Меню Рубрики

А древние египтяне считали что при насморке вытекает мозг

Постоянно шмыгающие носом малыши – не такая уж редкость в любом коллективе. На них уже никто не обращает внимания, даже собственные родители, перепробовав десятки средств, махнули рукой («перерастут!»). Но расти, хлюпая носом, так некомфортно. Спасем детство! Найдем причину насморка, устраним, вылечим, вместо платка дадим им в руки карандаши – пусть смело склоняются над альбомами и рисуют то, что так давно хотели, да все что-то мешало.

Атрофический

«Древние египтяне считали, что при насморке вытекает мозг», – уверяла одна киногероиня. И была права: еще до нашей эры заболевание уже изучалось, и существовала такая гипотеза. Гиппократ говорил, что с насморком «испорченные соки вытекают из головы». Правда, исследовал он тогда не простой ринит, а озену – один из видов атрофического насморка.

Радует, что это заболевание даже у взрослых встречается слишком редко в наше время, а у детей, так вообще практически не диагностируется.

Простой атрофический насморк или, как его еще называют, передний сухой ринит проявляется довольно часто. Главный симптом – сухость слизистой оболочки носа (она истончаеся и не вырабатывает необходимое количество слизи) с редкими, вязкими выделениями без запаха. Иногда возможны даже кровотечения. Малышу трудно дышать и днем, и ночью. Причина – инфекция верхних дыхательных путей, травмы носа, а особенно – сухой, горячий воздух, который ребенок вдыхает длительное время.

Лечение состоит в том, чтобы обильно увлажнять слизистую с помощью солевых и масляных растворов, иногда мазями с антисептическим и антибактериальным действием. А сухие корочки вычищать ватными палочками, пропитанными оливковым маслом. Но главное, установить оптимальную температуру в помещении (поможет увлажнитель), где находится ребенок, и больше гулять.

Гипертрофический

Можно сказать, что недолеченный ринит перерастает в гипертрофический. Постоянный насморк приводит к тому, что эпителий носовой полости делается рыхлым, набухает, ткани утолщаются, носовые ходы сужаются.

Ребенок становится вялым, может жаловаться на головную боль. Ни капли, ни ингаляции не приносят облегчения на длительное время и не нормализуют дыхание. В этом случае малыша необходимо как можно быстрее показать лору. Главное, не упустить момент, пока слизистую еще можно вернуть в ее «здоровое состояние», смазав сосудосуживающим препаратом. В противном случае врач может прописать такое хирургическое лечение, как удаление аденоидов (адетомия). Это даст свои результаты. И уже через 4-5 дней дыхание малыша наладится.

Вазомоторный

Этот вид насморка может вызвать стресс. Поэтому и болеют вазомоторным ринитом чаще всего школьники – в сложные ситуации они попадают чаще малышей. А так как помимо стресса такой насморк вызывают еще некоторые факторы (резкие запахи в местах большого скопления людей, на улице и в транспорте, выхлопные газы, сигаретный дым), то и шансы подхватить его повышаются в несколько раз.

Если ваш ребенок – аллергик, то вазомоторный ринит, к сожалению, точно настигнет его в период цветения трав, во время общения с животным или сидения в пыльном душном помещении. Смотря на что у него аллергия.

Симптомы вазомоторного насморка просты: чихание, обильные прозрачные выделения из носа, зуд и затрудненное дыхание. Обычно родители, которые до этих пор не сталкивались с подобной проблемой ребенка (заболевание может быть приобретенным), принимают такое состояние за начало ОРВИ. Но температура не поднимается и через два дня, а насморк продолжается. Главное, не действовать самостоятельно.

Терапию может назначить только специалист после выяснения точной причины.

Лечение аллергического ринита начинается с устранения источника, вызывающего недуг. А затем – по схеме, прописанной аллергологом. Он назначает местные антигистаминные средства, общие системные препараты, которые устраняют аллерген, попавший в организм, и препятствуют его разрушительному воздействию на клетки. Не бойтесь и топических – местных кортикостероидов (гормональных препаратов). Они не всасываются в кровь, не дают осложнений со стороны других органов и систем, не влияют на рост ребенка,а для лечения аллергии являются порой незаменимыми (наряду с антигистаминными средствами, солевыми растворами и иммунотерапией, которую назначает аллерголог после обследования).

