Меню Рубрики

Что считали египтяне происходит при насморке ответ

[ —>Обновленные темы · —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]

Награды: 117

  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Любимое советское кино — Влюблён по собственному желанию

Вопрос: Что считали египтяне, происходит при насморке?
Ответ: Вытекает мозг.

Вопрос: Чем, по мнению Веры, было обусловлено потепление в отношениях с Игорем?
Ответ: Рациональной психотерапией.

Вопрос: Сколько стоил проезд на такси до дома Игоря Брагина?
Ответ: 3 рубля.

Вопрос: Что Вера посоветовала Игорю, чтобы преодолеть жизненный кризис?
Ответ: Научиться управлять своими чувствами.

Вопрос: Кто, по мнению Веры, выщипывал брови?
Ответ: Куртизанки времён Леонардо.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Волга-Волга

Вопрос: как назывался пароход, на котором оркестр с тов. Бываловым отправился в Москву?
Ответ: «Севрюга».

Вопрос: произведения какого композитора репетировал возлюбленный Дуни?
Ответ: Вагнера.

Вопрос: в какой срок должны были доставлять телеграмму «Молния»?
Ответ: 40 минут.

Вопрос: какое прозвище получила руководительница кружка самодеятельности?
Ответ: Стрелка.

Вопрос: чем товарищ Бывалов объяснил плохое качество производимых музыкальных инструментов?
Ответ: массовым производством.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино к фильму — Гараж

Вопрос: Что случилось с документами кооператива?
Ответ: Товарищ Хвостов их съел.

Вопрос: Что ради машины сделал товарищ Фетисов?
Ответ: Родину продал.

Вопрос: Какое название носил гаражно-строительный кооператив?
Ответ: «Фауна».

Вопрос: На сколько человек, в связи со строительством магистрали, в итоге пришлось сократить число пайщиков?
Ответ: На 4 человека.

Вопрос: Какую профессию выбрал сын Милосердова?
Ответ: Археолог.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Гусарская баллада

Вопрос: Какой роман Шурочка советовала почитать Ржевскому?
Ответ: «Страдания юного Вертера».

Вопрос: Сколько лет было главной героине фильма, Шурочке Азаровой?
Ответ: 17 лет.

Вопрос: Каким нелестным словом поручик Ржевский охарактеризовал свою будущую невесту?
Ответ: Жеманница.

Вопрос: Какую награду потребовал адъютант государя для корнета Азарова?
Ответ: Георгиевский крест.

Вопрос: Кого гусары обнаружили в захваченной карете?
Ответ: Французскую певицу.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Десять негритят

Вопрос: Почему Уильям Блор опасался мистера Ломбарда?
Ответ: У него был пистолет.

Вопрос: Как называлась пластинка, на которой была записана обвинительная речь?
Ответ: «Лебединая песня».

Вопрос: Каким образом убийца отравил Эмили Брент?
Ответ: Её укололи шприцом.

Вопрос: Кто стал первой жертвой маньяка-убийцы?
Ответ: Энтони Марстон.

Вопрос: Сколько человек из южно-африканского племени обрёк на смерть капитан Ломбард?
Ответ: 20 человек.

Награды: 117

Любимое советское кино — Джек Восьмёркин — «американец»

Вопрос: какой была скорость надоя у электрического доильного аппарата?
Ответ: 10 коров/час.

Вопрос: Чего боялся Пал Палыч Скороходов?
Ответ: Что его раскулачат.

Вопрос: Чей курган надеялся раскопать сельский учитель?
Ответ: Скифов.

Вопрос: Какой вопрос сестра Катя задала Якову, чтобы узнать, он это или не он.
Ответ: Как звали их корову.

Вопрос: Сколько стоил золотой зуб Джека?
Ответ: 80 долларов.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Доживём до понедельника

Вопрос: Что Илья Семёнович поставил в укор Наталье Сергеевне?
Ответ: Слишком тёплые отношения с учениками.

Вопрос: Что расстроенная Наталья Сергеевна сделала с пойманной вороной?
Ответ: Выкинула её в окно.

Вопрос: Какую характеристику дала Светлана Михайловна сочинению одной из своих учениц?
Ответ: Душевный стриптиз.

Вопрос: На какую тему ребята писали сочинение по русскому языку?
Ответ: «Моё представление о счастье».

Вопрос: Какое произведение Илья Семёнович исполнял в актовом зале?
Ответ: «Одинокий странник».

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Достояние республики

Вопрос: Какому музею пролетарии обещали передать дворянские ценности?
Ответ: Петроградскому музею.

