Меню Рубрики

Можно ли делать аудиограмму при насморке

Аудиометрию проводят для оценки остроты слуха, восприимчивости звуков разной частоты. Исследование применяют в целях диагностики, для выбора оптимальной тактики лечения слуховых нарушений и подбора слухового аппарата. Аудиометрия проводится и для выявления причин тугоухости, степени и ее характера у детей и взрослых. Данный метод является частью комплексного аудиологического обследования.

Процедура выполняется тремя основными способами. Среди них:

  1. Речевая аудиометрия слуха. Врач отходит от пациента на шесть метров и произносит слова с разной громкостью. Человек должен воспроизвести их вслух. Также могут использоваться аудиозаписи, которые транслируются через наушники с разной громкостью. Так определяют порог слышимости.
  2. Тональная аудиометрия. Выполняется с помощью аудиометра, которые генерирует звуки разной частоты и громкости. Проверяется костная и воздушная проводимость, при этом каждое ухо обследуют отдельно. Воздушную проводимость определяют с помощью наушников. Когда пациент слышит звук, ему нужно нажать на кнопку. Костную проводимость тестируют с использованием гарнитуры, которая фиксируется за ухом. Звуки поступают в виде вибраций. Полученные результаты отражает аудиограмма – аудиометрия дает возможность составить информативный график.
  3. Компьютерное обследование. Наиболее объективное и точное. Выполняется даже у младенцев, так как активное участие пациента не требуется. Исследование проводится примерно два часа.

Речевая, компьютерная и тональная аудиометрия выполняются для выявления плохого слуха и при подборе аппарата для коррекции слуховых нарушений.

Процедура выполняется тремя основными способами. Среди них:

  1. Речевая аудиометрия слуха. Врач отходит от пациента на шесть метров и произносит слова с разной громкостью. Человек должен воспроизвести их вслух. Также могут использоваться аудиозаписи, которые транслируются через наушники с разной громкостью. Так определяют порог слышимости.
  2. Тональная аудиометрия. Выполняется с помощью аудиометра, которые генерирует звуки разной частоты и громкости. Проверяется костная и воздушная проводимость, при этом каждое ухо обследуют отдельно. Воздушную проводимость определяют с помощью наушников. Когда пациент слышит звук, ему нужно нажать на кнопку. Костную проводимость тестируют с использованием гарнитуры, которая фиксируется за ухом. Звуки поступают в виде вибраций. Полученные результаты отражает аудиограмма – аудиометрия дает возможность составить информативный график.
  3. Компьютерное обследование. Наиболее объективное и точное. Выполняется даже у младенцев, так как активное участие пациента не требуется. Исследование проводится примерно два часа.

Речевая, компьютерная и тональная аудиометрия выполняются для выявления плохого слуха и при подборе аппарата для коррекции слуховых нарушений.

После аудиологического обследования составляется график с двумя осями. В аудиограмме можно увидеть две прямые: горизонтальную, где обозначают частоту звука в герцах, и вертикальную, на которой отмечают громкость в децибелах. Также на графике присутствует четыре кривые, которые отображают костную и воздушную проводимость обоих ушей. Результаты может расшифровать исключительно специалист. После изучения аудиограммы он ставит диагноз, делает выводы о характере и степени слуховых нарушений, выявляет причины их появления. Норма слуха – когда графики лежат в диапазоне 0-25 дБ.

Многие знают, как делают аудиограмму, однако прочитать её может только подготовленный человек. Чтобы понять степень тугоухости следует изучить график. Например, если исследование проходит ребёнок, то показатель:

  • 20-40 дБ – лёгкая степень тугоухости;
  • 41-55 дБ – умеренная;
  • 56-10 дБ – умеренная тяжёлая;
  • 71-90 дБ – тяжёлая;
  • от 91 – глухота.

Восприятие различных частот определяется направлением линии. Показатели для левого и правого ушей отличаются. Если кривая опускается вниз, то речь идёт о проблемах с высокими частотами, вверх – с низкими. В некоторых случаях график имеет вид гиперболы. Наличие точки экстремума говорит о том, что пациент может услышать только очень громкий звук. Обычно такая аудиограмма наблюдается у людей с тяжёлыми степенями тугоухости.

Исследования проводятся с различными целями. Например, перед кохлеарной имплантацией или при подборе слухового аппарата. Помните, что врач может сделать назначение только после изучения аудиограммы.

Чтобы узнать в норме ли ваш слух или нарушен, следует записаться на прием к специалисту-сурдологу. Он проведет осмотр, сделает обследование. После этого врач расшифрует результаты аудиограммы и выявит степень нарушений.

В центре коррекции речи и слуха «Мелфон» пройти аудиологическое обследование могут взрослые и дети. При покупке слухового аппарата у нас, врачи бесплатно проверят слух, проконсультируют пациента, подберут устройство для коррекции после обследования, изготовят ушные вкладыши и настроят прибор. Записаться на прием к врачу можно на нашем сайте или по указанному телефону.

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

источник

Аудиометрия представляет собой процедуру исследования человеческого слуха, процесс определения слуховой чувствительности к звуковым колебаниям. Посредством её проведения можно определить так называемый “порог слышимости” у пациента. Осуществлением аудиометрических исследований занимается врач-сурдолог – доктор, специализирующийся на выявлении и лечении проблем со слухом. Одним из ключевых направлений его деятельности является именно диагностика слуховых нарушений, в том числе, с помощью процедуры аудиометрии. Обычно к сурдологу пациенты попадают по направлению от терапевта или отоларинголога. В некоторых случаях необходимы и профилактические осмотры у этого доктора.

В нормальном состоянии человеческий слух способен воспринимать достаточно широкий диапазон звуковых колебаний. Однако, из-за различных причин, например, травм, инфекционных поражений, врождённых патологий, острота слухового восприятия может постепенно или резко снижаться, а в некоторых случаях исчезать полностью. В данном исследовании встречается понятие критерия слуховой нормы – ею считается уровень восприятия ухом пациента шёпота из источника, находящегося на расстоянии шести метров от него.

Методика проведения аудиометрии является безболезненной и безвредной для пациента, она не требует никакой специальной подготовки, для её осуществления не всегда нужны специальные приборы и аппараты, из-за чего её рекомендовано проводить и взрослым, и детям. При этом, с её помощью можно определить нарушения в работе любых отделов слухового аппарата, а регулярные профилактические осмотры такого плана позволяют выявить и предупредить потерю слуха уже на ранних стадиях появления такой вероятности. Кроме, собственно, определения самого факта снижения слуха, доктор-сурдолог в процессе аудиометрии может рассчитать степень такого снижения. Процедура обязательно проводится перед назначением слухопротезирования.