Неаллергический ринит, возникший в результате эмоционального или физического стресса, резкого перепада температуры либо вирусной инфекции, не требует серьезного лечения.

Орошение носика физраствором, который поможет смыть со слизистой раздражающие вещества, обильное теплое питье и правильное сморкание.

Если виновник – стресс, то добавляется еще терапия, нормализующая функции центральной и вегетативной нервной системы, например специальный массаж.

При искривлении перегородки

Травма или определенное анатомическое строение носа может привести и к затруднению носового дыхания, и к хроническим воспалительным заболеваниям придаточных пазух – гаймориту, этмоидиту, фронтиту. Мало того, на фоне болезни из-за разрыхления эпителия не исключено появление полипов в носу.

Иногда врачи полагаются на время: до 10 лет хрящевая носовая перегородка еще растет и окончательно формируется. Поэтому ситуация может исправиться. Однако, если у ребенка хронический синусит с постоянными обострениями (4-6 раз в год), тогда речь может идти об аденотомии. Этот метод специалисты считают надежным, способным улучшить носовое дыхание.

источник

Фильм о том, как старая дева и спившийся спортсмен решили влюбиться по собственному желанию, появился вместе с модой на аутотренинг. Режиссер Сергей Микаэлян слыл человеком неунывающим, хотя его творческая судьба складывалась не очень просто. Его фильмы клали на полку, но фронтовика трудности не сломали. Он научился управлять собственными чувствами, подавлять невеселые мысли. Правда, пока не прочитал в газете статью, даже не подозревал, что это называется аутотренингом. И тут же загорелся идеей снять фильм о том, как человек силой мысли меняет свою жизнь.

Сел писать сценарий, в соавторы позвал журналиста и драматурга Александра Васинского. Работали тяжело — спорили, диалоги переписывали несчетное количество раз. В какой-то момент Микаэлян даже переключился на другую тему, решив снять фильм об оставшемся на Западе знаменитом артисте балета Александре Годунове. Начальство, естественно, не разрешило. Прошло еще полгода, а работа не спорилась, в отчаянии Сергей Герасимович обратился за помощью к своему другу, сценаристу Виктору Мережко. Тот, несмотря на занятость, отказать старшему товарищу не смог. Через пять дней сценарий был готов. Но свою фамилию в титрах Мережко попросил не упоминать — возможно, не хотел быть третьим в списке или не очень верил в успех будущего фильма.

«Лучшая актриса в моей кинематографической биографии», — говорил режиссер о Евгении Глушенко. Она уже снялась у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и в картине Иосифа Хейфица «Впервые замужем». Кстати, там ее Сергей Микаэлян и увидел. И сразу понял — вот она, Вера.

Актрисе было совсем немного лет, хороша собой, лучистые глаза… Из нее усердно стали делать дурнушку: «ножки… как у козы рожки, мордашка-промокашка…» Она безропотно соглашалась подложить под одежду специальные уплотнители, надеть ватный корсет. Гримеры выбелили ей лицо, подрисовали морщинки, наложили прыщики из латекса, собрали волосы в старушечий пучок. Походка тяжелая, спина сутулая, взгляд тусклый — «за что же умненьких природа обижает?»

Не женщина, а Карнеги в юбке: «Надо научиться управлять своими чувствами: хочу — буду веселым, хочу — буду обожать свою работу, хочу — влюблюсь». Разговаривает тезисами: «Инфляция слов не может затмить сущность идей», «Главное в женщине — внутренние качества». Даже несомненная начитанность какая-то кривая: «Древние египтяне считали, что при насморке вытекает мозг». Ха-ха.

В финале невзрачная библиотекарша превращалась в милую русоволосую девушку с сияющими глазами. Только аутотренинг был совершенно не причем — просто нашелся человек, который «вытащил» из давно махнувшей на себя рукой старой девы Женщину. Как это у классика: «Зорко одно лишь сердце». Посильнее рациональной психотерапии будет. …Однажды к Евгении Константиновне после спектакля подошла женщина: «Спасибо за вашу героиню, вы спасли мне жизнь».