Вопрос: Какую кличку носил господин Шиловский?
Ответ: Маркиз.

Вопрос: В каком ящике, судя по описи, находилась картина Пинтуриккьо «Мальчик в голубом»?
Ответ: Ящик №5.

Вопрос: Что искал Макар Овчинников до того, как ему поручили дело о пропавшей коллекции?
Ответ: Бронзовые подсвечники.

Вопрос: Во сколько оценили часы, которые беспризорники продали на базаре?
Ответ: 7 миллиардов рублей.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Живёт такой парень

Вопрос: Какую книгу взял почитать Паша?
Ответ: «Капитал» — К. Маркса.

Вопрос: Какой подвиг выдумал Павел?
Ответ: Его запускали на Луну.

Вопрос: Какую цену в итоге решил взять Павел с мужа попутчицы?
Ответ: 2 рубля.

Вопрос: Кем была девушка, в которую влюбился Паша на танцах?
Ответ: Библиотекарем.

Вопрос: С какой частью автомобиля Павел сравнивал женщин?
Ответ: Стартер.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — За прекрасных дам!

Вопрос: Как бандиты решили наказать хозяйку квартиры?
Ответ: Решили съесть икру.

Вопрос: Чем на самом деле занималась Татьяна?
Ответ: Училась в институте.

Вопрос: За какую цену Надя приобрела бриллиантовые серёжки?
Ответ: 8500 р.

Вопрос: Какая кликуха была у Гены на зоне?
Ответ: Бельмондо.

Вопрос: Какого исполнителя попросил поставить Виктор?
Ответ: Фаусто Папетти.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Чучело

Вопрос: Кому завидовал весь класс и особенно Валька?
Ответ: Сомову.

Вопрос: Куда ушли ребята с урока литературы?
Ответ: В кино.

Вопрос: Какую прическу решила сделать Лена в знак протеста?
Ответ: Налысо.

Вопрос: Каким образом школьники решили наказать Лену?
Ответ: Объявили ей бойкот.

Вопрос: Каким обидным словом Лена обозвала своего дедушку?
Ответ: Заплаточник.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Я шагаю по Москве

Вопрос: Какой была фамилия у друга Коли Александра?
Ответ: Индустриевич.

Вопрос: Как назывался первый рассказ Володи Ермакова?
Ответ: «Тайга».

Вопрос: Как звали собаку, которая укусила Володю Ермакова?
Ответ: Аста.

Вопрос: Что полотёр Воронова искал в произведениях литературы?
Ответ: Правду характеров.

Вопрос: Какое животное надо было нарисовать на конкурсе?
Ответ: Лошадь.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Через тернии к звёздам

Вопрос: Кто, по мнению Степана, получился бы из Нийи?
Ответ: изумительная жена.

Вопрос: О чём беспокоилась робот Глаша в связи с приездом Нийи в дом Лебедевых?
Ответ: Понравится ли ей, как она готовит.

Вопрос: Что Нийя сделала с арбузом?
Ответ: Остановила при помощи телекинеза.

Вопрос: Что учёные обнаружили в мозгу Нийи?
Ответ: Область управления.

Вопрос: Какой предмет Сергей Лебедев привёз в подарок своему сыну?
Ответ: Камень Бронзулит.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Человек ниоткуда

Вопрос: Кем Владимир Поражаев представил дикаря?
Ответ: Стаером.

Вопрос: Что Поражаеву сообщили по телефону?
Ответ: Милиционеры нашли дикаря.

Вопрос: В чём Чудак особенно провинился перед соплеменниками?
Ответ: Он был скверным людоедом.

Вопрос: Как Чудак хотел подписать своё письмо к антропологу?
Ответ: Человек.

Вопрос: Какую стрижку хотели сделать Чудаку?
Ответ: Бобрик.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Царевич Проша

Вопрос: Кто нашел шапку-невидимку?
Ответ: Вор Лутоня.

Вопрос: Кто приснился придворной даме Лушеньке?
Ответ: Бык под видом кошечки.

Вопрос: Кем вор Лутоня представился атаману разбойников?
Ответ: Зубным лекарем.

Вопрос: К кому обращалась служанка Берта?
Ответ: К волшебнику.

Вопрос: Кто пришёл на помощь царевичу Проше?
Ответ: Старик Ох.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Фонтан

Вопрос: Какую неполадку Петр Николаевич обнаружил у дома?
Ответ: Новую трещину.

Вопрос: Какую программу попросил переключить Саты-Балды Кербабаевич Кербабаев?
Ответ: Ритмическая гимнастика.

