Меню Рубрики

Что как считали египтяне происходит при насморке

[ —>Обновленные темы · —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]

Награды: 117

  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Любимое советское кино — Влюблён по собственному желанию

Вопрос: Что считали египтяне, происходит при насморке?
Ответ: Вытекает мозг.

Вопрос: Чем, по мнению Веры, было обусловлено потепление в отношениях с Игорем?
Ответ: Рациональной психотерапией.

Вопрос: Сколько стоил проезд на такси до дома Игоря Брагина?
Ответ: 3 рубля.

Вопрос: Что Вера посоветовала Игорю, чтобы преодолеть жизненный кризис?
Ответ: Научиться управлять своими чувствами.

Вопрос: Кто, по мнению Веры, выщипывал брови?
Ответ: Куртизанки времён Леонардо.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Волга-Волга

Вопрос: как назывался пароход, на котором оркестр с тов. Бываловым отправился в Москву?
Ответ: «Севрюга».

Вопрос: произведения какого композитора репетировал возлюбленный Дуни?
Ответ: Вагнера.

Вопрос: в какой срок должны были доставлять телеграмму «Молния»?
Ответ: 40 минут.

Вопрос: какое прозвище получила руководительница кружка самодеятельности?
Ответ: Стрелка.

Вопрос: чем товарищ Бывалов объяснил плохое качество производимых музыкальных инструментов?
Ответ: массовым производством.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино к фильму — Гараж

Вопрос: Что случилось с документами кооператива?
Ответ: Товарищ Хвостов их съел.

Вопрос: Что ради машины сделал товарищ Фетисов?
Ответ: Родину продал.

Вопрос: Какое название носил гаражно-строительный кооператив?
Ответ: «Фауна».

Вопрос: На сколько человек, в связи со строительством магистрали, в итоге пришлось сократить число пайщиков?
Ответ: На 4 человека.

Вопрос: Какую профессию выбрал сын Милосердова?
Ответ: Археолог.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Гусарская баллада

Вопрос: Какой роман Шурочка советовала почитать Ржевскому?
Ответ: «Страдания юного Вертера».

Вопрос: Сколько лет было главной героине фильма, Шурочке Азаровой?
Ответ: 17 лет.

Вопрос: Каким нелестным словом поручик Ржевский охарактеризовал свою будущую невесту?
Ответ: Жеманница.

Вопрос: Какую награду потребовал адъютант государя для корнета Азарова?
Ответ: Георгиевский крест.

Вопрос: Кого гусары обнаружили в захваченной карете?
Ответ: Французскую певицу.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Десять негритят

Вопрос: Почему Уильям Блор опасался мистера Ломбарда?
Ответ: У него был пистолет.

Вопрос: Как называлась пластинка, на которой была записана обвинительная речь?
Ответ: «Лебединая песня».

Вопрос: Каким образом убийца отравил Эмили Брент?
Ответ: Её укололи шприцом.

Вопрос: Кто стал первой жертвой маньяка-убийцы?
Ответ: Энтони Марстон.

Вопрос: Сколько человек из южно-африканского племени обрёк на смерть капитан Ломбард?
Ответ: 20 человек.

Награды: 117

Любимое советское кино — Джек Восьмёркин — «американец»

Вопрос: какой была скорость надоя у электрического доильного аппарата?
Ответ: 10 коров/час.

Вопрос: Чего боялся Пал Палыч Скороходов?
Ответ: Что его раскулачат.

Вопрос: Чей курган надеялся раскопать сельский учитель?
Ответ: Скифов.

Вопрос: Какой вопрос сестра Катя задала Якову, чтобы узнать, он это или не он.
Ответ: Как звали их корову.

Вопрос: Сколько стоил золотой зуб Джека?
Ответ: 80 долларов.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Доживём до понедельника

Вопрос: Что Илья Семёнович поставил в укор Наталье Сергеевне?
Ответ: Слишком тёплые отношения с учениками.

Вопрос: Что расстроенная Наталья Сергеевна сделала с пойманной вороной?
Ответ: Выкинула её в окно.

Вопрос: Какую характеристику дала Светлана Михайловна сочинению одной из своих учениц?
Ответ: Душевный стриптиз.

Вопрос: На какую тему ребята писали сочинение по русскому языку?
Ответ: «Моё представление о счастье».