Получив результаты этой диагностической процедуры, доктор может оценить качество работы всего слухового аппарата, используя метод воздушной проводимости, или изучить функциональные возможности внутреннего уха с помощью метода костной проводимости. В первом случае звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки через наружный слуховой проход, для чего используются динамики или наушники, а во втором источник звука соприкасается с головой, вызывая вибрацию костного аппарата черепа, и, в свою очередь, колебания барабанной перепонки. Задачу стимулирования костей черепа выполняют специальные костные осцилляторы.

В зависимости от того, каким способом проводится обследование, какие аппараты и приспособления при этом используются, существует несколько основных типов аудиометрии. Наиболее простой и доступной является аудиометрия с использованием живой речи, без применения специальной аппаратуры. Приёмами этого вида речевой аудиометрии пользуются, в основном, отоларингологи, если пациент во время консультации жалуется на ухудшение слуха, заложенность ушей. В процессе проведения обследования доктор отдаляется от пациента на некоторое расстояние, после чего начинает произносить фразы и слова с разной громкостью, от обычной разговорной до шёпота. По тому, как отзывается пациент, насколько чётко и точно может повторить услышанное, врач уже может сделать определённые выводы. К сожалению, такая методика не является полностью достоверной, так как её результаты, не в последнюю очередь, зависят и от уровня развития пациента, от его возраста.

Виды аудиометрии с использованием технических приборов:

  • речевая – представляет собой методику определения восприятия речи (живой или в записи);
  • тональная и пороговая – исследует восприятие слухом пациента различных звуков, не имеющих отношения к человеческой речи;
  • надпороговая – методика, применяемая в случаях полной потери слуха. С её помощью специалист получает данные о дифференциальном пороге восприятия звука;
  • компьютерная – осуществляется с использованием специальных компьютерных систем и программ;
  • объективная – основывается на фиксации безусловных слуховых рефлексов;
  • детская – используется как метод проверки слуха у новорождённых младенцев и детей постарше.

Для отображения полученных данных об остроте слуха испытуемого используется прибор аудиометр.

Кроме систематических осмотров с целью профилактики нарушений слуха, существуют ситуации, когда проверка остроты слуха необходима по объективным причинам, например:

  • при заболеваниях среднего и внутреннего уха, особенно если пациент сам отмечает ухудшение слухового восприятия;
  • из-за болезней головного мозга, связанных с поражением слуховой коры мозга;
  • при получении травм ушей и головы, которые привели к снижению остроты слуха;
  • при подозрении развития профессиональной тугоухости;
  • при обнаружении тугоухости неизвестной этиологии;
  • перед подбором и установкой слухового аппарата;
  • при инфекционных болезнях уха;
  • после приёма определённых групп антибиотиков (Неомицина, Гентамицина), а также больших доз салицилатов;
  • для проверки и оценки результатов проведённого лечения.

Перед тем, как приступить к исследованию остроты слуха пациента, доктор-сурдолог проводит с ним подготовительную беседу и опрос. Врач выясняет, когда начались проблемы со слухом, одно или оба уха они затрагивают, нет ли у пациента звона, болевых ощущений или дискомфорта в ушах. Также сурдолог поинтересуется, не были ли перенесены инфекционные заболевания или травмы ушей, каков уровень шума на рабочем месте пациента, есть ли у других членов его семьи проблемы со слухом.

Осмотр включает в себя визуальное изучение внешнего уха на наличие видимых деформаций, а также исследование слухового прохода и барабанной перепонки с использованием отоскопа.

Никаких специальных мер подготовки перед аудиометрией не требуется, однако, по возможности, лучше исключить до её проведения нахождение в шумных местах (дискотеках, концертах, взлётно-посадочных полосах), а также не слушать музыку в наушниках.

Использование децибелов в качестве единицы определения громкости звуковых колебаний обусловлено тем, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в широком диапазоне интенсивности. Например, громкость шёпота составляет около 20 дБ, интенсивность шумной музыки может колебаться от 80 до 120 дБ, а громкость реактивного двигателя доходит до 140-180 дБ. Воздействие звука громкостью более 85 дБ в течение нескольких часов может стать причиной временной потери слуха. Превышение порога дискомфорта (более 112 дБ) вызывает стойкие болевые ощущения, и также может вызывать потерю слуха.

Герцы позволяют зафиксировать такое свойство звуковой волны как частотность, или высоту звука. Герц обозначает количество колебаний воздуха в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку.
Тональность басов колеблется в диапазоне 50-60 Гц. В среднем, рабочий диапазон человеческого слухового аппарата находится в пределах от 20 до 20000 Гц. Диапазон высоких тонов находится выше 10000 Гц. Человеческая речь имеет частоту от 500 до 3000 Гц.

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость. В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Читайте также:  Ампулы алоэ от насморка отзывы

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Чтобы определить пределы звуковосприятия пациента, доктор проводит обследование на частотном отрезке от 125 до 8000 Гц, и устанавливает, с каких значений пациент нормально слышит звуки. Исследование такого типа проводится с применением аудиометра. Эта аппаратура позволяет использовать звуковые сигналы различной степени интенсивности – от 125 Гц, и далее по нарастающей (250, 500, 750 и более Гц), до частот в 8000 Гц. Реже используются аппараты с доступными частотами более 10000 Гц. Шаг переключения при этом составляет 67,5 Гц. Такая методика позволяет определить минимальное и максимальное значение – уровень появления дискомфортного состояния, применяя при этом и чистые тона, и узконаправленную шумовую завесу.

Используемые в данных случаях аудиометры имеют накладные наушники, представляющие собой два отдельных воздушных телефона, или же два внутриушных телефона, которые вставляются в ушную раковину. Также в их комплектации предусмотрен костный вибратор, используемый для исследования костного звукопроведения, микрофон и кнопка, предназначенные для пациента. Записывающее устройство, подключенное к аудиометру, фиксирует результаты обследования.

Помещение, предназначенное для проведения исследования, должно быть звукоизолированным. Если это требование не соблюдено, при проведении анализа результатов тестирования доктор должен принимать во внимание, что на них могут влиять внешние шумы. Впрочем, решить эту проблему способны внутриушные телефоны – их применение позволяет получить максимально объективные результаты, исключить вероятность появления коллапса наружного слухового прохода, а также снизить общий природный шум на 30-40 дБ. Уровень междоушного расслабления при этом вырастает до 70-100 дБ, что значительно увеличивает комфорт пациента при проведении обследования.

