Меню Рубрики

Как правильно дышать при разговоре чтобы не носом

Мне, логопеду, часто приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Основной орган дыхания — л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней (наиболее емкой) части легких. Работа межреберных мышц в основном расширяет их среднюю и нижнюю часть. Участие в процессе вдоха мышц живота обеспечивает поступление части взятого при вдохе воздуха в верхнюю часть легких.

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса речевого и певческого.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка), то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы. Кроме того, излишек воздуха может привести к такому раздуванию альвеол (легочных пузырьков), которое может вызвать их перерастяжение и потерю эластичности. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и, чтобы его удержать, опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает излишнее и очень вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей (узелков), а иногда и к потере голоса.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Их расслабление должно подчиняться нашей воле и по мере надобности происходить постепенно. В результате длительной и регулярной тренировки все эти процессы переходят в автоматические, происходят сами собой, не требуя специального внимания. В начале работы над дыханием управление выдохом должно быть основным объектом внимания занимающегося.Кстати сказать, правильно организованный тренаж заметно увеличивает и объем дыхания (объем легких), но главное – он увеличивает “длину” дыхания – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких.

Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Основные требования к тренировке дыхания:

  • При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
  • При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.
  • Последовательность работы по постановке дыхания:

  • Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
  • Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
  • Упражнения на удлинение выдоха:
  • а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя;
    б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);
    в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.)
    г) выдох на счете вслух;
    д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;
    е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
    ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;
    з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;
    и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

    Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

    Практические задания к теме “ Дыхание”

    Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

    Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

    Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

    Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” — подтянуть живот).

    После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .

    Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

    а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

    Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

    При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.

    Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.

    Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

    а) выдох на п – ф;
    б) пауза;
    в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;
    г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

    Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений — процесс речи, — то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.

    Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

    Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих пор раздельно, приучить работать одновременно.

    Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

    а) выдох на п – ф;
    б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);
    г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);
    д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

    Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.

    Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.

    Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.

    Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

    После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

    Где цветок, там и медок.
    Кончил дело – гуляй смело.
    Ум хорошо, а два лучше.
    Повторенье – мать ученья.
    Жить – Родине служить.
    Труд – лучший учитель жизни.
    Берись дружно – не будет грузно.
    Без дела жить – только небо коптить.
    Маленькое дело лучше большого безделья.
    Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.

    Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

    После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.

    За край родной иди бесстрашно в бой.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    Книга для ума – теплый дождь (дощ) для всходов.
    Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

    Рощи да леса – всему краю краса.
    Дружба и братство – дороже богатства.
    Где охота и труд, там поля цветут.

    Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.

    Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.

    Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин.)

    И песня, и стих – это бомба и знамя. (Маяковский.)

    Дети разных народов, мы мечтою о мире живем. (Ошанин.)

    Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

    После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.

    После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона,
    Брезжит свет на заводи речные
    И румянит сетку небосклона.
    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.

    Шелестят зеленые серёжки,
    И горят серебряные росы.
    У плетня заросшая крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    “С добрым утром!” (Есенин)

    Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.

    В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

    Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам / и усердно ковыряют крепкими носами землю. (Бианки. Грачи открыли весну.)

    Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.

    Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз — и полетели пернатые три птицы. Повеял холод, мороз.

    Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

    Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

    Махнул старик – годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпались частый дождь, залегли туманы.

    А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.

    (Даль. Сказка – загадка “Старик – годовик”.)

    Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

    Русалка плыла по реке голубой,
    Озаряема полной луной;
    И старалась она доплеснуть до луны
    Серебристую пену волны.
    И шумя и крутясь колебала река
    Отраженные в ней облака;
    И пела русалка – и звук ее слов
    Долетела до крутых берегов.

    И пела русалка: “На дне у меня
    Играет мерцание дня;
    Там рыбок златые гуляют стада,
    Там хрустальные есть города;
    И там на подушке из ярких песков
    Под тенью густых тростников
    Спит витязь, добыча ревнивой волны,
    Спит витяь чужой стороны…”
    (Лермонтов. Русалка.)

    Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.

    На паузе — \ — делается добор воздуха, на более длительной паузе — // — (после каждых пяти строк) делается вдох.

    Ласточки пропали,
    А вчера с зарей
    Все грачи летали /
    Да как сеть мелькали
    Вон над той горой.//
    С вечера все спится,
    На дворе темно, /
    Лист сухой валится,
    Ночью ветер злится
    Да стучит в окно… //
    Лучше б снег да вьюгу
    Встретить грудью рад! /
    Словно как с испугу
    Раскричавшись, к югу
    Журавли летят.// (Фет. Осень.)

    Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.

    После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох.

    Вот кот,
    Который пугает и ловит синицу,
    Которая ловко ворует пшеницу,
    Которая в темном чулане хранится
    В доме,
    Который построил Джек./
    (Маршак. Дом, который построил Джек.)

    Вот дом,
    Который построил Джек./
    А это пшеница,
    Которая в темном чулане хранится
    В доме,
    Который построил Джек./
    А это веселая птица – синица,
    Которая ловко ворует пшеницу,
    Которая в темном чулане хранится
    В доме,
    Который построил Джек,/

    Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.

    После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.

    Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”

    Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

    — Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

    Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.

    Читайте также:  Укол детям от кашля насморк

    При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк), а

    в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.

    (Пушкин. На статую играющего в свайку.)

    Аналогично предыдущему упражнению прочитайте первые четыре строки стихотворения (на одном выдохе – сначала по строке, потом по две строки, затем одну и три и, наконец, все четыре). После этого таким же образом прочитайте следующие четыре строки, после чего (так же) – последние четыре строки.

    Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
    Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
    Вопросами: тепло ль Утихла ли метель
    Пороша есть иль нет И можно ли постель
    Покинуть для седла, иль лучше до обеда
    Возиться с старыми журналами соседа
    Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
    И рысью по полю при первом свете дня;
    Арапники в руках, собаки вслед за нами;
    Глядим на бледный снег прилежными глазами;
    Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
    Двух зайцев протравив, являемся домой.

    источник

    Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

    В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

    Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

    У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

    Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
    • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
    • слишком большой вдох;
    • учащенность дыхания;
    • укороченность выдоха;
    • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
    • неправильная осанка.

    Поварова И.А.
    Коррекция заикания в играх и тренингах

    Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
    читать дальше >>

    Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

    Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

    источник

    Ниже представлено несколько очень простых упражнений, позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

    Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

    Мой дядя самых честных правил

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

    После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

    Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

    Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель ( паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

    Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

    Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

    Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

    Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

    В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

    Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

    Мой дядя самых честных правил

    — Дыхание кончилось. Не разжимая челюстей вдохните носом и продолжайте читать дальше.

    Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

    Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

    по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

    Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

    Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

    Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали ), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

    После возврата дыхания продолжайте читать текст или стихотворение дальше как обычно. И опять – как Вы почувствуете, что воздух кончается – максимально откройте вертикально рот, не забыв про язык и возвращайте дыхание носом.

    Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

    Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

    Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

    И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

    Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

    Наш эксперт – Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ», расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

    Красивый и увлекающий за собой голос – это не подарок свыше, а вполне ваша заслуга. Если вы понимаете, как рождается звук внутри вас, вы можете использовать его в своих целях. Основа звука – правильное дыхание. Сегодня мы расскажем о том, что такое правильное дыхание, какие мышцы принимают участие в появлении звука и какие есть упражнения для отработки техники дыхания.

    К сожалению, взрослые люди дышат неправильно: делают это грудью, а не животом, как нужно, – в итоге не умеют контролировать свое дыхание, задыхаются к концу долгих предложений и чувствуют крепатуру горловых связок после 1,5-часового выступления.

    Удовольствие от публичных выступлений придет только тогда, когда вы дышите естественно – животом, на раскрытой диафрагме и расслабленных связках, широко раскрывая рот. Тогда воздух естественно проникает внутрь и свободно выходит из легких, также естественно рождается красивый звук. Мы же обычно говорим на напряженных связках, зажимая все мышцы тела и ссутулившись – очень быстро устаем, голос неестественно звучит, слушатели не получают удовольствие от того, что и как вы говорите.