Вопрос: Какое произведение Илья Семёнович исполнял в актовом зале?
Ответ: «Одинокий странник».

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Достояние республики

Вопрос: Какому музею пролетарии обещали передать дворянские ценности?
Ответ: Петроградскому музею.

Вопрос: Какую кличку носил господин Шиловский?
Ответ: Маркиз.

Вопрос: В каком ящике, судя по описи, находилась картина Пинтуриккьо «Мальчик в голубом»?
Ответ: Ящик №5.

Вопрос: Что искал Макар Овчинников до того, как ему поручили дело о пропавшей коллекции?
Ответ: Бронзовые подсвечники.

Вопрос: Во сколько оценили часы, которые беспризорники продали на базаре?
Ответ: 7 миллиардов рублей.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — Живёт такой парень

Вопрос: Какую книгу взял почитать Паша?
Ответ: «Капитал» — К. Маркса.

Вопрос: Какой подвиг выдумал Павел?
Ответ: Его запускали на Луну.

Вопрос: Какую цену в итоге решил взять Павел с мужа попутчицы?
Ответ: 2 рубля.

Вопрос: Кем была девушка, в которую влюбился Паша на танцах?
Ответ: Библиотекарем.

Вопрос: С какой частью автомобиля Павел сравнивал женщин?
Ответ: Стартер.

Награды: 117

Ответы игры Любимое советское кино — За прекрасных дам!

Вопрос: Как бандиты решили наказать хозяйку квартиры?
Ответ: Решили съесть икру.

Вопрос: Чем на самом деле занималась Татьяна?
Ответ: Училась в институте.

Вопрос: За какую цену Надя приобрела бриллиантовые серёжки?
Ответ: 8500 р.

Вопрос: Какая кликуха была у Гены на зоне?
Ответ: Бельмондо.

Вопрос: Какого исполнителя попросил поставить Виктор?
Ответ: Фаусто Папетти.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Чучело

Вопрос: Кому завидовал весь класс и особенно Валька?
Ответ: Сомову.

Вопрос: Куда ушли ребята с урока литературы?
Ответ: В кино.

Вопрос: Какую прическу решила сделать Лена в знак протеста?
Ответ: Налысо.

Вопрос: Каким образом школьники решили наказать Лену?
Ответ: Объявили ей бойкот.

Вопрос: Каким обидным словом Лена обозвала своего дедушку?
Ответ: Заплаточник.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Я шагаю по Москве

Вопрос: Какой была фамилия у друга Коли Александра?
Ответ: Индустриевич.

Вопрос: Как назывался первый рассказ Володи Ермакова?
Ответ: «Тайга».

Вопрос: Как звали собаку, которая укусила Володю Ермакова?
Ответ: Аста.

Вопрос: Что полотёр Воронова искал в произведениях литературы?
Ответ: Правду характеров.

Вопрос: Какое животное надо было нарисовать на конкурсе?
Ответ: Лошадь.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Через тернии к звёздам

Вопрос: Кто, по мнению Степана, получился бы из Нийи?
Ответ: изумительная жена.

Вопрос: О чём беспокоилась робот Глаша в связи с приездом Нийи в дом Лебедевых?
Ответ: Понравится ли ей, как она готовит.

Вопрос: Что Нийя сделала с арбузом?
Ответ: Остановила при помощи телекинеза.

Вопрос: Что учёные обнаружили в мозгу Нийи?
Ответ: Область управления.

Вопрос: Какой предмет Сергей Лебедев привёз в подарок своему сыну?
Ответ: Камень Бронзулит.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Человек ниоткуда

Вопрос: Кем Владимир Поражаев представил дикаря?
Ответ: Стаером.

Вопрос: Что Поражаеву сообщили по телефону?
Ответ: Милиционеры нашли дикаря.

Вопрос: В чём Чудак особенно провинился перед соплеменниками?
Ответ: Он был скверным людоедом.

Вопрос: Как Чудак хотел подписать своё письмо к антропологу?
Ответ: Человек.

Вопрос: Какую стрижку хотели сделать Чудаку?
Ответ: Бобрик.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Царевич Проша

Вопрос: Кто нашел шапку-невидимку?
Ответ: Вор Лутоня.

