Меню Рубрики

Можно держать пост когда насморк

Идут первые дни Священного месяца Рамазан. Этот месяц мы ждем целый год. Ведь это 29 дней, полные наград, тому кто уразумеет, тому кто будет выполнять приказ Всевышнего. Но жизнь порой вносит свои корорективы. Так и в Рамазан может настигнуть болезнь, немудрено захворать так, что возникнет необходимость получения, проведения различных медицинских процедур. И тогда в сердце постящегося беспокоят вопросы, нарушит ли пост,если принимать уколы? Можно ли вырвать разболевшийся зуб и не прерывать пост? А если очень нужно закапать капли в нос или в глаза? Мы попытались ответить на наиболее актуальные вопросы медицинского толка.

Нарушается ли пост…

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно»[1]. Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.орг.), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

… при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходмо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день[2].Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

…при проведении клизмы?

Клизма — это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство (жидкость, вода), введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно[3] .

…при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму»[4],[5].

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем»[6].

Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу[7]. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения»[8]. В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься)»[9].

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию[10].

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

Нарушает ли пост использование капель в нос,в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост[11].

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост[12].

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане»[13], предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

[1] Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
[2] Ибн Абидин – 3/368 стр
[3] Хидая, Китабус саум – 1/317
[4] лечении через кровопускание
[5] Бухари, Саум, 1837-хадис.
[6] Бухари, Саум, 1838 – хадис.
[7] Бакара, 286 аят.
[8] Бакара, 185 аят
[9] Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
[10] В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы,, Ислам Гылымхалы
[11] Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
[12] Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
[13] Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль — №16035 хадис.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

источник

Наступил священный Рамадан — месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 18—20 часов, особенно в летом, — серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.

Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении — не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья — для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.

источник

Аудио версия настоящей статьи:

1. Проглатывание пищи, воды, половое сношение — по забывчивости [1]. Как только человек вспомнит о посте, он обязан прекратить совершаемое им и продолжить пост [2].

2. Непроизвольный выход спермы, например поллюция [3].

3. Подкрашивание глаз сурьмой или закапывание капель в глаза [4].

4. Кровопускание, сдача крови на анализы или в качестве донорской [5]. То же касается и кровотечения.

5. Чистка зубов мисваком [6] или зубной щеткой без использования пасты [7].

6. Промывание носа и полоскание рта [8].

7. Принятие душа, совершение полного омовения, а также плавание [9].

8. Непроизвольное вдыхание табачного дыма [10], пыли или иного, в чем нет соучастия постящегося.

9. Лечение или удаление зуба без очевидного глотания крови или лекарств [11].

10. Проглатывание слизистых выделений носоглотки.

11. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости) [12].

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости [13].

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное [14].

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее [15].

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны [16].

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Читайте также:  Адсм прививка детям при насморке

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

2. Нет, не нарушит [17]. Вы можете встретить и иное мнение на этот счет [18], но отмечу, что оно не имеет должного обоснования.

У меня гинекологическая болезнь. Могу ли я ходить на прием к гинекологу и делать УЗИ вагинально во время поста? Или в тот день я не могу держать пост? Самал.

Вы можете соблюдать пост, и упомянутая вами процедура никак не влияет на его действительность.

Нарушает ли пост использование медицинских свечей (ректальных, вагинальных) в дневное время суток? Гузель.

Да, нарушает [19]. Но если это относится к тому, что с медицинской точки зрения безотлагательно необходимо для человека, не терпит до вечера, тогда можно учесть мнение о том, что это допустимо и не нарушает поста. Такое каноническое мнение есть [20].

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то — да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия — чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

Да, можете [22]. Есть мнение о том, что это нарушает пост [23], но считаю, что количество лекарства, необходимого для предотвращения приступа и снятия неприятных аллергических симптомов, притом что оно не утоляет ни голод, ни жажду, слишком мало и практически не доходит до желудка, а поэтому не влияет на действительность поста.