Пациенту, посредством наушников, в уши передаётся сигнал конкретной тональности, и в случае, если он его слышит, он нажимает специальную кнопку. Если доктор видит, что кнопка не нажата, он повышает тональность до того показателя, когда испытуемый услышит его и нажмёт на кнопку. Таким образом определяется минимальное значение. Максимум восприятия выявляется аналогично – когда уровень сигнала превышает предел слышимости, пациент отпускает кнопку. Результаты обследования отображаются в аудиограмме.

Нормой пороговой слышимости является громкость в 0 дБ. Переключение звуковых показателей происходит с шагом в 5 дБ, доходя до отметки в 110 дБ. Отклонение от нулевого уровня допускается не более, чем на 15-20 дБ – в таком случае результат считается нормальным.

В случаях, когда у пациента диагностирована глухота, доктору будет достаточно сложно точно определить место и причину поражения. Для этих целей применяется метод надпорогового исследования. К нему относятся:

  • шумовые исследования;
  • тесты Фоулера и методика Люшера;
  • тесты Лангенбека.

По результатам этого типа аудиометрии можно определить, локализуется ли патология в ушном лабиринте, клетках преддверного или слухового нерва.

Метод Люшера является сегодня самым популярным. С его помощью врач-сурдолог определяет дифференциальный порог восприятия силы звуковой волны (индекс малых приростов интенсивности). Надпороговая аудиометрия позволяет сбалансировать силу звучания сигнала с помощью методики Фаулера, а также зафиксировать начальную границу дискомфорта.

Процедура обследования проводится таким образом: в наушники пациенту поступает звуковой сигнал частотностью на 40 дБ выше слухового порога. В диапазоне между 0,2 и 6 дБ осуществляется модуляция сигнала. Тестирование начинается с уровня на 20 дБ выше слухового порога, с постепенным наращиванием интенсивности звука, с интервалом в 4 секунды. За 0,2 секунды происходит прирост интенсивности звука на 1 дБ, пациент описывает свои ощущения при этом, а доктор исследует их правильность.

Доведя показатели до 3-6 дБ, врач объясняет обследуемому суть теста, и возвращает интенсивность сигнала к 1 дБ. Если диагностирован дефект звукопроницаемости, пациент в процессе способен отличить около 20% увеличения интенсивности тона.

При диагностированной кондуктивной тугоухости (нарушении прохождения звукового сигнала по слуховому пути), нормой является нарушение проводимости звуковых волн от наружного уха до барабанной перепонки, при этом глубина модуляций колеблется в диапазоне от 1 до 1,5 дБ. При кохлеарной тугоухости (неинфекционном поражении внутреннего уха) уровень распознаваемой модуляции существенно ниже – около 0,4 дБ.

Тестирование выравнивания громкости по Фаулеру, в основном, актуально при подозрении развития невриномы слухового нерва (доброкачественной опухоли), или болезни Меньера (патологии внутреннего уха, при которой в нём увеличивается количество эндолимфы). Чаще всего она проводится, если подозревается односторонняя тугоухость, впрочем, это не является обязательным правилом. При двусторонней тугоухости возможно применения данного надпорогового метода, если разность слуховых порогов обеих сторон составляет не более, чем 40 дБ. В таком случае на каждое ухо одновременно подаётся звук, имеющий пороговое значение для конкретного слухового аппарата, после чего сигнал, поступающий в глуховатое ухо, повышают на 10 дБ, подбирая при этом на втором ухе такую интенсивность, чтобы по восприятию больного оба сигнала были одинаковой тональности. Далее процедура поднятия тональности и выравнивания громкости по обоим ушам повторяется.

Такой способ обследования не требует активного участия подопытного, его можно применять даже к новорождённым детям. Компьютерная аудиометрия считается наиболее достоверным и информативным способом исследования возможностей человеческого слуха, так как ни от пациента, ни от способности доктора интерпретировать результат, объективность полученных данных никак не зависит. Процедура проводится, когда пациент погружается в состояние сна. К его голове подключают специальные электроды, а в ухо с помощью наушников подаются звуковые сигналы разной частоты. Компьютерная программа фиксирует реакции мозга, и строит на их основании аудиограмму.

Особенно часто этот способ обследования слуха применяется для новорождённых младенцев и маленьких детей. Результаты объективной аудиометрии базируются на проведении анализа рефлексов человеческого организма, которые срабатывают в ответ на определённые звуковые раздражители, и фиксируются независимо от действий или желания пациента.

Такими рефлексами являются:

  • расширение зрачка (улитково-зрачковая реакция);
  • смыкание век при неожиданном звуковом воздействии (ауропальпебральный рефлекс);
  • сокращение круговой мышцы глаза;
  • у младенцев – затормаживание сосательной рефлекторики как реакция на различную тональность звукового сигнала;
  • реакции сосудистой системы, например, степень сужения сосудов;
  • кожно-гальваническая реакция, которая измеряется как электрическая проводимость тела через кожу ладоней.

Самыми современными методами, используемыми для диагностики слуха, являются:

  1. Акустическая импедансометрия: в результате её проведения можно оценить состояние среднего уха. В рамках этой методики проводится две процедура – тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса. Первый тип исследования даёт доктору возможность диагностировать уровень подвижности барабанной перепонки и цепочки костной составляющей слухового аппарата, позволяет определить степень противодействия воздушной подушки в полости барабанной перепонки в условиях различных микроколебаний в наружном слуховом проходе. Что касается акустического рефлекса, речь идёт о регистрации сигнала из внутриушных мышц в ответ на воздействие, направленное на барабанную перепонку.
  2. Электрокохлеография – способ диагностики, осуществляемый при искусственной электрической стимуляции слухового нерва. Такая стимуляция вызывает активацию улитки.
  3. Электроэнцефалоаудиометрия – процедура, позволяющая зафиксировать вызванный потенциал слуховых зон коры мозга (в процессе её проведения производится запись электроэнцефалограммы).

Известная эффективность такого вида обследований состоит в том, что их можно проводить по отношению к тем пациентам, кто не хочет, или не может, например, в силу возраста, контактировать с доктором-сурдологом. Такими пациентами являются психически больные люди, новорождённые младенцы и маленькие дети, обвиняемые и заключённые.

Определение нарушения остроты слуха у ребёнка представляет собой сложную проблему. Так происходит, в основном, потому что ребёнок маленького возраста, и, тем более, новорождённый малыш, просто не в состоянии определить у себя нарушение, и подробно объяснить ситуацию родителям. С детьми работать сложнее ещё и потому, что их внимание в процессе исследования сложнее удержать, они быстрее устают, из-за чего результативность может искажаться.

