Меню Рубрики

Если ребенок не умеет дышать носом

Беспокойство со стороны родителей, относительно неправильной работы органов дыхания у детей, понятны. Любые нарушения в них провоцируют начало заболевания или говорят о возможно произошедших патологических изменениях. Проблема осложняется невозможностью полноценного опроса маленького ребенка и несвоевременностью диагностирования. Приходится искать причины на основе внешних проявлений, а определять заложенность наблюдая за поведением малыша.

Сложность дыхания через нос объясняется его заложенностью, происходящей от трех основных причин:

  1. Соплей или других препятствий находящихся в носу.
  2. Анатомических дефектов развития в носовой полости.
  3. Патологических изменений слизистых оболочек носа.

Дискомфортные ощущения, которые создает заложенность носа не самое страшное, что может случиться. Воздух, минующий носовые ходы, не согреваясь, не очищаясь, не обеззараживаясь, попадает в дыхательные пути через рот. Холодный, грязный, насыщенный микроорганизмами, он проникает в носоглотку и дальше по дыхательным путям. Отсюда частые простудные и инфекционные заболевания.

Чтобы понять, почему ребенок не может нормально дышать носом, а главное справиться с этим болезненным состоянием, надо рассмотреть ситуацию подробнее. С новорожденными все ясно, физиологический насморк для них обычное дело, но как обстоят дела с детьми повзрослее?

Ринит без соплей – самый сложный вариант состояния для родителей грудных детей. Нет явного признака забитости носа – назальной слизи, поэтому приходится его определять по вторичным признакам.

  1. Аденоиды.
    • Гипертрофированные миндалины препятствуют заходу потока воздуха через носоглотку. Взрослые, компенсируют недостаток кислорода, усилением глубины и частоты дыхания, с детьми сложнее. Иногда у него просто не хватает сил или выносливости, поэтому со временем наступает кислородное голодание. Ребенок быстрее устает, чаще болеет, отстает от сверстников в физическом развитии. Его лицо приобретает характерные признаки.
  2. Искривление носовой перегородки.
    • Возможны три типа искривления: физиологическое, травматическое и компенсаторное.
      • Первое – врожденное, генетическое;
      • второе – следствие прелома или вывиха;
      • третье – результат механического или патологического воздействия (полипы, опухоли, чужеродное тело).
    • Обычно, физиологическое искривление не нарушает дыхания, т.к. на фоне него ребенок развивается еще в утробе матери. Переломы и вывихи, наглядны и легко вылечиваются вправлением. С компенсаторными нарушениями все сложнее.
  3. Полипы в носу.
    • Изменения полипозного характера больше проявляются у детей старшего школьного возраста. Чаще, на фоне перехода острого насморка в фазу гипертрофического хронического ринита.
  4. Инородное тело в носу.
    • Засовывать себе в нос всякие мелочи это привычка детей младшего возраста. Ситуация опасна тем, что развивается мгновенно, а дальнейшее продвижение предмета по дыхательным путям чревато полным перекрытием воздуха.
  5. Злокачественные или доброкачественные новообразования.
    • В детском возрасте они достаточно редки. Обычно причина в генетической наследственности.
  6. Аномалии врожденного характера.
    1. К таким проявлениям относятся узость носового канала или аномальное разрастание тканей (сосудов). Сюда же специалисты добавляют системную отечность.

Знакомый всем насморк с текущими водянистыми соплями или густой застоявшейся слизью разнообразных оттенков. Он намного чаще приводит к закупорке дыхания через нос у детей.

  1. Простудные заболевания.
    • Один из основных симптомов болезней простудного типа – заложенность носа. Причина в сужающих носовые каналы отеках и соплях практически полностью их перекрывающих.
  2. Риниты.
    • Одна из стадий развития любого ринита – слизистые выделения из носа.
      • Для острой формы это вторая стадия, характеризующаяся отеканием слизистой и обильными соплями. Подсыхающие выделения могут образовывать корочки. Дыхание затруднено.
      • При вазомоторном и гипертрофическом рините нос перестает дышать из-за увеличения объема слизистой ткани. Сопли играют вспомогательную роль.

Если исключить физиологический насморк новорожденных, который возникает на фоне адаптации малыша к новой окружающей среде, с заложенностью носа надо бороться. Но как ее распознать, если ребенок не сопливит? Поможет знание признаков нарушения дыхания у детей грудного возраста:

  • младенец во время кормления капризничает, отказывается от груди;
  • сопит, выплевывает соску;
  • ворочается, плохо спит;
  • не проявляет голода, ведет себя беспокойно;
  • температурит (при острой форме заболевания);
  • плачет измененным голосом;
  • «хрюкает» во сне.

Игнорирование появление насморка у грудничков приводит к сбоям в работе других органов. Но и неправильное лечение или постоянное влияние не благоприятных факторов, приводит к тому же результату.

  1. Климатические условия в помещении.
    • Слишком горячий или наоборот холодный, влажный или пересушенный, воздух влияет на развитие заболеваний дыхательных путей. При диагностировании причин надо обратить внимание на условия содержания ребенка. Особенно комнаты, где он больше всего проводит времени.
  2. Появление молочных зубов.
    • В грудничковом возрасте у 5-6 месячных младенцев начинают появляться первые молочные зубки. Эти изменения могут создать отечность слизистой, повышенное слюноотделение, плохой сон и аппетит.
  3. Аллергия.
    • Бытовая химия, освежители воздуха, парфюмерные и косметические средства родителй могут провоцировать аллергическую реакцию малыша.
  4. Вирусы и бактерии.
    • К этому фактору появления заложенности можно добавить другие симптомы: повышенная температура, ринит, кашель.

Отекшая слизистая носа препятствует свободному прохождению воздуха в легкие, недонасыщая кислородом кровь. Если гипоксия (кислородное голодание) сильна или продолжительна, то возможны необратимые изменения в органах и тканях грудничка. Самые чувствительные: головной мозг, сердце, печень.

Если не заняться лечением назального отека, то первыми признаками серьезных сбоев будут:

  • плохой сон, храп, частые пробуждения;
  • приступы недомогания, головная боль;
  • заболевания органов слуха и дыхательных путей (ринофарингит, риносинусит);
  • потеря обоняния (полная или частичная);
  • сбои в работе вегетативно-сосудистой системы;
  • изменения патологического характера тканей головного мозга.

