли делать пропущенные в здоровое время намазы во время болезни с таяммумами или же жестами?

Ответ: Да, разрешено. Псоле выздоровления восстанавливать эти намазы не нужно. (Дюрар. Маджмуаи Зухдийа)

Вопрос: Когда делают намаз сидя, жестами и за имамом, то ноги сидящего заходят за ноги имама. Будет ли в таком случае намаз действительным?

Ответ: При коллективном намазе придают значение как находятся ноги. Если пятки находятся впереди пяток имама то намаз окажется недействительным. Но в случае когда намаз совершают жестами не так. В этом случае обращают внимание не на расположение пяток а расположение головы. Если голова совершающего намаз жестами находится на одном уровне с головой имама, и ноги будут находиться впереди ного имама, намаз будет действительным.

ПРО ТЕХ КТО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СУДЖУД

Вопрос: Как делает намаз человек который может стоять не может сделать суджуд?

Ответ: Если больньной не может сделать суджуд даже если может стоять, то делает намаз сидя, жестами. Можно делать стоя и жестами. Делать намаз сидя и жестами лучше чем стоя и жестами. (Мультака – Маджмуаи Зухдийа)

Вопрос: Больной который не може сделать суджуд поставив голову на пол, совершая намаз жестами куда должен ставить руки?

Ответ: В первую очередь складывает руки ниже пупка. Когда наклоняется для рукуу ставит руки на бедра. Для суджуда наклоняется немного больше. Руки ставит немного дальше чем на рукуу. Если руки не поставит таким образом, намаз окажется недействительным. Если будет ставить таким образом чтобы было понятно в рукуу, суджуде или ташаххуде, и ему самому и другим будет легко понять в каком положений он сейчас находится.

Вопрос: Беременная на последних месяцах в намазе может делат суджуд, но встает на ноги с трудом. Можно ли ей совершать намаз сидя?

Ответ: Если беременной или больному человеку очень трудно вставать то справа или слева ставят стул и встают опираясь на него. Если трудно вставать таким образом то делают намаз сидя. Судя по тому что может сделать суджуд намаз может начать стоя. Если не может сделать суджуд, начинает намаз не стоя а сидя. Тот кто может сделать суджуд, намаз должен начинать стоя.

источник