Вопрос: Кто приснился придворной даме Лушеньке?
Ответ: Бык под видом кошечки.

Вопрос: Кем вор Лутоня представился атаману разбойников?
Ответ: Зубным лекарем.

Вопрос: К кому обращалась служанка Берта?
Ответ: К волшебнику.

Вопрос: Кто пришёл на помощь царевичу Проше?
Ответ: Старик Ох.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Фонтан

Вопрос: Какую неполадку Петр Николаевич обнаружил у дома?
Ответ: Новую трещину.

Вопрос: Какую программу попросил переключить Саты-Балды Кербабаевич Кербабаев?
Ответ: Ритмическая гимнастика.

Вопрос: Почему муж Катерины боялся впускать в квартиру посторонних людей?
Ответ: Он подпольно выращивал цветы.

Вопрос: Кем по профессии был пожилой свёкр Петра Николаевича?
Ответ: Мелиоратором.

Вопрос: Каким образом папа Майи определял где Мекка?
Ответ: Чувствовал.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Финист — Ясный Сокол

Вопрос: Как звали лютого ворога, совершавшего набеги на земли русские?
Ответ: Картаус.

Вопрос: Как ополченцы задобрили воеводу?
Ответ: Предложили сходить в баньку.

Вопрос: Какое животное очень хотел получить Агафон?
Ответ: Корову.

Вопрос: Какой подарок Аленушка хотела сделать Финисту?
Ответ: Плащ с вышивкой.

Вопрос: Кому главный злодей поручил миссию по уничтожению Финиста?
Ответ: Оборотню.

Вопрос: Каким блюдом Яшка Писарь решил угостить Агафона и Анфису?
Ответ: Кулешом из топора.

Вопрос: Кого Картаус послал на выручку Кастрюку?
Ответ: Фингала.

Вопрос: Как пушкарь прокомментировал выстрел из пушки?
Ответ: Вырвалось.

Вопрос: Сколько войск Кастрюк насчитал у воеводы?
Ответ: Больше 40 солдат и пушки.

Вопрос: Какую дань Картаус Рыжий Ус попросил у воеводы?
Ответ: 100 бочек золота.

Награды: 117

Любимое советское кино — 100 грамм для храбрости

Вопрос: Какую бутылочку купил Александр Петрович?
Ответ: Бутылочку духов.

Вопрос: Чем товарищ Ларичев объяснил состояние Василия?
Ответ: Нервный шок.

Вопрос: Почему Панюкову нельзя было пить?
Ответ: У него болело сердце.

Вопрос: Какой предмет гардероба после гуляний с друзьями потерял Василий?
Ответ: Пиджак.

Вопрос: Какое мероприятие намечалось у Гоги вечером?
Ответ: Защита диссертации.

Награды: 117

Ответ к игре Любимое советское кино — Авария — дочь мента

Вопрос: Какой первый признак беременности указала Авария?
Ответ: Когда в школу не хочется.

Вопрос: Что ученики старшего класса объявили учительнице?
Ответ: Вотум недоверия.

Вопрос: Выступление какой группы смотрела Авария?
Ответ: Success.

Вопрос: Где учился сын товарища капитана?
Ответ: В математической школе.

Вопрос: Сколько дней Валерия отсутствовала дома?
Ответ: 3 дня.

Награды: 117

Любимое советское кино — В бой идут одни старики

Вопрос: Что, по мнению Титаренко, представлял собой процесс уничтожения самолётов врага?
Ответ: Обязанность.

Вопрос: Какое звание было у Маэстро?
Ответ: Капитан.

Вопрос: Какой песней заинтересовался командир?
Ответ: Смуглянка.

Вопрос: Чем на самом деле занимались курсанты?
Ответ: Играли в морской бой.

источник

В противоположность Месопотамии, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Египет — узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом.

Название страны – «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее — «чернозём», — в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура аф­риканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — зародились до 3000 г. до н.э.

Согласно мифологическим представлениям главным божеством древних египтян был бог солнце Ра.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот).

Он почитался как изобретатель иероглифи­ческой письменности и медицины, по­кровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преда­нию, Тот разделил человечество по язы­кам, придумал математику и астроно­мию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными сред­ствами; ему приписывалось и составле­ние самых древних египетских медицин­ских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы.