Среди прочих способов вернуть нормальное дыхание, хирургический – самый радикальный. Он показан, когда консервативные методы не дают нужного эффекта. Операция проводится после комплексного диагностирования и консультации с педиатром и ЛОР-ом.

При помощи хирургии удаляются полипы, аденоиды, устраняются инородные тела и новообразования. Хирург корректирует деформированную перегородку и другие анатомических аномалии носа. Операции проводится в стационарных условиях, подразделяясь на:

  1. Репозицию костей носа – вправление, выпрямление после недавнего перелома.
  2. Сетопластику (подслизистая резекция носовой перегородки) – хирургическое восстановление, нарушенного искривленной переносицей, дыхания.
  3. Аденотомию (удаление аденоидов в носу):
    • ручную;
    • эндоскопическую;
    • лазерную
    • радиоволновую.
  4. Вазотомию – рассечение сосудистой ткани между слизистой и надкостницей:
    • инструментальную;
    • лазерную;
    • криодеструкция;
    • вакуум-резекция.
  5. Конхотомию – удаление назальной сосудистой ткани.
    • эндоскопичекую;
    • лазерную;
    • радиочастотную;
    • шейверную.
  6. Полипотомию – удаление полипово в носу. И другие хирургические операции.

Комплексное лечение заложенности носовых каналов у детей, включает и физиотерапевтические процедуры которые использует традиционная медицина, входят физиотерапевтические процедуры.

При частой заложенности носа у детей, специалисты, советуют лечение препаратами дополнять лечебными процедурами. Для грудничков, и малышей до года, промывания носа одно из основных средств лечения.

  1. Солевые промывания.
    • Лечебное средство – готовые солевые растворы:
      • Салин;
      • Квикс;
      • Аквамарис;
      • Физиомер;
    • Лекарство можно приготовить и в домашних условиях из морской или поваренной соли (1/4 часть ч. л. на стакан кипяченой теплой воды).
    • Процедура промывания выполняется 3-4 раза в день, в зависимости заболевания. Пипеткой или одноразовым шприцом, набирается часть подготовленного раствора и вводится в один из носовых каналов.
    • Для грудничков достаточно 2-4 капли раствора, для детей от 3 до 7 лет до 1 мл вещества.
    • Солевые промывания противодействуют развитию отеков, угнетают патогенные микроорганизмы, подсушивают сопли.
  2. Ингаляции.
    • Лечебная процедура, которая эффективно снимает заложенность носовых каналов и лечит органы дыхания. Ингаляционное сырье на основе эфирных масел можно купить в готовом виде (например, Ротокан). Домашние средства менее эффективны, зато для детей более безопасны.
  3. Прогревания.
  4. Компресс.
  5. Ножные ванночки.
  6. Горчичники.
  7. Точечный массаж.
  8. ЛФК.
    • Для дошкольников и детей старшего возраста показано ЛФК на основе дыхательной гимнастики.

Небулайзер для ингаляций грудничкам доказал свою эффективность. Этот аппарат принципиально отличатся характером воздействия лечебного вещества на пораженные участки.

Если в обычных ингаляторах грудничок не вдыхает, как надо лечебное вещество, то небулайзер распыляет раствор, покрывая ровным слоем участки слизистой. Есть и другие моменты.

Паровой ингалятор, схожий по воздействию с небулайзером, запрещен. Высокая температура пара грозит ожогами нежным слизистым оболочкам носа младенца. Отрицательный эффект может намного превысить пользу. Небулайзер же распыляет раствор при температуре не более 40 0 С — совершенно безопасно для грудничка.

Перед выполнением процедуры ребенка нужно подготовить: ватной турундой смочить внутренние поверхности носа. Можно использовать солевой раствор. Если в носовых каналах скопилась слизь, ее отсасывают резиновой грушей с мягким наконечником, или аспиратором.

Специалисты советуют, перед тем как начать лечебные процедуры, помогающие устранить заложенность носа, предварительно провести диагностику с помощью взятия цитологического мазка со стенок слизистой органа. Если наблюдается увеличенное количество эозинофилов, значит нужно искать вещество, которое провоцирует появление у ребенка аллергии. Увеличение количества нейтрофилов прямо указывают на развитие воспалительных процессов. Для лечения вирусных заболеваний и простуды применяют, как препараты сосудорасширяющего характера, которые используются в традиционной медицине, так и процедуры, и народные средства.

В зависимости от причин по которым не дышит нос, ребенку назначаются медицинские препараты. Затяжной ринит лечится следующими лекарствами:

Перечисленные препараты рекомендутся детям от 3 лет, но могут использоваться по назначению врача и в грудном возрасте. Назальные капли и спреи на основе солевых растворов, без возрастных ограничений:

Покупая ребенку лекарство в аптеке, необходимо внимательно изучать инструкцию, которую вкладывает изготовитель.

Многие мамы, в качестве подручного лечебного вещества от заложенности, пользуются соками овощей или грудным молоком, закапывая их в нос грудничку. Такая процедура достаточно радикальна и не очень эффективна. И если сок еще можно применять, смешивая с кипяченной водой в пропорции 1:1, то грудное молоко врачи не рекомендуют.

При промывании соком надо выбирать не агрессивные сорта, которые не вызывают раздражения и ожогов. Лучшие – свежеотжатый сок моркови или свеклы. Закапывают обе ноздри. по 1-2 капли 3-4 раза в день.

Среди других народных рецептов для восстановления дыхания через нос, выделяются:

  1. Луковые капли.
    • Вещество может вызвать раздражение, поэтому его нужно разводить водой и добавлять 1-2 капли растительного масла.
  2. Сок алоэ.
    • Потребуется мякоть алоэ, собранная с 3-х летнего растения. Собранную мякоть отжимают и процеживают. В полученный сок добавляют кипяченую остывшую воду, с расчетом 1:1.
  3. Сок из каланхоэ.
    • Этот рецепт не для грудничков. Его можно применять для лечения заложенности носа у детей детсадовского возраста. Приготавливается вещество точно как другие: на 1 часть сока, одна часть воды.
  4. Картошка.
    • Картофель варят в кожуре, разрезают напополам. Дают немного остыть и прикладывают к носу сверху. Для лучшего эффекта можно накрыть голову ребенка полотенцем или платком.
  5. Вареные яйца.
    • Сваренное вкрутую, разрезанное напополам, слегка остывшее яйцо, прикладывают к переносице.
  6. Соль.
    • Нагретую соль пересыпаю в прокипяченный чулок или носок. Затем теплый мешочек накладывают на переносицу.
  7. Морская соль и йод.
    • Готовится раствор из расчета: ½ ч. л. морской соли и 2 капли йода на стакан воды. Процедуру выполняют по 2-3 раз в день по 2 капли в каждую ноздрю.