    Правильное дыхание научит:

    • получать удовольствие от выступления;

    • максимально долго говорить на одном вдохе-выдохе;

    • корректной работе диафрагмы, в том числе и не набирая воздух в легкие;

    • контролировать высоту и тембр голоса;

    • понимать, когда важно глубоко вдохнуть, а когда достаточно быстро схватить воздух;

    • понимать ресурсы и объем своей грудной клетки.

    Пока мы не контролируем все системы, задействованные в процессе дыхания, пока не понимаем механику дыхания и говорения, мы не сможем говорить хорошо.

    Мы можем дышать правильно тогда, когда есть доступ воздуха к диафрагме – мышечной перегородке, отделяющей грудную полость от брюшной, которая напоминает купол. На вдохе диафрагма прогибается под давлением воздушного потока, на выдохе – подымается высоким куполом под напором воздуха. Так рождается полноценный ровный звук, у которого есть основа – достаточный поток воздуха. «Вдох полной грудью», к которому мы все привыкли, не задействует диафрагму в полной мере, и звук появляется на слабых потоках воздуха за счет напряжения горловых связок.

    Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки. Когда вы дышите, нужно полностью расслаблять мышцы живота и диафрагму. На вдохе – «выпячивайте» живот, как это обычно делают дети, набирая достаточно воздуха. Тогда мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух. На выдохе – втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух.

    Диафрагма зажата и не имеет физической возможности двигаться вверх-вниз, если мы сутулимся, «перекашиваем» тело. Для работы диафрагмы важно сидеть ровно.

    Спина. Выпрямите спину, максимально сведите лопатки, затем понемногу их отпустите. В той точке, где мы чувствуем, что спина ровная, а плечи свободно опущены – это и есть наше, пока еще непривычное, но ровное положение тела. В таком положении вы можете двигать корпусом, свободно жестикулировать руками и не чувствовать зажатости. Помочь себе снять нагрузку со спины можно, слегка облокотившись на ручки кресла. Со временем, когда тело привыкнет к новому положению, дискомфорт пройдет.

    Читайте также:  Капли для носа при аллергическом насморке какие лучше

    Ноги. Правильному говорению мешают закинутые друг на друга ноги. Такое положение ног нарушает кровообращение и вызывает желание наклониться и подпереть руками голову.

    Руки и ноги. Если вы разговариваете стоя, не скрещивайте руки и ноги. Во-первых, это психологически закрытая поза, и показывает, что вам не интересен разговор и люди. Во-вторых, так вы перекрываете диафрагму, не давая ей двигаться.

    Положение тела. Если вы не перемещаетесь во время говорения, удобнее и лучше вести беседу, сохраняя центр тяжести посередине и поставив ноги на ширине таза.

    Спина. Не откидывайтесь назад спиной, как это делают модели на фотографиях в fashion-журналах – примерно на 45 градусов, так, что затылок находится за спиной, а живот выступает вперед. В таком положении вы напрягаете живот и диафрагму, не давая им двигаться естественно. Плечи должны быть ровными.

    Обязательно поставьте подбородок перпендикулярно телу или немного опустите его вниз, чтобы понизить звучание голоса. Не подтягивайте подбородок к шее, иначе образуются лишние складки, но и не вытягивайте голову вперед, иначе вы перенапрягаете все мышцы и снова звучите некрасиво.

    Как понять, не слишком ли поднят подбородок? Обратите внимание на свои фотографии, особенно те, где вокруг никого нет или мало людей (не селфи), и вы не позирует – на таких фото, где мы не контролируем положение тела, оно принимает привычную позу. Вы сразу же вы увидите, как вы держите голову чаще всего. Если таких снимков нет, попросите домочадцев или помощников какое-то время незаметно фотографировать вас в разных позах.