Вопрос: Почему муж Катерины боялся впускать в квартиру посторонних людей?
Ответ: Он подпольно выращивал цветы.

Вопрос: Кем по профессии был пожилой свёкр Петра Николаевича?
Ответ: Мелиоратором.

Вопрос: Каким образом папа Майи определял где Мекка?
Ответ: Чувствовал.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Финист — Ясный Сокол

Вопрос: Как звали лютого ворога, совершавшего набеги на земли русские?
Ответ: Картаус.

Вопрос: Как ополченцы задобрили воеводу?
Ответ: Предложили сходить в баньку.

Вопрос: Какое животное очень хотел получить Агафон?
Ответ: Корову.

Вопрос: Какой подарок Аленушка хотела сделать Финисту?
Ответ: Плащ с вышивкой.

Вопрос: Кому главный злодей поручил миссию по уничтожению Финиста?
Ответ: Оборотню.

Вопрос: Каким блюдом Яшка Писарь решил угостить Агафона и Анфису?
Ответ: Кулешом из топора.

Вопрос: Кого Картаус послал на выручку Кастрюку?
Ответ: Фингала.

Вопрос: Как пушкарь прокомментировал выстрел из пушки?
Ответ: Вырвалось.

Вопрос: Сколько войск Кастрюк насчитал у воеводы?
Ответ: Больше 40 солдат и пушки.

Вопрос: Какую дань Картаус Рыжий Ус попросил у воеводы?
Ответ: 100 бочек золота.

Награды: 117

Любимое советское кино — 100 грамм для храбрости

Вопрос: Какую бутылочку купил Александр Петрович?
Ответ: Бутылочку духов.

Вопрос: Чем товарищ Ларичев объяснил состояние Василия?
Ответ: Нервный шок.

Вопрос: Почему Панюкову нельзя было пить?
Ответ: У него болело сердце.

Вопрос: Какой предмет гардероба после гуляний с друзьями потерял Василий?
Ответ: Пиджак.

Вопрос: Какое мероприятие намечалось у Гоги вечером?
Ответ: Защита диссертации.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Авария — дочь мента

Вопрос: Какой первый признак беременности указала Авария?
Ответ: Когда в школу не хочется.

Вопрос: Что ученики старшего класса объявили учительнице?
Ответ: Вотум недоверия.

Вопрос: Выступление какой группы смотрела Авария?
Ответ: Success.

Вопрос: Где учился сын товарища капитана?
Ответ: В математической школе.

Вопрос: Сколько дней Валерия отсутствовала дома?
Ответ: 3 дня.

Награды: 117

Любимое советское кино — В бой идут одни старики

Вопрос: Что, по мнению Титаренко, представлял собой процесс уничтожения самолётов врага?
Ответ: Обязанность.

Вопрос: Какое звание было у Маэстро?
Ответ: Капитан.

Вопрос: Какой песней заинтересовался командир?
Ответ: Смуглянка.

Вопрос: Чем на самом деле занимались курсанты?
Ответ: Играли в морской бой.

источник

Что египтяне думали о своей стране. Мифов у египтян сложилось очень много, и те, что встретились вам в этой книге — лишь малая их часть. Много древних сказаний до нас просто не дошло, от других осталось лишь несколько фраз. Но и этого достаточно, чтобы представить, насколько богат был в Египте запас мифов, преданий, сказок. Никто сейчас не верит, что есть Осирис, Гор и Сет, Ра, что когда-то на земле жили боги. Для древних же египтян мифы были самой настоящей правдой, более того, многие мифы полагалось знать лишь определенной группе людей. Да и сами египтяне жили в сказочном мире, по крайней мере, они так считали.

Начнем с того, что египтяне представляли свою страну центром всего мира. А сам мир для них был очень небольшим. В центре этого мира находился Нил, текущий с юга на север, а по берегам его лежала плодородная земля. В Египте царили мир и закон, а остальные страны, как думали египтяне, пребывали в невежестве и были жалкими. Только Египет был самой лучшей и «правильной» страной, поэтому жители Египта называли его любимой землей. Вокруг располагалась чужая враждебная страна, мир хаоса. Египтяне привыкли к мысли, что Египет правильная страна, и когда они видели, например, реку, которая течет не с юга на север, как Нил, а наоборот, то считали такую реку «неправильной водой».