Процедуры из арсенала народного целительства желательно делать перед сном или после вечерней прогулки.

Когда речь заходит о лечении ребенка в домашних условиях, то мама сразу начинает обдумывать, какие средства у нее есть. В этом преимущество народной медицины над традиционной – не надо бежать в аптеку, все в твоем распоряжении.

Т.к. семейные запасы бывают достаточно разнообразны, а заботливая мама ограничена во времени, мы просто перечислим средства. Родительница выберет что у нее есть дома, перейдет по ссылке и узнает всю необходимое:

В дополнение к процедурам можно помассировать малышу носик в местах отечности и заложенности.

Для детей и родителей грудничковый период самый сложный. Поэтому надо серьезно отнестись к рекомендациям по профилактическим процедурам. Они помогут предотвратить заболевания нарушающие назальное дыхание.

  1. Регулярная влажная уборка и проветривание. В качестве моющих веществ запрещено использовать химические и токсические средства. Только мыло и вода.
  2. Организация прогулок в местах с наименьшим скоплением людей: парки, скверы, озелененные зоны отдыха.
  3. В холодный сезон, как и при вспышках инфекционных заболеваний, помогут профилактические народные средства. Например, очищенный и разрезанный на фрагменты чеснок, разложенный в блюдечках по периметру детской комнаты. Его эфирные испарения уничтожают большую часть вредоносных микроорганизмов в воздухе.
  4. Следить, чтобы малыш не перегревался или не замерзал на прогулках.
  5. Увлажнять сухой воздух в помещении с ребенком. Особенно, если в комнате обогревающие источники с сильным нагревом. Подойдут развешенные сырые пеленки.
  6. Обрабатывать назальные полости грудничка ватными палочками, это предотвратит скопление вредоносных микроорганизмов.

источник

Малыш рождается на свет с правильным дыханием – он дышит глубоко и через нос, но чересчур заботливое воспитание зачастую приучает его дышать неестественно. Малыша регулярно перекармливают, и вот он уже научился тяжело отдуваться. Его кутают на прогулках, и он хватает насморк от легкого дуновения ветерка, а за частым насморком следует привычка дышать ртом. Постоянно ссутулившаяся спина за столом или за партой не позволяет воздуху заполнить весь объем легких. В младенчестве малыш часто спал на животе, резинка на трусиках или штанишках давила на живот малыша, взрослые постоянно одергивали малыша, требуя втянуть живот – это тоже причины неправильного дыхания. Ртом дышат дети с увеличенными аденоидными миндалинами (а это часто бывает до семи лет).

Заметьте, мы еще ни слова не сказали о легких и собственно о дыхательной гимнастике, потому что нельзя разделить гимнастику и образ жизни. От специальных упражнений не будет толку, если вы не дополните их грамотным подходом к режиму дня.

Дышать нужно носом – только так воздух может согреться, очиститься и увлажниться. Дыхание через рот – это резервный способ для организма. При таком дыхании в легкие попадает меньше воздуха и работают лишь верхние отделы дыхательных путей, значит, организм получает меньше кислорода и воздух попросту застаивается. А поскольку в дыхательных путях ко всему прочему тепло и влажно — разные бактерии и вирусы просто мечтают там поселиться. Ребенок, который дышит ртом, намного чаще рискует заболеть инфекционными заболеваниями.

Читайте также:  Закапать нос грудным молоком при насморке

Посмотрите, как дышит ваше чадо. Если поднимаясь по лестнице, делая зарядку или просто занимаясь своими делами, ребенок держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он дышит часто, стал вялым, бледным, а губы у него обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно.

Попробуйте выполнять упражнение «рот на замке»: рот зажимают пальцами или закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более долгое время. Через несколько дней упражнение усложняют и делают его во время ходьбы.

Еще один простой способ воспитать хорошую привычку – чаще давать ребенку сосать леденцы, чтобы рот был закрыт.

Перед выходом на улицу еще в подъезде нужно сделать десять глотательных движений или несколько раз провести рукой по горлу сверху вниз, никакой магии нет – просто в растревоженном участке гортани усиливается кровообращение. Научите делать такой массаж ребенка летом – для профилактики, зимой – в обязательном порядке, и вы защитите его от простуженного горла.

Дышать нужно не только полной грудью, но и животом. Это диафрагмальное или брюшное дыхание, так как при вдохе брюшная стенка выпячивается, а при выдохе втягивается. Для мальчиков такое дыхание привычнее, а девочек иногда нужно учить специально.

Имейте в виду, что от правильного дыхания зависит не только здоровье, но и школьные успехи вашего ребенка. Врачи уже установили связь между дыханием и успеваемостью, у половины ребят, имеющих сложности в учебе, носовое дыхание нарушено (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия небных миндалин II-III степеней).

Для укрепления мышц и носа, и рта, и глотки полезно больше читать вслух.

Мы собрали самые простые упражнения, которые не потребуют много времени, но сделают здоровье вашего ребенка более крепким.

  1. Делать наклоны туловища назад, вправо и влево — такие упражнения позволяют воздуху легче проникать в нижние отделы легких.
  2. Вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота. Повторять по 5-6 раз.
  3. Вдыхать через одну половину носа (одну ноздрю вы закрываете ребенку сами или учите его делать самостоятельно), выдыхать через другую (5-6 раз для каждой половинки носа). Делать можно и стоя, и сидя.
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не торопясь сосчитать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох. Повторять по 5-6 раз.
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук «М-м-м». Повторять по 7-8 раз.
  6. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – в этот момент сделать вдох, вернуться в исходное положение – сделать полный выдох.
  7. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет «раз-два» — вдох, на «три-четыре-пять-шесть» — выдох; на счет «раз-два» — вдох, на «пять-шесть-семь-восемь» — выдох.
  8. Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук «а-а-а», а затем «о-о-о», после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Допустим, вы уже вылечили насморк или аллергический ренит, а аденоиды более-менее пришли в норму, но ребенок продолжает дышать ртом. За время болезни малыш так привык к подобному, что отказывается дышать через нос. Что делать в таких случаях? Как научить ребенка дышать носом? В этой статье вы найдете несколько рекомендаций и комплексы упражнений для детей, которые помогут вернуть правильное дыхание.