По сценарию Игорю Брагину было не больше 24 лет: авторы полагали, что молодой неудачник должен охотнее клюнуть на теорию самовоспитания. Но поиски актера затянулись: у одного слишком благополучный вид, другой без чувства юмора… Имя Олега Янковского возникло случайно. Сергей Герасимович подружился с ним еще на съемках «Премии», но ему и в голову не приходило пригласить красавца с аристократической внешностью на роль выпивохи и бездельника. Кроме того, актеру было уже за 30.

Микаэлян дал ассистентам задание найти «молодого Янковского» — и конечно, безрезультатно. Позже он признается, что ни минуты не жалел о своем выборе: Олег Иванович, актер удивительного таланта, не просто сыграл — он сумел объяснить, оправдать поступки и слабости потрепанного жизнью, разуверившегося человека. Сценарий, конечно, переписали — Игорь стал старше. И роль получилась более глубокой, мощной. За полтора часа герой проделывал огромный путь — от хамоватого «Гибну, дай рубль» до негромкого «Ты мне нравишься».

Янковский буквально жил в самолетах и поездах: одновременно снимался у Романа Балаяна в Киеве — в «Полетах во сне и наяву», выходил на сцену родного «ЛенКома», а потом и вовсе на месяц уехал на гастроли в Ташкент. Вслед за актером отправилась и съемочная группа. В Средней Азии было снято несколько сцен, например, когда Вера и Игорь разыскивают солдатские могилы в Подмосковье.

Специально для роли Олег Иванович научился работать на токарном станке и уже через неделю стажировки стал настоящим профи — из тех, кто в искрах металла действительно способен увидеть северное сияние. Актеру не нужен был особый грим, парик — он был настолько органичен в этой роли, что даже жена, актриса Людмила Зорина, в непричесанном забулдыге в трениках с пузырями на коленках не сразу узнала своего всегда элегантного мужа.

…Рассказывают, что в каком-то сибирском городе после премьеры к режиссеру подошла женщина: «Спасибо вам: теперь мы знаем, что и из мужчины можно сделать человека».

Не остались в тени главных героев и исполнители ролей второго плана. Правда, Всеволод Шиловский от роли соседа Коли поначалу отказывался. Воспитанника мхатовской школы удручали реплики вроде: «Слушай, шла бы ты домой, Пенелопа!» Но если вдуматься, то именно с Коли и началась эта история любви: он подбил Игоря позвонить случайной знакомой, чтобы перехватить у нее трешку «на лекарство».

Мать Веры сыграла замечательная ленинградская актриса Кира Крейлис-Петрова, которую называют «жемчужиной смеха». Зрители до сих пор благодарят Киру Александровну за этот фильм.

Ирина Резникова — красавица Наташа — в советское время снималась часто: «Отпуск в сентябре», «Мелодия на два голоса», «Безумный день инженера Баркасова»… В начале 1990-х с мужем и дочерью она переехала в Финляндию, открыла там русскую театральную студию.

На роль случайного ухажера Микаэлян хотел пригласить Георгия Вицина, но тот был занят сразу в нескольких фильмах, поэтому согласился лишь озвучить персонаж. А сыграл незадачливого соблазнителя Иван Уфимцев — режиссер-мультипликатор, автор популярной серии про 38 попугаев. Некоторые цитаты его героя: «Вы не ширпотреб! Вы индпошив!», «Не правда ли, Моцарт — это вдох, а Бетховен — выдох?» — тут же стали афоризмами. Впрочем, как и фразы другого его героя — Суворова — в популярной рекламе 1990-х: «Так ведь пост, матушка! До первой звезды нельзя!»

Большинство зрителей уверены, что снимать комедию весело. Коллега просит Веру отметиться в очереди на Лескова, «но не на меня, а на Долболобова. Интеллигент в седьмом поколении, фамилия — трагедия его жизни». Казалось бы, уже смешно. Но Микаэляну было не до смеха. Дубль, второй, третий… Пожилая актриса, едва доходило дело до слова «Долболобов», замирала с открытым ртом. В результате режиссер придумал фамилию со схожей артикуляцией — Кормолобов, а сцену потом переозвучили.

В начале 2000-х у Сергея Микаэляна возникла идея снять продолжение — о том, как сложилась жизнь Веры и Игоря спустя двадцать лет. Но Янковский от участия в картине отказался: «Дважды в одну воду не входят».