Живой бог – фараон. Египтяне считали, что боги находятся в их стране постоянно, что самим Египтом правит живой бог – фараон. Царь Египта (фараон) считался сыном бога солнца Ра, и еще его считали молодым богом Гором. Египтяне очень почитали своего владыку. Они полагали, что царь борется со всеми черными силами, которые могут разрушить Египет и мир. Царь – сын солнца, живой бог, стоит на страже мирового порядка. Он следил за тем, чтобы выполнялись законы, которые были написаны для людей. От его имени произносили приговор суда, по его приказу ловили преступников, наказывали и награждали. Считалось, что все жертвы богам, которые приносятся в Египте, должен приносить царь. Он приносил жертву богу Нила, а когда приходило время, бросал в воды Нила свиток папируса с приказом о том, чтобы начался разлив. Люди думали, что без этого Нил, мог бы и не разлиться.

Читайте также:  Способ применения мирамистина при насморке

Для богов царь строил храмы, а для своей вечной жизни – гробницы. Это были величественные пирамиды, а позже — большие украшенные росписью гробницы, высеченные в скалах. За эту заботу боги защищали и оберегали Египет. Считалось: чем больше у царя гробница или пирамида, тем дольше будет жить память о нем и тем дольше будет царь (даже давно умерший) защищать и оберегать Египет.

Фараон молился богам и просил, чтобы они защитили Египет, а они открывали ему свою волю во сне или через пророков. Боги за те дары, которые царь преподносил им, помогали ему, давали Египту хороший урожай, отводили болезни, засухи, следили за тем, чтобы вовремя разливался Нил.

Когда царь по решению богов отправлялся на войну для того, чтобы расширить пределы Египта — самой лучшей страны в мире, то боги защищали его. Они помогали ему сражаться, а врагов повергали в прах. Бог Амон Ра даже обращался к фараону с такой речью:

Жизнь «живого бога» – фараона не была легкой. Он был обязан строго следовать обычаям и правилам. Весь его день расписывался по минутам, фараон должен был строго выполнять установленные правила, иначе могла случиться беда. Его окружала роскошь и огромное количество придворных и слуг, которые выполняли любое приказание «живого бога». Фараон следил за всем, что происходило в Египте. Настоящее имя фараона запрещалось произносить, его называли «перо» – «большой дом», то есть дворец. (отсюда и происходит слово «фараон»). А всего у фараона было пять имен, и когда их писали на стенах храмов или в папирусе, то имена эти помещали в особую рамку, картуш, для того, чтобы даже написанного имени не могли коснуться злые силы.

После своей смерти фараон сразу же попадал на небо к богам и там путешествовал по небу вместе богом солнца Ра в его ладье. Хоронили же фараонов с огромной роскошью и строили для них поминальные храмы, чтобы владыки Египта даже после смерти не покидали своей страны

Жрецы и храмы. По всему Египту было построено множество храмов для богов. Египтяне считали, что боги хотя и живут на небе, очень часто бывают на земле и приходят в храмы — свои дома. Храмы были разные. Были храмы солнечных богов, без крыши. Они представляли собой огороженные стенами площадки. Богу Солнца ставили обелиски – высокие прямоугольные каменные столбы, верхушки которых покрывали позолоченной медью. Как только первые лучи солнца касались их, обелиски начинали ярко блестеть, а все вокруг еще пребывало в утреннем полумраке. Жители Египта думали что на вершинах обелисков отдыхает бог Ра. Были и другие храмы.

В храм вела мощеная камнем дорога, по обеим сторонам которой стояли статуи сфинксов. Дорога приводила к храмовым башням – пилонам. Перед башнями стояли обелиски и статуи фараонов. В пилонах были ворота, которые вели внутрь храма, за воротами шли колонные залы, святилища и другие постройки. Храм был огромным домом бога. Его украшали статуями, росписями на мифологические сюжеты. В глубине храма стояла статуя бога. Для бога в храме было все необходимое – одежды, утварь, пища. Служители храма – жрецы, каждый день приносили богу жертву, одевали его статую в одежду, курили богу благовония и пели молитвы. Только жрецы знали все тонкости и правила ритуала.

Бог Апис и его храм. Были в Египте и «живые боги». Так, во всем Египте почитали «живого бога» Аписа. Считалось, что бог Птах когда–то воплотился в быка. Это и был Апис. Жил этот бог-бык в Мемфисе, в особом храме, его выбирали по особым признакам: он должен был иметь черную шкуру, на лбу белое пятно в форме полумесяца, и много других признаков. Его приводили в храм, где ему приносили жертвы и возносили молитвы. Когда Апис умирал, страна погружалась в многодневный траур. За это время жрецы дложны были найти нового Аписа, т.е. теленка, который обладал бы теми же признаками, что и старый. Тело умершего Аписа бальзамировали и хоронили не менее торжественно, чемфараона. Археологи обнаружили целое кладбище Аписов.