Аудиологический осмотр младенцев имеет чётко определённую схему, которой придерживается сурдолог. Первый приём крошечного пациента доктор может проводить уже на 3-4 день его жизни. Изначально врач осуществляет наружную отоскопию – визуально оценивает состояние наружного уха и барабанной перепонки. Учитывая специфику возраста малыша, не исключена возможность обнаружения различного рода загрязнений (серы, родовой смазки), а также наружных деформаций или гиперемии. В таких случаях дальнейшая диагностика производится не ранее, чем через 2 недели после того, как будет проведена очистка и лечение слухового аппарата.

К новорождённому может применяться метод тимпанометрии – обследования состояния барабанной перепонки и среднего уха с помощью специального зонда, который воспроизводит серию частот с определёнными характеристиками. По её результатам можно выявить патологии развития, а также наличие инфекционных воспалительных заболеваний.

Следующим этапом обследования новорождённого является регистрация и анализ вызванной отоакустической эмиссии. Известно, что в ответ на конкретное звуковое воздействие, человеческий слуховой аппарат способен генерировать ответные импульсы. Именно на этом принципе и строится указанный метод диагностики. Если в процессе были выявлены отклонения и нарушения, ребёнка направляют на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

Дети более старшего возраста, например, школьного или младшего школьного, могут проходить тестирование слуха в игровой форме – так проще добиться от них длительной концентрации внимания и заинтересованности в процессе. В основе методики лежит возможность выработки условного двигательного рефлекса как реакции на определённый звуковой раздражитель. Ребёнку предлагается выполнить конкретное движение из тех, которыми он уже владеет, в момент появления звука. Звуковая слышимость определяется в диапазоне от 250 до 4000 Гц, по отдельности для каждого уха. Звуковые сигналы подаются попеременно с разной частотой.

Результатом проведённого тестирования слухового аппарата является аудиограмма – показатели, преобразованные в график. По горизонтальной его оси отображается частота звука, по вертикальной – соответствующий порог слышимости, при этом ось вектора находится вверху. Отображаемый порог звуковых волн лежит в пределах от 125 до 8000 Гц.

Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма, которая обозначается по-разному: график правого уха отмечается как AD, левого – AS. Внешний вид графиков тоже отличается – аудиограмма правого уха отображается с помощью красного цвета, а вместо точек на нём изображены кружочки. Для левого уха график отображён синим цветом и крестиками вместо точек.

На графиках показывается уровень воздушной и костной проводимости: в первом случае график выглядит как сплошная линия, во втором – как пунктир. При этом линия костной проводимости всегда расположена выше, чем линия воздушной. Расстояние между ними называется костно-воздушным интервалом, и в норме не должно превышать значение в 10 дБ.

Читая графики, доктор-сурдолог имеет возможность диагностировать тугоухость, её степень, а также наличие и характер других нарушений. Самыми распространёнными видами тугоухости, которые может определить по графику врач, являются:

  • кондуктивная (когда нарушено воздушное проведение звуков);
  • смешанная (если нарушены оба типа звукопроведения);
  • сенсоневральная (в случаях, когда костное звукопроведение повторяет воздушное).

Причины снижения слуха в некоторых случаях также отображаются на графике, например, при значении костно-воздушного интервала более 20 дБ врач делает выводы о наличии кондуктивной тугоухости, которая появляется в результате отосклероза или отита. Нельзя переоценивать значение графика для окончательной постановки диагноза. Расшифровка аудиограммы не даёт возможности сделать абсолютно точные выводы без проведения последующих исследований.

Обследуя пациента, доктору важно определить степень поражения и уровень нарушения слуха. Для этого он обращает внимание на расположение кривой графика. У пациентов с лёгкой формой потери слуха значения децибел находятся в пределах между 20 и 40 дБ, при умеренной тугоухости показатели графика определены между 41 и 55 децибелами, при умеренно-тяжёлой – от 56 до 70 дБ, а тяжёлая форма потери слуха изображена в значениях между 71 и 90 дБ. Показатели для каждого уха могут отличаться. Нормой считается диапазон от 0 до 25 дБ. График в громкости свыше 91 дБ свидетельствует об абсолютной глухоте.

Если кривая стремится вниз, это говорит о затруднённом восприятии высоких частот, и наоборот. Кривая, имеющая форму гиперболы, свидетельствует о том, что в середине диапазона потери слуха самые сильные. В таких случаях человек может воспринимать только очень громкие звуки. Показатели аудиограммы необходимы для диагностирования степени потери слуха, определения причины нарушений, её данные очень важны для процесса подбора слухового аппарата.

В процессе проведения диагностики, врач может сделать вывод о том, что пациент имеет нормальный уровень остроты слуха, если он способен расслышать шёпот, тиканье часов, нормальную речь. Также об этом свидетельствует симметричная нормальная воздушная и костная проводимость звука. В данном случае пациент воспринимает частоты звука от 250 до 8000 Гц при громкости 25 дБ и ниже.

Читайте также:  Алой от насморка для 3 лет

При проведении анализа полученных данных, доктор обращает внимание на некоторые факторы, которые могут влиять на результаты аудиометрии, например, на наличие профессиональной тугоухости, болезни Меньера, отосклероза, перфорации или разрыва барабанной перепонки.

В некоторых случаях пациентов интересует и такой вопрос. При проведении компьютерной формы тестирования, обмануть аппаратуру невозможно никаким образом, так как она фиксирует показатели, на которые человек сознательно не может повлиять. Что касается речевой аудиометрии, в данном случае испытуемый может симулировать тугоухость, делая вид, что не слышит текста, произносимого диктором.

Выдать показатели слухового восприятия выше, чем они есть на самом деле, для пациента практически невозможно, даже в условиях проведения речевой аудиометрии.

Аудиометрия является основным способом обследования состояния и функциональных возможностей слухового аппарата человека. Для установления конечного диагноза врачи нередко назначают комплексное аудиометрическое исследование, которое включает в себя несколько видов аудиометрии – речевую, пороговую, компьютерную и объективную. Все эти методики позволяют получить полные и точные данные о том, на каком уровне находится слуховое восприятие пациента, и, если диагностировано снижение слуха, что стало причиной такого снижения. Информация, собранная благодаря проведению аудиограммы, позволяет выявить нарушения и патологии, изучить их природу, определить направления их лечения. Аудиометрия обязательно проводится, если пациенту необходимо подобрать слуховой аппарат.

Процедура рекомендована и детям, и взрослым. Профилактические проверки слуха – лучший способ сохранить его остроту в норме.

источник

Этот научный термин возник из двух различных слов — audio — слышу (латинское) и metreo — измеряю (греческое). Их сочетание очень точно определяет саму суть данной методики. Аудиометрия – это процедура, позволяющая оценить уровень остроты слуха.