Только за первые месяцы проката фильм посмотрели более 25 миллионов зрителей, его купили 26 стран. За роль Веры в 1983-м жюри Берлинского кинофестиваля вручило Евгении Гпушенко престижного «Серебряного медведя». По версии журнала «Советский экран» Олег Янковский стал актером года.

источник

В противоположность Месопотамии, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Египет — узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом.

Название страны – «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее — «чернозём», — в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура аф­риканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — зародились до 3000 г. до н.э.

Согласно мифологическим представлениям главным божеством древних египтян был бог солнце Ра.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот).

Он почитался как изобретатель иероглифи­ческой письменности и медицины, по­кровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преда­нию, Тот разделил человечество по язы­кам, придумал математику и астроно­мию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными сред­ствами; ему приписывалось и составле­ние самых древних египетских медицин­ских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы.

Богиня Исида — почиталась как охранитель­ница царской власти, покровительни­ца детей и изобретательница магиче­ского врачевания.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних егип­тян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестя­ми.

Древнеегипетская мумия ястреба

Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачева­ния. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или про­стой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиоз­ными представлениями и культами.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконеч­ным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в заг­робной жизни даруется через единство (совместное существование) трех суб­станций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и оби­тают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хо­ронил умерших в «красной земле» со­седних с долиной Нила пустынь. Воз­дух и почва Египта обладают превос­ходными консервирующими свойства­ми. Раз­витие цивилизации привело к строи­тельству специальных закрытых поме­щений для захоронения знатных умер­ших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусствен­ные методы. Так возникла мумифика­ция, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon — бальзам).

Мумия египетского фараона.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (около 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (около 90 — 21 гг. до н.э.). Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый со­вершенный и самый дорогой из них заключается в следующем:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)».

Читайте также:  Как можно вылечить насморк перекисью водорода

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости».

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренно­сти (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человечес­кой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению егип­тян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека, и было необ­ходимо ему в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и до­полнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установи­ли, что в большинстве случаев труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высы­хании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полно­стью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутрен­ности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынима­ли. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримирова­ли, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг.

Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.

Развитие медицинских знаний являлось неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта. Оно возникло из практического опыта на­рода и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубо­кими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев.

Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.

Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» — это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.

Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах — «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явле­ниями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболев­шего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). Изобретение клизмы приписывают египтянам.

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н.э.) — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались расте­ния (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, але­бастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.

В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылка­ми на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, с одной стороны, усиливали действие лекарственных средств, а с другой — от­пугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали непри­ятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экс­кременты и мочу животных и т.д.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне но­сили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет роди­ной косметики.

В Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тек­сты сообщают, что характерными признаками глистных заболеваний в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), пора­жение прямой кишки и понос.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осу­ществляется под руководством ВОЗ — Всемирной организации здравоохране­ния с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас тек­стов об оперативном лечении (хирургии) — Большой хирургический папирус Эд­вина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травма­тических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, пред­плечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назна­чает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения: «Это болезнь, которую я вылечу» или «Это бо­лезнь, с которой следует бороться», или «Эта болезнь неизлечима».

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы вра­чеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе ле­чения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса да­вал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные луб­ки («шины») и тугое бинтование по­врежденной конечности льняной тка­нью, пропитанной смолой. Лечили раны, проводили ритуальное обрезание и кастра­цию евнухов.

В Древнем Египте издавна суще­ствовала профессия врачевателя зу­бов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) нали­чием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей. ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки (эллины) считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные ре­зервуары — колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегаю­щие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству — от отца к сыну.

Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исхо­де лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.

Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

Читайте также:  Как поможет мед при насморке

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

источник

Про Древний Египет ходит масса историй и домыслов. Особенно после появления фильма «Мумия. На первом месте, конечно, стоят истории про строительство пирамид. А на втором – бальзамирование мумий и вообще врачебное искусство древних египтян. Тем более, что врачебное искусство Древнего Египта, на удивление, было невероятно развитым и передовым для своих времён. Судя по многим свидетельствам авторитетных историков, древние египтяне имели обширные знания и опыт в этой области. Включая и опыт в делах интимных.