Во время некоторых заболеваний и после них ребенок может дышать не через нос, а ртом. Такой тип дыхания неправилен, так как:

  1. Легкие получают меньше кислорода.
  2. Воздух, поступающий в организм, не нагревается и не очищается от вредных примесей.
  3. На губах образуются трещины, снижается обоняние и аппетит.

Все эти не слишком опасные в отдельности особенности ротового дыхания могут привести к гораздо более печальным последствиям, которые мы рассматривали в предыдущей статье. Чтобы понять насколько это важно достаточно небольшой статистики, выявленной учеными: больше половины неуспевающих учеников в школах страдают из-за затрудненного дыхания.

Частота дыхания у детей зависит от возраста:

  • новорожденные делают до 50 вдохов в минуту;
  • дети от 3-4 месяцев до года — до 25;
  • с года и до 3 лет — 25-30 вдохов;
  • с 4 до 6 лет ребенок в среднем вдыхает 25 раз в минуту.

Помните, что правильное дыхание через нос — залог здоровья в физическом и интеллектуальном плане. Если ваш ребенок совершает вздохов больше, чем в указанных выше нормах, это говорит о поверхностном дыхании, которого недостаточно для полноценной работы легких, мозга и других органов. Возможно, внешне малыш выглядит достаточно здоровым и жизнерадостным, но если у ребенка затруднено дыхание последствия появляются не сразу, а спустя несколько недель или даже месяцев. Спустя год или больше это может привести к деформациям грудной клетки и лицевого черепа, что повлияет на самочувствие и внешний вид ребенка.

Важно не только количество вдохов-выдохов в минуту, но и ритм. Рваный ритм дыхания любого типа говорит о нарушениях, которые могут привести к массе негативных последствий. Разобраться с проблемой поможет врач-оториноларинголог.

Очень важно с первых дней жизни малыша сохранять в квартире правильные комфортные условия, в том числе — влажность воздуха от 50% до 70%. Придерживаться этих рекомендаций желательно всегда, а не только с новорожденным ребенком. Дыхание детей до года еще на стадии развития, поэтому важно поддерживать правильный микроклимат, вовремя и правильно лечить насморк и чистить носик.

Известно, что воздух в помещении вредней того, который на улице. Это неоднократно доказано учеными разных стран и на это постоянно обращают внимание педиатры. Очень много внимания воздуху в помещении уделяет известный педиатр Комаровский:

Ниже несколько комплексов полезных упражнений, которые рассчитаны на детей разного возраста:

Упражнения для дыхания. Комплекс №1 основан на йоге для самых маленьких:

  1. Для обучения грудному дыханию малышу следует лечь на живот и выпрямить ноги. Предплечья должны быть в согнутом положении, а ноги могут опираться на ладони взрослого. Малыш должен вдохнуть через нос как можно больше воздуха, потом задержать его на 3 секунды, а дальше — быстро выдохнуть.
  2. Для обучения брюшному дыханию малыша следует уложить спиной на ровную поверхность. Руки ребенка должны лежать под готовой, а колени — немного согнуты. Пусть малыш надует живот как шарик на вдохе, а во время выдоха — сдует его. Такое упражнение не только поможет тренировать носовое и брюшное дыхание, но и дополнительно укрепит мышцы живота.

Упражнения для дыхания. Комплекс №2:

  1. Исходное положение: стоя. Одну половинка носа нужно зажать пальцами. Так следует несколько раз вдохнуть и выдохнуть через нос. Сначала одной половинкой, потом — другой.
  2. Исходное положение: ноги на ширине плеч. На вдох — медленно поднять вверх руки (ладони внутрь), на выход — опустить их. Повторить упражнение 4-5 раз.
  3. Приседания с вдохом через нос на подъеме с закрытой половинкой носа и выдохом через другую половинку 5-6 раз.
  4. Исходное положение: стоя, ноги вместе. На 5 секунд нужно задержать дыхание, потом глубокий вдох и такой же полный спокойный выдох. Повторить 5-6 раз.
  5. Ребенок должен глубоко вдохнуть через нос с закрытым ртом, а выдыхая медленно говорить М. Повторить 6-8 раз.
  6. Поднимаясь на носках пусть ребенок вдыхает воздух, а присев — выдыхает. Повторить 5-6 раз.
  7. Следует поднять обе руки вверх, а одну ногу отставить назад. В это время делается вдох. После возвращения в исходное положение — выдох.
  8. Завершить упражнения можно ходьбой с удлиненным выдохом. На счет 1-2 малыш вдыхает воздух через нос, а на 3-4-5-6 — выдыхает. Выполнять следует минимум 2 минуты. С каждым днем можно немного увеличивать время.

Упражнения для дыхания и усиления мышц ротовой полости. Комплекс №3:

  1. Упражнение на брюшное дыхание. Выполняется из положения стоя. Во время вдоха ребенок выпячивает и надувает живот, затем медленно выдыхает и втягивает его обратно.
  2. Первая часть упражнения похожа на предыдущее, но на выдохе необходимо наклониться вперед и вытянуть руки вниз.
  3. Ребенок глубоко вдыхает воздух через нос в правильном положении сидя, а затем делает такой же глубокий выдох через нос.
  4. Упражнение для языка. Следует открыть рот и оттянуть напряженный кончик языка к гортани, затем им же провести линию к нижним зубам. Повторить несколько раз. Такое упражнение сложно объяснить маленькому ребенку. Скорее подойдет для школьника.
  5. Еще одно упражнение для языка: следует высунуть язык как можно дальше, а потом загнуть его внутрь, пытаясь коснуться миндалин.
  6. Очень осторожно и медленно следует выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Губы при этом должны быть напряжены и верхняя немного приподнята.
  7. Подвигайте нижней челюстью вправо и влево вместе с ребенком.
  8. Упражнение для губ: сделайте их трубочкой. Вытягивайте как можно дальше.
  9. Покажите улыбку-оскал с зубами напоказ, напряженными губами и мышцами шеи.
  10. Надуйте вместе с ребенком посильней щеки и плотно сомкните губы. Размыкать их следует с причмокиванием.
  11. Надувайте щеки поочередно: то левую, то правую.
  12. Надуйте несколько раз верхнюю губу.