В других городах Египта были свои священные животные, был даже бог-крокодил.

Мифы и боги в жизни простых египтян. Жизнь простых египтян: крестьян, ремесленников, воинов, торговцев — также была неразрывно связана с мифами. Сама природа Нильской долины была для египтянина сказочной. Тогда люди еще не могли знать почему происходят разливы Нила, и считали, что в этом проявляется воля богов. А от Нила зависела вся жизнь в Египте. Поэтому для египтян Нил был священной рекой. Когда утром поднималось Солнце, египтяне считали, что это бог Ра покинул свою ночную ладью и пересел в дневную, чтобы светить людям. Когда наступало время засухи, и из пустыни дули раскаленные ветры, иссушающие все живое, египтяне верили, что это происходит из-за того, что злой Сет победил и убил Осириса и насылает из пустыни злые ветры на Египет. А когда начинался разлив, они считали, что Осирис возродился к новой жизни, и с ним ожила вся природа.

С самого рождения египтянина окружало огромное множество богов и духов. При рождении семь богинь Хатхор писали на листьях волшебного дерева судьбу египтянина. Богиня Исида защищала его от бед и болезней, помогала своими заклинаниями, если его кусала змея. Бог мудрости Тот помогал жителям Египта учиться, божок Бэс прогонял от него злых духов. Если боги не сразу приходили на помощь, можно было обратиться к ним с молитвой, или прочитать заклинание или прибегнуть к помощи волшебных амулетов, которых у каждого египтянина было множество.

Египтянин в своей жизни учитывал хорошие и плохие дни; были даже целые книги, в которых писалось, что можно и что нельзя делать в тот или иной день.

Осирис, Царство мертвых, Книга Мертвых. Ну а после того как человек умирал, его готовили к вечной жизни в загробном мире. Из его тела опытные бальзамировщики делали мумию. Для изготовления мумии использовали материалы, которые происходили, как считали египтяне, из тех слез, что пролили боги, когда оплакивали гибель Осириса. Боги, по убеждению египтян, давали полотно, в которое заворачивали мумию. Стенки гроба-саркофага и гробница были расписаны изображениями богов и суда Осириса. Умерший попадал на суд Осириса, и если решение суда было положительным, оставался в царстве мертвых. Для того, чтобы египтянин не заблудился в царстве мертвых, в гроб ему клали написанный на папирусе «путеводитель» – Книгу Мертвых.

Вот так вся жизнь в Египте была связана с мифом. Египтяне почитали богов, о которых говорилось в мифах, выполняли действующие в них правила. Египтянин постоянно ощущал, что рядом с ним находятся боги, духи добрые злые, от которых зависит его жизнь.

Вся великая культура Египта, все, что дошло до нас, является отражением тех чувств, которые испытывали египтяне, думавшие, что их жизнь связана с жизнью богов и зависит от них во всем.

Читайте также другие темы главы I «Древний Египет»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

источник

Древний Египет. О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые — египтологи — считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык,

Древнего Египта

Страны Древнего Востока

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые — египтологи — считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы:

настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта — родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и

после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству

верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» — Ра, как «Солнце перед закатом» — Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Читайте также:  Как часто насморк при аденоидах

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника — «новорожденного Аписа» — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо — творец Вселенной — едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

Религиозная реформа Эхнатона

Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон

Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону».

Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сох

— тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Путешествие в потусторонний мир

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «.Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III—II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня.

Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воп^-лотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Читайте также:  После прививки от ветрянки насморк

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н. э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм^фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н. э. в долине Дейр-адь-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

Изобразительное искусство

Изобразительное и монументальное искусство Египта неcело на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались также иероглифами1. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе,

внушала людям страх. «Отец трепета» — так называли это изваяние.

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхе-та III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. — красавица грядет) — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в

деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные’ туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик — раскраска и положение — определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак,, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие — один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

Литература. ПисьменностьМузыка

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э.

Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившийся в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства и уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладиться земным бытием: «Радуйся, пока ты здесь».

Примером повествовательной литературы I тыс. до н. э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующие описания природы.

Возникновение египетской письменности относят кXXX в. до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи — о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо — демотическое (народное)1.

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» — удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объем пирамиды.

Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды — Сириуса. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины — сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или «молоко женщины, родившей мальчика».

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты — на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в голы их царствования.

В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н. э. — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение — «дом жизни».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

источник