Ещё при фараоне первой династии Атотисе был составлен своеобразный анатомический атлас человеческого тела. До нас дошли, по меньшей мере, десятки пространных и подробных папирусов, посвященных медицине и фармакологии. А выводы учёных-египтологов, базирующиеся на изучении огромного количества мумий, просто потрясающие: оказывается, древнеегипетские хирурги успешно проводили операции на сердце, пластические операции, пересадку органов и даже могли… менять своим пациентам пол. (Если что, то это не моё утверждение, а – учёных-египтологов).

Причём исследование мумий говорит о том, что большинство операций было проведено вполне успешно и профессионально, и прооперированные жили после них ещё очень долго. Знаменитый «папирус Смита», переведённый американским египтологом Брестидом и датированный примерно 1550 годом до нашей эры, представлял собой настоящий «учебник хирургии». Папирус обильно украшают рисунки частей и органов тела до и после операций, что говорит о реалистичности и рациональности этого древнего манускрипта.

У древних египтян, судя по всему, было великолепно развито и зубоврачебное дело – у очень многих древних мумий прекрасно сохранились пломбы.

Однако некоторые аспекты медицины и привычного быта древних египтян могут вызвать у нас недоумение и даже отвращение.

Первая публикация древнеегипетского текста медицинского содержания, осуществленная лейпцигским профессором-египтологом Георгом Эберсом, отнюдь не вызывала восторга у его коллег. Историки медицины и врачи, пребывавшие тогда под впечатлением трудов, приписываемых полулегендарному Гиппократу, считали древнегреческую систему врачевания матерью медицины всех последующих времен и народов. И изданный Эберсом в 1890 году перевод папируса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» был встречен с нескрываемыми скепсисом и иронией.

Поводов для такого прохладного приёма было предостаточно. Например, в качестве средства против насморка папирус предлагал обратиться к носатому богу Тоту со следующим заклинанием: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все семь отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя. Молоко той, которая родила мальчика. Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!».

Во многих рецептах, приведённых в папирусе, главным ингредиентом были испражнения различных животных, птиц и насекомых. Чего стоит такой рецепт «лекарства от чрезмерного крика» для детей: «Мак, а также помет мух, который находится на стенах, приводятся в состояние массы и выжимаются, и пьются четыре дня». После такого «лекарства» явно любой ребёнок перестанет кричать чрезмерно. Возможно даже его надо будет затем лечить от немоты.

Для изгнания болезнетворных духов из человека рекомендовался кал львов, пантеры, козла, газели, страуса, крокодила и т.д., при лечении рожистого воспаления предписывалось местное втирание в кожу фекалий осла и женской мочи.

Известно, что третья из десяти описанных в Ветхом Завете казней египетских – это нашествие на страну кровососущих насекомых, в том числе и вшей. Доподлинно не установлено, имел ли место этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет чесался от вшей – факт.

Религиозные законы предписывали всем египтянам строжайшую гигиену и опрятность: правоверный египтянин должен был носить чистую полотняную одежду, несколько раз в день мыться, обязан был следить за чистотой в своем доме и т.п. Однако, видимо, не всем и не всегда эти предписания помогали, да и не всеми строго соблюдались (впрочем, как и в наше время).

Со временем нашли самый простой и дешёвый способ бороться с педикулёзом – просто на просто брить головы наголо. Это касалось всех: и мужчин, и женщин. При этом знатные или богатые египтяне обычно украшали себя париками. Большинство же их единоплеменников так и жили лысыми. А не расставаться с собственными волосами – было признаком совсем уж низкого социального статуса.

Древние книги свидетельствуют, что в Древнем Египте существовали специализированные родильные дома, из которых можно было вызвать опытных повитух к женщинам, желавшим родить на дому. Правда, доступны были такого рода услуги лишь жителям крупных городов.

Обнаруженный при раскопках древнеегипетского города Кахуна в 1889 году папирус, датируемый примерно 2000 годом до н.э., свидетельствует о довольно развитых представлениях египтян в акушерстве и гинекологи. В этом папирусе описаны кровотечения, нарушения менструального цикла, смещения матки, воспалительные процессы в брюшной полости и молочных железах. Наряду с магическими заклинаниями и ошибочными представлениями (так, египтяне считали, что матка открывается вверх) папирус из Кахуна содержит немало кажущихся вполне разумными советов и рекомендаций. Возможно кто-нибудь даже отважится проверить их действенность. Но если что – это уж на собственный страх и риск. В современных лабораторных условиях эти рекомендации не перепроверялись.