Ведь то, насколько хорошо мы слышим, обусловлено наличием или отсутствием нарушений в анатомической структуре или биофункциональной восприимчивости слухового анализатора. Определяя порог чувствительности, специалист оценивает, как хорошо пациент слышит.

[1], [2], [3], [4], [5]

Показанием к проведению аудиометрии является:

  • Состояние острой или хронической глухоты.
  • Отит – воспаление среднего уха.
  • Проверка результата терапии.
  • Подбор слухового аппарата.

Результатом проведенного тестирования является лента аудиограммы, которая представляет собой два сигнальных графика: один показывает уровень остроты слуха левого уха, другой – правого. Существуют аудиограммы, на которых присутствует четыре кривые. Получая такую распечатку, доктор, имеет возможность оценить не только звуковую чувствительность слуховых рецепторов, но и получить костное проведение. Последний параметр дает возможность локализовать проблему.

Рассмотрим принятые нормы аудиометрии, благодаря которым специалист и оценивает степень восприимчивости слуховых рецепторов, то есть уровень глухоты. Существует международная классификация данного параметра.

  • Восприятие находится на уровне от 26 до 40дБ — I степень тугоухости.
  • От 41 до 55дБ — II степень тугоухости.
  • От 56 до 70дБ — III степень тугоухости.
  • От 71 от 90дБ — IV степень тугоухости.
  • Показатель выше 90дБ – это полная глухота.

Контрольные точки берутся как пороговые значения по воздуху, определенные для частот 0,5тыс., 1тыс., 2тыс. и 4тыс. Гц.

Первая степень тугоухости характеризуется тем, что пациент нормально слышит обычный разговор, но испытывает дискомфорт в шумной компании или если собеседник шепчет.

Если у пациента вторая степень, то обычную речь он различает в радиусе двух–четырех метров, а шепот не далее, чем метр–два. В обыденной жизни такое лица постоянно переспрашивает.

При третьей стадии патологических изменений человек может понимать внятную речь в радиусе не более метра – двух от себя, а шепот практически не дифференцирует. В такой ситуации собеседнику приходится повышать свой голос даже стоя рядом с пострадавшим.

Больной с диагностированной четвертой степенью тугоухости может ясно расслышать слова разговорной речи, только если его собеседник говорит очень громко, при этом находясь рядом. В такой ситуации без применения жестикуляции или использования слухового аппарата найти взаимопонимание с респондентом очень сложно.

При полной глухоте больного, общение его с окружающим миров без специального оборудования и вспомогательных средств (например, обмена записками) невозможно.

Но однозначно подходить к данному делению не стоит. Ведь сравнение аудиограммы происходит, отталкиваясь от усредненного арифметического числа, определяющего отправной уровень. Но чтобы картина была более информативной для конкретного случая, следует оценивать и формы аудиометрических кривых. Такие диаграммы разделяют на плавнонисходящие и восходящие, синусоидные, резконисходящие и хаотичные формы, которые тяжело отнести к одной из вышеперечисленных разновидностей. По конфигурации линии, специалист оценивает уровень неравномерности падения звуковосприятия на разной частоте, определяя на какой из них пациент слышит лучше, а какая ему не доступна.

Многолетний мониторинг аудиограмм, при проведении аудиометрии, показывает, что преимущественно наблюдаются кривые плавнониспадающими, максимальная глухота приходится на высокие частоты. Нормальная аудиограмма здорового человека представляет собой линию, приближенную к прямой. Она редко превышает значения 15-20 дБ.

Немаловажное место занимает и сравнительный анализ показателей, полученных по воздуху и через кость. Данное сравнение позволяет доктору определиться с локализацией поражения, приводящего к потере слуха. Исходя из его данных, медики различают три типа патологии:

  • Кондуктивные изменения, когда наблюдаются нарушения звукопроницаемости.
  • Сенсоневральные дефекты, когда констатируются нарушения звукового восприятия.
  • И смешанный тип.

[27], [28], [29], [30], [31], [32], [33]

Аудиограмма представляет собой два или четыре графика, нанесенных на плоскость с двумя осями. Горизонтальный вектор разбит на деления, характеризующие частоту тона, определяющегося в герцах. По вертикальной оси фиксируется уровень интенсивности звука, определяемый в децибелах. Этот показатель имеет относительную величину, сравниваемую с цифрой принятого усредненного нормального порога восприятия, который принимается за нулевое значение. Преимущественно на диаграмме кривой с кружечками обозначается характеристика звуковосприятия правого уха (обычно она красного цвета, с обозначение AD), а с крестиками – левого (преимущественно это кривая синего цвета с обозначением AS).

Международные нормы определяют, что сплошной линией на аудиограмму наносятся кривые воздушной проводимости, пунктиром — костной проводимости.

Анализируя аудиограмму, стоит помнить, что ось вектора располагается вверху, то есть числовое значение уровня возрастает сверху вниз. Поэтому, чем ниже его показатель, тем больше отклонение от нормы показывает график, а, следовательно, исследуемое лицо хуже слышит.

Расшифровка аудиометрии позволяет врачу-сурдологу не только определить порог слышимости, но и локализовать место патологии, предположив заболевание, которое и спровоцировало снижение звуковосприятия.

[34], [35]

Простая разговорная речь или шепот – обычный человек с нормальным слухом слышит это, воспринимая как должное. Но в силу различных причин (вследствие травмы, профессиональной деятельности, заболевания, врожденного дефекта) у некоторых людей начинает пропадать слух. Чтобы оценить чувствительность слухового органа к звукам разной тональности пользуются таким тестирующим методом как аудиометрия слуха.

Данная методика заключается в том, чтобы определить порог звукового восприятия. Преимущество данной процедуры в том, что для ее проведения нет необходимости использовать дополнительное дорогостоящее оборудование. Основной инструмент – это речевой аппарат доктора. Используются так же аудиометры и камертоны.

Основным критерием слуховой нормы принято считать восприятие ухом исследуемого лица шепота, источник которого отстоит на расстоянии в шесть метров. Если в процессе тестирования используется аудиометр, то результат проверки отражается на специальной аудиограмме, которая и дает возможность специалисту получить представление об уровне чувствительности слуховосприятия и о месте нахождения поражения.

Так как делают аудиометрию? Процедура достаточно простая. В тестируемую ушную раковину доктор подает сигнал определенной частоты и силы. Услышав сигнал, больной нажимает на кнопку, если не слышит – кнопка не нажимается. Так и определяется порог слышимости. В случае применения компьютерной аудиометрии необходимо, чтобы испытуемый спал. Перед этим на его голове закрепляются электродатчики, которые и фиксируют изменения мозговых волн. Подключенный компьютер, через спецэлектроды, самостоятельно контролирует реакцию мозга на звуковой раздражитель, выстраивая диаграмму.