    Чтобы найти свое положение головы уже во время каждого разговора, выбирайте точку на уровне глаз собеседника и смотрите на нее. Со временем глаза будут автоматически смотреть в нужную точку, а мышцы выучат это положение, и голова не будет задираться.

    Еще раз напомним: вдох всегда делается носом. Так мы можем набрать гораздо больше воздуха, чем ртом, так как горло в этот момент расслаблено и его пропускная способность выше. На вдохе также расслабляется живот, и объем вдыхаемого воздуха увеличивается. Также при вдохе через нос воздух нагревается до комфортной температуры тела и не вредит связкам, очищается от пыльцы и прочих раздражителей и попадает в легкие относительно чистым. Вдох ртом грозит пересушенной слизистой и кашлем от случайно втянутой воздухом мошки.

    Только через рот. На выдохе мы подтягиваем мышцы живота и выталкиваем воздух. Красивый полноценный звук образуется только на выходе воздуха через гортань.

    Чтобы говорить без усилий, нужно довести циклы дыхания до неконтролируемых движений. Это станет базой для дальнейшего развития голоса.

    Правильная техника

    1. Антураж. Выполняйте упражнения перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения.

    2. Тело. Еще раз обратите внимание: во время выполнения задействованы (но не напряжены !) только органы дыхания, мышцы диафрагмы и живота. Прочие мышцы тела не должны быть скованы, зажаты.

    Ваш живот всегда должен находиться в расслабленном состоянии. Если вы не можете расслабить живот, особенно на вдохе, потому что у вас напряжены косые мышцы, наклонитесь вперед, руки при этом максимально свободны. Если сильно тянет спину во время наклона, представьте, что вы зажали подбородком яблоко. Опуститесь вниз насколько возможно, а затем подымайтесь снизу вверх, каждым позвонком спины по очереди, будто вдоль вертикальной стены. Голова подымается в последнюю очередь. Так можно снять зажимы.

    3. Форсированный выдох. Каждое упражнение и каждый подход начинается с одного форсированного выдоха. Он предотвращает гипервентиляцию – избавляет от того кислорода, который еще есть в организме. Переизбыток воздуха при глубоком дыхании может привести к появлению шума в голове или даже к полуобморочному состоянию.

    Форсированный выдох делается на звуке «ф» из той точки дыхания, в которой вы сейчас, даже если вы сейчас на вдохе. Представьте движение при работе с ручным насосом. Упражнение учит диафрагму быстро подтягиваться.

    4. Подходы. Все упражнения начинают с трех подходов, постепенно наращивая нагрузку в комфортном персональном темпе. Эти упражнения нужно выполнять ежедневно.

    5. Комфорт и безопасность. Нельзя выполнять упражнение только на выдох или только вдох. Такие нагрузки на мышцы требуют компенсации, поэтому их всегда нужно выполнять в связке. Последовательность упражнений не важна. Если вы ощущаете дискомфорт во время дыхательных упражнений, можете пить воду.

    №1. Именинный торт

    Представьте, что перед вами находится торт с тремя толстыми яркими свечками. Ваша задача – задуть их на одном выдохе. Сделайте форсированный выдох, затем глубокий выдох, а затем три резких выдоха. В это время диафрагма тренируется – на каждом движении подтягивается и опускается.

    Упражнение важно для стаккатных, то есть отрывистых, разговоров, когда мы что-то доказываем, неспокойно объясняем. Упражнение учит диафрагму резко вовремя подыматься и таким образом у вас будет возможность звучать красиво и внятно в неспокойных ситуациях. Доводим до 21 подхода.

    Представьте, что перед вами три мешочка с кофе и их нужно понюхать на одном вдохе. Сделайте форсированный выдох, затем три резких вдоха носом, а затем спокойный выдох. Упражнение тоже тренирует диафрагму, учит незаметно и комфортно «довдыхать», когда фраза еще не закончилась, а воздух уже кончился, в том числе и во время неприятных бесед. Доводим до 21 подхода.