Богиня Исида — почиталась как охранитель­ница царской власти, покровительни­ца детей и изобретательница магиче­ского врачевания.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних егип­тян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестя­ми.

Древнеегипетская мумия ястреба

Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачева­ния. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или про­стой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиоз­ными представлениями и культами.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконеч­ным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в заг­робной жизни даруется через единство (совместное существование) трех суб­станций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).

Читайте также:  Снуп от насморка для кормящих мам

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и оби­тают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хо­ронил умерших в «красной земле» со­седних с долиной Нила пустынь. Воз­дух и почва Египта обладают превос­ходными консервирующими свойства­ми. Раз­витие цивилизации привело к строи­тельству специальных закрытых поме­щений для захоронения знатных умер­ших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусствен­ные методы. Так возникла мумифика­ция, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon — бальзам).

Мумия египетского фараона.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (около 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (около 90 — 21 гг. до н.э.). Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый со­вершенный и самый дорогой из них заключается в следующем:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)».

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости».

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренно­сти (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человечес­кой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению егип­тян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека, и было необ­ходимо ему в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и до­полнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установи­ли, что в большинстве случаев труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высы­хании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полно­стью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутрен­ности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынима­ли. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримирова­ли, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг.

Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.

Развитие медицинских знаний являлось неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта. Оно возникло из практического опыта на­рода и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубо­кими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев.

Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.

Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» — это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.

Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах — «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явле­ниями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболев­шего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). Изобретение клизмы приписывают египтянам.

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н.э.) — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались расте­ния (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, але­бастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.

В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылка­ми на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, с одной стороны, усиливали действие лекарственных средств, а с другой — от­пугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали непри­ятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экс­кременты и мочу животных и т.д.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне но­сили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет роди­ной косметики.

В Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тек­сты сообщают, что характерными признаками глистных заболеваний в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), пора­жение прямой кишки и понос.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осу­ществляется под руководством ВОЗ — Всемирной организации здравоохране­ния с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас тек­стов об оперативном лечении (хирургии) — Большой хирургический папирус Эд­вина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травма­тических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, пред­плечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назна­чает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения: «Это болезнь, которую я вылечу» или «Это бо­лезнь, с которой следует бороться», или «Эта болезнь неизлечима».

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы вра­чеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе ле­чения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса да­вал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные луб­ки («шины») и тугое бинтование по­врежденной конечности льняной тка­нью, пропитанной смолой. Лечили раны, проводили ритуальное обрезание и кастра­цию евнухов.

В Древнем Египте издавна суще­ствовала профессия врачевателя зу­бов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) нали­чием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей. ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки (эллины) считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные ре­зервуары — колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегаю­щие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству — от отца к сыну.

Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исхо­де лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.

Читайте также:  Что сделать от насморка младенцу

Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.
2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.
3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала — Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.
4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.
5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.
6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.
7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.
8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.
9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.
10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.
11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви. 12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.
13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.
14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.
15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.
16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.
17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.
18. Египетские врачи были «продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.
19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.
20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.
21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.
22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.
24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.
25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.
26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод. 27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.
28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.
29.Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

источник

Миссия нашего журнала:
донести как можно интереснее информацию о всемирной истории.
История миров — это электронный журнал нового формата.

Врачевание составляло важную часть культуры древнего Египта. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта — «Ке-мет», или «Кхемет»).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано видимо, с влиянием догматов религии. cookingdama.ru — кулинарные рецепты.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела, и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,— везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену. «— говорится в папирусе Г. Эберса. Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».
Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.
При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.
В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.
Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.
В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

Врачи-специалисты Древнего Египта
Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

Читайте также:  Рекомендации доктора комаровского при насморке

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который — растет в зубе».
Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.
Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению трад иционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне. пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н.э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н.э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз. «Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории. К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

источник

Что египтяне думали о своей стране. Мифов у египтян сложилось очень много, и те, что встретились вам в этой книге — лишь малая их часть. Много древних сказаний до нас просто не дошло, от других осталось лишь несколько фраз. Но и этого достаточно, чтобы представить, насколько богат был в Египте запас мифов, преданий, сказок. Никто сейчас не верит, что есть Осирис, Гор и Сет, Ра, что когда-то на земле жили боги. Для древних же египтян мифы были самой настоящей правдой, более того, многие мифы полагалось знать лишь определенной группе людей. Да и сами египтяне жили в сказочном мире, по крайней мере, они так считали.