[6], [7], [8], [9], [10], [11]

Для определения порога звуковосприятия, доктор тестирует пациента на отрезке частот от 125 до 8000Гц, определяя, с какого значения человек начинает нормально слышать. Тональная аудиометрия дает возможность получить как минимальное, так и максимальное значения (уровень появления дискомфортного состояния), которые присущи конкретному исследуемому лицу.

Тональная аудиометрия проводится с применением такого медицинского оборудования как аудиометр. С помощью наушников, подключенных к аппарату, на ухо исследуемого подается звуковой сигнал определенной тональности. Как только пациент слышит сигнал, он жмет кнопку, если кнопка не нажата, врач повышает уровень сигнала. И так до того момента, когда человек его услышит и нажмет кнопку. Аналогично определяется и максимум восприятия – пациент просто после определенного сигнала перестает нажимать кнопку.

Аналогичное тестирование можно проводить и для маленьких пациентов, но в этом случае больше подойдет игровая аудиометрия. Результатом данной процедуры является аудиограмма, отражающая реальную картину патологии, обличенную в язык цифр и кривых.

Данное исследование проходит с применением аудиометра. Рынок медицинского оборудования на сегодняшний день сможет предложить достаточно широкий выбор данной аппаратуры различных производителей, незначительно отличающихся друг от друга. Данный аппарат позволяет изменять раздражающий звуковой сигнал, от минимальной частоты в 125Гц и далее 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000Гц. Некоторые производители удлинили данную шкалу до показателей в 10000, 12000, 16000, 18000 и 20000Гц. Шаг переключения, обычно, составляет 67,5Гц. Пороговая аудиометрия, с применением такого медоборудования, дает возможность провести тестирование, как с применением чистых тонов, так и узконаправленной шумовой завесы.

Переключение звуковых показателей начинают с 0дБ (норма пороговой слышимости) и шагом в 5дБ интенсивность звуковой нагрузки постепенно начинает увеличиваться, доходя до показателей 110дБ, некоторые модели аппарата позволяют остановиться на 120дБ. Аппараты последнего поколения, дают возможность получить более мелкий шаговый диапазон в 1 или 2дБ. Но каждая модель аудиометра снабжена ограничением по интенсивности выходного раздражителя на трех показателях: 125Гц, 250Гц и 8000Гц. Существуют аппараты с накладными наушниками, представленными двумя отдельными воздушными телефонами, существуют и с внутриушными телефонами, вставляемыми непосредственно в ушную раковину. В состав аппарата входит так же костный вибратор, применяемый для анализа костного звукопроведения, а также микрофон и кнопка для исследуемого пациента. К оборудованию подключено записывающее устройство, которое и выдает результаты теста на аудиограмму. Предусмотрена возможность подключения воспроизводящей аппаратуры (магнитофона), используемой для речевой аудиометрии.

В идеале помещение, где проходит тестирование, должно быть звукоизолированным. Если этого нет, то при анализе аудиограммы аудиометрист обязан делать скидку на то, что внешний шум способен влиять на данные теста. Обычно это выражается в росте дифференцируемой границы распознавания звука. Хотя бы частично решить такую проблему способны внутриушные телефоны. Их применение позволяет повысить точности аудиометрических исследований. Благодаря этому устройству общий природный шум удается снизить на тридцать — сорок дБ. Такой вид фурнитуры аудиометра имеет и ряд других преимуществ. С его использованием уменьшается потребность в применении маскирующих звуков, это происходит благодаря росту междоушного расслабления до уровня 70-100дБ, увеличивается комфорт больного. Применение внутриушных телефонов позволяет исключить вероятность возникновения коллапса наружного слухового прохода. Особенно это актуально при работе с маленькими детьми, а именно с новорожденными. Благодаря такой аппаратуре повышается уровень повторяемости результатов исследования, что говорит о достоверности полученных результатов.

Допускается отклонение от нулевой отметки не более чем на 15-20 дБ – это результат попадает в норму. Анализ графика воздушной проводимости дает возможность оценить уровень функционирования среднего уха, тогда как диаграмма костной проницаемости позволяет получить представление о состоянии внутреннего уха.

Если диагностирована полная потеря слуха – глухота – сразу локализовать место поражения сложно. Для уточнения данного параметра дополнительно проводятся надпороговые тесты. К таким уточняющим методикам можно отнести шумовые исследования, тесты Лангенбека или Фоулера. Такой анализ позволит понять: касается ли поражение ушного лабиринта, клеток слухового или преддверного нерва.

Наиболее информативным и достоверным методом исследования в данной области можно назвать такую процедуру, как компьютерная аудиометрия. При проведении этого исследования, с применением компьютерного оборудования, отпадает какая — либо необходимость активно использовать исследуемого пациента. Больному остается только расслабиться и ждать окончания процедуры. Медицинская аппаратура все сделает автоматически. Благодаря высокой точности диагностики, низкой двигательной активности пациента и высокой безопасности метода, использование компьютерной аудиометрии допускается и в случае необходимости проведения данного исследования у новорожденных.

[12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Данная методика диагностики уровня слуха, пожалуй, самая древняя и самая простая. Ведь, чтобы определить, как слышит человек, не нужно ничего, кроме нормального разговорного аппарата аудиометриста. Но, как не странно это звучит, достоверность исследования во многом зависит не только от состояния слухового аппарата испытуемого, правильности его восприятия звукового сигнала, но и от уровня его интеллекта и широты словарного запаса.

Читайте также:  Мазать нос левомеколем ребенку при насморке

Мониторинг данной методики показал, что речевая аудиометрия может показывать несколько отличные результаты, в случае если доктор произносит отдельные слова или говорит предложениями. В последней ситуации порог восприятия звукового сигнала лучше. Поэтому, чтобы диагностика была более объективной и точной, аудиометрист применяет в своей работе универсальный набор простых предложений и слов.

На сегодняшний день данная методика практически не применяется для определения чувствительности слуховых рецепторов. Но метод не забыт. Речевая аудиометрия в современной медицине нашла свое применение при подборе и тестировании для больного слухового аппарата.

Данная методика особенно востребована в судебно-медицинской области или для определения порога чувствительности у новорожденных и маленьких детей. Это связанно с тем, что объективная аудиометрия базируется на анализе условных и безусловных рефлексов человеческого организма, срабатываемых на звуковые раздражители различной интенсивности. Плюсы данного метода – ответная реакция фиксируется не зависимо от воли тестируемого.