У меня искривление перегородки носа, в результате чего нос закладывает и он практически перестает дышать. Приходится постоянно пользоваться спреями для носа, которые «пробивают» дыхание. Часто эти лекарства через нос попадают в глотку. Нарушается ли в результате такого попадания лекарств пост в месяц Рамадан? Ахмад.

Нет, не нарушается. Если что-то попало в глотку, по возможности сплюньте.

Настоятельно советую спортивную ходьбу (можно велосипед или ролики). Полтора часа активных движений (с вдохом через нос и выдохом через рот) до ифтара (вечернего приема пищи) — и ваш нос будет чувствовать себя великолепно на протяжении последующих 24 часов. Минимальное расстояние в общей сложности должно составить 5 километров. Использование спрея во время поста — исключение и вынужденная мера, а потому часто прибегать к ней не стоит.

У меня аллергия, которая начинается примерно в середине июля и длится около трех месяцев. В это время чешутся глаза и закладывает нос. Я уже несколько лет пользуюсь каплями для носа и глаз и не расстаюсь с ними никогда, особенно ночью. У меня два вопроса: 1) нарушается ли ритуальная чистота от того, что я закапываю капли в нос или в глаза после омовения? 2) как мне быть во время священного месяца Рамадан, ведь я не смогу обходиться без капель и несколько часов? Руслан, 20 лет. Казахстан.

1. Состояние ритуальной чистоты не нарушается.

2. Пользуйтесь своими лекарствами как обычно.

Сегодня, читая в мечети коллективный Зухр-намаз, стоящий рядом дедушка начал задыхаться. После намаза я подошел к нему и спросил, что с ним и почему он не обратится к врачу. Он мне показал ингалятор от астмы и ответил, что в больнице скажут обязательно им пользоваться, а он тем самым нарушит пост. Я сказал, что это не нарушает поста (читал до этого у вас, Шамиль-хазрат, ответы про капли и ингаляцию), на что стоящий рядом хазрат возразил, что я не прав. Я на своем телефоне открыл ваш сайт и показал тому дедушке ваши ответы на подобные вопросы, сказав, что у него вынужденная ситуация. Этот вопрос (касательно ингалятора для лечения астмы) очень актуален для нашей местности. Прошу вас дать ответ касательно данной проблемы, так как если я неправильно понял ваш ответ на сайте, то получается, неправильно посоветовал больному дедушке. Ильшат.

Вы правильно посоветовали.

Ингаляция (применение ингалятора) действует на уровне дыхательных путей, а потому похоже на случай, когда человек вдыхает запах, например, еды или благовония. О дозволенности последних во время поста в богословской среде не было и нет разногласий [24].

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари — можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться — как минимум один километр утром и один километр вечером — и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1. Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) — нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

[2] «Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933. [3] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72. [4] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306. [5] Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664. [6] Мисвак — палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.
Читайте также:  Ребенок 4 года ночью при насморке

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

[7]Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Большая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

[9] Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

[10] Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте umma.ru. [11] В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства. [12] Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

[13] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

[14] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306. [15] Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193. [16] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305. [17] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137. [18] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108. [19] Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html. [20] См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

[21] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305. [22] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137. [23] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39. [24] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306. [25] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

источник

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней]». (сура Аль-Бакара: 184)

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма» пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидьяэто искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

источник

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Если участие в посте будет слишком трудным для того, кто болен, то лучше для него не поститься, и восполнить дни, которые он не постился позже. Для него мустахаб не поститься, если это слишком трудно для него.

    Свидетельства для этого следующие:

    1 — Ахмад (5832) рассказывал, что Ибн ‘Умар, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: «Аллах любит, чтобы его уступки были приняты также, как Он ненавидит действия неповиновения. » Шейх Албани подтвердил достоверность данного хадиса в Ирва аль Галил, 564.

    2 – Аль Бухари (6786) и Муслим (2327) передали, что Аиша (да будет Аллах доволен ею ), сказала: «Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если это был грех, он держался от этого дальше, чем все остальные люди.»