    №3. Детская горка

    Представьте перед собой детскую горку: ступеньки и саму горку. Вам нужно подняться на вершину горки и спуститься с нее. Для понимания процесса дыхания упражнение разбито на несколько последовательностей (1-2), которые имеют свои нюансы, а затем объединяется снова в целое (3).

    1. «Подъем». Представьте, что вы медленно подымаетесь по четырем ступенькам на вершину горки, а затем спокойно дышите на площадке наверху. Сделайте форсированный выдох, затем плавно вдохните на четыре счета, делая небольшие паузы после каждого шага-«довдоха», и спокойно выдохните без пауз.

    2. «Спуск». Представьте, что вы уже наверху и быстро спускаетесь вниз по металлической горке. Последовательность дыхания следующая: форсированный выдох, спокойный плавный вдох, резкий выдох одним движением.

    3. «Подъем и спуск». Представьте, что вы подымаетесь по четырем ступенькам вверх, затем спускаетесь по горке вниз: форсированный выдох, плавный вдох на четыре счета с паузами на каждый «довдох», резкий выдох одним движением. Упражнение учит искусству делать паузы, контролировать циклы дыхания, обучает диафрагму выполнять мягкие и резкие движения для быстрой смены темпа – вы же учитесь делать акценты голосом, не задыхаться.

    №4. Детская горка наоборот

    Сначала нужно быстро взбежать по горке вверх, а затем медленно спуститься по ступенькам вниз. Последовательность такова: форсированный выдох, резкий вдох, медленный выход на четыре счета с паузами между шагами-«довыдохами». Аналогичная тренировка для диафрагмы – вы учитесь набирать воздух одним естественным движением и долго говорить на выдохе.

    Упражнение показывает, что такое мышечный зажим, настоящее расслабленное состояние, удовольствие от дыхания и учит расслаблению в стрессовом состоянии.

    Последовательность выполнения: форсированный выдох, вдох на четыре счета с паузами на каждый счет, при этом нужно максимально сильно сжать мышцы всего тела, которые вы только можете сжать. Затем на медленном выдохе нужно расслабить все мышцы. Это упражнение хорошо расслабляет перед выступлением или встречей. Выполняйте ежедневно 3-5 раз для того, чтобы научиться различать зажатое состояние, понимать, что именно зажимается.

    источник

    Как научиться «правильно» ДЫШАТЬ?

    В речевой практике существует два типа дыхания ВЕРХНЕЕ и НИЖНЕЕ.

    Верхнее дыхание это легкое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхняя часть легких. Это дыхание, как правило, не используется при активной речевой нагрузке.

    Нижнее дыхание это глубокое дыхание, в этом случае задействованы, и диафрагма, и легкие, и реберные мышцы, и брюшные мышцы живота. Такое дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

    В учебниках речи, в школах по вокалу, в театральных вузах речевое дыхание называют по-разному: грудное, ре?берное, диафрагмальное, кому как нравится и кому как удобно, суть от этого не меняется. Например, преподаватели речи в театральном вузе употребляют оборот «дышать животом» или «дышать диафрагмой». Наверно это название, на мой взгляд, более оправдано. Потому что когда вы дышите правильно, вы видите, как активно двигается ваш живот, а не грудная клетка. Главное понять принцип действия речевого дыхания – ребра в стороны, живот вперед! Так должна работать ваша диафрагма на вдохе.

    Если вы еще не поняли «где живет ваша диафрагма», сделаю подсказку. Когда вы го?лодны, вы употребляете фразу «сосет подложечкой» и автоматически кладете руку на живот именно на то место где у вас и находится диафрагма. Где-то между грудной клеткой и животом. Наверняка ваша рука сейчас сама автоматически прикоснулась именно к этому месту. Теперь определились? Тогда приступим непосредственно к практике речевого дыхания.