Чтобы процесс восстановления носового дыхания проходил с большей пользой, оториноларинголог Никитина Е.М. рекомендует:

  1. Проводить упражнения в одно и то же время постепенно увеличивая их длительность.
  2. Особое внимание следует уделить наклонам назад и в стороны. Они помогут развить мышцы живота и диафрагмы, что улучшит проникновение воздуха в нижние отделы легких.
  3. С целью тренировки верхних дыхательных путей можно использовать закаливание. Самый простой вариант для начала: контрастное умывание. Сначала ребенок умывается горячей водой, затем — водой комнатной температуры.
  4. Еще один вариант закаливания верхних дыхательных путей, который поможет уменьшить количество инфекционных заболеваний, — питье кипяченой воды с постепенным снижением ее температуры. Процесс снижения температуры должен происходить постепенно — где-то на 40 каждые 5-7 дней. Такое закаливание лучше предварительно обсудить с врачом-оториноларингологом. Внимательно следите за состоянием ребенка и при малейшем ухудшении самочувствия прекращайте процедуры!
  5. Перед выбором комплекса упражнений и вспомогательных процедур для восстановления правильного дыхания ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом-оториноларингологом!

Очень важной составляющей нашего здоровья и качества жизни является дыхание. Само качество дыхания сильно зависит от того, ртом или носом мы дышим. Почему же так важно, носом дышать, или ртом?

Попадая в нос, воздух проходит через множество извилин и полостей. В холодное время года при носовом дыхании входящий воздух согревается, и человек меньше подвергается риску простудиться. Кроме согревающей функции носовое дыхание обеспечивает очищение и обеззараживание вдыхаемого воздуха, так как в начале носовых ходов есть жесткие волоски, задерживающие крупные частицы пыли, а далее носовые ходы выстланы клетками, вырабатывающими слизь, которая задерживает мелкие пылинки, вирусы, бактерии, аллергены и другие вредные вещества. Каждые 10-20 минут слизистая пленка в носовых ходах обновляется, обеспечивая качественную защиту организма. При дыхании носом поступающий воздух увлажняется, что благоприятно сказывается на состоянии всей дыхательной системы. Но это еще не все полезные качества носового дыхания.

Слизистая оболочка носовых ходов содержит множество нервных окончаний (рецепторов), обеспечивающих рефлекторную связь с другими органами. Во время выдоха и вдоха мозг получает необходимые импульсы, важные для поддержания естественного функционирования всей системы органов дыхания. Ритм дыхания и его характер влияет на электрическую активность головного мозга, что важно для правильного формирования эмоционального отклика и памяти.

При вдыхании через нос человек определяет запахи. Это важное качество – обоняние – помогает предупредить отравление вредными веществами или употребление недоброкачественной пищи.

Многочисленные исследования ученых доказывают преимущество носового дыхания перед ротовым. Когда не дышит нос, мы начинаем дышать через рот. При этом воздух попадает в легкие не подготовленный (не очищенный и недостаточно увлажненный и подогретый), чаще возникают простудные заболевания, снижается устойчивость к инфекциям. Если дышать через рот, сопротивление воздушному потоку уменьшается и происходит нарушение процесса воздухообмена в легких, количество кислорода, всасываемого в кровь, уменьшается до 30%.

При дыхании через рот влага со слизистой оболочки полости рта интенсивно испаряется и появляется сухость во рту, что может стать причиной затруднения глотания, неприятного запаха изо рта, трещин губ, сухости в горле, нарушения вкусовых ощущений, стоматита и многих других проблем.

На растущий организм характер дыхания оказывает огромное влияние. Если ребенок постоянно дышит через рот, то у него развивается инфантильное глотание, деформации лицевого скелета и грудной клетки, неправильный прикус, возникают нарушения вентиляции легких, задержки физического развития, на 69% повышается риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (апрель журнал Pediatrics США), нарушается осанка. Также у детей нарушается произношение звуков, так как язык занимает низкое или межзубное положение, развивается межзубный тип произношения свистящих звуков (примеры межзубного звучания тут.

Читайте также:  Трава от насморка из тайланда

Когда ребенок дышит ртом, нередко развивается аденоидный тип лица – узкое удлиненное лицо, уходящий назад подбородок, открытый рот, изможденный взгляд:

Когда плохо дышит нос, отмечаются снижение работоспособности, головная боль, утомляемость, ощущение не высыпания после сна, а если постоянно не дышит нос, то могут развиться серьезные заболевания – гипертония, тонзиллит, фарингит, хронический бронхит, синдром хронической усталости, неврозы, депрессия.

Дышать через рот – это не норма! Если ваш ребенок дышит ртом – как можно раньше обращайтесь к специалистам (ЛОР, логопед) и восстанавливайте нормальное носовое дыхание! Научиться правильно дышать и улучшить качество своей жизни можно в любом возрасте!

Нормальное носовое дыхание – это свободное, ритмичное, равномерно двумя ноздрями, бесшумное дыхание, с полноценными вдохами и выдохами носом. При нормальном дыхании носом без физической нагрузки нет потребности дышать через рот.

  • ЛОР-заболевания: гайморит, аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки;
  • аллергические заболевания, вызывающие отек слизистой носа;
  • черепно-лицевые аномалии;
  • ожирение;
  • закрепленная привычка дышать через рот (трудно дышать носом даже после устранения всех причин, вызывавших нарушение носового дыхания).
  • в состоянии покоя хочется вдохнуть через рот;
  • трудно дышать носом, ощущается нехватка воздуха;
  • есть ощущение что дышит только одна ноздря;
  • не дышит нос полностью (вообще не получается вдохнуть через нос).

Нередко логопед, ЛОР, стоматолог или ортодонт могут указать родителям, что их ребенок плохо дышит носом или постоянно дышит ртом. Родители не всегда могут заметить проблему, так как, например, сами постоянно дышат ртом, и уже привыкли к этому, воспринимая дыхание через рот, как норму.

Нормальный вариант дыхания в покое — вдох и выдох через нос. При физических нагрузках, например, беге, вдох и выдох производятся одновременно через нос и рот. А при медленном оздоровительном беге, с небольшим темпом, можно дышать через нос, не открывая рта.

Чем раньше начать действия по восстановлению нормального носового дыхания, тем больше проблем можно избежать, и быстрее добиться положительного результата!

Командный подход помогает быстрее восстановить носовое дыхание и добиться стабильности результата.

В команду специалистов «Диал-Дент», которые принимают участие в нормализации дыхания, входят:

ЛОР — проводит диагностику и лечение для устранения ЛОР заболеваний, препятствующих нормальному носовому дыханию.