    Передано Бухари, 3560; Муслимом, 2327.

    Аль Навави (да будет ему милость Аллаха ), сказал:

    Это указывает на то, что это — мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.

    Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах ), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: «Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются.. «

    Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Галил, 564.

    Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.

    Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.

    Аль Куртуби (2/276) сказал: Это — мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это.

    1 — он не способен поститься вообще, так что он должен прервать свой пост, и для него необязательно поститься.

    2 — если он способен к посту, но это причинит ему вред и составит трудность для него. В этом случае для него мустахаб прервать свой пост; в этом случае только неосведомленный человек постился бы.

    Читайте также:  Можно ли прокалывать нос с насморком

    Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Мугни (4/404): Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух.

    Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Шарх аль Мумти (6/356):

    Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред. Аллах говорит (смысловой перевод):

    См. также вопрос Номер 1319.

    А Аллах знает лучше.
    Ислам Q*A
    ———————————————————————-
    Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост
    Вопрос номер:

    Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост? Допустимо ли прервать пост по причине любой болезни, даже если это, что- то незначительное?

    Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение , что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.

    Что подразумевается под серьезной болезнью:

    1- болезнь будет осложнена из-за поста

    2- процесс выздоровления осложнится из-за поста

    3- пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления

    4-ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.

    Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха ), сказал в Аль Мугни (4/403):

    Вид болезни, при которой разрешается прервать пост — интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется.

    Ахмад сказал: «Когда больной человек может прервать свой пост? «Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки?

    «Здоровый человек, который боится, что он может заболеть из-за поста или тот, кто боиться, что его болезнь может ухудшиться, им обоим разрешают прервать пост, потому что больному человеку разрешают прервать пост из-за опасения, что его пост осложнит болезнь и она будет длиться дольше, и опасение, что участие в посте вызовет болезнь»: сказал Aл -Навави в Аль Маджмуa, 6/261:

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Вопрос:
    Мне шестнадцать лет и последние пять лет я прохожу лечение в больнице. В месяц рамадан прошлого года доктор приказал сделать мне внутривенное вливание лечебного препарата химического происхождения. Лекарство оказалось мощным и сильно повлияло на желудок, а также на весь организм в тот же самый день, когда его ввели мне, а я в это время соблюдал пост. Я почувствовал страшный голод и жестоко мучался с самого утра в течение семи часов. Я чуть не умер, но не разговелся до призыва на вечернюю молитву. В рамадан этого года, если будет на то воля Аллаха, доктор опять прикажет сделать мне такую же инъекцию. Следует ли мне разговеться в этот день или нет? Если же я не буду разговляться в этот день, то должен ли я его возместить? Считается ли взятие крови из вены розговеньем или нет, как и примененное в отношении меня лекарство?

    Ответ:
    В месяц рамадан розговенье для больного считается законным, если пост вредит ему, если он тяжело переносит его, либо нуждается в лечении в дневное время различными таблетками, микстурами и т.п., которые принимаются как еда и питьё, поскольку Всемогущий Аллах сказал: «. но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней. » По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. » В другой версии сказано: «И угодно Ему соблюдение Его намерений.»
    Что же касается взятия крови из вены на анализ или с какой-либо иной целью, то истина состоит в том, что это не нарушает поста. В том же случае, если кровь берётся в большом количестве, то рекомендуется перенести это на ночное время. Если же это делается в дневное время, то следует возместить этот день из-за сходства с кровопусканием.
    Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

    Вопрос:
    У одной женщины началось психическое заболевание, которое сопровождалось повышенной температурой и нервным расстройством, а также другими опасными симптомами. В результате этого она не соблюдала пост в течение почти четырёх лет. Должна ли она в такой ситуации совершить возместительный пост или же нет? Каким будет суждение шариата в отношении её?