    Перед тем как мы с вами будем учиться «правильно» дышать, необходимо выполнить еще одно очень важное условие, без которого сделать дыхание правильным невозможно. Ваша осанка, ваш мышечный корсет. Если ваша мама в детстве не следила за вашей осанкой, вы вполне можете изменить свою осанку сами. Это не займет много времени. К тому же хорошая осанка сделает вас более привлекательным и придаст вам уверенности.

    Итак. Осанка. Главное условие. Уделяйте этому упражнению пять минут в день в течение месяца. Постарайтесь запомнить ощущение, которое сопровождает правильную осанку, и ходить с этим ощущением.

    «Стенка» Плотно прислонитесь к стене всем телом. Прижмите к стене спину, плечи, руки, ладони, ягодицы, пятки. Пять минут постойте в таком положении. Сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов. Вдох через нос, выдох через рот. Затем, не меняя положение тела, зафиксируйте его – представьте, что стена прилипла к вашей спине, и вы уносите ее с собой. С такой выпрямленной спиной-стеной походите по комнате (делайте шаги в любом направлении, любой походкой, но не меняя положения спины) – чем больше, тем лучше.

    Повторяю. Главное делайте это упражнение по пять минут в день на протяжении месяца. Вы увидите, как изменится ваша осанка.

    И еще, если вы находитесь вне дома, и у вас нет возможности выполнять эти упражнения, то просто говорите себе: «Я смелый, я решительный!» Что тогда произойдет? Почувствовав в себе дух смелости и решительности, ваше тело моментально выпрямится, и ваши плечи разведутся назад. Так вы сможете поддерживать свою осанку, заодно и внушите уверенность себе!

    Теперь, когда вы закрепили свою осанку, можно приступать к тренировке дыхания. Чем отличается речевое дыхание от обычного?

    Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического или обычного дыхания – вдох, выдох, пауза.

    Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления.

    В повседневной жизни мы дышим через нос. Но, во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через нос невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха.

    Поскольку звуки речи образуются при выдохе, очень важно научиться правильно делать вдох и выдох ртом. Целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха. Важно научиться постепенно расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха, а медленно и постепенно расслабляться.

    Начнем с проверки активности вашей диафрагмы. Для этого лягте на пол, положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма работает хорошо. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки, то есть за диафрагмой. Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, диафрагма действует вяло, и тогда нужно развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений.

    Итак, если ваша диафрагма двигается во время дыхания вяло, тренируйте дыхание следующими упражнениями.

    1 Упражнение. «Свеча» – тренировка медленного выдоха. Представьте себе, что вы задуваете свечу. Можно зажечь настоящую свечу. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

    Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2–3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, и она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите упражнение 2–3 раза.

    2 упражнение. «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

    Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2–3 раза.

    3 упражнение. «Погасить 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» сначала 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь – 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2–3 раза.

    Поняв принцип работы вашей диафрагмы при речевом дыхании, вы должны стараться применять такое дыхание в повседневной жизни. Да, первое время, вам придется контролировать свое дыхание. Но спустя пару месяцев, вы почувствуете, что диафрагмальное дыхание станет автоматическим. Все зависит лишь от ваших тренировок и контроля за дыханием первое время. Особенно следите за дыханием во время разговора.

    Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс и красивый голос.

    источник

    ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

    Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

    Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека. Вводные упражнения

    Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

    МирСоветов рекомендует отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.

    В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

    1. Работа над вдохом-выдохом

    Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.

    Читайте также:  Раствор натрия хлорид для ингаляций при насморке

    Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.

    Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.

    Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.

    Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.

    Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.

    При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.

    Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.

    При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.

    Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

    Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».

    Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.

    Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

    Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.

    Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».

    Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

    4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов

    Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.

    Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.

    То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.

    Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.

    Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).

    После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

    Упражнения для улучшения дикции

    После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

    Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

    То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

    Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

    Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

    Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

    Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

    проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

    4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

    При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

    При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

    Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

    5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

    Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.

    Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

    Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

    6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

    В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

    Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, МирСоветов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

    7. Развитие диапазона и усиление голоса

    Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.

    После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.