Начнем с того, что египтяне представляли свою страну центром всего мира. А сам мир для них был очень небольшим. В центре этого мира находился Нил, текущий с юга на север, а по берегам его лежала плодородная земля. В Египте царили мир и закон, а остальные страны, как думали египтяне, пребывали в невежестве и были жалкими. Только Египет был самой лучшей и «правильной» страной, поэтому жители Египта называли его любимой землей. Вокруг располагалась чужая враждебная страна, мир хаоса. Египтяне привыкли к мысли, что Египет правильная страна, и когда они видели, например, реку, которая течет не с юга на север, как Нил, а наоборот, то считали такую реку «неправильной водой».

Живой бог – фараон. Египтяне считали, что боги находятся в их стране постоянно, что самим Египтом правит живой бог – фараон. Царь Египта (фараон) считался сыном бога солнца Ра, и еще его считали молодым богом Гором. Египтяне очень почитали своего владыку. Они полагали, что царь борется со всеми черными силами, которые могут разрушить Египет и мир. Царь – сын солнца, живой бог, стоит на страже мирового порядка. Он следил за тем, чтобы выполнялись законы, которые были написаны для людей. От его имени произносили приговор суда, по его приказу ловили преступников, наказывали и награждали. Считалось, что все жертвы богам, которые приносятся в Египте, должен приносить царь. Он приносил жертву богу Нила, а когда приходило время, бросал в воды Нила свиток папируса с приказом о том, чтобы начался разлив. Люди думали, что без этого Нил, мог бы и не разлиться.

Для богов царь строил храмы, а для своей вечной жизни – гробницы. Это были величественные пирамиды, а позже — большие украшенные росписью гробницы, высеченные в скалах. За эту заботу боги защищали и оберегали Египет. Считалось: чем больше у царя гробница или пирамида, тем дольше будет жить память о нем и тем дольше будет царь (даже давно умерший) защищать и оберегать Египет.

Фараон молился богам и просил, чтобы они защитили Египет, а они открывали ему свою волю во сне или через пророков. Боги за те дары, которые царь преподносил им, помогали ему, давали Египту хороший урожай, отводили болезни, засухи, следили за тем, чтобы вовремя разливался Нил.

Когда царь по решению богов отправлялся на войну для того, чтобы расширить пределы Египта — самой лучшей страны в мире, то боги защищали его. Они помогали ему сражаться, а врагов повергали в прах. Бог Амон Ра даже обращался к фараону с такой речью:

Жизнь «живого бога» – фараона не была легкой. Он был обязан строго следовать обычаям и правилам. Весь его день расписывался по минутам, фараон должен был строго выполнять установленные правила, иначе могла случиться беда. Его окружала роскошь и огромное количество придворных и слуг, которые выполняли любое приказание «живого бога». Фараон следил за всем, что происходило в Египте. Настоящее имя фараона запрещалось произносить, его называли «перо» – «большой дом», то есть дворец. (отсюда и происходит слово «фараон»). А всего у фараона было пять имен, и когда их писали на стенах храмов или в папирусе, то имена эти помещали в особую рамку, картуш, для того, чтобы даже написанного имени не могли коснуться злые силы.

После своей смерти фараон сразу же попадал на небо к богам и там путешествовал по небу вместе богом солнца Ра в его ладье. Хоронили же фараонов с огромной роскошью и строили для них поминальные храмы, чтобы владыки Египта даже после смерти не покидали своей страны

Жрецы и храмы. По всему Египту было построено множество храмов для богов. Египтяне считали, что боги хотя и живут на небе, очень часто бывают на земле и приходят в храмы — свои дома. Храмы были разные. Были храмы солнечных богов, без крыши. Они представляли собой огороженные стенами площадки. Богу Солнца ставили обелиски – высокие прямоугольные каменные столбы, верхушки которых покрывали позолоченной медью. Как только первые лучи солнца касались их, обелиски начинали ярко блестеть, а все вокруг еще пребывало в утреннем полумраке. Жители Египта думали что на вершинах обелисков отдыхает бог Ра. Были и другие храмы.