    Ответ:
    Если она прекратила поститься по причине отсутствия у неё физических сил для этого, то ей следует относиться пропущенные ею дни месяцев рамадан за все четыре года, если она способна на это. Всевышний Аллах сказал: «Но, если кто поражен недугом, или путешествует, тот да постится то же число других дней, Аллаху угодно даровать вам облегчение, а не бремя для вас, дабы вы могли выполнить положенное число дней, и дабы вы возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас, и дабы были благодарны.» Если же болезнь этой женщины неизлечима, а неспособность совершать пост пожизненна на основании официального заключения медиков, то за каждый день пропущенного ею поста она должна накормить нуждающегося из расчёта предоставления ему половины саа пшеницы, фиников, риса или любой другой обычной пищи, которую едят её родственники у себя дома. Таким образом, она должна поступить так же, как престарелый мужчина или старая женщина, для которых пост изнурителен и очень труден. Совершать возместительный пост ей не требуется.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Вопрос:
    Моей дочери тридцать лет, и у неё есть дети. Вот уже четырнадцать лет она страдает от психического заболевания. В прошлом периоды ухудшения её состояния чередовались с периодами улучшения, но в последний раз период ухудшения необычно затянулся, и она пребывает в ненормальном состоянии вот уже почти три месяца. Совершать должным образом молитву и омовение она может сейчас только с чужой помощью, когда ей постоянно подсказывают как и сколько молиться. Сейчас, когда наступил благословенный месяц рамадан, она смогла соблюсти пост только в течение одного дня, да и то неподобающим образом. В другие же дни она вообще не постилась. Наставьте меня в этом вопросе, и да вознаградит вас Аллах! Что мне следует предпринять, и что должна сделать она сама, учитывая, что я являюсь её попечителем?

    Ответ:
    Если её состояние действительно такое, как ты рассказал, то она не должна ни поститься, ни совершать молитву. Пока она не должна также ничего возмещать. Твоя же обязанность состоит только в том, чтобы опекать её, поскольку ты отвечаешь за неё. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству. » /Хадис/. Если на некоторое время она придёт в нормальное состояние, то она обязана совершить молитву именно в период улучшения. Если улучшение её состояния произойдёт в один или несколько дней месяца рамадан, то ей следует соблюдать, пост именно в период улучшения и только.

    Постоянный комитет по изданию фетв

    Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:
    1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз — да помилует его Аллах
    2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин — да помилует его Аллах
    3 – Абдулла бин Джибрин

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Ответ:
    Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжёлой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний сказал: «. а для тех, кто может соблюдать пост лишь с большим затруднением, положено искупление — кормление бедняка.» Ибн Аббас — да будет Аллах доволен им и его отцом! — сказал: «Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста.» /Об этом рассказал ал-Бухари/.
    Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину саа обычной для данной местности пищи. Если же у неё нет на это средств, то от неё ничего не требуется. Если ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо неё, то это будет благодеянием с твоей стороны. И Аллаху угодны люди, творящие добрые добрые дела.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • О.: Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Please Login or Register to see this Hidden Content

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    У меня сильная зубная боль во время Рамадана, могу ли я принимать лекарства во время поста?

    Сильная боль является основанием для прерывания поста в Рамадан, особенно если пост приведет к ухудшению самочувствия. Поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы прервать пост для получения лечения и можно пить и есть для устранения боли. Но позже, следует восполнить пропущенные дни, после завершения Рамадана, потому что Аллах сказал (перевод смысла):

    «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

    В al-Jawharah al-Nubayrah (Hanafi) (1/142) сказано: Больному допустимо прервать пост, если пост ухудшит самочувствие или увеличит боль в глазах или голове»

    25) В случае болезни, которая доставляет человеку чувство недомогания, он может не поститься. Основанием этому служит аят: «. а кто болен или в пути, то — число других дней. «. (Аль-Бак’ара, 2:185). Но если болезнь не серьезная, например как легкий кашель или головная боль, то это не причина для прерывания поста.

    Если есть медицинское подтверждание или человек знает, исходя из своего личного опыта, или он уверен, что пост усугубит его болезнь, либо замедлит выздоровление, то ему позволено не поститься. Более того, поста для него становится нежелательным (макрух). Если человек серьезно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что принимается в усмотрение только состояние больного на текущий момент.