    По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

    Правильное дыхание для речевого процесса сродни хорошему топливу для двигателя — красивая речь невозможна без дыхания ритмичного и регулируемого.

    Ощутить процесс дыхания непросто, поскольку оно непроизвольно, и человеком говорящим, как правило, не осознаётся. Лишь когда оратору недостаёт воздуха и он вынужден перехватывать его на полуслове, либо обнаруживаются дефекты посерьёзнее, тогда человек начинает задумываться о процессе своего дыхания.

    А задействована в нём гортань, трахея, бронхи и лёгкие. Акт дыхания объединяет три стадии: вдох (во время которого кровь получает кислород), выдох (происходит выброс из лёгких в кровь продуктов распада) и пауза перед новым вдохом.

    Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Без него мы не в состоянии прожить и получаса. Вдох равен выдоху и происходит через нос.

    Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох — источник образования звуков.

    Правильное речевое дыхание предохраняет голосовой аппарат от переутомления, способствует плавности, интонационной выразительности, соблюдению пауз в речи, чёткой дикции, равномерной громкости, и, безусловно, необходимо ораторам и людям, желающим усовершенствовать свои коммуникативные навыки.

    Правильному речевому дыханию вполне можно обучиться. Сначала работают над силой выдоха, его продолжительностью. Затем над темпом и ритмом. На начальном этапе дыхательные техники бессловесны, поскольку для начала нужно «поставить» дыхание физиологическое, и лишь на его основе можно развивать речевое дыхание. Основная задача на этом этапе – выработать у себя свободный, долгий и плавный выдох. Очень важно не мешать диафрагме совершать её естественные движения, ибо свободная диафрагма – залог правильного дыхания.

    Начинается гимнастика дыхания очень просто.

    • Лёжа на спине, правую ладонь поместите туда, где заканчивается грудная клетка и начинается живот, левую — на грудь.
    • Спокойно дышите через нос, отслеживая процесс.
    • Стремитесь ощутить подъём и опускание живота под правой рукой — это признак диафрагменного дыхания. Движения под левой рукой выдают верхний тип дыхания (физиологически свойственный женщинам).
    • Упражнение выполняется на протяжении 3-5 минут.
    • Оставаясь в лежачем положении, руки выпрямите вдоль туловища.
    • Наблюдаем за своим дыханием, дышим через нос.
    • Ощущаем движения мышц живота. Грудь должна быть при этом неподвижной.
    • Регулируем поток дыхания 3-5 минут, после чего встаём.

    Весьма полезными будут такие занятия, как выдувание мыльных пузырей, пуск на воду бумажных корабликов, игра на духовых инструментах, пение.

    Результатом ежедневного выполнения двух вышеприведённых упражнений на протяжении недели станет ваше естественное неосознанное дыхание диафрагмой. После этого можно приступать к разработке выдоха.

    • Вдыхаем воздух как обычно, через нос.
    • Выдыхаем любой свободный звук. Челюсть при этом должна быть расслаблена и чуть приоткрыта.
    • Время выполнения — около 4 минут.

    Неважно, что издаваемый звук напоминает стон, ведь это звук исцеления!

    Обратите внимание, где именно рождается ваш звук. В районе солнечного сплетения находится «дирижёр голосового оркестра», который у большинства людей «спит».

    Разбудите же его, и пусть ваш голос зазвучит ёмко и убедительно!

    Ниже представлено несколько очень простых упражнений, позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

    Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

    Мой дядя самых честных правил

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

    После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

    Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

    Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

    Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель ( паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

    Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

    Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

    Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

    Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

    В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

    Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

    Мой дядя самых честных правил

    — Дыхание кончилось. Не разжимая челюстей вдохните носом и продолжайте читать дальше.

    Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

    Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

    по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

    Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

    Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

    Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали ), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

    После возврата дыхания продолжайте читать текст или стихотворение дальше как обычно. И опять – как Вы почувствуете, что воздух кончается – максимально откройте вертикально рот, не забыв про язык и возвращайте дыхание носом.

    Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

    Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

    Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

    И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

    источник