К безусловным рефлексам звукового раздражителя можно отнести:

  • Улитково-зрачковая реакция – расширение глазного зрачка.
  • Ауропальпебральный рефлекс – смыкание век при внезапном воздействии звукового раздражителя.
  • Затормаживание у грудничка сосательной рефлекторики на децибелы различной тональности.
  • Мигательный рефлекс — сокращение круговой мышцы глаза.
  • Кожно-гальваническая реакция — измерению электрической проводимости тела через кожные покровы ладоней рук. После звукового воздействия, данная рефлекторная реакция держится достаточно длительное время, постепенно угасая, и не преподносит больших проблем при замере. Болевое воздействие еще более стойкое. Применяя совместно болевой (холодовой или любой другой) и звуковой раздражители, врач–сурдолог вырабатывает у тестируемого пациента условную кожно-гальваническую реакцию. Такой отзыв организма и дает возможность диагностировать уровень слуховой границы.
  • Реакция сосудистой системы — оценка направленности и степени выраженности сдвигов базовых гемодинамических показателей (ЧСС и АД). По средствам плетизмографии аудиометрист может замерять степень сужения сосудов – как реакцию на звук разной тональности. Замер необходимо делать непосредственно сразу после звукового посыла, так как данная реакция очень быстро затухает.

Медицина не стоит на месте и современными учеными, совместно с медиками, были разработаны новые, более прогрессивные, методики и аппаратура, применяемая для определения звуковой чувствительности человека, его порога восприятия. К современным методам объективной аудиометрии можно отнести:

  • Акустическую импедансометрию — комплекс диагностических процедур, которые проводят для оценки состояния среднего уха. В нее входит две процедуры: тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса. Проведение тимпанометрии позволяет одновременно оценить уровень подвижности барабанной перепонки (тимпано-оссикулярной системы среднего уха) и цепочки костной составляющей слухового аппарата (совместно с мышечными и связочными тканями). А так же дает возможность определить уровень противодействия воздушной подушки в барабанной полости при разных дозированных микроколебаниях нагнетания в наружном слуховом проходе. Акустический рефлекс – регистрация сигнала от внутриушных мышц, преимущественно это касается стапедиальной, как ответ воздействия на барабанную перепонку.
  • Электрокохлеографию — диагностика заболеваний уха, проводимая при искусственной электрической стимуляции слухового нерва, которая вызывает активацию улитки.
  • Электроэнцефалоаудиометрию, при проведении этой процедуры регистрируется вызванный потенциал слуховой зоны мозга.

Данная методика исследования слухового порога восприятия (объективная аудиометрия) широко применяется в современной медицине. Особенно она востребована в тех случаях, когда тестируемый не может (или не хочет) общаться с врачом–сурдологом. К таким категориям пациентов можно отнести новорожденных и детей маленького возраста, психически нездоровых больных, заключенных (при прохождении судебного освидетельствования).

Данная методика наиболее востребована при общении с детьми. Очень трудно им долго сидеть на одном месте и просто такт нажимать некрасивые кнопки. Куда интереснее игра. Игровая аудиометрия основывается на вырабатывании условного двигательного рефлекса, который базируется на тех основных движениях, которыми малыш пользуется в своей жизни. Основополагающим в методике является то, чтобы заинтересовать маленького пациента не только уже тривиальным инструментом (игрушками и красочными картинками). Сурдолог пытается стимулировать двигательную рефлекторику малыша, например, с помощью выключателя зажечь светильник, нажать на яркую кнопочку, переложить бусинки.

При проведении игровой аудиометрии конкретное действие, например, нажатие на яркую клавишу, которая зажигает экран с определенной картинкой, сопровождается звуковым сигналом. На этом принципе диагностики и основаны практически все современные методики определения порога звуковой чувствительности человеческого уха.

Одним из наиболее часто используемых методов является методика, разработанная Яном Лесаком. Он предложил пользоваться детским тональным аудиометром. Этот аппарат представлен в виде детского игрушечного домика. В комплект входят действующие мобильные элементы: человечки, животные, птицы, средства транспорта. Данный тест занимает от силы 10-15 минут, чтобы не сильно утомлять малыша.

Высокоточная аппаратура дает возможность достаточно быстро диагностировать достижение порога слуховосприятия. Сигнал фиксируется при сочетании соответствующих тонов и ассоциирующихся с ними смысловых значениях игровых элементов. Маленькому человечку двух – трех лет дают в ручки переключатель, выполненный в форме грибочка. Малышу объясняют, что если нажать на клавишу, он как супергерой может освободить из плена различных зверушек и человечков. Но делать это можно только после того, как они его об этом попросят. Услышав писк (звуковой сигнал, издаваемый телефоном аудиометра) малыш должен нажать на клавишу, замыкая контакт, зверушка выезжает – это сигнал аудиометристу, что ребенок услышал звук подаваемой тональности. Предусмотрен и такой вариант, что если звук не подается на устройство, а малыш нажимает клавишу – зверушка не освобождается. Заинтересовав малыша, и проделав несколько контрольных тестов, можно получить достаточно объективную картину заболевания с определением звуковой проходимости по ушному каналу и определения порога чувствительности.

Частота тестируемых тонов берется в диапазоне от 64 до 8192Гц. Данная методика более приемлема, в отличие от разработки Дикс-Холлпайка, так как тестирование проводится в светлой комнате, чтобы не напугать малыша.

Достаточно активно используется и методика А. П. Косачева, которая прекрасно адаптирована для определения слухового порога у деток двух – трех лет. Мобильность и компактность инструментария дает возможность проводить исследование в условиях стандартной районной поликлиники. Суть методики сродни предыдущей и основана на условнодвигательном ответе организма малыша на предложенные ему электроигрушки. При этом набор таких игрушек многокомплектный, что позволяет врачу – сурдологу подобрать именно тот комплект, который будет интересен конкретному малышу. Как правило, выработать у ребенка реакцию на конкретный предмет удается уже спустя 10-15 попыток. В итоге на все (ознакомление с малышом, выработку реакции и проведение непосредственно теста) уходит не как не меньше двух – трех дней.

Заслуживает внимания несколько разнящиеся, но основанные на аналогичной рефлекторике, методы А. Р. Кянгесенн, В. И. Лубовским и Л. В. Нейманом.

Все эти разработки дают возможность диагностировать дефект слуха у маленьких деток. Ведь они не требуют речевого контакта с тестируемым малышом. Вся трудность данной диагностики состоит, прежде всего, в том, что у малышей с нарушением слуха, зачастую, наблюдается и заторможенность развития речевого аппарата. Вследствие этого маленький пациент не всегда понимает, что от него хотят, игнорируя предварительные инструкции.