Вот, например, рецепт противозачаточного средства: «Листы акации, мелко растертые с финиками и мёдом, вводятся глубоко в её влагалище». Акация в самом деле содержит вид камеди, которая при растворении в воде даёт молочную кислоту. А молочная, кислота – один из самых частых компонентов современных противозачаточных средств. Так что… Правда не ясно – для чего финики и мёд? Может быть древние египтяне были также изобретателями куннилингуса и мёд с финиками делали это занятие, так сказать, более сладким? Во всяком случае, если кто попробует повторить этот древнегреческий рецепт – не примените поделиться своими ощущениями. Это сильно обогатит историческую науку.

Но, по большей части, у древних египтян существовали очень своеобразные методы контрацепции. Учёные и историки до сих пор спорят: использовались ли презервативы в Древности. Достоверных сведений об этом нет, хотя некие прототипы кондомов, вероятно, существовали уже 12–15 тысяч лет назад.

В Древнем Египте, в основном, практиковалась женская контрацепция, потому как считалось, что контролировать деторождение прекрасный пол должен сам. Чаще всего для этих целей египтянки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев всё с тем же с крокодильим калом. Мужчины же для контрацепции окунали свой половой орган в смолу или луковый сок. Как говорится – без комментариев.

Не менее экзотичными были способы определения способности женщины нести детородную функцию. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать всю ночь до рассвета. Если наутро она выглядела «хорошо и свежо», значит – была в состоянии забеременеть.

Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах всё того же чеснока – значит всё было в порядке. А всё дело в том, что древние египтяне предполагали – все отверстия в теле женщины связаны меду собой напрямую. И если изо рта вниз «путь свободен», то и забеременеть, соответственно, можно без особых проблем. Кстати, у древних египтянок было принято рожать, сидя на корточках.

В общем, древне египетские эскулапы были ещё те затейники.

Интересно, что у мужчин в Древнем Египте тоже была собственная «менструация». Вернее – так думали. На самом деле все «менструирующие» были больны шистосомозом – это опасное заболевание, вызываемое тропическими паразитами. До сих пор в мире около 200 миллионов человек страдают от этого недуга, причём до 200 тысяч умирают по этой причине ежегодно.

Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько широко распространён, что вообще не считался болезнью. Врачи были уверенны: кровь в моче у мужчин – это так же естественно, как и менструация у женщин. Если древний египтянин писал кровью – это было хорошим признаком того, что он готов к отцовству. Кроме того, доподлинно известно, что у древнеегипетских мужчин практиковалось обрезание – ещё задолго до возникновения авраамических религий.

Древнеегипетская живопись изображала фараонов как высоких, пропорционально сложенных, стройных людей «спортивного типа». Однако мумии тех же древних монархов и прочего «правящего класса» наглядно свидетельствуют, что это далеко не всегда было так. Просто существами определённые и довольно жёсткие каноны изобразительного искусства. Да и сами художники хорошо понимали кого и как нужно рисовать. Да это, наверное, присуще далеко не только древним. Если вспомнить парадные портреты членов Политбюро ЦК КПСС в советское время, то всякий помнит (кто тогда жил), насколько на портретах эти «кремлёвские старцы» выглядели моложе и красивее, чем в жизни. Впрочем, схожесть государственных культов СССР и Древнего Египта – тема, достойная отдельной статьи. Возможно, как-нибудь я её напишу. Но вернёмся к Древнему Египту.

Многие современники-летописцы фараонов оставили нам информацию о том, что пиры во дворцах устраивались довольно часто. Стандартный придворный банкет в Древнем Египте – это много килограммов мяса, много литров вина, несметное количество пирогов и другой «тяжёлой пищи». О «здоров питании» тогда и не слышали. Хотя, казалось бы, в этом климате можно было позволить себе питаться в основном фруктами и овощами. Не удивительно, что у мумий обнаружились «вывалившиеся» животы, жировые складки и закупорки артерий.