    (26) Если пост вызывает у человека потерю сознания, то он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатаауа, 25/217). Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед маг’риб (вечерней молитвой) или после него, то его пост тем не менее — имеет силу, при условии, что он постился утром. Если он пребывал без сознания между фяджр (утреняя молитва) и маг’риб, тогда, согласно мнению большинства ученых, его пост не имеет силу. Большинство ученых считают, что человек, потерявший сознание, обязан восполнить пост позже, вне зависимости от того, сколько он пробыл без сознания. (Аль-муг’ни ма’а аш-шарх аль-Кабиир, 1/412,3/32, Аль-маусуу‘а аль-Фик‘хиййа аль-Кууайтиййа, 5/268). Некоторые ученые вынесли фатву о том, что человек, который потерял сознание или принимал снотворное, или находился под общей анестезией, в соответствии с курсом лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул. Если же он пребывал без сознания более трех дней, то он не должен восполнять пост, потому что рассматривается как потерявший разум. (из устных фатв Абду-ль-’Азииза ибн Бааза).

    (27) Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или некоторые из его органов могут понести непоправимый вред, и это серьезно, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни — обязательно. Но не позволяется прерывать свой пост из-за малого неудобства или из-за чувства усталости, либо из страха перед воображаемыми болезнями. Людям, работающим на физически тяжелых работах, не позволено прекращать свой пост, и они должны ночью формировать намерение поститься на следующий день. Если они не могут прекратить работы и опасаются какого-либо увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, либо они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже. Работники на физически тяжелых работах, таких как работа с топками и плавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамад’аан, или даже взять неоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, то они им следует искать другую работу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности. «А кто боится Аллааха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает». (Аль-Талак‘, 65:2-3) (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа‘има, 10/233,235).

    Экзамены студентов не являются причиной прерывания поста во время Рамад’аана, и не позволяется подчиняться родителям, прерывая пост из-за экзаменов, потому что нет подчинения творениям, если это приводит к неподчинению Творцу. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/241).
    (28) Больной, который надеется выздороветь, должен ждать пока ему не станет лучше, затем он должен восполнить пропущенное. Просто накормить бедняка — недостаточно. Страдающий хроническим заболеванием и не имеющий надежды на выздоровление, а также престарелые люди, которые не в силах поститься, должны накормить бедняка половиной са’а (мера объема) от распространенной в их местности еды за каждый пропущенный день. (половина са’ приблизительно равна полтора килограммам какой-либо крупы).
    Разрешается сделать это единовременно, в один день в конце Рамад’аана, или кормить одного бедняка каждый день.
    Если больной не постится в Рамад’аан, ожидая выздоровления, чтобы восполнить пост позже, а затем обнаруживает, что его болезнь — хроническая, то он должен накормить бедняка за каждый пропущенный день. (из фатвы Ибн ‘Усаймиина). Если человек ожидает выздоровления от болезни и надеется поправиться, но потом умирает, то ни за ним, ни за его родственниками не существует никакого «долга». Если болезнь считается хронической так, что человек не постится и кормит бедных, но затем современная медицина находит средство излечения его болезни, используя которое, он поправляется, то такой человек не должен восполнять пост, который он пропустил, потому что он делал то, что должен был делать в тот момент. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/195).

    (29) Если человек болен, затем выздоравливает и в состоянии восполнить пропущенные дни, но не делает этого, потому что затем умирает, то необходимо взять деньги из его имущества для кормления бедных за каждый день пропуска. Если кто-то из его родственников желает поститься за него, то это допустимо, потому что было передано в ?ахиихе, что посланник Аллааха (мир ему и благословение Аллааха) сказал: «Кто умирает, задолжав некоторые дни поста, пусть его родные постятся за него». (из Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, раздел Дау’а, 806).

    Шейкх Мухаммад Салих Аль-Мунаджжид
    «Ас-?ыйаам»

    источник