Вырабатывая у ребенка условнорефлекторную реакцию на звуковой раздражитель, специалист определяет не только порог восприимчивости ребенка, но и индивидуальную особенность усвоения условнодвигательного рефлекса, так называемую величину латентного периода. Устанавливается так же сила восприятия, продолжительность устойчивой памяти ребенка на звуковое раздражение и другие характеристики.

На сегодняшний день было предложено достаточно много методов для определения надпороговой аудиометрии. Наиболее применяемой является методика, разработанная Люшером. Благодаря ее использованию, специалист получает дифференциальный порог восприятия силы звука, который у медиков именуется как индекс малых приростов интенсивности (ИМПИ), в международных кругах данный термин звучит и пишется как Short Increment Sensitivity Index (SISI). Надпороговая аудиометрия проводит к сбалансированности силы звучания, используя методику Фаулера (если тугоухость затрагивает одну сторону слухового аппарата), фиксируется и начальная граница дискомфорта.

Структурирование границы слышимости диагностируются так: испытуемому на телефон поступает звуковой сигнал с частотой 40дБ свыше слухового порога. В диапазоне интенсивности от 0,2 до 6 дБ происходит модуляция сигнала. Нормой кондуктивной тугоухости является состояние слухового аппарата человека, при котором нарушена проводимость звуковых волн на пути от наружного уха к барабанной перепонке, глубина модуляций при этом составляет от 1,0 до 1,5дБ. В случая же кохлеарной тугоухости (неинфекционном заболевании внутреннего уха), при проведении аналогичной последовательности действий, уровень распознаваемой модуляции существенно уменьшается и отвечает цифре около 0,4дБ. Аудиометрист, обычно, проводит повторные исследования, понемногу увеличивая глубину модуляции.

Надпороговая аудиометрия, проводя тест Sisi, начинает определение данного параметра с установления ручки аппарата на цифре в 20дБ выше слухового порога. Постепенно начинается наращивание интенсивности звука. Это протекает с интервалом в четыре секунды. Кратковременно, за 0,2с, происходит прирост на 1дБ. Тестируемого пациента просят описать свои ощущения. После этого определяется процентное количество правильных ответов.

Перед тестированием, доведя показатели интенсивности до 3-6 дБ, аудиометрист обычно объясняет суть теста, только после этого исследование возвращается к стартовому 1дБ. При нормальном состоянии или в случае дефекта звукопроницаемости, пациент реально может отличить до двадцати процентов увеличения интенсивности звукового тона.

Снижение слуха, обусловленное заболеванием внутреннего уха, поражением его структур, преддверно-улиткового нерва (сенсоневральная тугоухость), появляется совместно со сбоем в факторе громкости. Имелись случаи, когда при росте порога слышимости приблизительно на 40дБ наблюдалось повышение функции громкости в два раза, то есть на 100%.

Чаще всего тестирование выравнивания громкости по Фаулеру проводится, если имеются подозрения на развитие заболевания Меньера (заболевание внутреннего уха, вызывающее увеличение количества жидкости (эндолимфы) в его полости) или невриномой слухового нерва (доброкачественная опухоль, которая прогрессирует из клеток вестибулярной порции слухового нерва). Преимущественно надпороговая аудиометрия по Фаулеру проводится при подозрении на одностороннюю тугоухость, но наличие двусторонней частичной глухоты не является противопоказанием к использованию данной методики, но только в том случае, когда дифференциал (разность) слуховых порогов обоих сторон не более 30-40 дБ. Суть теста в том, что на каждое ухо одновременно подается звуковой сигнал, который соответствует пороговому значению для данного слухового аппарата. Например, 5дБ на левое и 40дБ на правое ухо. После этого сигнал, поступающий на глуховатое ухо, делают больше на 10дБ, при этом на здоровом ухе подбирают интенсивность, чтобы оба сигнала, по восприятию больного, были одинаковой тональности. Дальше интенсивность тона на пораженный ушной аппарат повышают еще на 10дБ, и снова провидится выравнивание громкости в обоих ушах.

Аудиометр – медицинский прибор эотоларингологической направленности на сегодняшний день представлен тремя типами аппаратов – это поликлинический, скрининговый и клинический. Каждый вид имеет свою функциональную направленность и свои преимущества. Скрининговый аудиометр – одно из наиболее простых устройств, в отличие от поликлинического аппарата, который дает аудиометристу большие возможности при исследовании.

Скрининговая аудиометрия позволяет по звукопроводимости воздуха проводить тональную диагностику состояния слышимости уха больного. Аппарат мобилен и его возможности позволяют создавать различные комбинации силы и частоты звуковой тональности. Процедура исследования предполагает как ручное, так и автоматическое тестирование. Параллельно с проведением тестирования эотоларингологический аппарат анализирует полученные данные, определяя уровень слышимости и звукового комфорта.

При необходимости с помощью микрофона специалист может связаться с тестируемым, наличие подключенного принтера позволяет получить аудиограмму на твердом носителе.

Для получения объективных результатов тестирования, кроме современной аппаратуры, необходимо, чтобы кабинет аудиометрии соответствовал определенным акустическим требованиям. Ведь мониторинг проводимой процедуры показал, что общий наружный звуковой фон способен существенно влиять на конечный результат тестирования. Поэтому кабинет аудиометрии обязан быть хорошо изолирован от наружных акустических шумов и вибраций. Требуется защитить данное пространство и от магнитных и электрических волн.

Данное помещение должно отличаться определенной свободой, особенно это существенно для речевой аудиометрии, где необходимо свободное звуковое поле. Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что выполнить данные требования в обычном помещении достаточно проблематично. Поэтому для проведения исследования преимущественно используются специальные акустические камеры.

Самые простые из них представляют сбой небольшую кабинку (сродни телефону-автомату) с хорошо изолированными стенками, в которой и сидит тестируемый. Аудиометрист располагается за пределами этого пространства, связываясь с испытуемым, при необходимости, посредствам микрофона. Такая кабина для аудиометрии позволяет приглушить наружный фон на 50 и более дБ на частотном диапазоне от 1000 до 3000Гц. Прежде чем ввести кабинку, стационарно установленную в помещении, в эксплуатацию, проводится контрольное тестирование человека, у которого заведомо нормальный слух. Ведь изолирована должна быть не только сама кабинка, но и общий фон помещения, в котором она находится, обязан быть низким, в противном случае доверять результатам таких исследований нельзя. Поэтому если порог звуковой чувствительности человека с нормальным слухом констатируется не выше чем на 3-5дБ от нормы, пользоваться такой кабинкой для аудиометрии можно.

[19], [20], [21], [22], [23]

источник