Справедливости ради надо подчеркнуть, что сами древние египтяне уже в 1500 году до н.э. писали довольно убедительные медицинские трактаты о вреде обжорства и тяжёлых последствиях ожирения.

На фото: современная реконструкция облика Тутанхамона

У древнеегипетских врачей существовала довольно чёткая специали¬зация. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., писал: «Египет изобилует врачами», причем «у египтян издавна имелись отдельные врачи по каждой части тела: каждый врач занимался только одной болезнью, и не более; все места (человеческого тела) распределялись между отдельными врачами: одни лечили глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвёртые – желудок, пятые – внутренние болезни». На¬конец, были и врачи, кото¬рые занимались болезнями «неопределённого» проис¬хождения. Таким образом, если бы древнеегипетский врач попал бы а нашу районную поликлинику, то не удивился бы обилию разных табличек на дверях.

Врачам помогали санитары, массажисты и бандажисты. Были в Древнем Египте, конечно же, и проктологи. Правда, практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм. Зато их с почтением называли «пастухами ануса». С клизмами у тамошней аристократии и бизнесменов, вообще, были близкие отношения – из-за постоянного переедания они каждый месяц в среднем трое суток «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.

Читайте также:  Как избавится от насморка народными средствами для детей

Вспоминается, кстати, американская комедия «История в Лос-Анджелесе» со Стивом Мартином в главное роли. Там одним из экзотических развлечений скучающих лос-анджелевцев была клизма. И девушка зовёт своего любовника основательно прочистить прямую кишку, прежде чем предаться любовным утехам. Так что и в этом смысле древние египтяне опередили наше время на многие тысячелетия.

Косметикой в Древности занимались тоже в значительной степени всё те же врачи и фармацевты. Причём пользовались косметическими средствами все, кому это было положено по рангу – и женщины, и мужчины. И, опять-таки, в основном в медицинских целях.

Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз с имитацией удлинения глазной щели делался не только ради красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240 %. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему.

Другой состав косметической краски для глаз включал изумрудного цвета порошок медной руды – хорошее средство профилактики глазных инфекций. В тропических и болотистых районах Нила, где всегда была сильна угроза распространения заразных болезней, такие меры предосторожности были совсем не лишни. К тому же макияж достаточно надёжно защищал кожу от прямых палящих солнечных лучей и пыли.

Но особенно хорошо приготовляли древние египтяне противогнилостные средства. Свое мастерство в этом деле они блестяще доказали бальзамированием трупов.

В 1835 году в «Военно-медицинском журнале» русский профессор Спасский писал: «Несмотря на усовершенствование химии, наше бальзамирование не станет наряду с Египтом». Этой же точки зрения придерживался один из первых исследователей мумий с позиций медицины Нового времени – французский врач Гренвиль.

Только вот один нюанс – несмотря на то, что в Древнем Египте покойников старались бальзамировать и погребать довольно оперативно, трупы аристократок или просто красивых женщин бальзамировщикам отдавали не раньше, чем у покойниц не появлялись явные признаки разложения. Делалось это для того, чтобы «похоронных дел мастера» не могли совокупляться со своими «клиентками».

Нет, всё же древние египтяне и вправду были большими затейниками.

источник

Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.

Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.

Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).

Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:

Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела

Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.

Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.

Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.

В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. “Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие “медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.

Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.

Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.

Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.

Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.

Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.

Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.

Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.

Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.

ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ

Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.

Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была “главным врачом” (где именно, неизвестно).

Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.

Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались “swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.

Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:

Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов

Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.

К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:

В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль

Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.

Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:

У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так это вставные золотые зубы. Мы пока не знаем, ставили ли их при жизни или уже после смерти, в процессе бальзамирования

Самым известным примером жителя Древнего Египта, который умер от проблем с зубами, была Царица Хатшепсут (1479-1458 до н.э.). Женщина умерла от абсцесса. Врачеватели того времени полагали, что кариес и другие зубные проблемы вызваны зубным червем, которого можно изгнать с помощью магических заклинаний. Маргарет Бансон считает, что такое убеждение впервые возникло в Месопотамии у Шумеров, где были обнаружены клинописные надписи на глиняных табличках с заклинаниями против зубного червя, а затем каким-то образом это убеждение перекочевало в Египет.