В храм вела мощеная камнем дорога, по обеим сторонам которой стояли статуи сфинксов. Дорога приводила к храмовым башням – пилонам. Перед башнями стояли обелиски и статуи фараонов. В пилонах были ворота, которые вели внутрь храма, за воротами шли колонные залы, святилища и другие постройки. Храм был огромным домом бога. Его украшали статуями, росписями на мифологические сюжеты. В глубине храма стояла статуя бога. Для бога в храме было все необходимое – одежды, утварь, пища. Служители храма – жрецы, каждый день приносили богу жертву, одевали его статую в одежду, курили богу благовония и пели молитвы. Только жрецы знали все тонкости и правила ритуала.

Бог Апис и его храм. Были в Египте и «живые боги». Так, во всем Египте почитали «живого бога» Аписа. Считалось, что бог Птах когда–то воплотился в быка. Это и был Апис. Жил этот бог-бык в Мемфисе, в особом храме, его выбирали по особым признакам: он должен был иметь черную шкуру, на лбу белое пятно в форме полумесяца, и много других признаков. Его приводили в храм, где ему приносили жертвы и возносили молитвы. Когда Апис умирал, страна погружалась в многодневный траур. За это время жрецы дложны были найти нового Аписа, т.е. теленка, который обладал бы теми же признаками, что и старый. Тело умершего Аписа бальзамировали и хоронили не менее торжественно, чемфараона. Археологи обнаружили целое кладбище Аписов.

В других городах Египта были свои священные животные, был даже бог-крокодил.

Мифы и боги в жизни простых египтян. Жизнь простых египтян: крестьян, ремесленников, воинов, торговцев — также была неразрывно связана с мифами. Сама природа Нильской долины была для египтянина сказочной. Тогда люди еще не могли знать почему происходят разливы Нила, и считали, что в этом проявляется воля богов. А от Нила зависела вся жизнь в Египте. Поэтому для египтян Нил был священной рекой. Когда утром поднималось Солнце, египтяне считали, что это бог Ра покинул свою ночную ладью и пересел в дневную, чтобы светить людям. Когда наступало время засухи, и из пустыни дули раскаленные ветры, иссушающие все живое, египтяне верили, что это происходит из-за того, что злой Сет победил и убил Осириса и насылает из пустыни злые ветры на Египет. А когда начинался разлив, они считали, что Осирис возродился к новой жизни, и с ним ожила вся природа.

С самого рождения египтянина окружало огромное множество богов и духов. При рождении семь богинь Хатхор писали на листьях волшебного дерева судьбу египтянина. Богиня Исида защищала его от бед и болезней, помогала своими заклинаниями, если его кусала змея. Бог мудрости Тот помогал жителям Египта учиться, божок Бэс прогонял от него злых духов. Если боги не сразу приходили на помощь, можно было обратиться к ним с молитвой, или прочитать заклинание или прибегнуть к помощи волшебных амулетов, которых у каждого египтянина было множество.

Египтянин в своей жизни учитывал хорошие и плохие дни; были даже целые книги, в которых писалось, что можно и что нельзя делать в тот или иной день.

Осирис, Царство мертвых, Книга Мертвых. Ну а после того как человек умирал, его готовили к вечной жизни в загробном мире. Из его тела опытные бальзамировщики делали мумию. Для изготовления мумии использовали материалы, которые происходили, как считали египтяне, из тех слез, что пролили боги, когда оплакивали гибель Осириса. Боги, по убеждению египтян, давали полотно, в которое заворачивали мумию. Стенки гроба-саркофага и гробница были расписаны изображениями богов и суда Осириса. Умерший попадал на суд Осириса, и если решение суда было положительным, оставался в царстве мертвых. Для того, чтобы египтянин не заблудился в царстве мертвых, в гроб ему клали написанный на папирусе «путеводитель» – Книгу Мертвых.

Вот так вся жизнь в Египте была связана с мифом. Египтяне почитали богов, о которых говорилось в мифах, выполняли действующие в них правила. Египтянин постоянно ощущал, что рядом с ним находятся боги, духи добрые злые, от которых зависит его жизнь.

Вся великая культура Египта, все, что дошло до нас, является отражением тех чувств, которые испытывали египтяне, думавшие, что их жизнь связана с жизнью богов и зависит от них во всем.

Читайте также другие темы главы I «Древний Египет»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

источник