Логопед – назначает специальные упражнения для постановки правильного дыхания, запускает рефлекс носового дыхания (что очень важно, так как бывает сложно преодолеть многолетнюю привычку дышать через рот!), нормализует работу мышц губ и языка, восстанавливает нормальное звукопроизношение. При выполнении специальных дыхательных упражнений количество проблем с носовым дыханием обычно существенно снижается.

Остеопат – помогает организму перестроиться на новый тип дыхания, снять мышечные зажимы, нормализовать мышечный тонус, устранить перенапряжение в отдельных системах.

Ортодонт – корректирует миофункциональные нарушения на ранних стадиях, закрепляет нормальное носовое дыхание и функции языка при помощи ортодонтических трейнеров, проводит исправление нарушений прикуса.

Каждый специалист занимается своей областью, при этом активно взаимодействуя с другими специалистами и направляя все свои действия на достижение общего положительного результата.

Родители пришли с ребенком на консультацию к ортодонту М.П. Слепцовой по направлению детского стоматолога Ю.А. Борисовой (замечен сдвиг нижней челюсти).

Со слов родителей аденоиды удалены два года назад (была III степень), но ребенок постоянно дышит ртом, частые воспаления уха, начал глохнуть, частые головные боли.

После углубленной диагностики, включавшей ортодонтические расчеты по рентгеновским снимкам (панорамный снимок зубов, телерентгенограмма головы), расчеты моделей челюстей, а также консультации логопеда и остеопата (ЛОР-заключение представлено родителями, поэтому консультация ЛОРа не проводилась), составлен план лечения:

  1. Работа с логопедом (Т.Б. Цукор) — 10-12 занятий:
    • артикуляционная гимнастика на восстановление работы мышц губ и языка;
    • упражнения на восстановление носового дыхания;
    • коррекция звукопроизношения (наблюдается межзубный сигматизм);
    • адаптация к ношению трейнера.
  2. Работа с остеопатом (А.И. Попов) — 6 посещений:
    • устранение напряжений внутричерепных соединений;
    • устранение негативного влияния наклона и поворота в затылочно-клиновидном соединении;
    • коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (осанки и вальгусного плоскостопия).
  3. Ортодонтическая коррекция (М.П. Слепцова) — около года:
    • тренировка круговой мышцы рта с помощью вестибулярной пластинки Хинца — 1-2 месяца;
    • нормализация функции языка и восстановление функции дыхания с помощью преортодонтического трейнера Т4К — 4-6 месяцев;
    • динамическое наблюдение у ортодонта — 4 посещения.

Результатом лечения, проведенного в 2014 году стало восстановление носового типа дыхания, нормализация положения нижней челюсти, правильное звукопроизношение. Прошли жалобы на головную боль. После окончания комплексного лечения ребенок проходит наблюдение у ортодонта 1 раз в полгода для контроля правильного прорезывания постоянных зубов и развития челюстей.

Своевременно устраняйте ротовой тип дыхания, не «выращивайте» проблему!

Записаться на консультацию к логопеду для определения типа дыхания можно по телефону +7-499-110-18-01 или через форму на сайте.

Из журнала пользователяАнна Викторовна

Начала беспокоиться уже… Поставили по рентгену 2 степень аденоидов. Но почитала и поняла, что зря вообще делала его… он самый неинформативный метод постановки данного диагноза. Нос у ребенка дышит, подхрюкивает чуть, но ДЫШИТ, а он уже настолько привык ходить с открытым ртом и дышать им, что я уже беспокоюсь… это влечет за собой деформацию верхней челюсти, деформацию овала лица, проблемы лор-органов. Уже сама ему рот закрываю, говорю, чтоб носом дышал, хватает его на несколько секунд, до первого слова и все, вечно открытый рот((( Ну что вот делать.

Завтра записала его к лору, пойдем к очередному, посмотрим, что она скажет. Потом планирую в Волгоград… Хочу несколько мнений собрать

Если ребенок дышит ртом во время игр, должно ли вызывать опасения? Что вообще означает подобное нежелание дышать носом, когда малыш визуально здоров? В этой статье мы рассмотрим несколько ситуаций касаемо ротового дыхания и его возможных причин.

Новоиспеченные родители присматриваются ко всему и обязательно время от времени слушают как дышит новорожденный. И если с этим появляются какие-то затруднения, сразу начинается паника. В большинстве случаев — на ровном месте. Например, дыхание через рот у новорожденного — норма, так как часто дышать правильно, через нос, таким крохам еще сложно. Вторая причина дыхания через рот младенцев — заложенный нос. Проверить это и почистить носик новорожденному совсем не сложно! Третья причина дыхания через рот во время сна — неправильное положение головы. Исправить можно подложив невысокую подушечку.

Дополнительно важно придерживаться правил ухода за новорожденными, поддерживать необходимую температуру и влажность.

Если ребенок в год дышит ртом, продолжайте читать статью, чтобы разобраться в причинах и опасностях этого процесса.

Не важно в чем причина того, что ребенок дышит ртом. Возможно, у крохи не дышит нос из-за насморка и его следует поскорее вылечить, из-за аллергии, разросшихся аденоидов или привычки после длительной болезни. Сейчас не будем разбираться в причинах. Поговорим о возможных негативных последствиях, когда у ребенка длительное время наблюдается преимущественно ротовое дыхание:

  • вдыхая воздух через рот, ребенок получает не очищенный и не согретый воздух. Из-за этого повышается риск заболеть бронхитом, ларенгитом, ангиной;
  • малыш недополучает 20% необходимого для развития и нормальной жизнедеятельности кислорода, что пагубно сказывается на иммунитете и влечет за собой другие проблемы;
  • разрастаются аденоиды, что еще больше затрудняет процесс полноценного дыхания через нос;
  • сужаются носовые ходы;
  • ухудшается аппетит, снижается обоняние;
  • возможны частые головные боли;
  • неправильно развивается лицевая структура, серьезно нарушается прикус;
  • вместе с недоразвитием гайморовых пазух происходит замедление роста верхней челюсти. Это приводит к более высокому куполу нёба и нарушению произношения шипящих и буквы Р. Низкое положение языка приводит к гнусавости и изменению тембра голоса;
  • ослабленная круговая мышца рта приводит к проблемам при смыкании губ. Это мешает полноценному развитию нижней челюсти;
  • малыш для проглатывания слюны начинает часто наклонять голову вперед. Подобное нарушает осанку и перегружает височно-нижнечелюстной сустав, что приводит к мышечным болям;
  • возможна патология развития грудной клетки;
  • на фоне кислородного голодания головного мозга начинается отставание в интеллектуальном и физическом развитии, ухудшение памяти и снижение внимания;
  • постоянная нехватка кислорода может спровоцировать гипоксию или анемию с последующим серьезным ухудшением защитных функций иммунной системы.

Не стоит сразу пугаться такого огромного списка возможных проблем, так как большая часть возникает только при длительном (больше года) ротовом дыхании.

Ребенок не может дышать носом ночью, но дышит днем? Эта картина характерна для увеличенных аденоидов. Подобное наблюдается у абсолютно всех детей младшего возраста после болезней и обычно проходит само через несколько дней после окончания лечения насморка. Но некоторые детки имеют к подобному генетическую предрасположенность, так называемый лимфатико-гипопластический диатез. Не пугайтесь слова «диатез» — оно просто обозначает склонность к определенным заболеваниям. В этом конкретном случае — к увеличенным аденоидам.

Разросшиеся в области носоглотки аденоиды усложняют дыхание носом и мешают полноценному кровообращению в слизистой, что может спровоцировать гайморит (воспалительные процессы в дополнительных пазухах носа) и хронический насморк.

Вот что пишет об аденоидах опытный лор-врач Тощакова Елена Петровна:

Профилактики аденоидита не существует. Назонекс нередко назначают при гипертрофии аденоидов, но в последнее время убедились, что помогает он только пока употребляют, затем затруднение носового дыхания восстанавливается на прежнем уровне.

То есть при увеличении аденоидов у детей необходимо полноценное и качественное лечение, которое правильно назначить может только врач. В исключительных случаях назначают их хирургическое удаление. Это происходит только тогда, когда аденоиды разрастаются до больших размеров, исключают возможность полноценного дыхания и могут привести к неправильному развитию лицевой структуры, ухудшению слуха, нервным расстройствам. Аденотомия (удаление аденоидов) редко проводится детям до 5 лет, так как часто после операции проблема возвращается.

Об аденоидах понятно и доступно рассказывает доктор Комаровский на видео:

Искривление носовой перегородки может возникнуть из-за двух причин:

  1. Травма.
  2. Неправильный рост лицевого черепа.

Независимо от причины возникновения отклонений подобная патология приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Среди них возможны следующие:

  • затрудненное дыхание или полное отсутствие возможности дышать через нос;
  • изменение формы носа;
  • склонность к аллергическим и воспалительным заболеваниям органов дыхания;
  • невротические заболевания;
  • головные боли;
  • проблемы с мочеполовой и сердечно-сосудистой системами.

Из менее неприятных последствий можно выделить храп, сухость в носовой полости.

Чаще всего проблемы с перегородкой встречаются у подростков 13-18 лет, преимущественно мужского пола (в 3 раза чаще!). Лечение этой проблемы консервативными методами малоэффективно и носит временный характер. Назначить хирургическое лечение может только врач.

Аллергия может привести к заложенности носа, отеку и тому, что ваш ребенок постоянно дышит ртом. Чаще всего аллергический ринит сопровождается слизистыми выделениями, поэтому поначалу его вполне можно спутать с насморком. Изредка выделений немного, но и другие симптомы тоже не слишком ярко выражены, поэтому может быть непонятно почему ребенок не дышит носом, если соплей нет. Все дело в отеке слизистой.

Такое заболевание вполне может быть как сезонным (на цветение, солнце), так и хроническим (на бытовую пыль). Другие симптомы аллергии: покраснение глаз, чихание, зуд в носу, горле, области твердого неба, сниженное обоняние, храп, гнусавость, дыхание через рот. Даигностировать заболевание может аллерголог или лор-врач.

Полипы в носу — это образования, возникающие из-за разрастания слизистой оболочки. Они больше характерны для взрослых, нежели для детей. Возникают по таким причинам:

  • хроническая инфекция (гайморит, этмоидит, фронтит);
  • врожденное искривление носовой перегородки;
  • аллергические заболевания;
  • экология.

Бывает достаточно сложно определить начало роста полипа, так как единственным симптомом является затрудненное дыхание, которое приводит к более частым вирусным и простудным заболеваниям.

Лечение полипов проводится хирургическими и консервативными методами. Хирургические методы лечения устраняют само образование, но не причину ее появления, поэтому через 6-18 месяцев проблема может вернуться.

Синуситы — это общее обозначение нескольких воспалительных заболеваний пазух носа: гайморит, сфеноидит, фронтит, этмоидит. Развиться они могут в очень юном возрасте. Острый гайморит, порой, встречается у детей 1,5-2 лет, этмоидит — даже раньше, до 1 года, фронтит характерен для деток старше 5 лет, а сфеноидит — с 10 лет. Одним из факторов, провоцирующих развитие подобных заболеваний являются увеличенные аденоиды, которые могут являться местом обитания микробов и всегда нарушают отток жидкости из носовых пазух. Второй по частоте причиной возникновения синуситов является бактериальная инфекция.

Синуситы у детей очень сложно диагностировать, так как покрасневшая слизистая может говорить об обычном насморке, а яркой классической картины как у взрослых обычно вообще не наблюдается. Классические симптомы синусита — это насморк в течение недели, а затем боли в поражонной области.

Симптоматика синусита у детей иная: заложенность и выделения из носа, температура, кашель, быстрая утомляемость и сниженный аппетит, неприятный запах изо рта и носа. Обычно ребенок дышит ртом и храпит во сне.

Если через 10 дней симптомы не пропадают, врач ставит диагноз «синусит». Второй вариант постановки такого диагноза: сначала ребенок идет на поправку, а потом снова возвращаются все симптомы, в более сильной форме. Лечение может быть назначено только врачом и включает в себя курс из антибиотиков. В некоторых случаях при сильной симптоматике и подозрении на осложнения назначают рентген или компьютерную томографию.

Читайте также:  Заложен нос ночью но насморка нет чем лечить

Мы рассмотрели основной перечень заболеваний у детей, которые могут вызывать ротовое дыхание. Бывает, что при длительной болезни малыши начинают по привычке дышать ртом и убедить их дышать носом после выздоровления сложно. В следующей статье мы разберем как научить ребенка правильному дыханию и избавиться от привычки ребенка дышать ртом.

источник

У ребенка не дышит нос — причины заложенности, диагностика, лечение медикаментами и народными средствами

Родители начинают беспокоиться, когда у ребенка не дышит нос или появляются сопли, наблюдается неровное дыхание, ухудшается настроение. Часто малышу становится хуже к ночи. Когда дыхание затруднено, дети нервничают или, наоборот, слабеют и становятся апатичными. Мамы должны знать, что нужно сделать немедленно, чтобы не усугубить это состояние. Халатность, отсутствие информированности приводят к осложнениям здоровья, от которых избавиться значительно труднее.

При таком состоянии нужно узнать причины, спровоцировавшие появление симптома. Их может быть несколько:

  • заболевания, вызванные вирусами и бактериями на слизистых оболочках носоглотки;
  • аллергические реакции на раздражители (пыль, пух, пыльцу, шерсть, продукты);
  • механические повреждения, вызванные инородными мелкими предметами, которые несмышленыши могут засовывать в ноздри;
  • врожденные патологии – искривления носовых перегородок, слишком узкие проходы.

Наряду с затрудненностью дыхания возможны следующие проявления:

  • сопли с кровяными выделениями (при травмах инородными телами);
  • зуд и частое чихание;
  • потливость, возбужденность или повышенная утомляемость.

На начальных стадиях ОРВИ насморк может отсутствовать. Первыми признаками простуды являются частое чихание и ощущение, что нос забит. Если заболевание дыхательных путей наблюдается сезонно или при контакте с животными, запыленными местами, еде некоторых продуктов, родителям нужно сводить ребенка к аллергологу. Это важно сделать как можно раньше, чтобы избежать осложнений. Например, вазомоторного аллергического ринита, который является функциональным симптомом вегетативного невроза, а не воспалением слизистой оболочки, вызванной инфекциями.

Патологические изменения носовой перегородки могут проявляться в течение нескольких первых лет жизни. Сужение ходов носа приводит к отеку слизистой, и, как следствие, к полной или частичной утрате обоняния. В этом случае нужно прибегнуть к хирургическому вмешательству. При постоянных воспалительных процессах, чем бы они ни были вызваны, слизистая оболочка носа увеличивается, образуя полипы. Бывает, что из-за этого ребенок храпит по ночам.

Разрастание аденоидов – частое заболевание у детей, особенно в группе младших школьников (достигает 25%). При этом недуге все так же соплей нет, а нос не дышит. Такое состояние проявляется в результате частых простудных заболеваний. Спровоцировать аденоидные разрастания могут такие болезни как грипп, корь и другие, поражающие слизистые рта и миндалин.

Нарушение нормального дыхания бывает вызвано хроническим гайморитом (воспаление слизистой оболочки, костной ткани пазух носа). Рыхлая ткань и кровеносные сосуды под слизистой так же поражаются инфекцией. Слизь застаивается и не может выйти наружу естественным образом вследствие быстрого размножения болезнетворных микробов. Нередко вторичным симптомом является головная боль. Важно уберечь детей от лишних страданий, вовремя диагностировав болезнь и проведя соответствующее лечение.

Выработанная слизь при воспалении носоглотки течет по двум каналам: носовым ходам и глотке. Когда малыш бодрствует, происходит непроизвольное глотание выделений, которые попадают в горло. У ребенка по ночам закладывает нос, потому что тело находится в горизонтальном положении. Вся слизь, особенно если она вязкая, не вытекает наружу. Рефлекс глотания во время сна прекращается, и тогда ничего не остается, кроме как дышать ртом. Это синдром постназального затекания.

Определить его можно по вторичным симптомам:

  • нос заложен;
  • эпизодический кашель;
  • сонливость и слабость.

Если у ребенка по ночам не дышит нос, обратите внимание на влажность воздуха в комнате, где он спит. Слишком сухой воздух неблагоприятно действует на нежную слизистую носика. Ворсинки эпителия пересыхают, их функционирование значительно ухудшается – малыш переходит на ротовое дыхание. В период, когда режутся зубы, иммунная система становится значительно слабее. Слизистая оболочка рта и носа воспаляется, и носовое дыхание у малыша затрудняется.

Если ребенок не дышит носом при ОРВИ, необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к помещению: часто проветривать, соблюдать температурный режим 18-20°C и влажности воздуха – не менее 50%, чаще делать влажную уборку. В этот период детям нужно употреблять как можно больше жидкости для питья. Если нос не дышит из-за густых соплей, необходимо их разжижать солевыми каплями или спреями. Медикаментозное лечение следует проводить только по назначению доктора.

Когда закладывает нос, лечение нужно проводить незамедлительно, чтобы облегчить физиологические процессы дыхания и избежать осложнений. Промывание солевым раствором – первая из процедур, способствующая этому. Проводить его нужно правильно, чтобы избежать травм. Неверная техника промывания может травмировать ребенка как психологически, так и физически.

Детям до двух лет нос промывают так:

  • Предварительно удалить собравшуюся в носу ребенка слизь (грушеподобным отсосом или высморкаться).
  • Уложить ребенка на спину, повернув голову набок.
  • В верхний носовой проход вставить маленькую резиновую спринцовку (или наконечник специально купленного тюбика с раствором).
  • 2-3 секунды не спеша вводить раствор.
  • Помочь малышу сесть и освободить носик от остатков раствора и соплей.
  • Повторить процедуру с другой ноздрей.

Детям старше двух лет рекомендуется промывать раствором нос над раковиной, соблюдая описанные выше правила. Самым маленьким детям, у которых заложен нос, лучше промывать носик препаратом на основе физиологического раствора. Тем, кто постарше – теплой водой, в которой растворены сода и соль (лучше морская). На 250мл воды берут по 0,5 десертной ложки компонентов.

Все лекарства этой группы можно разделить на три подгруппы по времени действия: короткодействующие, среднего действия и средства длительного воздействия. Ниже представлен обзор трех самых популярных сосудосуживающих препаратов:

источник

Затрудненное носовое дыхание у детей: привычка дышать ртом, аденоиды. Внешние признаки и тренировка носового дыхания.

Природой человеку определено дышать носом. Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, которая остается на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга.

Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция, образуются аденоиды — разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания, у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное ротовое дыхание отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление мышц щек на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, образуетсянедостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается.. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте лет и за 3 месяца у 83% детей При этом у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений — в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте и лишь у 12% детей — в

Регулярное использование трейнера в возрасте лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба и даже носовой перегородки — дно полости носа опускается, и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс — располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

источник