ЛЕЧЕНИЕ. ЛЕКАРСТВО. ИНВЕНТАРЬ

Как и другие врачи, стоматологи сперва использовали магические заклинания, чтобы прогнать зубного червя, а затем давали пациенту лекарства. Врачи и дантисты в лечебных целях часто прибегали к травам и специям. Например, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта (во время заболевания полости рта), больному давали медовый жевательный шар, корицу, или ароматическую смолу мирру. Существуют доказательства, что при удалении зубов и при установке искусственных в качестве анестетика использовался опиум.

Вера египтян в магию была не только фундаментом их культуры, но и считалась вполне нормальным и естественным явлением их жизни. Врачевание рассматривалось как одна из форм магии, а Бог медицины Хека обычно изображался в виде человека с двумя извивающимися вокруг него змеями. Этот символ позднее был заимствован греками и ассоциировался у них с богом медицины Асклепием, только змеи теперь обвивали не самого бога, а его посох. Кстати, обвитый змеей жезл Асклепия и сегодня используется как медицинский символ.

Кроме трав и специй, древнеегипетские медики использовали и фармацевтические препараты собственного творения. Маргарет Бансон пишет:

Снадобья древних египетских жрецов-врачей содержали антациды, медную соль, живицу, квасцы, вяжущие средства, карбонаты кальция и магния, различные антиспазматические, мочегонные и слабительные средства. В медицинских папирусах были прописаны рецепты с указанием дозировки и времени приема, уточнялось даже, чем какое лекарство нужно закусывать или запивать

В Египте хирургические операции были вполне обычным явлением. За последние несколько веков было найдено множество инструментов древних хирургов, и любопытно, что этот медицинский инвентарь очень похож на тот, который сегодня используется в больницах. Среди найденного: металлический скальпель, стоматологические щипцы, пилы для распиливания костей, катетеры, пинцеты, зажимы для остановки кровотока, металлические рефлекторы, ножницы, ланцеты, бинты и т.д. Древнеегипетские хирурги выполняли сложнейшие операции на головном мозге человека, после которых пациент выздоравливал и продолжал жить долгое время, об этом свидетельствуют исследования некоторых мумий. Также были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные протезы частей тела, что говорит о том, что в Древнем Египте было развито протезирование.

Правда, не все медицинские практики в Древнем Египте были успешными. Например, религиозный ритуал обрезания (переход от мальчика к мужчине), который проводили юношам в возрасте от 10 до 14 лет с помощью кремниевого ножа и магических заклинаний, часто заканчивался инфекционными заболеваниями. Так как природа инфекции древним врачам была неизвестна, заболевание считалось результатом сверхъестественного вмешательства. Решать проблему со здоровьем пытались магией, что, скорее всего, не помогало и приводило к смерти многих молодых людей.

Проблемы с глазами древние врачи разрешали с помощью крови летучих мышей. Доктора прошлого были уверены, что раз летучие мыши хорошо видят в темноте, то эта способность будет передана пациенту после втирания крови животного в больной глаз. Вряд ли это было эффективно.

Хотя бальзамировщики Египта хорошо знали, как устроены и где расположены органы человека, они никогда не исследовали внутреннее строение тела и не делились с врачами знаниями анатомии. Считалось, что эти две профессии совершенно разные и никак не связаны друг с другом. Именно по этой причине египтяне плохо представляли анатомическое устройство человека и не знали функций многих органов.

Несмотря на то, что египетские лекари немного разбирались в сердечно-сосудистой системе, то есть приблизительно понимали работу сердца, они считали этот орган, прежде всего, центром эмоций и интеллекта, органом мышления. Когда проходил процесс бальзамирования, сердце оставалось нетронутым, в то время как мозг извлекали из тела умершего — вытягивали через нос. Древние египтяне считали сердце самой важной частью тела, а мозг — бесполезной.

Тем не менее, докторов в Древнем Египте очень уважали за их мастерство и знания. Особенно медициной страны пирамид восхищались греки, которые заимствовали очень много лечебных методов у этого народа. Позже известные врачи Рима и Греции, такие как Гален и Гиппократ («отец современной медицины») изучали египетские тексты и символы и смогли сохранить некоторые медицинские знания того времени, которые дошли до наших дней.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник